Учебник: Л.Н.Боголюбов. Обществознание. 9 класс,
Раздаточный материал по теме урока.
«Жениться- это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности», - А.Шопенгауэр.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность | УУД |
1. Организацион ный момент Методы: словесные, самооценка | Цель: способствоать подготовке учащихся к продуктивной работе на уроке | Цель: подготовиться к продуктивной работе на уроке | Регулятивные: сохранять учебную задачу, контролировать свою деятельность Коммуникативные: слушать и понимать других. |
- Приветствие - Давайте определим наше положение на координате познаний, где мы находимся сейчас и где бы вы хотели находится к концу урока. | (Шкала пятиступенчатая) -Сейчас -0.а к концу урока-дети высказывают свои предположения. |
2. Актуализация опорных знаний Методы: самостоятельная работа, информационные методы контроля (взаимопроверка, взаимооценка) | Цель:организовать работу по повторению базовых знаний, необходимых для изучения темы урока, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока. Беседа -Почему семью называют особой малой группой, ячейкой общества? -Что понимается под имуществом семьи? -Что означает создание благоприятного психологического климата в семье? | Цель:активизировать ранее полученные знания при изучении темы «Психологический климат в семье» -Отвечают на вопросы: -Семья-соц.группа, основанная на родственных связях,члены семьи связаны общим бытом,взаимопомощью. -семья, состоящая из родителей и детей. -семья-ячейка общества и добрые семейные традиции-источник стабильности и гуманности общества----Имущество, нажитое в процессе совместного проживания называется имуществом семьи. -Климат в семье д.быть теплым и приятным, а значит члены семьи должны окружить друг друга заботой и вниманием. | Предметные: владеть ранее изученным материалом на тему «Психологический климат в семье» Регулятивные: сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: Личностные: проявлять самостоятельность в разных видах деятельности. |
3. Формулирова-ние темы и целей урока Методы: словесные, наглядные, эвристический, метод формирования интереса, самооценка своих знаний по данной теме | Цель: организовать работу по обсуждению создавшегося затруднения, формулировка темы и целей урока. Мотивационная беседа: - Семья- это величайшая ценность для каждого человека. Это понимают все. Но настоящую семью могут создать люди, подготовленные не только к праздникам семейной жизни, но и к ее будням, умеющие не только танцевать и веселиться, но и хорошо работать, растить детей, содержать дом…. А самое главное условие создания счастливой семьи – любовь. С этого чувства начинается путь к настоящему семейному счастью. Но сегодня мы не будем долго говорить о любви. Сегодня все больше пойдет разговор о вещах практических: На какие вопросы вам хотелось бы получить ответ сегодня? -Пусть эти вопросы и лягут в основу плана нашего урока -Ответить на вопросы плана нам поможет Семейный кодекс РФ, который как раз и регулирует…….. -Давайте, ребята, откроем тетради и запишем число и тему урока. | Цель: обсудить затруднение, сформулировать тему и цели. Предполагаемый ответ: - Может ли семья существовать без брака, а брак - без семьи? - Почему в брак можно вступать лишь с 18 лет? - «Что такое брачный договор?» и - «Как и почему осуществляется правовая защита ребенка?» -юридические понятия семьи и брака; -условия и порядок заключения брака; -отношения супругов; -отношения родителей и детей. -Семейные правоотношения Дети открывают тетради, записывают число и тему урока. | Регулятивные: участвовать в постановке учебной проблемы; принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, определять круг своего незнания. Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета. Личностные: осознавать необходимость изучения данной темы |
4. Изучение нового материала Методы: диалог, анализ ситуации, эвристический информационный | Цель: создать необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся. | Цель:иметь представления о семье, о порядке и условиях заключения и расторжения брака, личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях супругов, родителей и детей в семье; понимать специфику юридического понимания семьи и значимость правового регулирования семейных отношений; | Предметные: объяснять значение юридического брака, порядок заключения и расторжения брака, личных имущественных и неимущественных прав и обязанностей супругов. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, определять круг своего незнания. Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета. Личностные: осознавать необходимость изучения данной темы, выражать свое мнение. |
А)Юридические понятия семьи и брака -Может ли семья существовать без брака, а брак - без семьи? Какие слова здесь являются ключевыми? - давайте познакомимся с определением семьи в юридическом плане - Анализ ситуации: Можно ли эту группу людей назвать «семьей»? - В чем же заключается юридический смысл семьи? - Вернемся к вопросу: Может ли семья существовать без брака, а брак - без семьи? Б) Условия и порядок заключения брака. -Государственная регистрация брака возможна только при соблюдении определенных условий и порядка. В) Семейные правоотношения: -отношения супругов, - рассказ об особенностях семейных правоотношений. -отношения родителей и детей: -рассказ об особенностях родительских прав | -Предполагаемый ответ: семья и брак Работа с учебником (Дают определение семьи юридическом плане –с.155 и рассматривают ситуацию с.154-155) - Участвуют в обсуждении. Делают вывод: данный союз в юридическом смысле семьей не являлся, т.к. официально зарегистрирован не был и поэтому не порождал юрид. прав и обязанностей мужа и жены. - Дают определение брака и записывают в тетрадь.(учебник, с.155) - Делают вывод. -Выполняют задание, в процессе знакомятся со ст.11,12, 13, 14 Семейного кодекса РФ. Решение задач в группах. Обсуждение. - Презентация «Бракосочетание» -Знакомятся с Семейным кодексом РФ (ст.31-39), определяет личные и имущественные права и обязанности в браке. -делают задание и решают задачи в группах. Обсуждение - Рассказ о брачном договоре. -Составление брачного договора в парах. - Обсуждение. -Продолжают работать с Семейным кодексом РФ (ст.55-57,60-61,63,66,67,71,87) Решают задачи и делают задание в группах. |
6.Рефлексия Методы: самооценка своей деятельности, и деятельности класса в целом | Цель:создать ситуацию, побуждающую учащихся к анализу своей деятельности и деятельности класса на уроке | Цель:осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса в целом. | Предметные: понимать смысл необходимости проведения Олимпийских игр в Греции. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять деятельность по заданному алгоритму, контролировать процесс и результаты деятельности. Познавательные: определять круг своего незнания. Личностные: осознавать необходимость изучения данной темы, проявлять самостоятельность в деятельности, выражать свое мнение. |
-Наш урок приближается к концу. -Было ли интересно на уроке? -Трудно? -Пригодятся ли знания, полученные на уроке вам в жизни? - Давайте вернемся к шкале познаний и посмотрим на каком уровне каждый из вас оказался. -оценивание -Тем не менее, не забывайте о том, что даже самые разумные расчеты при планировании семьи без яркой вспышки озарения истинной любовью никому счастья не приносили. Поэтому я вам желаю создать настоящую семью, где всегда будет царить любовь, благополучие и достаток. |
-высказывают свою точку зрения
-Рефлексия собственной деятельности. -Обсуждение
-смотрят виодеоролик «Семья» |
7.Домашнее задание. | Цель: создать условия для успешного выполнения домашнего задания. | Цель:закреплять полученные знания посредством пересказа, ответов на вопросы и выполнения заданий. | Познавательные: определять круг своего незнания. Коммуникативные: слушать и понимать других. |
Уровень 1 («3») - П. 18, читать, пересказывать. Уровень 2 («4») – + ответить на вопросы № 1, 2,3,4,5,6. Уровень 3 («5») – + решить задачи 1,4. | -Рассматривают задания. -Слушают рекомендации учителя по правильному и успешному выполнению домашнего задания. -Задают вопросы по необходимости. |