· способствовать формированию правовых компетенций учащихся в вопросах брака и семьи.
Развивающая:
· продолжить развивать логическое мышление;
· умения анализировать и обобщать изучаемый материал;
· вести, аргументировано доказывать собственную точку;
· работать с правовыми документами, источниками.
Воспитательная:
способствовать формированию отношения к семье;
способствовать формированию толерантности, как основы позитивных качеств личности.
Тип урока: урок изучения нового материала;
Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная;
Технология критического мышления;
Понятия: брак, ЗАГС, семейное право, личные и имущественные отношения, брачный договор, брачный контракт, «гражданский брак», законный режим имущества, договорный режим имущества, свидетельство о браке.
Оборудование: видеопроектор, раздаточный материал: задания для групп;
Литература:
Семейный кодекс Российской Федерации.
Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Т. Кинкулькин, А.И.Матвеев. Обществознание. М.: Просвещение, 2012, с.274-277.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Правовые основы брака и семьи»
Урок обществознания в 11классе на тему:
«Правовые основы брака и семьи»
Учитель истории и обществознания Коноваленко Е.В.
Цели урока:
Образовательная:
способствовать формированию правовых компетенций учащихся в вопросах брака и семьи.
Развивающая:
продолжить развивать логическое мышление;
умения анализировать и обобщать изучаемый материал;
вести, аргументировано доказывать собственную точку;
работать с правовыми документами, источниками.
Воспитательная:
способствовать формированию отношения к семье;
способствовать формированию толерантности, как основы позитивных качеств личности.
Тип урока: урок изучения нового материала;
Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная;
Технология критического мышления;
Понятия: брак, ЗАГС, семейное право, личные и имущественные отношения, брачный договор, брачный контракт, «гражданский брак», законный режим имущества, договорный режим имущества, свидетельство о браке.
Оборудование: видеопроектор, раздаточный материал: задания для групп;
Литература: Семейный кодекс Российской Федерации. Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Т. Кинкулькин, А.И.Матвеев. Обществознание. М.: Просвещение, 2012, с.274-277.
Технологическая карта урока
I. Организация начала урока.
Здравствуйте, я приветствую вас на уроке на обществознания. Пусть для вас сегодня будет добрым день и продуктивным урок.
Учитель зачитывает притчу (создание проблемной ситуации по выявлению названия темы урока и постановки задач урока).
Притча «Ключ к миру в семье»
Живут в соседних домах две семьи. В первой семье все время ссорятся, а во второй - всегда тишина и взаимопонимание. Жена из первой семьи говорит мужу: - Сходи к соседям и посмотри, что такого они делают, что у них всегда все хорошо. Пошел, спрятался и наблюдает. Вот видит, женщина моет полы в доме, вдруг что-то ее отвлекло, и она побежала на кухню. В это время ее мужу надо было срочно в дом. Он не заметил ведро с водой, зацепил его и вода разлилась. Тут пришла жена, извиняется перед мужем, говорит: - Прости, дорогой, я виновата. Он: - Нет, это ты прости, я виноват. Подслушивающий мужчина расстроился и пошел домой. Дома жена спрашивает: - Ну, что, посмотрел? Муж: - Да! Жена: - Ну что? Муж: - Все понял! У нас ВСЕ ПРАВЫ, а у них ВСЕ ВИНОВАТЫ.
2. Постановка учащимися проблемы урока. А) подводящий проблемный диалог: - Зачем я рассказала вам эту притчу? Какую роль играет взаимопонимание в нашей жизни, в семье? Зачем нужны хорошие, дружелюбные отношения в семье между мужем и женой? Как вы думаете, какую тему на уроке мы будем изучать? Понятие и тема урока «Правовые основы брака и семьи» записывается в тетрадь.
-Актуальна ли она для ваших современников и почему? (интерактивный диск, сравнительная таблица разводов и бракосочетаний ).
-И, что ребята печально данная тенденция становится привычной для России.
