Урок обществознания в 6-м классе ": Символика России "
Цели:
1. Совершенствовать представление учащихся о государственных символах РФ;
2. Воспитывать чувство любви и уважения к своей стране, гражданственности и патриотизма, уважительного отношения к государственным символам;
3. Развивать положительные качества личности;
4. Активизировать познавательную деятельность учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент, приветствие учащихся.
Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы проведём урок, на котором присутствуют гости, но вас это не должно пугать, так как Вы справитесь с любыми заданиями, и в этом вам помогут документы на столе, учебник и я ваш учитель. И так начнём.
II. Постановка проблемы.
- Обратите внимание на слайды. Определите, пожалуйста, какие государства вы представляете, когда видите эти фотографии?
- Скажите, ребята, можно ли назвать пирамиды символом Египта? А кремль символом России?
- А кто ответит, что такое символ? (Условный знак, обозначение чего-либо).
- А теперь вновь посмотрите на экран. Что нужно добавить вместо знака вопроса? (Герб России и флаг России).
- В чём отличие верхнего ряда картинок от нижнего? (Верхний ряд-это неофициальные символы государства, а нижний официальные символы страны)
- Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня поговорим на уроке? (О государственных символах России)
III. Тема нашего урока: Символика России
- Назовите государственные символы нашей страны.(Герб, гимн, флаг).
IV. Герб РФ
1. Как называется наука, которая занимается изучением, составлением гербов? (геральдика). И сейчас мы и займёмся этим.
Задание: соберите Герб РФ из разных элементов (раздаются конверты с фрагментами Герба РФ).
Ученики собирают герб РФ.
- А теперь давайте с вами проверим, кто правильно собрал герб. Но для этого нужно будет поработать с документом. Называется он "Конституционный закон о Государственном гербе РФ". У вас он находится на парте. Давайте зачитаем что там говорится о гербе РФ?
Работа с законом, исправление ошибок, если есть.
- Где мы можем видеть изображение герба? (денежные купюры)
- Что означает слово "герб"? (наследие)Запишите в тетрадь.
Немножко истории.
Рассказ ученика. Из истории герба РФ:
Любой символ имеет глубокий смысл и, если его расшифровать, можно узнать многое о территории, которой он принадлежит.
Первый государственный герб России появился в конце XV века. В период правления Ивана Ш Васильевича появляется главная составная часть герба России - двуглавый орел (слайд). В 1472 году Иван Ш заключил брак с наследницей Византийского престола царевной Софьей (Зоей) Палеолог. Родовым гербом Византийского государства был двуглавый орел, который символизировал Двуглавую Римско-Византийскую империю. Таким образом, двуглавый орел прилетел на русскую землю из Византии.
Государственные символы являются отражением истории государства. Орел в XV веке более походит на орленка, нежели на орла. Крылья опущены, никаких символов власти - Россия только начинает формироваться как централизованное государство.
В XVI в. в лапах Орла появились меч, крест, изменили форму короны и Орел поднял крылья и как бы взлетел. В лапе Орла появился крест православный. Он означает, что Россия остается верной православию и дает отпор всем попыткам папы Римского распространить католичество. Над орлом появляются три короны, которые символизируют великие царства: Казанское, Астраханское, Сибирское.
Герб в начале XVII века. В лапах орла появляются символы самодержавной власти - скипетр и держава. Грудь орла украшена щитом с иконным изображением Георгия Победоносца - защитника Отечества, борющегося с драконом. В этом гербе отразилась постоянная борьба добра и зла.
После свержения монархии в России появляется новый герб (слайд)
Этот герб просуществовал до 1993 года, затем был заменён современным гербом РФ (слайд)
V. Следующий символ государства это Флаг
Обратимся к документу Конституции РФ, что там говорится о флаге РФ?
Но таким флаг стал не сразу.
Рассказ ученика.
