Просмотр содержимого документа
«Самоанализ открытого урока 5 класс по теме: «Семья и семейные отношения»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» с. Малые Ягуры
Самоанализ
открытого урока
5 класс
по теме:
«Семья и семейные отношения»
Боярская Г.Н.
МБОУ СОШ №4 с. Малые Ягуры
19.10.2018 год
Хороший урок – это слаженный, чётко работающий механизм. Не услышишь его пульса, не прислушаешься к нему, и урок не получится.
Этими словами я бы хотела начать самоанализ урока по теме «Семья и семейные отношения».
Цели урока: дать представление о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека; объяснить, зачем люди создают семьи; охарактеризовать типы семей; показать отношение государства к семье; раскрыть значение понятий семья, счастливая семья, семейные отношения.
К достижению главной цели мы шли через формирование УУД и реализацию поставленных задач.
Каких же планируемых результатов я хотела достичь?
Личностные: формировать отношение к семье, как к одной из важнейших ценностей человека.
Mетапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, определять собственное отношение к событиям современной жизни, формулировать свою точку зрения, составлять план действий, осуществлять расширенный поиск информации, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления, давать определения понятий.
Предметные: создать целостное представление о семье, научить понимать роль мотивов в формировании семьи, научить объяснять ключевые понятия, проводить сравнительный анализ семейного уклада в прошлом и настоящем; применять социальные и нравственные нормы и правила, анализируя и оценивая реальные ситуации; объяснять значение коммуникации в межличностном общении.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.
Тип урока: открытие нового знания.
Цели урока реализовывались:
Личностные. Уважительное отношение к семье формировалось через постановку и решения проблемных ситуаций, через выполнение творческих заданий, выполнение проекта к уроку, ознакомление с отдельными статьями Семейного Кодекса, Конституции РФ.
Метапредметные. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие ребята учились через прием «Мозговой штурм» и игру «цепочка», определять собственное отношение к событиям в современной жизни дети могли через толкование пословиц и поговорок, а так же разбор жизненных ситуаций.
Предметные. Учащиеся научились объяснять слова семья, поколение, узнали побудительные мотивы создания семьи, проводить сравнительный анализ семейного уклада учились при составлении схемы распределения обязанностей всех членов семьи, работе с иллюстрациями стр. 26-27, а так же при знакомстве с документами: Конституция РФ, Семейный Кодекс РФ.
Организационный момент показал, что класс к уроку готов. Мотивационно-целевой этап позволил детям выявили круг вопросов и тему урока. Дети определили функции семьи через составление схемы, раскрыли роль государства в защите семьи, материнства и детства, определили зону ответственности государства и семьи за воспитание детей.
Ресурсы (оборудование и учебно-методическое обеспечение):
мультимедийный комплекс, презентация к уроку, видеоматериал, учебник, раздаточный материал.
На уроке использовались различные методы и технологии обучения:
1.Частично-поисковый - знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под моим руководством рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Преобладал проблемный и творческий характер познавательной деятельности.
2.Метод генерации идей – обучающиеся высказывали свои идеи, своё мнение.
Технологии обучения, используемые на уроке:
1. ИКТ – презентация, просмотр видеоматериала.
2. Проблемного диалога – работа в парах и группах.
3. Игровая технология – игра «Перевоплощение», «Цепочка»и др.
4. Здоровьесберегающая технология – создание комфортной обстановки, использование физминутки.
На данном уроке реализовывались следующие приемы воспитания и обучения: наглядный, практический, словесный и различные формы работы: фронтальная, работа в парах и группах, индивидуальная.
В структуру данного урока входили следующие этапы:
1.Организационный этап. Для установления контакта с классом и создания доброжелательной атмосферы, создала с ребятами дружескую сеть путём прочтения стихотворения и настроила ребят на продуктивную работу.
2. Следующий этап – Мотивационно-целевой этап. Работа с цветком ромашкой .Слова на лепестках. Дети срывают и читают. Называют слово, которое обобщает названное. Притча о семейных отношениях.
Формулируют тему урока. На какие вопросы предстоит ответить.
3. Этап усвоения новых знаний. Стремление правильно ответить на проблемные вопросы, вовлекло всех учащихся в активную работу. Игра «Перевоплощение», в ходе которой дети, работая в группах, определяли и рассказывали, зачем нужна семья от имени детей, родителей, пожилых людей.
Работа с пословицами о семье (дети готовили свои проекты дома).
Работа со схемой «Как образуется семья».
Выполнение творческого задания «Солнышко», где на лучах дети в тетрадях писали функции семьи.
Прием «Мозговой штурм» позволил предположить какое главное предназначение имеет семья, с точки зрения государства.
Игра «Цепочка». Используя свои знания и опыт, дети называли виды помощи, которую государство оказывает семьям (на доске составляется схема).
Ролевая игра «Юристы-консультанты», в ходе которой происходит объяснение семьям их прав. Работа с учебником, Конституцией РФ, Семейным кодексом.
Работа в парах. Из лежащих на столе слов подобрать те, которые относятся к благополучной и неблагополучной.
Заполнение таблицы «Виды семей», работая с учебником.
4. на этапе закрепления новых знаний учащимся были предложены небольшой загадки на понятие нового материала..
5. Этап подведения итогов. Учащиеся имели возможность оценить свою работу самостоятельно и выставить оценки.
Учащиеся были проинформированы о домашнем задании, состоящем из обязательной части и творческой..
6. Этап Рефлексия (подведение итогов работы класса).
Дети заполняли листы « Продолжи фразы».
Финал урока показал, что психологическая атмосфера была достаточно доброжелательной, дети были раскованы и уверены в себе. В течение всего урока ученики активно изучали, обсуждали, экспериментировали. Заметно было, что дети сосредоточены и внимательны на разных этапах урока. На мой взгляд, время, отведенное на все этапы, было распределено рационально, темп сохранялся на протяжении всей деятельности. Все этапы были связаны между собой и работали на главную цель, отступления от плана не было.
Применение ИКТ сделало урок более наглядным, насыщенным, интересным.
Использованные методы и приёмы обеспечили рациональное использование рабочего времени и предупреждение перегрузок учащихся.
Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися, и организовать их активную работу, решение задач занятия. План урока выполнен, задачи, и цели урока реализованы полностью.