Просмотр содержимого документа
«Роль экономики в жизни общества»
Тема урока: Роль экономики в жизни общества.
Цели урока:
Сформировать у учащихся представление об экономических системах и их типах, роли экономики в жизни общества.
Развивать аналитическое мышление, осуществлять комплексный поиск, умения систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, решать познавательные и проблемные задания.
Формировать активную гражданскую позицию у учащихся.
Ход урока: сегодня на уроке мы будем использовать два метода: сценирование и SWOT-анализ, которые позволят наиболее полно рассмотреть роль экономики в жизни общества:
Государство и экономика.
Экономические системы и их типы.
Особенности рыночной экономики.
При любом типе экономической системе страны государство остается мощным субъектом экономических отношений. Во - первых, в экономике существует государственный сектор, который выполняет две важные функции.
А) Обеспечивает минимальный жизненный уровень для населения. (в сфере медицины, образования, социального обеспечения);
Б) Обеспечивает общественные услуги (в сфере транспорта и связи, энергетики). Во-вторых, следует отметить государственное регулирование экономики. Государственное регулирование включает: планирование, программирование, финансирование, налогообложение, кредитование, администрирование, контроль.
Настоящий, цивилизованный способ участия государства в рыночной экономике - развитие и поощрение механизмов рынка и конкуренции. Экономическая система – это исторически возникшая или установленная совокупность правил, принципов, норм, которые определяют форму и содержание экономических отношений в процессе производства, распределения и потребления. О типе экономической системе можно судить главным образом по: А) по виду собственности, Б) взаимоотношениям людей, фирм и государства.
Работа в группах. Класс делится на четыре группы. С помощью SWOT– анализа рассматриваются основные типы экономических систем. На основе выделенных позиций возможно разработать различные сценарии развития России при той или иной экономической системе, на выбор. Ниже представлены примеры двух матриц .
1 группа: Традиционная экономическая система;
2 группа: Рыночная экономическая система;
3 группа: Командная экономическая система;
4 группа: Смешанная экономическая система.
Традиционная экономическая система
Сильные стороны.
1.Экологическая безопасность;
2.Независимость от других;
3.Сохранение традиционных способов производства.
Слабые стороны.
1.Ограниченность видов производства;
2.Неэффективность;
3.Малая производительность.
Возможности.
1.Создание экологически безопасных продуктов;
2.Очищение земли,
восстановление экологии;
3.Восстановление забытых традиций возделывания культур и т.д.
Методическая рекомендация: метод сценирования может использоваться как домашнее задание, но если Вы заранее дали задание группам, то можно применить его на уроке. Желательно выделить два урока, иначе учащиеся могут не успеть его выполнить. В процессе работы групп учитель может направлять, консультировать детей. Приводимые примеры должны быть конкретными.
Презентация работ групп – четыре-пять минут на каждую группу.
1 группа: Развитие России при традиционной экономической системе. Улучшение экологической обстановки, но мощное экономическое отставание от западных стран, отставание в научно – техническом развитии, вследствие чего, ослабление положения России на международной арене.
2 группа:Развитие России при рыночной экономической системе. Бурное развитие промышленности и научно-технического прогресса, развитие новых отраслей промышленности, из-за быстрых темпов развития промышленности загрязнение окружающей среды, экологические катастрофы. Из-за процесса глобализации разорение мелких и средних предприятий.
3 группа:Развитие России при командно-административной экономике. Отсутствие безработицы, низкие цены, не смогут компенсировать уравнительную оплату труда, дефицит товаров. Жесткая централизация, плановая экономика приведет к экономическому кризису и как следствие этого к восстаниям и революции.
4 группа:Развитие России при смешанном типе экономической системе. Мощное развитие экономики, научно – технического прогресса, развитие высоконаучных инновационных технологий. Повышение уровня жизни всех слоев населения, рост социальных пособий – отсутствие социальных кризисов. Экологические катастрофы, загрязнение окружающей среды.
Домашнее задание: составьте письменный реалистический сценарий развития РФ на ближайшие четыре-пять лет в виде аналитической справки объемом не более трех страниц. Часть работ будет заслушана на следующем уроке.
Методическая рекомендация: используя метод сценирования, учащиеся овладевают умениями прогнозировать, анализировать информацию, сравнивать; способствует развитию критического, аналитического, творческого мышления, умений приводить аргументы, факты, примеры для обоснования того или иного теоретического положения, формулировать собственную точку зрения. Таким образом, данный метод формирует коммуникативные, проблемные, информационные компетенции.