kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семейное право. правовые основы брака и семьи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока содержит задания формата ЕГЭ и задания для работы с документом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.


«Конспект урока обществознания 11 класс Семейное право»

ТЕМА УРОКА СЕМЕЙНОЕ ПРАВО. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БРАКА И СЕМЬИ.

Тип урока: урок повторения и закрепления знаний

ФОРМА УРОКА: урок-практикум

МЕТОДЫ  И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, мозговой штурм, практический

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: индивидуальная, групповая

Цели и задачи урока:

Обучающие: актуализировать известные учащимся знания по семейному праву; дать более глубокие и осмысленные знания (по сравнению с основной школой) о семейном праве; конкретизировать теоретические представления о порядке и условиях заключения и расторжения брака, личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях супругов, родителей и детей в семье; познакомить с формами воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; довести до учащихся специфику юридического понимания семьи и значимость правового регулирования семейных отношений;

Развивающие: продолжить формирование умений учащихся работать с источниками, анализировать их содержание на основе полученных знаний; формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях; коммуникативные навыки общения при работе в группе ; организовать познавательную деятельность учащихся таким образом, чтобы они умели самостоятельно строить рассказ, опираясь на свои знания и источники;

Воспитательные: сформировать представление о личности и социальной ценности семьи, важности законодательного регулирования семейных отношений. формировать мнение о роли семьи в обществе. Вырабатывать определенную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям. создать психологические и правовые предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни. Сформировать у учащихся четкое осознание необходимости правового регулирования семейных отношений; уяснить влияние семьи на развитие личности и общества, ее роль и значение в современном обществе.

Оборудование урока:

- компьютер, проектор;

- мультимедийная презентация к уроку

- схемы, таблицы, понятия;

-Семейный кодекс РФ.

Основные понятия: семья, брак, условия вступления в брак, личные и имущественные права и обязанности супругов, брачный договор, порядок расторжения брака

Учащиеся должны знать, что:

  • семейный кодекс не допускает произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;

  • в семейном кодексе запрещаются любые формы ограничения се­мейных прав и предусмотрена возможность граждан по своему усмотре­нию распоряжаться принадлежащими им семейными правами.

  • Основные аспекты семейной жизни регулируются законом и Семейным кодексом РФ

  • Семья находится под защитой государство, так же как и материнство, отцовство и детство.

Учащиеся должны понимать, что такое:

1)брак;

2)семья;

3)брачный договор;

4)условия вступления в брак;

5)права и обязанности супругов;

6)договорный режим имущества супругов


Учащиеся должны уметь:

  1. объяснять назначение семьи;

  2. раскрывать правовые основы семейно-брачных отношений;

  3. аргументировать свои ответы;

  4. Разрешать ситуации в семейных отношениях

  5. высказывать собственную точку зрения.



Литература:

Абашин Э. А. Семейное право:учебное пособие. М. 2002

Кабилова С. А., Лебедева Н. Н., Штыкова Н. Н. Старшеклассникам о семейном законодательстве: Учеб. пособие, Владимир, 2003

Обществознание: Пособие для поступающих в вузы РФ (под ред. М. Н. Марченко),

М. 2003

Гришина И. И. Гришин И. П. Семейное право: учеб. Пособие, М. 2004

СТРУКТУРА УРОКА

I Организационный момент(1-2 мин.) Поздороваться с классом, проверить готовность класса к уроку, отметить отсутствующих.

  1. Вступительное слово учителя (5 мин.)

Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут такие высказывания:

Жениться совсем не трудно, трудно быть женатым. (Унамуно)

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. (Л. Толстой)



На всём протяжении своего существования человечество сформировало ряд ценностей, значение которых очень велико.

Назовите общечеловеческие ценности (здоровье, образование, традиции и обычаи, вера, семья и т.д.).   Семье, семейным отношениям еще в Древней Руси придавали большое значение. Семья являлась всегда миниатюрным государством со своим главой и собственной публичной властью. Например, в своем «Поучении детям» Владимир Мономах говорил о воспитательных функциях семьи. На протяжении всей истории государства общество постоянно обращало внимание на развитие брачно-семейных отношений. И.Резник в своем Гимне семье сказал:

 Семья – любви великой царство.

В ней вера, праведность и сила.

Семья – опора государства,

Страны моей, моей России.

Тема урока: «Семейное право».

Цель урока:

  • cистематизация и углубление знаний о семейном праве;

  • конкретизация представлений учащихся об отношениях, регулируемых семейным законодательством, о правах и обязанностях супругов, родителей и детей;

  • выработка умений учащихся получать и критически осмысливать правовую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

План.

1.Признаки брака. Условия заключения и прекращения брака.

2.Права и обязанности супругов.

3.Решение заданий С8, В2 в формате ЕГЭ.

4.Решение заданий С1-С4 в формате ЕГЭ.

3. Проверка домашнего задания (10 мин.)

На прошлом уроке мы говорили о семье. Ответьте мне на следующие вопросы:

Что такое семья?

Семья - первичное объединение людей, основанное на кровном родстве, любви и взаимной ответственности

Семья - общность супругов, родителей и детей

Что такое брак?

Брак – это надлежащим образом оформленный (юридический акт) и добровольный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи.

Вопрос: Всякий ли союз между мужчиной и женщиной является законным браком? (Нет, не являются церковный, фактический). Примером может служить история Пабло Пикассо и Франсуазы Жило, одной из гражданских жён художника. Они познакомились в 1943 году: она – начинающий живописец, он – всемирно известный мастер, к тому же на 40 лет её старше. Они прожили вместе 10 лет. Двое детей – сын Клод и дочь Полома, казалось, навечно скрепили их союз. И всё-таки Франсуаза ушла. Не только потому, что они с Пабло не были обвенчаны, - ей надоели его диктаторские замашки, бытовой садизм: в гневе он мог потушить о её щёку сигарету. Естественно, ни она, ни дети не получили ничего из миллионного состояния художника.



Ситуация.Встретились мужчина и женщина. Родились дети. Живут счастливо. Но их отношения государством зарегистрированы не были. Можно ли эту группу людей назвать семьей? (да)

  • Представьте, что детей у них нет. Можно ли в этом случае назвать их союз семьей? (нет)

В качестве домашнего задания вам нужно было изучить некоторые главы Семейного кодекса РФ. Ответьте на вопросы:

Признаки брака:

  • Союз мужчины и женщины

  • Единобрачный союз

  • Свободный союз

  • Равноправный союз

  • Союз, зарегистрированный в органах ЗАГСа

Союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности

Ст.12. Условия заключения брака

1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

Ст. 13. Брачный возраст

1. Брачный возраст устанавливается с 18 лет.

При наличии уважительных причин, по просьбе брачующихся он может быть снижен до 16 лет. Уважительные причины: беременность невесты, рождение ребенка, призыв жениха в армию.

Каковы условия прекращения брака? (развод, смерть супруга, признан судом умершим, или безвестно отсутствующим.)

Раздать бланки ЕГЭ и тест.

Тест-опрос по теме: «Семейное право»



Вопросы:



1.Выберите правильный ответ:


Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, это-


а) род

б)сословие

в)семья

г)элита


2.Демократическая (партнерская) семья в отличие от патриархальной (традиционной) характеризуется

а)совместным проживанием как минимум трех поколений

б) справедливым разделением домашних обязанностей

в)экономической зависимостью женщины от мужчины

г) главенствующей ролью мужчины в доме


3.Патриархальная (традиционная) семья, в отличие от демократической (партнерской) характеризуется

а) экономической зависимостью женщины от мужчины

б)совместным обсуждением семейных проблем

в) справедливым разделением домашних обязанностей

г) равным участием мужчины и женщины в общественном труде


4.Найдите в приведенном ниже списке характеристики традиционной (патриархальной) семьи, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Отец семейства занимает главенствующее положение.

  2. Главной целью является подготовка детей к самостоятельной жизни.

  3. Представители нескольких поколений ведут совместное хозяйство.

  4. Взрослые дети живут отдельно от родителей.

  5. Женщина находится в подчинении у мужчины.

Ответ:_______________


6.Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Семья — основанная на _______(А) и/или кровном родстве малая________(Б),

члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными_________(В)по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный __________(Г), т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т. е. сексуальные отношения, деторождение и первичная_______(Д) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к ___________(Е) и лицам пожилого возраста»


Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

  1. дети

  2. брак

  3. социализация

  4. коллектив

  5. обязанности

  6. институт

  7. отношения

  8. группа

  9. любовь

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

А

Б

В

Г

Д

Е











Работа со статьей 7 Семейного кодекса РФ. Определить, какое имущество супругов является совместной собственностью, какое собственностью каждого из супругов. Результаты записать в таблицу.

  • доходы супруга от трудовой деятельности во время брака

  • фирма супруга, основанная до вступле­ния в брак

  • машина, приобретенная супругом до вступления в брак

  • пенсия супруга во время брака

  • гонорар за опубликованную супругом во время брака книгу

  • пособие по уходу за ребенком во время брака

  • доля в уставном капитале фирмы супруга, учрежденной во время брака

  • пальто супруга, приобретенное во время брака

  • бриллиантовое колье жены, приобретен­ное во время брака

  • электрическая бритва супруга, приобре­тенная во время брака

  • соболья шуба жены, приобретенная во время брака

  • туфли супруга, приобретенные во время брака

  • доходы супруга от предпринимательской деятельности во время брака

  • телевизор, полученный супругом в пода­рок во время брака

  • дом, полученный супругом по наследству во время брака




Совместная собственность супругов

Собственность каждого из супругов












Задание С8- составить план. По теме «Семья» три разных плана дома сделали ученики. Зачитать у доски.

Выполнить задание В2.

В2. Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к непосредственным функциям семьи как института общества. Найдите и укажите термины, выпадающие из общего ряда.


1)репродуктивная, 2)экономическая, 3)социальная,4)досуговая, 5)политическая, 6)воспитательная, 7)гносеологическая.


Ответ:_________


Ответ записать в бланк.

А теперь переходим к словарной работе. Записать в словари:

Коносаме́нт — документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу. Удостоверяет право собственности на отгруженный товар.

РЕСТИТУЦИЯ — норма права, в соответствии с которой лицо, незаконно обогатившееся за счет другого лица, должно восстановить справедливость путем возвращения имущества или денег.

5.Закрепление материала (12 мин.)

В качестве закрепления материала давайте выполним задания по тексту С1-С4 по теме «Семья». Ответы записать в бланк ЕГЭ.

Собрать бланки, оценки объявить на следующий урок.

Вывод. Итак, мы сегодня говорили о семейном праве, правах и обязанностях членов семьи. Думается, эти знания пригодятся вам в подготовке к ЕГЭ.

Закончить наш урок мне хочется опять словами поэта Ильи Резника.

Семья – источник изначальный

Небесным ангелом хранимый,

И грусть, и радость, и печали

Одни на всех, неразделимы!

Пусть повторятся в поколеньях

Благословенной жизни дни.

Храни, Господь, очаг семейный,

Любовь любимых охрани! (И.Резник)

Домашнее задание: Написать эссе на темы: «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества» Ф.Адлер, « Хорошее дело браком не назовёшь» , «Там где начинается быт, заканчивается любовь»
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Семейное право. правовые основы брака и семьи.

Автор: Михеева Наталия Алексеевна

Дата: 02.04.2018

Номер свидетельства: 464669

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Правовые основы брака и семьи"
    ["seo_title"] => string(31) "pravovyie-osnovy-braka-i-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "326940"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463337083"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Правовые основы семьи и брака"
    ["seo_title"] => string(28) "pravovye_osnovy_semi_i_braka"
    ["file_id"] => string(6) "559318"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1602013775"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Тема: " Правовые основы семейно-брачных отношений. Этика семейных отношений""
    ["seo_title"] => string(76) "tema_pravovye_osnovy_semeino_brachnykh_otnoshenii_etika_semeinykh_otnoshenii"
    ["file_id"] => string(6) "571046"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1611319042"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока по предмету Человек. Общество. Право. для 10 класса "Семья и брак""
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-po-priedmietu-chieloviek-obshchiestvo-pravo-dlia-10-klassa-siem-ia-i-brak"
    ["file_id"] => string(6) "253589"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447610019"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Семейное правоотношение "
    ["seo_title"] => string(29) "siemieinoie-pravootnoshieniie"
    ["file_id"] => string(6) "197628"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428262783"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства