Компьютер (презентация). Конституция РФ. Семейный кодекс РФ. Уголовный кодекс РФ. Гражданский кодекс РФ. Анкета, выдержки из Семейного кодекса РФ, карточки с заданиями. Маркеры разноцветные и стенд. Репродукция «Неравный брак». Лист самооценки. Базовый учебник Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Обществознание 9 класс, Москва, «Просвещение», 2011
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Время (мин) |
1.Мотивация | Организационный момент. Приветствие, проверка учащихся по списку, озвучивание темы урока. Предложение составить кластер. Сформулировать задачи урока. | Запись темы урока в тетрадь. Составление кластера. Формулирование задач урока. Что такое семья? Что такое брак? Каковы условия заключения брака? Каковы права и обязанности членов семьи? | Понимание значения семьи для каждого человека. | Понимание роли семьи в становлении личности и в жизни общества; | Определение сущностных характеристик к изучаемому объекту; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов. | 4 |
2.Актуализация знаний | Организация самостоятельной работы. Учебник, стр. 273-274 (приложение 1) работа с карточками. Вопросы: 1) Что представляет собой семья с юридической точки зрения? 2) Кто может выступать в качестве субъектов семейных правоотношений? Выявление проблемного вопроса: Может ли семья существовать без брака? Мотивирует на создание плана урока | Отвечают на вопросы и высказывают свои мнения. | Осознание личностью семьи как ценности, заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; | Умение взаимодействовать с обучающимися в ходе выполнения работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. | 5 |
3. Практическая часть | Представляет репродукцию «Не равный брак» худ. В. В. Пукирева. Что мы видим на картине? Оба молодожена счастливы? Работа с раздаточным материалом. Определить положения вступление в брак и расторжение брака. Работа с документом. Учитель раздает статьи из Семейного кодекса РФ. Дает задание прочитать статьи и ответить на вопросы. 1. Какие вы знаете условия заключения брака? 2. Разрешает ли закон многоженство? Приведите положение Семейного кодекса, являющееся основанием для правильного ответа. 3. Каковы обстоятельства, препятствующие браку? 4. На каких основаниях брак может быть расторгнут? 5. Какой брак считается фиктивным? Обсуждение. Вопросы для закрепления:1. Каким образом производится регистрация брака? 2. Всегда ли вопрос о расторжении брака решается в судебном порядке? 3). В каких случаях брак может быть признан судом недействительным? | Индивидуальная работа. Ответы по репродукции «Не равный брак». Работа с документами. Отвечают на вопросы. Выясняют разницу между этими браками. Гражданский брак-это официальный, законный брак (а не фактический, как думают многие) Фиктивный брак-брак, заключённый без намерения создать семью, а только из корыстных побуждений (например, получить возможность проживать в квартире супруга). Такой брак признаётся недействительным. Церковный брак-это венчание в церкви. Различие состоит в том, что только гражданский брак, т.е. государственная регистрация порождает юридические права и обязанности супругов и д.р. | умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). | Умения находить нужную социальную информацию в различных источниках. | Овладением различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следования этическим нормам и правилам ведения диалога. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами | 5 |
ФИЗМИНУТКА | 2 |
4. Практическая часть | Права и обязанности супругов рассматривается на основе составления схемы и привлечения материалов учебника Схему создаем на плакате. Презентация «Семейные правоотношения». Раздает документы Семейный кодекс РФ и Конвенция о правах ребенка. Вопросы после просмотра презентации: права ребенка в семье? Что значит опекун? Обязанности детей? | Обучающиеся пишут под субъектами их права и обязанности на плакате маркерами. Смотрят презентацию и слушают учителя. Отвечают на вопросы и делают выводы, работая с документами. | Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения семьи и семейных традиций. | Умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей | Умение выполнять познавательные, творческие и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на использование элементов причинно-следственного анализа. | 15 |
5. Закрепление материала. | Приводит примеры из жизни различных семейных ситуаций. Предлагает придумать свои примеры для обсуждения. | Обучающиеся отвечают на примеры и проводят свои примеры. Обсуждают примеры. | Сохранение мотивации к учебной деятельности, проявление интереса к новому учебному материалу, оценивание своих достижений в усвоении нового материала Развитие навыков сотрудничества | Знание, понимание порядка и условий заключения брака, прав и обязанностей супругов, а также права и обязанности детей. | Овладение логически ми действиями анализа, синтеза, классификации, построения рассуждений, готовность слушать собеседника и вести диалог | 6 |
6. Рефлексивно-оценочный блок | Раздает самооценочные листы. И после выставление оценки учащимися предлагает закончить предложение. У меня сегодня получилось…. | Ребята оценивают себя сами. (Лист самооценки: оцените свою работу на уроке по 8-балльной шкале: критерии оценки: 1.Весь урок активно работал, материал урока освоил полностью – 8 баллов; 2.Часто работал на уроке, материал урока освоил на 80 %- 6 баллов; 3.Работал на уроке добросовестно, редко отвечал, материал освоил на 50% - 4 баллов; 4.Работал плохо, редко отвечал, материал не понял – 2 балла). Выполняют рефлексию, продолжают предложение. | Наличие мотивации к индивидуальной работе, работа на результат. | Формируют навыки самооценки. | Понимание причины успеха/неуспеха учебной деятельности | 2 |
7. Домашнее задание. | Объясняет домашнее задание. Написать мини-сочинение «Семейные ценности». | Записывают домашнее задание. | | | | 1 |