kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семейное хозяйство (конспект урока с презентацией)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект и презентация урока по обществознанию "Семейное хозяйство". Цель учебного занятия: создание представлений об особенностях ведения домашнего хозяйства  и совместном труде, формирование УУД.

 Задачи учебного занятия:

Ø обучающие: овладеть понятиями потребности, рачительный хозяин; расширить представление об особенностях распределения обязанностей в семье; анализировать текст.

Ø развивающие: формировать умения самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, анализировать факты.

Ø воспитывающие: способствовать формированию позитивного отношение к семье, выработке собственной ответственной позиции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема учебного занятия»

Тема учебного занятия: Семейное хозяйство Класс: 5 Тип учебного занятия: урок «открытия» нового знания Цель учебного занятия: создание представлений об особенностях ведения домашнего хозяйства и совместном труде, формирование УУД. Задачи учебного занятия:
  • обучающие: овладеть понятиями потребности, рачительный хозяин; расширить представление об особенностях распределения обязанностей в семье; анализировать текст.
  • развивающие: формировать умения самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, анализировать факты.
  • воспитывающие: способствовать формированию позитивного отношение к семье, выработке собственной ответственной позиции.
Прогнозируемые результаты учебного занятия: Предметные: Научатся: характеризовать семейно- правовые отношения, давать определения. Получат возможность научиться: анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства; работать с тек­стом учебника; решать логические за­дачи; высказывать собственное мнение, суждения. Метапредметные:
  • познавательные: учащиеся смогут самостоятельно формулировать проблему, выделять и анализировать необходимую информацию из текста и источников, строить рассказ для устного выступления.
  • регулятивные: смогут составлять план и последовательность своих действий по подготовке к выступлению.
  • коммуникативные: участие в коллективном диалоге, работа в группе; способность обосновывать собственное мнение; уважение к иной точке зрения.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; вы­ражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятель­ности, понимать значение семьи в жизни человека, формировать нравственную культуру, развивать уважение к членам семьи;

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Приветствует учащихся.

Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная... (семья)!

Правильно, семья!

Демонстрирует презентацию (сл.1).

Вопросы:

Что характеризует семью?

Демонстрация презентации (сл.2)

Акцентирует внимание учащихся на том, что семью характеризуют не только родственные связи и совместное проживание, но и совместное ведение хозяйства.

Как вы думаете, о чём мы будем вести разговор?


Предлагает сформулировать цель и тему урока.

Как будет звучать тема урока?

Какова цель нашего урока?

На доске предложены варианты тем урока.

«Семейное хозяйство», «Экономика семьи», «Домашнее хозяйство»(сл.3).

Демонстрирует презентацию (сл.4,5)


Смотрят презентацию.

Отвечают на вопросы.


Семью характеризуют родственные связи, совместное проживание, чувство любви и уважения, совместное воспитание детей, совместное ведении хозяйства.

Слушают и об­суждают тему урока, обсуж­дают цель урока и пытаются самостоятельно их сформулировать.

Узнать, как: вести домашнее хозяйство, распределить семейные обязанности, стать рачительным хозяином?

Семейное хозяйство.


Ребята, давайте вспомним известную детскую сказку С.Я. Маршака «Теремок».

Воспроизводит аудиозапись (сл.6)

Вопросы учащимся:

Как вы думаете, почему я привела эти строчки?

Как их можно отнести к нашему уроку?

Правильно – это распределение обязанностей в семье. Семьи бывают разные по своему составу, способностям, возможностям участия в совместных делах. Поэтому, дать один для всех совет, как лучше распределить обязанности – трудно. Главное – это желание и стремление членов семьи приложить свои силы в создание домашнего уюта.

Организует обсуждение и выделение проблемного вопроса.

Вопросы:

Каким должен быть труд в семье?

Предложите свои варианты ответов. (сл.7)


Организует беседу по вопросам:

  • Кто у вас в доме ведет домашнее хозяйство?

  • Как у вас распределяются домашние обязан­ности?

  • Какой вклад в выполнение домашних дел вно­сишь ты?

  • Есть ли совместные дела в твоей семье? Кто принимает в них участие?

- Что ты можешь сделать самостоятельно для удоб­ства и уюта в доме?

Совместный труд помогает удовлетворить необходимые для жизни потребности. (сл.8)

Вопросы:

Что такое потребности?

Какие бывают потребности?

Помогает учащимся дать объяснение понятию «потребности».

Организует работу со словарём учебника с.125





Слушают, обсуждают, отвечают на вопросы.


Выделяют проблемный вопрос с помощью учителя.

Для чего необходим совместный труд в семье и как лучше распределить трудовые обязанности?




Аргументиро­ванно отвечают на вопросы, рас­суждают, выска­зывают собст­венное мнение.




