kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль экономики в жизни общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся представление об экономических систе­мах и их типах, роли экономики в жизни общества.
  2. Развивать аналитическое мышление, осуществлять комплексный поиск, умения систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, решать познавательные и проблемные задания.
  3. Формировать активную гражданскую позицию у учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль экономики в жизни общества»

Тема урока: Роль экономики в жизни общества.

Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся представление об экономических систе­мах и их типах, роли экономики в жизни общества.

  2. Развивать аналитическое мышление, осуществлять комплексный поиск, умения систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, решать познавательные и проблемные задания.

  3. Формировать активную гражданскую позицию у учащихся.


Ход урока: сегодня на уроке мы будем использовать два метода: сценирование и SWOT-анализ, которые позволят наиболее полно рассмотреть роль экономики в жизни общества:

  1. Государство и экономика.

  2. Экономические системы и их типы.

  3. Особенности рыночной экономики.

При любом типе экономической системе страны государство оста­ется мощным субъектом экономических отношений. Во - первых, в экономике существует государственный сектор, кото­рый выполняет две важные функции.

А) Обеспечивает минимальный жизненный уровень для населения. (в сфере медицины, образования, социального обеспечения);

Б) Обеспечивает общественные услуги (в сфере транспорта и связи, энергетики). Во-вторых, следует отметить государственное регулирование эконо­мики. Государственное регулирование включает: планирова­ние, программирование, финансирование, налогообложение, кредитова­ние, администрирование, контроль.

Настоящий, цивилизованный способ участия государства в рыноч­ной экономике - развитие и поощрение механизмов рынка и конку­ренции. Экономическая система – это исторически возникшая или установлен­ная совокупность правил, принципов, норм, которые опре­деляют форму и содержание экономических отноше­ний в процессе производства, распределения и потребления. О типе экономической системе можно судить главным образом по: А) по виду собственности, Б) взаимоотношениям людей, фирм и государ­ства.

Работа в группах. Класс делится на четыре группы. С помощью SWOT– анализа рассматриваются основные типы экономических систем. На основе выделенных позиций возможно разработать различные сценарии развития России при той или иной экономиче­ской системе, на выбор. Ниже представлены примеры двух матриц .

1 группа: Традиционная экономическая система;

2 группа: Рыночная экономическая система;

3 группа: Командная экономическая система;

4 группа: Смешанная экономическая система.


Традиционная экономическая система

Сильные стороны.

1.Экологическая безопасность;

2.Независимость от других;

3.Сохранение традиционных спосо­бов производства.

Слабые стороны.

1.Ограниченность видов произ­водства;

2.Неэффективность;

3.Малая производительность.

Возможности.

1.Создание экологически безопас­ных продуктов;

2.Очищение земли,

восстановле­ние экологии;

3.Восстановление забытых тради­ций возделывания культур и т.д.

Угрозы.

1.Экономическое отставание от других стран;

2.Нехватка продовольствия;

3.Недостаток промышленных

то­варов.


Рыночная экономическая система

Сильные стороны

1.Свобода хозяйственной деятель­ности, свобод. конкуренция

2. Равноправие различных видов собственности.

3. Учет спроса и предложения.

Слабые стороны

1.Перепроизводство товаров.

2.Высокий риск безрабо­тицы.

3.Банкротство, в результате жесткой конкуренции.

Возможности

1. Развитие и процветание государ­ства во всех сферах обще­ства.

2. Каждый человек может самореа­лизоваться.

3) Повышение благосостояния

Угрозы

1. В результате конкуренции, разорение предприятий.

2. Обнищание малообеспечен­ных слоев населения.

3) Экономический кризис.


Командная экономическая система.

Сильные стороны.

1. Отсутствие безработицы.

2. Низкие цены.

3. Военно-промышленный

комплекс.

Слабые стороны.

1. Государственное регулирова­ние жизни общества.

2. Отсутствие частной собствен­ности и конкуренции

3. Централизованное назначе­ние цен, дефицит товаров.

Возможности.

1.Высокая степень обороноспособ­ности страны.

2.Высокая степень мобилизац.

3.Защищенность от безрабо­тицы.

Угрозы.

1.Экономический кризис.

2.Революция.

3.Обнищание широких слоев населения.


Смешанная экономическая система.

Сильные стороны.

1.Свобода хозяйственной

деятель­ности.

2.Частная собственность.

3.Свободная конкуренция.

4.Частичное государственное

ре­гулирование.

5.Отсутствие дефицита товаров.

Слабые стороны.

1.Неизбежность перепроизвод­ства товаров.

2.Зависимость от других стран, в случае кризиса.

3.Экономические кризисы.

Возможности.

1.Повышение материального благо­состояния граждан.

2.Развитие социального обеспече­ния.

3.Творческая самореализаци.

Угрозы.

1.Мировой экономический.

2.Рост иждивенческих.

настрое­ний в обществе.

3.Безработица.


Методическая рекомендация: метод сценирования может использо­ваться как домашнее задание, но если Вы заранее дали зада­ние группам, то можно применить его на уроке. Желательно выделить два урока, иначе учащиеся могут не успеть его выполнить. В процессе работы групп учитель может направлять, консультировать детей. Приво­димые примеры должны быть конкретными.



Презентация работ групп – четыре-пять минут на каждую группу.

1 группа: Развитие России при традиционной экономической сис­теме. Улучшение экологической обстановки, но мощное экономиче­ское отставание от западных стран, отставание в научно – техниче­ском развитии, вследствие чего, ослабление положения России на международной арене.

2 группа: Развитие России при рыночной экономической системе. Бур­ное развитие промышленности и научно-технического про­гресса, развитие новых отраслей промышленности, из-за быстрых тем­пов развития промышленности загрязнение окружающей среды, экологические катастрофы. Из-за процесса глобализации разорение мелких и средних предприятий.

3 группа: Развитие России при командно-административной эконо­мике. Отсутствие безработицы, низкие цены, не смогут компенсиро­вать уравнительную оплату труда, дефицит товаров. Жест­кая централизация, плановая экономика приведет к экономиче­скому кризису и как следствие этого к восстаниям и револю­ции.

4 группа: Развитие России при смешанном типе экономической сис­теме. Мощное развитие экономики, научно – технического про­гресса, развитие высоконаучных инновационных технологий. Повыше­ние уровня жизни всех слоев населения, рост социальных посо­бий – отсутствие социальных кризисов. Экологические катаст­рофы, загрязнение окружающей среды.


Домашнее задание: составьте письменный реалистический сценарий развития РФ на ближайшие четыре-пять лет в виде аналитической справки объемом не более трех страниц. Часть работ будет заслушана на следующем уроке.

Методическая рекомендация: используя метод сценирования, уча­щиеся овладевают умениями прогнозировать, анализировать ин­формацию, сравнивать; способствует развитию критического, аналитического, творческого мышления, умений приводить аргу­менты, факты, примеры для обоснования того или иного теоретиче­ского положения, формулировать собственную точку зре­ния. Таким образом, данный метод формирует коммуникатив­ные, проблемные, информационные компетенции.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль экономики в жизни общества

Автор: Луночкин Алексей Евгеньевич

Дата: 05.10.2019

Номер свидетельства: 521727

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Экономика и её роль в жизни общества"
    ["seo_title"] => string(42) "ekonomika-i-ieio-rol-v-zhizni-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "267835"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450464084"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Практические работы по обществознанию по теме: "Экономика и её роль в жизни общества" "
    ["seo_title"] => string(98) "praktichieskiie-raboty-po-obshchiestvoznaniiu-po-tiemie-ekonomika-i-ieio-rol-v-zhizni-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "101574"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402422304"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Разработка урока по обществознанию в 8 классе на тему: "Экономика и ее роль в жизни общества""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_po_obshchestvoznaniiu_v_8_klasse_na_temu_ekonomika_i_ee_rol_v_z"
    ["file_id"] => string(6) "520960"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1569463760"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Тест по обществознанию «Экономика и ее роль в жизни общества» (8 класс) "
    ["seo_title"] => string(79) "tiest-po-obshchiestvoznaniiu-ekonomika-i-ieie-rol-v-zhizni-obshchiestva-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "163477"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1422480508"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Презентация к уроку обществознания не тему: "Экономика и её роль в жизни общества." "
    ["seo_title"] => string(96) "priezientatsiia-k-uroku-obshchiestvoznaniia-nie-tiemu-ekonomika-i-ieio-rol-v-zhizni-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "147307"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419355028"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства