Интегрированный урок (математика и обществознание) 5 класс
  Тема: Семья и порядок
  (Семейное хозяйство. Порядок выполнения действий)
  Планируемые результаты:
  - личностные: учебно-познавательный интерес к составлению алгоритма порядка выполнения действий; способность к самооценке на основе успешной учебной деятельности;
  - метапредметные:  
  регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре, в группе;
  познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания; выполнять действия по алгоритму; делать выводы в виде правил «если…., то….»;
  -предметные: определять порядок действий в числовом выражении; повторение и обобщение знаний по теме «Семья и семейное хозяйство».
  Оборудование урока: учебники по математике и обществознанию, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, музыка, схема дома.
  План:
  - Организационный момент 
- Мотивация и актуализация знаний 
- Формирование связи темы семья с математической темой 
- Постановка темы и целей 
- Изучение новой темы 
- Первичное закрепление 
- Подведение итогов, рефлексия 
 Ход урока:
  - Организационный момент. 
 Звучит музыка. («Финальная песня на День матери»).
  Вступительные слова учителя обществознания. Здравствуйте, ребята! Приятно видеть ваши добрые лица. Давайте начнем урок с приветливой, светлой, как звучащая музыка, улыбки! Присаживайтесь!
  (стук в дверь) Входит учитель математики: - Н.Е., извините, но у меня сейчас должен быть урок математики в этом классе!
  - В.А. , но мы уже начали урок обществознания! Как же нам быть?
  - А давайте используем это совпадение и проведем урок совместно!
  - Ну что же, я согласна! Ребята уже готовы!
  У. общ.: Хотите узнать, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Для этого нужно будет выполнить задания. У вас на столе лежит «оценочный лист» для каждого. На протяжении вы будите его заполнять. Давайте подпишем его и укажем готовность к уроку! (приложение) слайд
  А теперь приступим к самим заданиям.
  Задание 1. В парах. (слайд)
  Вставьте пропущенные в словах буквы. Составьте из пропущенных букв слово. (приложение)  
  Слово получившееся: ПОРЯДОК.
  У. общ.: У нас еще есть одно зашифрованное слово.  
  На слайде: Я Я Я Я Я Я Я  
  Дети отгадывают. Слово: СЕМЬЯ
  - Мотивация и актуализация знаний 
 У.общ.: Скажите, как эти понятия связаны с уже изученными темами «Семья», «Семейное хозяйство». (слайд) (примерные ответы учеников: - для благополучия семьи необходимо правильно вести семейное хозяйство, соблюдать порядок, помогать своей семье, бережно относиться к вещам,…)
  Но еще как будет вестись семейное хозяйство и от хозяина дома. А каким должен быть хозяин? (ответы учеников).
  
 
  На улице зима, снег,… И, наверное, многим из вас хотелось поиграть в снежки. Но на улице очень холодно, а давайте поиграем в снежки прямо здесь. Только снежок у нас будет не обычный!
  
 
  Задание 2. «Снежный ком» (слайд)
  Я кидаю ком ученику, он его разворачивает, на листе написан вопрос, читает, отвечает и бросает этот ком следующему ученику, и так пока весь ком не будет развернут.
  Вопросы:  
  - Дайте определение понятию ЭКОНОМИКА. 
- Как называются запасы средств, используемые для ведения хозяйства? 
- Какие ресурсы семьи бывают? 
- Назови пословицу или поговорку про семью, дом. 
 Молодцы, повторили с вами хорошо.
  
 
  3.Формирование связи темы семья с математической темой
  У. мат.: Давайте вернемся к словам СЕМЬЯ и ПОРЯДОК. (слайд) Какое отношение они имеют к математике? (ответы детей: одно из сказанных «порядок действий»)
  
 
  4.Постановка темы и целей
  На доске: 37-7*(18-6*2)):7+9
  - Найдите значение этого выражения.
  - Что нужно знать, чтобы выполнить это задание без ошибок?
  - Сформулируйте тему урока по математике. Вам знакома эта тема?
  - Назовите цель урока.
  Тема: «Порядок выполнения действий» (слайд)
  - Изучение новой темы 
 Работа в группе. Класс поделен на 6 групп.  
  Задание 3. «Лови ошибку» (приложение)
  Каждая группа получает текст со специально допущенными ошибками, их необходимо отыскать и объяснить, как должно быть правильно. (слайд)
  После обсуждения вопроса в группе, 1 человек выступает с выводом.
  По ходу на доске заполняется схема: ( ) *или: +или –
  Устно решается пример, записанный ранее на доске.
  - Первичное закрепление 
 Индивидуальная работа, выполнение упражнения № 627 (а, в, д)
  1 ряд – а, 2 ряд – в, 3 ряд – д.  
  По 1 ученику от ряда решают пример на скрытой доске.  
  Но перед этим зачитывается им напутствие в виде стихотворения:
  Петя и скобки
  Попался Пете пример. Ужасный!
  Посмотришь – глаза закроешь – страшно!
  Но Петю теперь не возьмешь на испуг!
  Ему математика – лучший друг.
  Помня советы от двойки и лени,  
  Вначале – действия второй ступени
  Делай смело, совсем неробко,
  Если не остановит скобка.
  Но и тут он решает смело и ловко –
  Действие первое – то, что в скобках,  
  Потом умноженье делать не лень,
  И лишь в конце только - первая ступень.
  Аплодисментам счета нет –  
  Петей получен верный ответ!
  Счастливая бабушка, усмехнулся отец:
  «Это только начало, а совсем не конец!
  Будет еще немало преград, хотя успеху сына я рад».
  Чтоб не погибнуть в болотах топких, делай вначале действия в скобках!
  (И. Кушнир, Л. Финкельштейн)
  
 
  Решение примеров. Проверка, еще раз проговариваются правила.
  С каждым правильным ответом на доске появляются буквы О, Д, М.  
  Получается ДОМ. На доске крепится схематично ДОМ:
  Д- основание, О – окно внутри дома, М – крыша.
  
 
  У.общ.: А только ли в математике нужны правила, порядок? (ответы учеников)
  Давайте обратимся к учебнику обществознания стр. 39 и посмотрим какие правила предлогают для правильного, благополучного ведения семейного хозяйства.  
  Правило № 1,
  Правило № 2
  А согласны ли вы с этими правилами, может есть кому, что –то добавить?
  А вы будите следовать этим правилам? (ответы учеников)
  А теперь давайте разомнемся, проведем физкультминутку.
  У.общ.: А как можно применить математические знания в обществознании и семейном хозяйстве?
  Решение задачи (приложение) слайд
  Вопросы по задачи: - Сколько сэкономила семья?
  - С помощью чего можно сэкономить электроэнергию?
  Проверка (сравнение с эталоном на доске)
  Подведение итогов, возвращение к целям урока.
  - Рефлексия 
 Заполнение «оценочных листов». Выставление общих оценок.
  Познавательная рефлексия:  
  - Достигли цели или нет?
  - Что на уроке было главным?
  - Что было интересным?
  - Что новое сегодня узнали?
  - Чему научились?
  Эмоциональная рефлексия: Сегодня у нас на уроке получился дом, давайте посмотрим, какая погода (настроение) было в нашем классном доме.  
  слайд
  (солнце – все получалось, хорошее настроение;  
  солнце и тучка – не совсем все получалось, но у меня хорошее настроение; тучка с дождиком – не получалось, ноя буду стараться).
  Раздача д/з на листочках по математике и обществознанию. (приложение)