Обсуждают, объясняют понятие потребности с помощью учителя.

Организует обсуждение по вопросам:

- Как вы считаете, нужно ли разделение на муж­скую и женскую работу?

- Какая сейчас работа муж­ская, а какая женская?

- Как облегчить домашний труд? Какую работу можно переложить на бытовую технику?

Демонстрирует презентацию (сл.9)

Организует работу с репродукцией картины А.А.Пластова «Ужин тракториста» (1951г.)(сл.10)

- Почему ужин проходит в поле?

- Какие семейные обязанности сельских детей отражены в сюжете картины?

- Какой труд можно охарактеризовать как совместный, а какой – как помощь-обязанность?


Самостоятель­но рассматривают репродукцию картины, анали­зируют получен­ную информа­цию, рассужда­ют, отвечают

на поставленные вопросы.

Организует работу с историческим источником, с текстом поучений из «Домостроя» (приложение 1), проводит комментированное чтение и организует обсуждение по вопросам: (сл.11)

- Кто такой хозяин дома?

- Каким должен быть настоящий хозяин?

- Что советует «Домострой» хозяину дома? Почему это произведение называется «Домострой»?


-Ребята, давайте вспомним героев сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и мультфильма «Трое из Простоквашино». (сл.12)

- И старуха, и кот Матроскин заботились об улучшении своего домашнего хозяйства.

-Кого из них можно назвать настоящим хозяином дома? Почему?

-Каким должен быть настоящий хозяин? (рачительным)

Читают, аргументиро­ванно отвечают на вопросы, рас­суждают, выска­зывают собст­венное мнение.




Смотрят слайд, отвечают на вопросы и самостоятельно делают выводы.

Настоящий хозяин тот, кто ведёт хозяйственные дела, распределяет обязанности, принимает важные решения.

Организует детей для выполнения различных движений. (физкультминутка)

Выполняют движения под руководством учителя.

Организует работу по прочтению текста учебника, с.35, и заполнению схемы «Черты рачительного хозяина» (приложение 2). (сл.13)

Вопросы:

-Какими качествами должен обладать хозяин дома?

- Что значит рачительность?

Организует работу со словарём.


Самостоятельно работают. Наблюдают, обсуждают, читают текст с.35, ищут соответствующую информацию, делают записи в тетради.

Осуществляют взаимоконтроль.

Консультирует, организует самостоятельную деятельность учащихся в парах.

(приложение 3, прочтение и анализ сказок)

Ребята, для выполнения домашних дел затрачиваются средства – ресурсы. Финансовые, материальные, трудовые, энергетические. (сл.14)

Организует выполнение задания в паре (приложение 4).

Самостоятельно читают текст сказки в своей паре, анализируют её и определяют, как вели домашнее хозяйство герои сказок.

Осуществляют самоконтроль.


Самостоятельно выполняют, обсуждают.

Взаимоконтроль.


Консультирует, предлагает каждой паре выполнить задание 1,2 «В классе и дома» (учебник «Обществознание» под ред. Л.Н.Боголюбова, с.38)


Отвечают на вопросы, обсуждают, делают выводы. Учатся формулировать собственное мнение и позицию.



Приложение 1.


Поучения из «Домостроя»

  В XVI веке произведения, излагающие права и обязанности членов семьи и его домочадцев, стали называть «домостроями». Наиболее знаменит Домострой, состоящий из 27 глав. Ряд статей касается организации хозяйства и домашнего быта русской семьи.
      Вот что советует Домострой хозяину дома:
            «...Домовладыкам когда час обеда,
            Служащим блюсти чиннаго в нем следа:
            Осмотрети стол, скатерть белу слати,
            Хлеб, соль , тарелы собрати.
            Ножи и вилки с платы разложити,
            Воды принести, руки доле измыты.
            Ястие стави на стол благочинно,
            Сосуды чисты имей неповинно».


      А вот пример наставления юным:
            «Не праздну быти юну подобает,
            Всяк приличну делу внимает,
            В доме и в торгу, в вотчине, в приказе
            Ремесло свое твори по указе.
            Лицем и сердцем являтися благо,
            Никто же давай знати в себе злаго».

Приложение 2.

«Беззаботная жена».

Жили-были муж с женой. Жена была баба ленивая и беззаботная, да к тому же еще и большая лакомка: все проела на орешках да на прянич­ках, так что наконец осталась в одной рубахе, и то в худой - изорванной.

Вот подходит большой праздник, а у бабы нечего и надеть, кроме этой рубахи. И говорит она мужу:

  • Сходи-ка, муж, на рынок да купи мне к празднику рубаху.

Муж пошел на рынок, увидал, что продают гуся, и купил его вместо рубахи. Приходит домой, жена его и спрашивает:

  • Купил мне рубаху?

  • Купил, - отвечает муж, - да только гуська. А жена недослышала и говорит:

  • Ну и узка, да изношу!