Из истории флага РФ:
В древности флаг назывался стягом. Затем по-славянски его звали знаменем. Раньше в битвах знамена имели большое значение, поскольку указывали местонахождение военачальников и отдельных отрядов. Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос. Такой флаг появился в России при Петре I в XVII веке. Первоначально он был флагом торгового флота. Когда к власти приходят большевики флаг становится красного цвета. Что символизировало пролитую кровь за освобождение. После распада СССР вновь возвращается триколор. С августа 1991 года Верховный совет РСФСР постановил считать его национальным флагом России
- Где мы обычно можем видеть флаг? Если затрудняетесь, то ответ можно найти в документе и в учебнике.
А теперь давайте закрепим и выполним задание:
Задание: Соберите флаг РФ. Раздаются конверты с элементами флага, они должны составить флаг РФ. Усложняем задание: определите, что обозначают цвета? Если сомневаетесь найдите в учебнике.(стр 169)
Красный - храбрость, удаль, красоту.
Синий - величие, красота, ясность.
Белый - цвет чистоты и святости.
Проверка (слайд)
VI. Физ.минутка.
VII. Гимн РФ
Ещё одним официальным символом РФ - это гимн.
А что такое гимн? (Торжественная песня, хвала и прославление). Запишите в тетрадь.
Наша страна в разное время именовалась по-разному, и гимны были разные.
Давайте послушаем об истории создания гимна
Первый Государственный гимн России был написан в XIX веке и назывался "Боже, царя храни!" - гимн, написанный В.А.Жуковским на музыку А.Ф Львова.- заслушать.
В 1917 году была свергнута монархическая власть и нужно было подобрать другой гимн, так появился гимн, написанный С.В.Михалковым и Габриэль Аркадьевич Эль-Регистана на музыку А.В.Александрова. - прослушать гимн.
После распада СССР, и провозглашения независимости России, появилась потребность в создании нового гимна. Музыку оставили прежней, а слова изменил всё тот же С.В.Михалков - так появился современный гимн РФ
прослушать гимн.
А сейчас проверим как вы запомнили.
Прослушаете 3 отрывка из гимнов и определите, какой из гимнов относится ко временам Российской империи, какой ко временам СССР, а какой - современный.
Звучат гимны: "Боже, царя храни", "Гимн СССР", "Гимн РФ".
А теперь обратимся к официальному документу "Конституционному закону о Гимне РФ". Что там говорится о гимне.
Из истории гимна:
-- Что нужно сделать, когда ты слышишь гимн (встать)
- Давайте и мы с вами послушаем и споём гимн стоя.
VIII. Заключительный этап урока.
Сегодня мы познакомились с символами нашего государства, с их историей. Мне было интересно наблюдать над тем как вы работали. Радостно, что не были равнодушными. Будущее России зависит от вас и хочется надеяться, что оно окажется в надежных руках.
Мы должны уважительно относиться к государству, в котором живем. И с достоинством к символам нашего государства.
И в заключении давайте с вами сейчас поиграем в игру.
IX. Рефлексия урока. Заполните листочки.
На уроке я работал(а) | Активно / пассивно |
Урок для меня показался | Коротким / длинным |
За урок я | Не устал(а) / устал(а) |
Моё настроение | Стало лучше / стало хуже |
Материал урока мне был | Понятен / не понятен Интересен / скучен Лёгким / трудным
Оценки |
X. Домашнее задание: П 16, попробуйте придумать герб, гимн, флаг вашей семьи.
Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации"
Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный герб Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.
Статья 1
Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации"
Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный флаг Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.
Статья 1
Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.
Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 3-ФКЗ
"О Государственном гимне Российской Федерации" (с изменениями от 22 марта 2001 г.)
Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный гимн Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.
Статья 1
В соответствии со статьей 70 Конституции Российской Федерации утвердить музыкальную редакцию и текстГосударственного гимна Российской Федерации согласно приложениям 1 и 2 к настоящему Федеральному конституционному закону.