kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правовые основы брака и семьи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Образовательная:

·         способствовать формированию правовых компетенций учащихся в вопросах брака и семьи.

Развивающая:

·         продолжить развивать логическое мышление;

·         умения анализировать и обобщать изучаемый материал;

·         вести, аргументировано доказывать собственную точку;

·         работать с правовыми документами, источниками.

Воспитательная:

  • способствовать формированию отношения к семье;
  • способствовать формированию толерантности, как основы позитивных качеств личности.

Тип урока: урок изучения нового материала;

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная;

Технология критического мышления;

Понятия: брак, ЗАГС, семейное право, личные и имущественные отношения, брачный договор, брачный контракт, «гражданский брак», законный режим имущества, договорный режим имущества, свидетельство о браке.

Оборудование: видеопроектор, раздаточный материал: задания для групп;

Литература: 
Семейный кодекс Российской Федерации.
Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Т. Кинкулькин, А.И.Матвеев. Обществознание. М.: Просвещение, 2012, с.274-277.

Просмотр содержимого документа
«Правовые основы брака и семьи»

Урок обществознания в 11классе на тему:

«Правовые основы брака и семьи»

Учитель истории и обществознания Коноваленко Е.В.

Цели урока:

Образовательная:

  • способствовать формированию правовых компетенций учащихся в вопросах брака и семьи.

Развивающая:

  • продолжить развивать логическое мышление;

  • умения анализировать и обобщать изучаемый материал;

  • вести, аргументировано доказывать собственную точку;

  • работать с правовыми документами, источниками.

Воспитательная:

  • способствовать формированию отношения к семье;

  • способствовать формированию толерантности, как основы позитивных качеств личности.

Тип урока: урок изучения нового материала;

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная;

Технология критического мышления;

Понятия: брак, ЗАГС, семейное право, личные и имущественные отношения, брачный договор, брачный контракт, «гражданский брак», законный режим имущества, договорный режим имущества, свидетельство о браке.

Оборудование: видеопроектор, раздаточный материал: задания для групп;

Литература: 
Семейный кодекс Российской Федерации.
Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Т. Кинкулькин, А.И.Матвеев. Обществознание. М.: Просвещение, 2012, с.274-277.

Технологическая карта урока

I. Организация начала урока.

Здравствуйте, я приветствую вас на уроке на обществознания. Пусть для вас сегодня будет добрым день и продуктивным урок.

Учитель зачитывает притчу (создание проблемной ситуации по выявлению названия темы урока и постановки задач урока).

Притча «Ключ к миру в семье»

Живут в соседних домах две семьи. В первой семье все время ссорятся, а во второй - всегда тишина и взаимопонимание. Жена из первой семьи говорит мужу:
- Сходи к соседям и посмотри, что такого они делают, что у них всегда все хорошо.
Пошел, спрятался и наблюдает. Вот видит, женщина моет полы в доме, вдруг что-то ее отвлекло, и она побежала на кухню. В это время ее мужу надо было срочно в дом. Он не заметил ведро с водой, зацепил его и вода разлилась. Тут пришла жена, извиняется перед мужем, говорит:
- Прости, дорогой, я виновата.
Он:
- Нет, это ты прости, я виноват.
Подслушивающий мужчина расстроился и пошел домой. Дома жена спрашивает:
- Ну, что, посмотрел?
Муж:
- Да!
Жена:
- Ну что?
Муж: - Все понял! У нас ВСЕ ПРАВЫ, а у них ВСЕ ВИНОВАТЫ.


2. Постановка учащимися проблемы урока.
А) подводящий проблемный диалог:
- Зачем я рассказала вам эту притчу? Какую роль играет взаимопонимание в нашей жизни, в семье? Зачем нужны хорошие, дружелюбные отношения в семье между мужем и женой? Как вы думаете, какую тему на уроке мы будем изучать? Понятие и тема урока «Правовые основы брака и семьи» записывается в тетрадь.

-Актуальна ли она для ваших современников и почему?  (интерактивный диск, сравнительная таблица разводов и бракосочетаний ).

-И, что ребята печально данная тенденция становится привычной для России.

-Давайте попытаемся с вами в этом , а для это вспомним, что такое отрасли право?

-Перечислите основные отрасли системы российского права?

-Из раздела социальная сфера вы уже знаете, что такое семья. Дайте определение семья?
– К какой отрасли права относится данное понятие? (семейному праву)

План: (слайд)
1. Что такое семейное право?

2. Брак. Условия вступления в брак. Прекращение брака.

3. Личные и имущественные права и обязанности супругов.

4. Брачный договор.

5. Какие нужно знать права и обязанности супругов, чтобы создать прочную семью.

Работа с терминологией:

– Что такое семейное право? Попытайтесь дать собственное определение «семейное право».
На экран выводится слайд из презентации:
«Совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей, образуют одну из отраслей частного права – семейное право».

1.Активное восприятие информации.

Рассказ учеников «Немного истории»

Семейное право как отрасль права развивалась и совершенствовалась постепенно. До принятия христианства семейные отношения регулировались обычным правом. Существовали разные способы заключения брака: похищение невесты женихом без ее согласия или же покупка ее у родственников. Развод производился свободно. 
С принятием христианства на Руси начинают действовать нормы византийского семейного права. Церковное венчание, введение в ХIв, практиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало брак традиционным обрядом у воды. Возраст вступлении в брак был установлен 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Запрещались браки близких родственников, между лицами, состоящими в духовном родстве, при наличии другого, не расторгнутого брака. Основой отношений между мужем и женой, и детьми являлась власть мужа и отца. Семья в этот период напоминала маленькое государство со своим главой и собственной публичной властью. 
Имущественные отношения отличались от Западной Европы, в сторону признания за женой большей самостоятельности. Еще в дохристианский период жена имела свое имущество, дочь не наследовала после своих родителей, но они должны были дать ей приданное.
С петровских времен приданное жены рассматривалось как ее раздельное имущество, которым муж не мог даже пользоваться. Фактический (сожительство) брак в Российской империи не допускался. Власть родителей над своими детьми была очень сильной и жесткой. За неповиновение родителям или развратную жизнь по требованию родителей разрешалось заключать детей в тюрьму на срок от 3-х до 4-х месяцев. 

С 1845 г муж не вправе был подвергнуть жену физическому наказанию, насильственное пострижение в монахини также становится невозможным. Законодатель более активно пытался регулировать отношения супругов в браке. Муж обязан любить свою жену, как собственное тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостатки и облегчать ее немощи, - гласит статья 106 Законов гражданских. Жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании.
После Октябрьской революции 1917 г были проведены две важнейшие реформы семейного законодательства: декрет « О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состояния». Единственной формой брака для всех граждан России стало заключение гражданского брака  в государственных органах. Условия вступления в брак значительно упростились. Достаточно было согласия будущих супругов. 
Декрет «О расторжении брака». На основании этого декрета бракоразводные дела были переданы в введение местных судов. 
Согласно ныне действующему Семейному кодексу семья, материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой государства. Семейный кодекс РФ принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года.

Вопросы учителя:1. какие традиции сохранились до наших дней? (церковное венчание, добровольное вступление в брак) 2. Что такое брак? (Брак – это свободный и равноправный союз мужчины и женщины. Моногамия - это единственная форма брака, признанная в западных странах и в России. В некоторых государствах, где господствует мусульманская религия, существуют полигамные браки (многоженство)
Брак должен обязательно быть зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (загс). 3. Условия вступления в брак?

-Согласно источнику выделите виды брака, о которых вы услышали. (Церковный, Фактический, Гражданский).

Итак из всего выше перечисленного можно сделать вывод:

2. Брак - это юридически оформленный добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающей для них взаимные юридические права и обязанности.

Российское государство признает лишь брак, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).

Изучение учащимися Семейного кодекса.

Докумет1. Глава 3 СКРФ. Условия и порядок заключения брака.

Вопросы и задания: 1-ряд: Назовите условия вступления в брак. 2. -ряд: Укажите обстоятельства, препятствующие заключению брака?

Докумет 2. Глава 4 СКРФ. Прекращение брака.

Вопросы и задания: Общее: Назовите основания для прекращения брака. 1-ряд: Перечислите условия расторжения брака А) в ЗАГСе; 2 ряд Перечислите условия расторжения брака Б) в суде.

Закрепление: КИМ Задание№ 25. Какой смысл юри­сты вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «граж­дан­ский брак»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния: одно пред­ло­же­ние со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию об усло­ви­ях за­клю­че­ния брака, и одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее основания для прекращения брака.

3. Итак ребята, После того, как супругам выдается свидетельство о браке, у них появляются по отношению друг к другу определенные права и обязанности. Они разделяются на личные и имущественные права.

Изучение учащимися Семейного кодекса.

Докумет 3. Глава 6 СКРФ. Личные права и обязанности супругов.

1ряд- Укажите личные права супругов и их обязанности. 2ряд- Назовите возможные варианты выбора фамилии при заключении брака.

Докумет 4. Глава 7 СКРФ. Законный режим имущества супругов.

Вопросы и задания: 1- ряд- Перечислите, что относится к совместной собственности супругов. 2- ряд Что входит в собственность каждого из супругов?

Вывод:Все имущество, которое супруги нажили во время брака( за исключением личного имущества), по СК считается их совместной собственностью.