Сняла с себя изорванную рубаху и бросила в печку. А потом и спрашивает:

  • Где же рубаха? Дай я надену.

  • Да ведь я сказал, что купил гуська, а не рубаху. Так и осталась баба без рубахи, нагишом.



«Как старик домовничал».

Один старик все ругал свою жену:

  • Вот, - говорит, - я пашу, у меня работа тяжелая, а ты дома сидишь, ничего не делаешь.

А она говорит:

  • Ну что ж, давай поменяемся: я пахать поеду, а ты дома оставайся, тут дела немного, ты и отдохнешь.

Так и сделали: она в поле поехала, а старика дома оставила. А дела дала ему совсем мало: хлебы испечь, масло сбить да клушку с цыплятами покараулить. Вот и все, всего три дела.

Остался старик дома. Хочется ему поскорее все дела переделать. Вот он всех цыплят на одну ниточку к клушке привязал, чтобы коршун не утащил, хлебы замесил, печку истопил, посажал в печку хлебы, а сам сел масло сбивать. Бьет он масло, услыхал - клушка кричит. Он выбе­жал, видит - понес коршун всех цыплят вместе с клушкой. Они все на одной ниточке привязаны, ну, коршун всех и потащил. Старик думает: «Он далеко не улетит, ему тяжело, где-нибудь сядет». И вот он пахталку на спину привязал и побежал за коршуном. Думал так: «Пока я бегаю, масло-то и собьется. Два дела сделаю: и коршуна догоню, и масло собью».

Бегал старик за коршуном, бегал, споткнулся да упал, пахталка разбилась, сметана по земле потекла. И цыплят не отнял, и сметану пролил. Вот тебе и два дела! Ну, что же делать? Надо идти домой.

Пришел старик домой. Надо хлебы вынимать. Заглянул в печку, а хлебы-то в уголь сгорели. Нахозяйничал старик: цыплят у него коршун утащил, сметану пролил, хлебы сгорели. Плохое дело. Жена приедет - что ей сказать? И надумал старик: «Хоть цыплят до нее высижу, поменьше ругаться будет». Положил он яиц в кошелку, залез в подпечку и сел цыплят высиживать.

Вот приехала старикова жена с поля, стала лошадь выпрягать, сама думает: «Что же старик плохо встречает? Хоть бы лошадь выпряг». При­брала она лошадь, идет в избу. Старика нет, а под печкой клушка клохчет. Она поглядела, а там не клушка, а старик. Она его вытащила, стала спрашивать:

  • Давай сказывай, что ты дома делал?

Стал старик рассказывать. И тут уж старикова жена увидела, что у ее старика ничего с домашними делами не получается.

И все у них пошло, как и прежде: старик пашет, а старуха дома со всеми делами управляется. Только с тех пор перестал старик жену за безде­лье ругать

«Мотовило».

Жили муж с женой. А жена была ленивая. Ей ничего не хотелось делать, и до того дошло у них, что у мужа даже рубашки не было. Муж и го­ворит:

- Жена, что же ты не прядешь?

- У меня мотовила нет; поди в лес, сруби дерево, сделай мне мотовила, и я стану прясть!

Муж взял топор и пошел в лес. А она ему сказала, где и какое дерево срубить, сама же по другой дороге побежала, нашла пустое дупло рядом с тем деревом и села в него.

Муж приходит, начинает рубить дерево, а она из дупла и говорит:

- Мужик, не делай мотовила: жена умрет!

Жалко мужику, что жена умрет, он и не стал делать мотовила. А она вперед его успела прибежать домой и легла на печку. Он приходит.

- Муж, что же ты мотовила не сделал?

- Да вот, так и так!

- То-то и дело!

Только через некоторое время мужик опять пошел мотовило делать. А она снова прибежала к дереву другой дорогой и то же прокричала. Так он и в этот раз не сделал мотовила.

И в третий раз то же. Но в четвертый он взял да и срубил дерево.

- Пусть, - говорит, - жена умрет, а сделаю мотовило!

Сделал мотовило, приносит домой, а жена раньше его домой прибежала и легла на печку. Муж и говорит:

-Вот тебе, жена, мотовило!

- Ну, как же я буду прясть. Ведь как сяду, так и умру!

Вот берет она лен - и садится прясть; напряла нитку, другую, а третью начала прясть - и стала у нее рука опускаться, а потом и сама повали­лась; упала и захрипела - начала умирать. Муж и догадался, что она привередничает:

- Жена, не умирай! Я тебя воскрешу!

А она ему ничего не отвечает - дух стал захватываться.

- Жена, никак, ты умираешь?

Как взял муж плеть - как она вскочит да бежать. Куда и лень подевалась! И стали они хорошо жить.

Приложение 3.

