Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету Человек. Общество. Право. для 10 класса "Семья и брак"»
10 класс. Правоведение . Тема «Семья и брак».
Тема урока: Семья и брак.
Цель урока: определить социальные и правовые аспекты семьи и брака.
Задачи урока:
Разобраться в классификации типов семейных структур (тип семьи).
Выяснить условия для заключения и расторжения брака, определить личные и имущественные права и обязанности супругов.
Упорядочить знания в области прав и обязанностей родителей и детей.
Тип урока – урок систематизации и обобщения изученного материала.
Форма проведения урока: индивидуальная, групповая.
Методы проведения урока:
частично-поисковый;
репродуктивный;
проблемный.
Оборудование:
Основы права: учебник для 10 класса./ О.Копабаев, К.Айтхожин, Н.Кыдыркожаева, Г.Жайлин, А.Жумагали.
Интерактивное оборудование.
Карточки с заданиями для учащихся.
Творческие задачи по теме: "Семейное право".
Презентация урока в виде слайд-шоу.
До начала урока ученики делятся на 6 групп
Основные понятия :
Семья, брак, условия вступления в брак, личные и имущественные права и обязанности супругов, брачный договор, порядок расторжения брака.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Здравствуйте, ребята!
Наступило самое прекрасное время в вашей жизни - юность. Вы уже многое знаете, многое умеете, вы чувствуете себя взрослыми, и вся жизнь еще впереди. Но это и самое сложное время вашей жизни. Время выбора. Вы должны решить, чем будете заниматься в будущем, как устраивать свою жизнь, кто будет спутником в вашей жизни. Пройдет еще немного времени, и кто– то из ваших школьных друзей пригласит вас на свою свадьбу. Вы создадите свою, новую семью.
Семья как общественный институт важна для государства. Крепкая семья – крепкое государство.
И тема нашего урока «Семья и брак».
Цель урока - определить социальные и правовые аспекты семьи и брака.
Современным подросткам было предложено ответить на несколько вопросов по обозначенной теме. Результаты опроса получились достаточно интересными. (Диаграмма в презентации – опрос)
1 вопрос - Что такое семья для сегодняшних подростков?
Данные этой диаграммы позволяют сформулировать основные признаки семьи: родные и любимые люди, дети, счастье, поддержка.
Следующий вопрос звучал так: «Для чего человеку семья?»
Полученная картина представляется достаточно благополучной. Большинство ответило для того чтобы любить свою семью.
Хотели бы подростки, чтобы их будущие семьи были похожи на те, в которых они выросли?
Для многих подростков опыт взаимоотношений их родителей станет примером того, как не нужно строить семейный очаг.
Результаты опроса говорят сами за себя: родители – это люди, которые любят, понимают, заботятся о ребенке, интересуются его делами.
Хотелось бы подчеркнуть, что значимым родительским чувством для ребенка является любовь. Любовь делает детей счастливыми, дети, с которыми обращаются без любви, развиваются неправильно, даже если во всем остальном они воспитаны как надо.
Вместо комментария полученных результатов я процитирую отрывок из стихотворения Эдуарда Асадова.
Да, так уж устроено у людей, Хотите вы этого, не хотите ли, Но только родители любят детей Чуть больше, чем дети родителей. И все же – не стоит детей корить, Ведь им не всегда щебетать на ветках. Когда-то и им малышей растить, Все перечувствовать и пережить, И побывать в «стариках» и «предках».
Ещё Лев Николаевич Толстой писал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». И действительно, где мы проводим большую часть своей жизни? Конечно же, в семье! Я не думаю, что Лев Толстой был абсолютно счастливым человеком, но исходя из его цитаты, я точно уверена, что он знал тропинку, которая ведёт нас к счастью! У каждого она своя. И для её поиска необходимо опереться на многовековой опыт жизни человека в семье.
А что же такое семья?
Используя закон «О браке и семье» и философское изречение, дайте объяснение, что такое семья?
Каковы же функции семьи в современном мире?
Заполните таблицу
Что даёт семья человеку?
Что объединяет членов семьи?
Что семья даёт государству?
Назовите членов семьи.
За всю многовековую историю семьи существовали её различные типы. Остановимся на тех, которые распространены в настоящее время по всему миру.
Опережающее задание 1 школе
Ваша задача, назвать в каких государствах распространены данные типы семей.
Моногамия — брак, единобрачие, историческая форма брака и семьи, при которой в брачном союзе находятся два представителя противоположных полов. Противопоставляется полигамии в рамках которой представитель одного пола имеет в браке более одного представителя противоположного пола.Полигиния - (многожёнство) — форма полигамного брака, при которой мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах Полиандрия - редкая форма полигамии, при которой женщина состоит в нескольких брачных союзах с разными мужчинами.
Патрилинеальныйтип наследования – ведение происхождения и наследование имущества по отцовской линии семьи. Матрилинеальная семья - ведение происхождения и наследование имущества по материнской линии семьи
Патриархат — общество, в котором мужчины являются «доминантным элементом» в семейной, хозяйственной и общественной жизни. Матриархат - является такой формой общества, в котором лидирующая роль принадлежит женщинам, в особенности матерям семейств этого общества.
Гетерогенная семья - супруги происходят из разных социальных групп . Гомогеннаясемья - супруги примерно из одной социальной страты.
Нуклеарная семья - состоит из родителей и детей, находящихся на их иждивении и не состоящих в браке. В нуклеарнойсемье на первый план выдвигаются отношения мужа и жены, а не кровнородственные связи. Расширенная семья включает в себя, кроме супругов и детей, также других родственников: совместно могут проживать дедушки и бабушки, женатые взрослые дети с супругами или дяди и тети, сестры и братья со своими детьми.
Многодетная семья - принято считать семью с четырьмя и более несовершеннолетними детьми. Среднедетная – с тремя детьми . Малодетная – один либо два ребенка в семье .
Однокарьерная - где один из супругов работает, а другой ведет домашнее хозяйство. Двухкарьерная - в такой семье оба супруга направлены на реализацию своей карьеры и в меньшей степени нацелены на рождение и воспитание детей.
Все названные типы семейных структур объединяет нечто общее. Это брак. И в большинстве своём — законный, т.е. зарегистрированный в органах ЗАГСа.
Работа по группам с текстом Закон «О браке и семье» РК.
1 группа
- Каковы условия заключения брака? - Назовите обстоятельства, препятствующие заключению брака.
Группа 2
- Назовите основания для прекращения брака. - Перечислите условия расторжения брака в ЗАГСе, суде.
Группа 3
- Укажите личные права супругов. - Назовите возможные варианты выбора фамилии.
Группа 4. Законный режим имущества супругов.
5 группа
- Права несовершеннолетних детей.
Группа 6
Права и обязанности родителей. - Статья 60 - Статья 62 - Статья 63 - Статья 64
6 группа
Что такое брачный договор?
- Назовите плюсы и минусы брачного договора? Выполняется одновременно со всеми школами.
Самостоятельная работа учащихся с задачами
Задачи к уроку по теме «Семья и брак»
Задача 1
Моряк, находившийся в 9-месячном плавании, узнал из телеграммы от своей возлюбленной, что у них будет ребёнок. Одновременно она просила ответить, согласен ли он на заключении брака. Он ответил телеграммой, что согласен. Собрав необходимые документы и приложив телеграмму, заверенную капитаном корабля, будущая мать пришла в загс и, объяснив ситуацию, просила брак зарегистрировать.
Как должны поступить работники загса?
Задача 2.
Молодые супруги Светлана и Игорь, вступая в брак, поклялись друг другу в верности на всю жизнь. Свое обязательство никогда не расторгать брак и сопровождать друг друга пожизненно они зафиксировали на бумаге и, скрепив подписями, положили в шкатулку с фамильными ценностями.
Спустя год Игорь, приехав из отпуска, который он проводил на море, признался, что полюбил другую женщину. Светлана сказала, что она бы согласилась на развод, если бы они не заключили соглашение никогда не расторгать брак.
Разрешите данную ситуацию
Задача 3.
Семья Петровых, долгое время копившая деньги на приобретение автомашины, наконец ее купила Машина была зарегистрирована на имя супруга. Через несколько лет супруги решили расторгнуть брак. Не сумев поделить имущество, они обратились в суд с иском о разделе имущества. Муж настаивал на том, чтобы машина не включалась в массу общего имущества, мотивируя это тем, что машина записана на его имя и поэтому считается его собственностью. Помимо этого, он обратил внимание суда на то, что его жена не умеет водить автомобиль.
Как разрешить данную ситуацию?
Задача 4.
При заключении брака Сергей Павлов сразу признался жене, что он с детства не любит мыть посуду, и попросил Женю взять раз и навсегда эту обязанность на себя. В период эпидемии гриппа Женя тяжело заболела, и посуда несколько дней оставалась немытой. На просьбу жены навести порядок, Сергей отвечал, что это не его обязанность, да и не умеет он мыть посуду, поскольку в их семье этим занималась мама.
Оцените эту ситуацию с точки зрения личных прав и обязанностей супругов.
Задача 5.
Папа с мамой обсуждали предстоящий летний отдых. Сначала они хотели поехать на море, но затем, подсчитав финансы, решили остаться на даче. Их дочь Ирина со вдохом заметила, что дача на которой она всегда проводит свои летние каникулы, ей изрядно надоела. Мать, косо взглянув на неё, сказала: «Помолчи, не доросла ещё».
Оцените ситуацию с точки зрения закона.
Задача 6.
Семиклассница Ирина (13 лет) получила ко дню рождения от бабушки и дедушки подарок 1000 рублей. Они хотели, чтобы их внучка купила в подарок то, что ей больше по душе. Ирина обрадовалась и сказала, что ей очень нравится тяжелый рок и на все деньги она накупит дисков.
Оцените ситуацию с точки зрения закона.
Закрепление
Семейное право
Закончите фразы:
1. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей, называется __________________________________________________
2. Семейные, супружеские отношения между мужчиной и женщиной называются _______________________________________ .
3. Имущественные отношения между супругами возможно регулировать ______________________________________________.
4. Обозначьте цифрами отношения между супругами:
1 – неимущественные, 2 – имущественные
1
Выбор фамилии супруга после вступления в брак
2
Отношения собственности
3
Решение внутрисемейных вопросов
4
Совместное воспитание детей
5
Алиментные отношения
6
Право на расторжение брака
5. Отметьте знаком «+» положения, указывающие на особенности родительских прав.
1
Свободны в выборе средств и методов воспитания
2
Права одновременно являются и обязанностями
3
Равные права и обязанности
4
Выполнение прав в соответствии с интересами детей
5
Сочетание интересов родителей и детей при осуществлении родительских прав
6
Бессрочное наделение родителей правами
7
Наделение родителей правами до достижения ребенком 16 лет
8
Наделение родителей правом до достижении ребенком 18 лет
Картография
Приведите в соответствие
Домашнее задание: составить Кодекс ценностей своей будущей семьи.
И закончить урок мне хотелось бы стихотворением.
Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец, Родители - во всем мудрей, Любимый папа - друг, кормилец, А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже На этой сказочной земле!