-Давайте попытаемся с вами в этом , а для это вспомним, что такое отрасли право?
-Перечислите основные отрасли системы российского права?
-Из раздела социальная сфера вы уже знаете, что такое семья. Дайте определение семья? – К какой отрасли права относится данное понятие? (семейному праву)
План: (слайд) 1. Что такое семейное право?
2. Брак. Условия вступления в брак. Прекращение брака.
3. Личные и имущественные права и обязанности супругов.
4. Брачный договор.
5. Какие нужно знать права и обязанности супругов, чтобы создать прочную семью.
Работа с терминологией:
– Что такое семейное право? Попытайтесь дать собственное определение «семейное право». На экран выводится слайд из презентации: «Совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей, образуют одну из отраслей частного права – семейное право».
1.Активное восприятие информации.
Рассказ учеников «Немного истории»
Семейное право как отрасль права развивалась и совершенствовалась постепенно. До принятия христианства семейные отношения регулировались обычным правом. Существовали разные способы заключения брака: похищение невесты женихом без ее согласия или же покупка ее у родственников. Развод производился свободно. С принятием христианства на Руси начинают действовать нормы византийского семейного права. Церковное венчание, введение в ХIв, практиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало брак традиционным обрядом у воды. Возраст вступлении в брак был установлен 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Запрещались браки близких родственников, между лицами, состоящими в духовном родстве, при наличии другого, не расторгнутого брака. Основой отношений между мужем и женой, и детьми являлась власть мужа и отца. Семья в этот период напоминала маленькое государство со своим главой и собственной публичной властью. Имущественные отношения отличались от Западной Европы, в сторону признания за женой большей самостоятельности. Еще в дохристианский период жена имела свое имущество, дочь не наследовала после своих родителей, но они должны были дать ей приданное. С петровских времен приданное жены рассматривалось как ее раздельное имущество, которым муж не мог даже пользоваться. Фактический (сожительство) брак в Российской империи не допускался. Власть родителей над своими детьми была очень сильной и жесткой. За неповиновение родителям или развратную жизнь по требованию родителей разрешалось заключать детей в тюрьму на срок от 3-х до 4-х месяцев.
С 1845 г муж не вправе был подвергнуть жену физическому наказанию, насильственное пострижение в монахини также становится невозможным. Законодатель более активно пытался регулировать отношения супругов в браке. Муж обязан любить свою жену, как собственное тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостатки и облегчать ее немощи, - гласит статья 106 Законов гражданских. Жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании. После Октябрьской революции 1917 г были проведены две важнейшие реформы семейного законодательства: декрет « О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состояния». Единственной формой брака для всех граждан России стало заключение гражданского брака в государственных органах. Условия вступления в брак значительно упростились. Достаточно было согласия будущих супругов. Декрет «О расторжении брака». На основании этого декрета бракоразводные дела были переданы в введение местных судов. Согласно ныне действующему Семейному кодексу семья, материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой государства. Семейный кодекс РФ принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года.
Вопросы учителя:1. какие традиции сохранились до наших дней? (церковное венчание, добровольное вступление в брак) 2. Что такое брак? (Брак – это свободный и равноправный союз мужчины и женщины. Моногамия - это единственная форма брака, признанная в западных странах и в России. В некоторых государствах, где господствует мусульманская религия, существуют полигамные браки (многоженство) Брак должен обязательно быть зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (загс). 3. Условия вступления в брак?
-Согласно источнику выделите виды брака, о которых вы услышали. (Церковный, Фактический, Гражданский).
Итак из всего выше перечисленного можно сделать вывод:
2. Брак - этоюридическиоформленный добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающей для них взаимные юридические права и обязанности.
Российское государство признает лишь брак, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).
Изучение учащимися Семейного кодекса.
Докумет1. Глава 3 СКРФ. Условия и порядок заключения брака.
Вопросы и задания: 1-ряд: Назовите условия вступления в брак. 2. -ряд: Укажите обстоятельства, препятствующие заключению брака?
Докумет 2. Глава 4 СКРФ. Прекращение брака.
Вопросы и задания: Общее: Назовите основания для прекращения брака. 1-ряд: Перечислите условия расторжения брака А) в ЗАГСе; 2 ряд Перечислите условия расторжения брака Б) в суде.
Закрепление: КИМ Задание№ 25. Какой смысл юристы вкладывают в понятие «гражданский брак»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение содержащее информацию об условиях заключения брака, и одно предложение, раскрывающее основания для прекращения брака.
3. Итак ребята, После того, как супругам выдается свидетельство о браке, у них появляются по отношению друг к другу определенные права и обязанности. Они разделяются на личные и имущественные права.
Изучение учащимися Семейного кодекса.
Докумет 3. Глава 6 СКРФ. Личные права и обязанности супругов.
1ряд- Укажите личные права супругов и их обязанности. 2ряд- Назовите возможные варианты выбора фамилии при заключении брака.
Докумет 4. Глава 7 СКРФ. Законный режим имущества супругов.
Вопросы и задания: 1- ряд- Перечислите, что относится к совместной собственности супругов. 2- ряд Что входит в собственность каждого из супругов?
Вывод:Все имущество, которое супруги нажили во время брака( за исключением личного имущества), по СК считается их совместной собственностью.
Закрепление: КИМ Задание№ 27. В период брака Олег создал свою фирму. Во время бракоразводного процесса его супруга Ирина предъявила исковое требование о разделе имущества фирмы, принадлежащей Олегу. Олег возражал, ссылаясь на то, что Ирина во время брака не работала и занималась только ведением домашнего хозяйства.
В рамках какого процесса будет рассматриваться данное дело?
Нормы какого права должны быть применены для разрешения данного спора?
Должен ли суд удовлетворить исковое заявление Ирины? Поясните свой ответ.
4. Итак ребята, ныне действующий Семейный кодекс РФ ввел в семейные правоотношения новый правовой институт – институт брачного договора с 1996г.
Докумет 5. Глава 8 СКРФ. Договорный режим имущества супругов.
Вопросы и задания. 1. Дайте определение понятию «брачный договор» и определите его содержание. 2. Каких положений не может содержать брачный договор.
Закрепление: КИМ Задание№ 27. Матвей и Арина решили заключить брачный договор. Матвей настаивал на включение в договор пункта, запрещающего жене поступать на работу без разрешения мужа. Нотариус отказался удостоверять брачный договор именно из-за этого пункта. Правомерны ли действия нотариуса? Ответ поясните. Назовите любые два аспекта отношений между супругами, которые могут быть определены в брачном договоре.
Вывод: Мы должны понимать, что нельзя запретить разводы, как нельзя запретить увольнения с предприятий. То и другое равносильно закрепощению личности. Следует более осмысленно подходить к выбору партнера, и когда он произошел, приложить максимальные усилия к воспитанию друг друга в браке. Брак крепок лишь тогда, когда люди беспрерывно работают над его укреплением. А скрепить семью можно полагаясь не только на свои права, но и обязанности, прописанные в семейном праве.
Закрепление изученного материла. Тест
Итог урока.
Что вы узнали для себя нового?
Рефлексия. Составление синквейна
Структура синквейна
1 строка – тема или предмет, обычно существительное отражающее главную идею.
2 строка – два прилагательных, описывающие основную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза из четырех слов, в которой отражается мнение к теме или предмету разговора.
Д/з 28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Семья как социальный институт». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Эссе:
"Семья более священна, чем государство". Папы Пия XI
«Любовь к родине начинается с семьи». Ф. Бэкон
«Образование не менее важно, чем семья». Дэррил Хартли – Леонард
«У нравственного человека семейные отношения сложны, у безнравственного - все гладко». Лев Николаевич Толстой