1. 2. 3. 4. 5. 6. | - Здравствуйте, ребята! Все готовы к уроку? Хорошо, садитесь. - Ребята, скажите, пожалуйста, если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто приласкает, приголубит, поймет и утешит вас? - Конечно, наши мамы, папы, бабушки и дедушки – родные и близкие вам люди. А каким, одним словом мы можем определить всё сказанное вами? - Правильно, ребята. Сегодня речь пойдёт о самом дорогом для каждого из вас: о семье! Что же такое семья и для чего семья необходима человеку? Именно это и предстоит нам выяснить! - Ребята, а что вы понимаете под этим словом – СЕМЬЯ? - А с чем у вас ассоциируется семья? Что именно вы вспоминаете, когда произносите это слово? - Так что же такое семья? - Семья – словечко странное, Хотя не иностранное. – Как слово получилось, Не ясно нам совсем. Ну, «Я» – мы понимаем, А почему их семь? Не надо думать и гадать, А надо просто сосчитать: Два дедушки, Две бабушки, Плюс папа, мама, я. Сложили? Получается семь человек, Семь «Я»! – А если есть собака? Выходит восемь «Я»? – Нет, если есть собака, Выходит Во! – семья. - Ребята, а как вы думаете, где мы можем узнать точное значение этого слова? - Правильно. Значение слова «Семья» по Ожегову: Семья - группа живущих вместе близких родственников; Семья - это объединение людей, сплочённых общими интересами. - А мы же с вами, ребята, можем с уверенностью сказать, что семья - это то, что всегда в вашем сердце, это то, что согревает каждого из нас в трудные минуты. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. - Ребята, а вы когда-нибудь задумывались, почему так говорят «Мой дом - моя крепость»? (старая английская пословица) - Несомненно, у человека должен быть дом, а не просто крыша над головой, то место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и уютно. - И так как со словом «семья» всегда рядом находится слово дом, ведь дом - это символ семьи, сейчас я предлагаю вам построить дом вашей мечты. - Мы все с вами понимаем, что у каждого из вас в жизни будет своя семья, но какой климат будет в этой семье, зависит только от самого человека и от его поведения. - И я сейчас вам раздам листочки, где изображен дом, и вам будет необходимо заполнить пустые клеточками «кирпичами - качеств». На слайде дан ряд личностных качеств человека, подумайте, какие из них помогут создать благоприятную атмосферу в доме, а какие её могут разрушить и почему? - Подумайте, какие кирпичи вы возьмете для строительства своего чудесного дома. Крыше тоже можно дать свое название. ♦ Аккуратность1 ♦ Агрессивность ♦ Безразличие ♦ Благоразумие2 ♦ Болтливость ♦ Вежливость3 ♦ Верность4 ♦ Веселость5 ♦ Внимательность6 ♦ Бережливость7 ♦ Вспыльчивость ♦ Доброта8 ♦ Доверчивость9 ♦ Жадность ♦ Заботливость10 ♦ Капризность ♦ Конфликтность ♦ Лживость ♦ Мудрость11 ♦ Нежность12 - Потом каждый из вас назовет одно из качеств, которое будет цениться у него в доме и объяснит почему. - Скажите, а почему никто из вас не взял в качестве кирпичей лживость, агрессивность и жадность? - Верно, эти качества только разрушат стены и уклад дома, принося лишь разрушение. - Вот мы с вами построили свои дома, но ведь в каждом доме есть свои традиции и обычаи. Например, у меня в семье принято на новый год пересматривать Гарри Поттера, а какие традиции присутствуют в ваших семьях? - Скажите, а вы часто спорите с родителями? По самым незначительным вещам, вроде нежелания надевать шапку? - А вы пробовали хоть раз поставить себя на их место? А давайте попробуем! У меня здесь на листочках есть несколько ситуаций из жизни. Давайте вы будете сюда выходить парами и разыгрывать, как бы вы вышли из этой ситуации. Один из вас будет за ребенка, а другой за родителя. Потом поменяетесь. Задача ребенка показать родителям свою точку зрения, но без криков, слез и прочего, а приводя факты. Та же задача и у родителя, он обязан показать ребенку свою точку зрения. 1) Не хочу надевать шапку 2) Купите мне новый мобильный телефон. 3) Можно мне пойти погулять? 4) Не хочу идти в школу. 5) Не хочу есть суп. - Хорошо, вы отлично справились. - Так же у вас на листочках, что я раздала, есть незаконченные предложения. Сейчас в течение пару минут закончите их, одним словом: 1. Радость в моей семье – это… 2. Мои родители – это… 3. Тепло в моей семье хранит… 4. Самое главное в моей семье – это… 5. Вдали от родного дома я всегда вспоминаю… 6. Самое сокровенное желание моих родителей… 7. Я желаю своей семье… - Хорошо, теперь объясните, что вы написали и почему. - И ниже, у вас так же представлен тест, обведите в кружочки ответы, которые считаете нужными. 1) Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание? (да, нет, не знаю) 2) Говорят ли с вами родители «по душам»? (да, нет, иногда) 3) Интересуются ли родители вашими школьными делами? (да, нет, иногда) 4) Часто ли к вам приходят гости? (да, нет, иногда) 5) Есть ли у вас общие с родителями занятия и увлечения? (да, нет, не знаю) 6) Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги, фильмы, телепередачи? (да, нет, иногда) 7) Бываете ли вместе с родителями на прогулках, в походах, в музеях и т.д.? (да, нет, иногда) 8) Участвуют ли родители вместе с Вами в хозяйственных делах? (да, нет, иногда) 9) Гордитесь ли своей семьей? (да, нет, не знаю) 10) Можно ли назвать вашу семью дружной? (да, нет, не знаю) - В каждой семье принято говорить ласковые слова. Давайте теперь по цепочке, каждый из вас назовет 1 ласковое слово, которое говорит своей маме, папе, бабушке или дедушке. - Много серьёзных слов было сказано о семье. И в заключении я предлагаю вашему вниманию викторину «И в шутку и в серьёз». Вашей задачей будет ответить на вопросы: 1. Какое выражение стало символом большой семьи: а) Трое в лодке; б) Четверо за компьютером; в) Пятеро в ванной; г) Семеро по лавкам. 2. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, «33 родных сестрицы». Что это за семья? 3. Цветок – символ семьи 4. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приёмного родственника? 5. О какой русской игрушке эта цитата: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства»? 6. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? 7. Какую погоду не в силах предсказать синоптики? 8. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай? - А сейчас я буду говорить вам какие-то фразы, а вы, если согласны со мной, поднимайте обе руки вверх, а если не согласны, сидите тихонечко. Семья — это все мои друзья и знакомые. Семья — это я. Мои родители могут быть младше меня. Бабушка — это мама моей мамы. Дедушка — это папа моего папы. Семья — это люди, которые любят друг друга. Бабушка и дедушка — это мои родители. Я — дочь мамы и папы. Всем людям нужна семья. - Вот и подошел к концу наш урок, и в завершение, я хотела бы, чтобы вы послушали гимн семьи. - Все свободны, можете готовиться к следующему уроку. | Приветствуют учителя Мама, папа, бабушка, дедушка, родные и близкие, сестра, брат Семья Ответы детей Родные, близкие люди Мама, папа, бабушка, дедушка, родные и близкие, сестра, брат, члены семьи В словаре Там, где мне уютно, где я чувствую тепло и защиту, безопасность, никто не имеет право вмешиваться в мою жизнь Выполняют задание Потому что этого не должно быть в доме Традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, называть детей в честь кого – то из членов семьи, представители одной семьи занимаются одним видом деятельности, забота о бабушках и дедушках, хранить и собирать семейные фотографии, отмечать семейные праздники Выполняют задание Продолжают и объясняют фразы Отвечают на вопросы теста Ответы детей г) Семеро по лавкам. Алфавит Ромашка Мать-и-мачеха О матрёшке «Яблоко от яблони недалеко падает» В доме Это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться Выполняют задание Смотрят видеозапись | Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату Познавательные: обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущности связи Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: владеть общим приемом решения задач Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности Регулятивные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату Познавательные: обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущности связи Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия |