ТЕМА УРОКА СЕМЕЙНОЕ ПРАВО. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БРАКА И СЕМЬИ.
Тип урока: урок повторения и закрепления знаний
ФОРМА УРОКА: урок-практикум
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, мозговой штурм, практический
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: индивидуальная, групповая
Цели и задачи урока:
Обучающие: актуализировать известные учащимся знания по семейному праву; дать более глубокие и осмысленные знания (по сравнению с основной школой) о семейном праве; конкретизировать теоретические представления о порядке и условиях заключения и расторжения брака, личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях супругов, родителей и детей в семье; познакомить с формами воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; довести до учащихся специфику юридического понимания семьи и значимость правового регулирования семейных отношений;
Развивающие: продолжить формирование умений учащихся работать с источниками, анализировать их содержание на основе полученных знаний; формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях; коммуникативные навыки общения при работе в группе ; организовать познавательную деятельность учащихся таким образом, чтобы они умели самостоятельно строить рассказ, опираясь на свои знания и источники;
Воспитательные: сформировать представление о личности и социальной ценности семьи, важности законодательного регулирования семейных отношений. формировать мнение о роли семьи в обществе. Вырабатывать определенную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям. создать психологические и правовые предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни. Сформировать у учащихся четкое осознание необходимости правового регулирования семейных отношений; уяснить влияние семьи на развитие личности и общества, ее роль и значение в современном обществе.
Оборудование урока:
- компьютер, проектор;
- мультимедийная презентация к уроку
- схемы, таблицы, понятия;
-Семейный кодекс РФ.
Основные понятия: семья, брак, условия вступления в брак, личные и имущественные права и обязанности супругов, брачный договор, порядок расторжения брака
Учащиеся должны знать, что:
в семейном кодексе запрещаются любые формы ограничения семейных прав и предусмотрена возможность граждан по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им семейными правами.
Основные аспекты семейной жизни регулируются законом и Семейным кодексом РФ
Семья находится под защитой государство, так же как и материнство, отцовство и детство.
Учащиеся должны понимать, что такое:
1)брак;
2)семья;
3)брачный договор;
4)условия вступления в брак;
5)права и обязанности супругов;
6)договорный режим имущества супругов
Учащиеся должны уметь:
объяснять назначение семьи;
раскрывать правовые основы семейно-брачных отношений;
аргументировать свои ответы;
Разрешать ситуации в семейных отношениях
высказывать собственную точку зрения.
Литература:
Абашин Э. А. Семейное право:учебное пособие. М. 2002
Кабилова С. А., Лебедева Н. Н., Штыкова Н. Н. Старшеклассникам о семейном законодательстве: Учеб. пособие, Владимир, 2003
Обществознание: Пособие для поступающих в вузы РФ (под ред. М. Н. Марченко),
М. 2003
Гришина И. И. Гришин И. П. Семейное право: учеб. Пособие, М. 2004
СТРУКТУРА УРОКА
I Организационный момент(1-2 мин.) Поздороваться с классом, проверить готовность класса к уроку, отметить отсутствующих.
Вступительное слово учителя (5 мин.)
Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут такие высказывания:
Жениться совсем не трудно, трудно быть женатым. (Унамуно)
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. (Л. Толстой)
На всём протяжении своего существования человечество сформировало ряд ценностей, значение которых очень велико.
Назовите общечеловеческие ценности (здоровье, образование, традиции и обычаи, вера, семья и т.д.). Семье, семейным отношениям еще в Древней Руси придавали большое значение. Семья являлась всегда миниатюрным государством со своим главой и собственной публичной властью. Например, в своем «Поучении детям» Владимир Мономах говорил о воспитательных функциях семьи. На протяжении всей истории государства общество постоянно обращало внимание на развитие брачно-семейных отношений. И.Резник в своем Гимне семье сказал:
Семья – любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья – опора государства,
Страны моей, моей России.
Тема урока: «Семейное право».
Цель урока:
cистематизация и углубление знаний о семейном праве;
конкретизация представлений учащихся об отношениях, регулируемых семейным законодательством, о правах и обязанностях супругов, родителей и детей;
выработка умений учащихся получать и критически осмысливать правовую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
План.
1.Признаки брака. Условия заключения и прекращения брака.
2.Права и обязанности супругов.
3.Решение заданий С8, В2 в формате ЕГЭ.
4.Решение заданий С1-С4 в формате ЕГЭ.
3. Проверка домашнего задания (10 мин.)
На прошлом уроке мы говорили о семье. Ответьте мне на следующие вопросы:
Что такое семья?
Семья - первичное объединение людей, основанное на кровном родстве, любви и взаимной ответственности
Семья - общность супругов, родителей и детей
Что такое брак?
Брак – это надлежащим образом оформленный (юридический акт) и добровольный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи.
Вопрос: Всякий ли союз между мужчиной и женщиной является законным браком? (Нет, не являются церковный, фактический). Примером может служить история Пабло Пикассо и Франсуазы Жило, одной из гражданских жён художника. Они познакомились в 1943 году: она – начинающий живописец, он – всемирно известный мастер, к тому же на 40 лет её старше. Они прожили вместе 10 лет. Двое детей – сын Клод и дочь Полома, казалось, навечно скрепили их союз. И всё-таки Франсуаза ушла. Не только потому, что они с Пабло не были обвенчаны, - ей надоели его диктаторские замашки, бытовой садизм: в гневе он мог потушить о её щёку сигарету. Естественно, ни она, ни дети не получили ничего из миллионного состояния художника.
Ситуация.Встретились мужчина и женщина. Родились дети. Живут счастливо. Но их отношения государством зарегистрированы не были. Можно ли эту группу людей назвать семьей? (да)
В качестве домашнего задания вам нужно было изучить некоторые главы Семейного кодекса РФ. Ответьте на вопросы:
Признаки брака:
Союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности
Ст.12. Условия заключения брака
1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.
Ст. 13. Брачный возраст
1. Брачный возраст устанавливается с 18 лет.
При наличии уважительных причин, по просьбе брачующихся он может быть снижен до 16 лет. Уважительные причины: беременность невесты, рождение ребенка, призыв жениха в армию.
Каковы условия прекращения брака? (развод, смерть супруга, признан судом умершим, или безвестно отсутствующим.)
Раздать бланки ЕГЭ и тест.
Тест-опрос по теме: «Семейное право»
Вопросы:
1.Выберите правильный ответ:
Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, это-
а) род
б)сословие
в)семья
г)элита
2.Демократическая (партнерская) семья в отличие от патриархальной (традиционной) характеризуется
а)совместным проживанием как минимум трех поколений
б) справедливым разделением домашних обязанностей
в)экономической зависимостью женщины от мужчины
г) главенствующей ролью мужчины в доме
3.Патриархальная (традиционная) семья, в отличие от демократической (партнерской) характеризуется
а) экономической зависимостью женщины от мужчины
б)совместным обсуждением семейных проблем
в) справедливым разделением домашних обязанностей
г) равным участием мужчины и женщины в общественном труде
4.Найдите в приведенном ниже списке характеристики традиционной (патриархальной) семьи, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Отец семейства занимает главенствующее положение.
Главной целью является подготовка детей к самостоятельной жизни.
Представители нескольких поколений ведут совместное хозяйство.
Взрослые дети живут отдельно от родителей.
Женщина находится в подчинении у мужчины.
Ответ:_______________
6.Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Семья — основанная на _______(А) и/или кровном родстве малая________(Б),
члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными_________(В)по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный __________(Г), т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т. е. сексуальные отношения, деторождение и первичная_______(Д) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к ___________(Е) и лицам пожилого возраста»
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
дети
брак
социализация
коллектив
обязанности
институт
отношения
группа
любовь
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Работа со статьей 7 Семейного кодекса РФ. Определить, какое имущество супругов является совместной собственностью, какое собственностью каждого из супругов. Результаты записать в таблицу.
доходы супруга от трудовой деятельности во время брака
фирма супруга, основанная до вступления в брак
машина, приобретенная супругом до вступления в брак
пенсия супруга во время брака
гонорар за опубликованную супругом во время брака книгу
пособие по уходу за ребенком во время брака
доля в уставном капитале фирмы супруга, учрежденной во время брака
пальто супруга, приобретенное во время брака
бриллиантовое колье жены, приобретенное во время брака
электрическая бритва супруга, приобретенная во время брака
соболья шуба жены, приобретенная во время брака
туфли супруга, приобретенные во время брака
доходы супруга от предпринимательской деятельности во время брака
телевизор, полученный супругом в подарок во время брака
дом, полученный супругом по наследству во время брака
Совместная собственность супругов | Собственность каждого из супругов |
| |
Задание С8- составить план. По теме «Семья» три разных плана дома сделали ученики. Зачитать у доски.
Выполнить задание В2.
В2. Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к непосредственным функциям семьи как института общества. Найдите и укажите термины, выпадающие из общего ряда.
1)репродуктивная, 2)экономическая, 3)социальная,4)досуговая, 5)политическая, 6)воспитательная, 7)гносеологическая.
Ответ:_________
Ответ записать в бланк.
А теперь переходим к словарной работе. Записать в словари:
Коносаме́нт — документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу. Удостоверяет право собственности на отгруженный товар.
РЕСТИТУЦИЯ — норма права, в соответствии с которой лицо, незаконно обогатившееся за счет другого лица, должно восстановить справедливость путем возвращения имущества или денег.
5.Закрепление материала (12 мин.)
В качестве закрепления материала давайте выполним задания по тексту С1-С4 по теме «Семья». Ответы записать в бланк ЕГЭ.
Собрать бланки, оценки объявить на следующий урок.
Вывод. Итак, мы сегодня говорили о семейном праве, правах и обязанностях членов семьи. Думается, эти знания пригодятся вам в подготовке к ЕГЭ.
Закончить наш урок мне хочется опять словами поэта Ильи Резника.
Семья – источник изначальный
Небесным ангелом хранимый,
И грусть, и радость, и печали
Одни на всех, неразделимы!
Пусть повторятся в поколеньях
Благословенной жизни дни.
Храни, Господь, очаг семейный,
Любовь любимых охрани! (И.Резник)
Домашнее задание: Написать эссе на темы: «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества» Ф.Адлер, « Хорошее дело браком не назовёшь» , «Там где начинается быт, заканчивается любовь»