 Закрепление: КИМ Задание№ 27. В пе­ри­од брака Олег со­здал свою фирму. Во время бра­ко­раз­вод­но­го про­цес­са его су­пру­га Ирина предъ­яви­ла ис­ко­вое тре­бо­ва­ние о раз­де­ле иму­ще­ства фирмы, при­над­ле­жа­щей Олегу. Олег воз­ра­жал, ссы­ла­ясь на то, что Ирина во время брака не ра­бо­та­ла и за­ни­ма­лась толь­ко ве­де­ни­ем до­маш­не­го хо­зяй­ства.

В рам­ках ка­ко­го про­цес­са будет рас­смат­ри­вать­ся дан­ное дело?

Нормы ка­ко­го права долж­ны быть при­ме­не­ны для раз­ре­ше­ния дан­но­го спора?

Дол­жен ли суд удо­вле­тво­рить ис­ко­вое за­яв­ле­ние Ирины? По­яс­ни­те свой ответ.

4. Итак ребята, ныне действующий Семейный кодекс РФ ввел в семейные правоотношения новый правовой институт – институт брачного договора с 1996г.

Докумет 5. Глава 8 СКРФ. Договорный режим имущества супругов.

Вопросы и задания. 1. Дайте определение понятию «брачный договор» и определите его содержание. 2. Каких положений не может содержать брачный договор.

 Закрепление: КИМ Задание№ 27. Мат­вей и Арина ре­ши­ли за­клю­чить брач­ный до­го­вор. Мат­вей на­ста­и­вал на вклю­че­ние в до­го­вор пунк­та, за­пре­ща­ю­ще­го жене по­сту­пать на ра­бо­ту без раз­ре­ше­ния мужа. Но­та­ри­ус от­ка­зал­ся удо­сто­ве­рять брач­ный до­го­вор имен­но из-за этого пунк­та. Пра­во­мер­ны ли дей­ствия но­та­ри­уса? Ответ по­яс­ни­те. На­зо­ви­те любые два ас­пек­та от­но­ше­ний между су­пру­га­ми, ко­то­рые могут быть опре­де­ле­ны в брач­ном до­го­во­ре.


Вывод: Мы должны понимать, что нельзя запретить разводы, как нельзя запретить увольнения с предприятий. То и другое равносильно закрепощению личности. Следует более осмысленно подходить к выбору партнера, и когда он произошел, приложить максимальные усилия к воспитанию друг друга в браке. Брак крепок лишь тогда, когда люди беспрерывно работают над его укреплением. А скрепить семью можно полагаясь не только на свои права, но и обязанности, прописанные в семейном праве.

Закрепление изученного материла. Тест

Итог урока.

Что вы узнали для себя нового?

Рефлексия. Составление синквейна

Структура синквейна

1 строка – тема или предмет, обычно существительное отражающее главную идею.

2 строка – два прилагательных, описывающие основную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза из четырех слов, в которой отражается мнение к теме или предмету разговора.

5 строка – «смысловой синоним», вывод, итог, обычно существительное, отражающее сущность темы.

Д/з 28. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «Семья как со­ци­аль­ный ин­сти­тут». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему.

План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

Эссе:

"Семья более священна, чем государство". Папы Пия XI

«Любовь к родине начинается с семьи». Ф. Бэкон

«Образование не менее важно, чем семья». Дэррил Хартли – Леонард

«У нравственного человека семейные отношения сложны, у безнравственного - все гладко». Лев Николаевич Толстой




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Правовые основы брака и семьи

Автор: Коноваленко Елена Владимировна

Дата: 15.05.2016

Номер свидетельства: 326940

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Правовые основы брака и семьи.Конспект урока."
    ["seo_title"] => string(47) "pravovyie-osnovy-braka-i-siem-i-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "292704"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455330523"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Правовые основы семьи и брака"
    ["seo_title"] => string(28) "pravovye_osnovy_semi_i_braka"
    ["file_id"] => string(6) "559318"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1602013775"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Тема: " Правовые основы семейно-брачных отношений. Этика семейных отношений""
    ["seo_title"] => string(76) "tema_pravovye_osnovy_semeino_brachnykh_otnoshenii_etika_semeinykh_otnoshenii"
    ["file_id"] => string(6) "571046"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1611319042"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Урок обществознания "Правовые основы брака и семьи""
    ["seo_title"] => string(56) "urok-obshchiestvoznaniia-pravovyie-osnovy-braka-i-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "334340"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465844415"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Тема: современная семья. любовь."
    ["seo_title"] => string(35) "tiema_sovriemiennaia_siem_ia_liubov"
    ["file_id"] => string(6) "409151"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1492151030"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства