Представленный тип урока можно классифицировать как практическое занятие с составлением индивидуального семейного бюджета . Применяя технологию актуализации экономических понятий , учащиеся осваивают и закрепляют их основной смысл . Технология проблемного обучения позволяет увидеть ошибочность суждений , разобраться в сущности их понимания . Правильное составление семейного бюджета дает возможность научиться разумно использовать имеющие средства , научиться их экономии .
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тип урока: Комбинированный урок с выполнением индивидуальных заданий
по составлению личного бюджета семьи.
План урока:
Необходимость понимания составления семейного бюджета.
Доходы семьи.
Расходы семьи.
Кривая Лоренца.
Индекс Джини.
Понятия и термины:
бюджет семьи (сбалансированный, дефицитный, профицитный);
доходы семьи;
человеческий капитал;
заработная плата;
трансферты;
расходы семьи;
закон Энгеля;
неравномерность распределения доходов; кривая Лоренца; индекс Джини.
Средства обучения: работа со схемами; составление личного бюджета; построение кривой Лоренца.
Учащиеся должны четко понимать основные понятия, необходимые для выполнения практической работы.
Семейный бюджет: это финансовый план семьи. Составляющий доходы и расходы семьи на определенный период времени (месяц, год).
Закон Энгеля – с ростом дохода семьи структура расходов меняется: доля расходов на питание снижается, доля расходов на удовлетворение культурных потребностей увеличивается.
Богатство – стоимость всех вещей, которыми владеет человек.
Потребительская - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных
корзина товаров и услуг, необходимых для здоровья человека и
обеспечения его жизнедеятельности.
Основные положения темы
Источниками доходов семьи могут быть: трудовой доход, имущественный доход и трансферты. Бюджет семьи – баланс доходов и расходов семьи за определенный период. Составление бюджета помогает людям наилучшим образом использовать свои деньги. От величины доходов зависит структура расходов семьи: с ростом доходов доля расходов на питание снижается.
Регулирование неравенства доходов возможно с помощью налогов и социальных выплат.
Вопросы для обсуждения
1. В каком случае бюджет семьи может быть сбалансирован?
Ответ: бюджет сбалансирован, когда доходы равны расходам.
Примеры ошибочных суждений:
Чтобы бюджет семьи был сбалансирован, доходы должны превышать расходы. Сбалансированный бюджет может иметь только обеспеченная семья. При очень больших доходах бюджет семьи составлять не нужно.
2. Зависит ли структура расходов граждан от уровня их доходов?
Ответ: об уровне благосостояния населения можно судить по доле расходов на
питание: с ростом благосостояния снижается доля расходов на питание.
Примеры ошибочных суждений:
Чем выше доля расходов на питание, тем выше уровень благосостояния граждан страны. Структура расходов семьи не зависит от уровня доходов.
3. Какие меры могут регулировать неравенство доходов граждан?
Ответ: регулирование неравенства доходов возможно с помощью налогов и
социальных выплат.
Примеры ошибочных суждений:
Увеличение пособий по безработице повышает степень неравенства распределения доходов. Снижение налогов на малоимущих граждан увеличивает расслоение в обществе.
Подведение итогов путем проверки выполненных заданий.