Интегрированный урок (математика и обществознание) 5 класс
Тема: Семья и порядок
(Семейное хозяйство. Порядок выполнения действий)
Планируемые результаты:
- личностные: учебно-познавательный интерес к составлению алгоритма порядка выполнения действий; способность к самооценке на основе успешной учебной деятельности;
- метапредметные:
регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре, в группе;
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания; выполнять действия по алгоритму; делать выводы в виде правил «если…., то….»;
-предметные: определять порядок действий в числовом выражении; повторение и обобщение знаний по теме «Семья и семейное хозяйство».
Оборудование урока: учебники по математике и обществознанию, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, музыка, схема дома.
План:
Организационный момент
Мотивация и актуализация знаний
Формирование связи темы семья с математической темой
Постановка темы и целей
Изучение новой темы
Первичное закрепление
Подведение итогов, рефлексия
Ход урока:
Организационный момент.
Звучит музыка. («Финальная песня на День матери»).
Вступительные слова учителя обществознания. Здравствуйте, ребята! Приятно видеть ваши добрые лица. Давайте начнем урок с приветливой, светлой, как звучащая музыка, улыбки! Присаживайтесь!
(стук в дверь) Входит учитель математики: - Н.Е., извините, но у меня сейчас должен быть урок математики в этом классе!
- В.А. , но мы уже начали урок обществознания! Как же нам быть?
- А давайте используем это совпадение и проведем урок совместно!
- Ну что же, я согласна! Ребята уже готовы!
У. общ.: Хотите узнать, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Для этого нужно будет выполнить задания. У вас на столе лежит «оценочный лист» для каждого. На протяжении вы будите его заполнять. Давайте подпишем его и укажем готовность к уроку! (приложение) слайд
А теперь приступим к самим заданиям.
Задание 1. В парах. (слайд)
Вставьте пропущенные в словах буквы. Составьте из пропущенных букв слово. (приложение)
Слово получившееся: ПОРЯДОК.
У. общ.: У нас еще есть одно зашифрованное слово.
На слайде: Я Я Я Я Я Я Я
Дети отгадывают. Слово: СЕМЬЯ
Мотивация и актуализация знаний
У.общ.: Скажите, как эти понятия связаны с уже изученными темами «Семья», «Семейное хозяйство». (слайд) (примерные ответы учеников: - для благополучия семьи необходимо правильно вести семейное хозяйство, соблюдать порядок, помогать своей семье, бережно относиться к вещам,…)
Но еще как будет вестись семейное хозяйство и от хозяина дома. А каким должен быть хозяин? (ответы учеников).
На улице зима, снег,… И, наверное, многим из вас хотелось поиграть в снежки. Но на улице очень холодно, а давайте поиграем в снежки прямо здесь. Только снежок у нас будет не обычный!
Задание 2. «Снежный ком» (слайд)
Я кидаю ком ученику, он его разворачивает, на листе написан вопрос, читает, отвечает и бросает этот ком следующему ученику, и так пока весь ком не будет развернут.
Вопросы:
Дайте определение понятию ЭКОНОМИКА.
Как называются запасы средств, используемые для ведения хозяйства?
Какие ресурсы семьи бывают?
Назови пословицу или поговорку про семью, дом.
Молодцы, повторили с вами хорошо.
3.Формирование связи темы семья с математической темой
У. мат.: Давайте вернемся к словам СЕМЬЯ и ПОРЯДОК. (слайд) Какое отношение они имеют к математике? (ответы детей: одно из сказанных «порядок действий»)
4.Постановка темы и целей
На доске: 37-7*(18-6*2)):7+9
- Найдите значение этого выражения.
- Что нужно знать, чтобы выполнить это задание без ошибок?
- Сформулируйте тему урока по математике. Вам знакома эта тема?
- Назовите цель урока.
Тема: «Порядок выполнения действий» (слайд)
Изучение новой темы
Работа в группе. Класс поделен на 6 групп.
Задание 3. «Лови ошибку» (приложение)
Каждая группа получает текст со специально допущенными ошибками, их необходимо отыскать и объяснить, как должно быть правильно. (слайд)
После обсуждения вопроса в группе, 1 человек выступает с выводом.
По ходу на доске заполняется схема: ( ) *или: +или –
Устно решается пример, записанный ранее на доске.
Первичное закрепление
Индивидуальная работа, выполнение упражнения № 627 (а, в, д)
1 ряд – а, 2 ряд – в, 3 ряд – д.
По 1 ученику от ряда решают пример на скрытой доске.
Но перед этим зачитывается им напутствие в виде стихотворения:
Петя и скобки
Попался Пете пример. Ужасный!
Посмотришь – глаза закроешь – страшно!
Но Петю теперь не возьмешь на испуг!
Ему математика – лучший друг.
Помня советы от двойки и лени,
Вначале – действия второй ступени
Делай смело, совсем неробко,
Если не остановит скобка.
Но и тут он решает смело и ловко –
Действие первое – то, что в скобках,
Потом умноженье делать не лень,
И лишь в конце только - первая ступень.
Аплодисментам счета нет –
Петей получен верный ответ!
Счастливая бабушка, усмехнулся отец:
«Это только начало, а совсем не конец!
Будет еще немало преград, хотя успеху сына я рад».
Чтоб не погибнуть в болотах топких, делай вначале действия в скобках!
(И. Кушнир, Л. Финкельштейн)
Решение примеров. Проверка, еще раз проговариваются правила.
С каждым правильным ответом на доске появляются буквы О, Д, М.
Получается ДОМ. На доске крепится схематично ДОМ:
Д- основание, О – окно внутри дома, М – крыша.
У.общ.: А только ли в математике нужны правила, порядок? (ответы учеников)
Давайте обратимся к учебнику обществознания стр. 39 и посмотрим какие правила предлогают для правильного, благополучного ведения семейного хозяйства.
Правило № 1,
Правило № 2
А согласны ли вы с этими правилами, может есть кому, что –то добавить?
А вы будите следовать этим правилам? (ответы учеников)
А теперь давайте разомнемся, проведем физкультминутку.
У.общ.: А как можно применить математические знания в обществознании и семейном хозяйстве?
Решение задачи (приложение) слайд
Вопросы по задачи: - Сколько сэкономила семья?
- С помощью чего можно сэкономить электроэнергию?
Проверка (сравнение с эталоном на доске)
Подведение итогов, возвращение к целям урока.
Рефлексия
Заполнение «оценочных листов». Выставление общих оценок.
Познавательная рефлексия:
- Достигли цели или нет?
- Что на уроке было главным?
- Что было интересным?
- Что новое сегодня узнали?
- Чему научились?
Эмоциональная рефлексия: Сегодня у нас на уроке получился дом, давайте посмотрим, какая погода (настроение) было в нашем классном доме.
слайд
(солнце – все получалось, хорошее настроение;
солнце и тучка – не совсем все получалось, но у меня хорошее настроение; тучка с дождиком – не получалось, ноя буду стараться).
Раздача д/з на листочках по математике и обществознанию. (приложение)