Выполняем задание по образцу:


Домашние дела

Затраченные ресурсы


Стирка белья

Финансовые – деньги

Материальные – стиральная машинка

Трудовые – мама или другие члены семьи

Сварить суп




Выполняем задание по образцу:


Домашние дела

Затраченные ресурсы

Стирка белья

Финансовые – деньги

Материальные – стиральная машинка

Трудовые – мама или другие члены семьи

Прополка грядок




Выполняем задание по образцу:


Домашние дела

Затраченные ресурсы

Стирка белья

Финансовые – деньги

Материальные – стиральная машинка

Трудовые – мама или другие члены семьи


Семейный праздник









Физкультминутка


Ветер дунул свысока –                   Поднимаем руки вверх.

Разогнал все облака.                      Через стороны опускаем руки вниз.

На деревья посмотрел –                 Руки на поясе, наклоняемся то влево, то вправо.

Поиграть вдруг захотел.                Хлопаем в ладоши.

Дунул слева, дунул справа,           Руки на поясе, наклоняемся то влево, то вправо.

И деревья закачало.                        Поднимаем руки вверх и раскачиваемся из стороны в сторону












Просмотр содержимого презентации
«Семейное хозяйство 5 кл.»

Что характеризует семью?

Что характеризует семью?

  • Родственные связи
  • Совместное проживание
  • Чувство любви и уважения
  • Совместное воспитание детей
  • Совместное ведение хозяйства
Семейное хозяйство Экономика семьи Домашнее хозяйство
  • Семейное хозяйство
  • Экономика семьи
  • Домашнее хозяйство
Вести домашнее хозяйство? Как распределять домашние обязанности? Стать рачительным хозяином?

Вести домашнее

хозяйство?

Как

распределять домашние обязанности?

Стать рачительным

хозяином?

Семейное хозяйство

Семейное хозяйство

  • Для чего необходим совместный труд в семье и как правильно распределить трудовые обязанности?
Совместный труд помогает удовлетворить необходимые для жизни потребности.
  • Совместный труд помогает удовлетворить необходимые для жизни потребности.
Облегчим домашний труд

Облегчим домашний труд

УЖИН ТРАКТОРИСТА, 1951 г.  А. А. Пластов

УЖИН ТРАКТОРИСТА, 1951 г. А. А. Пластов

«Домострой» Благовещенский поп Сильвестр – священник московского Благовещенского собора, политический и литературный деятель XVI век. Свод житейских правил и наставлений

«Домострой»

Благовещенский поп Сильвестр – священник московского

Благовещенского собора, политический и литературный деятель XVI век.

Свод житейских правил и наставлений

Каким должен быть хозяин?   Рачительность Бережливость Экономность

Каким должен быть хозяин?

Рачительность

Бережливость

Экономность

РЕСУРСЫ СЕМЬИ – запасы средств, необходимых для ведения хозяйства Финансовые ресурсы: Материальные ресурсы: (деньги ) (предметы быта ) Трудовые ресурсы: (труд членов семьи) Энергетические ресурсы

РЕСУРСЫ СЕМЬИ – запасы средств, необходимых для ведения хозяйства

Финансовые ресурсы:

Материальные ресурсы:

(деньги )

(предметы быта )

Трудовые ресурсы:

(труд членов семьи)

Энергетические

ресурсы

Домашнее задание

Домашнее задание

  • 1уровень: п.4 с.33-37,зад.8 «В классе и дома»
  • 2 уровень: п.4 с.33-37, зад.6 (рабочий лист)
  • 3 уровень: п.4 с.33-37, зад.6,7(рабочий лист)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Семейное хозяйство (конспект урока с презентацией)

Автор: Красносельская Марина Владимировна

Дата: 23.10.2015

Номер свидетельства: 243040

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока по обществознанию "Домашнее строительство" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-domashnieie-stroitiel-stvo"
    ["file_id"] => string(6) "220644"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434719464"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока по экономике: Зеркало мира: семейный бюджет в разных странах"
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-ekonomikie-zierkalo-mira-siemieinyi-biudzhiet-v-raznykh-stranakh"
    ["file_id"] => string(6) "324645"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462562046"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урок окружающего мира во  2 классе по теме: "Что такое семья?" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-urok-okruzhaiushchiegho-mira-vo-2-klassie-po-tiemie-chto-takoie-siem-ia"
    ["file_id"] => string(6) "103091"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402566792"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока окружающего мира во  2 классе по теме: "Что такое семья?" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-vo-2-klassie-po-tiemie-chto-takoie-siem-ia"
    ["file_id"] => string(6) "103109"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402567836"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "интегрированный урок "Семья и порядок""
    ["seo_title"] => string(36) "intieghrirovannyiuroksiemiaiporiadok"
    ["file_id"] => string(6) "268788"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450697892"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства