Роль права в жизни человека, общества, государства
Роль права в жизни человека, общества, государства
Роль права в жизни общества находит свое проявление в том, что одни нормы права выполняют его регулятивную функцию: с их помощью обеспечивается общий порядок в экономических, торговых, семейных и других отношениях. Достигается это тем, что государство устанавливает общие для всех участников таких отношений права и обязанности (например, устанавливает правила торговли или порядок наследования имущества умершего человека). С помощью других норм права осуществляется охранительная функция права, заключающаяся в том, что государство защищает от посягательств на жизнь, здоровье людей, их имущество, устанавливая меры ответственности за убийство, кражу, причинение вреда здоровью и другие опасные для общества деяния.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль права в жизни человека, общества, государства»
Урок . Роль права в жизни человека, общества, государства
Преподаватель истории ШАЛАГИН А.В
Дата 27.02.2015
Цели: Предметные – способствовать развитию правовой культуры школьников на основе усвоения ими основных правовых норм;
Метапредметные - заинтересованность учащихся поиском необходимой правовой информации при решении конкретных жизненных ситуаций и проблем;
Личностные - воспитывать у учащихся уважение к праву и закону;
Задачи урока:
Предметные - способствовать формированию у учащихся понимания необходимости получения правовых знаний.
Личностные – способствовать формированию умения высказывать свое мнение, анализировать ситуацию;
- способствовать формированию умения работать в группе, уважать мнение других.
Оборудование: карточка-задание с дополнительными материалами к уроку а также с вопросами по закреплению прошлой темы о «Государстве, обществе».
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (право, мораль, гражданство, гражданин, норма права, закон, частное и публичное право, указ, постановление, Конституция, референдум), домашнее задание.
Вид урока: комбинированный
Ход урока:
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме . «Природа. Общество. Человек»
1. Работа с классом (Делимся на варианты ), РАЗДОЮ ЗАДАНИЯ-КАРТОЧНЫЕ
ВАРИАНТ А
- Решите кроссворд.
1. Правовая связь человека с государством. (Гражданство.)
2. Все человечество в прошлом, в современности и перспективе; всё население Земли. {Общество.)
3. Государство, которым правят люди, выбранные на определенный срок. (Республика.)
4. Наиболее близкие межличностные отношения. (Дружба.)
5. Документ, провозглашающий права человека. (Декларация.)
7. Многообразные общеобязательные правила поведения, установленные, санкционированные и обеспеченные государством. (Право.)
8. Платежеспособная потребность. (Спрос.)
9. Описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила, требования. (Технология.)
10. Способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств - воли, авторитета, права, насилия и т. д. (Власть.)
11. Совокупность духовных правил, регулирующих поведение человека. (Мораль.)
(Слово по вертикали: государство.)
ВАРИАНТ Б
- Прочитайте.
Юноши получали на народном собрании из рук старейшин щит и копье, которые отныне становились не только их личным оружием, но являлись знаками отличия полноправного свободного германца от безоружного раба. «До этого, - писал Тацит, - юноша считался членом семьи», теперь он становился членом общества. Юноша знатного рода мог стать после посвящения военным вождем.
Самые важные дела племени решало общеплеменное собрание. Германцы созывали его в новолуние и полнолуние: они верили, что эти дни самые счастливые для решения дел. Сообщая это, Тацит добавлял, что германцы «и счет времени ведут не по дням, как мы, а по ночам, ибо думают, что ночь ведет за собой день. На собрание германцы сходились не сразу, а в течение двух-трех дней, так как жили они в удаленных друг от друга поселениях, откуда к месту сбора приходилось пробираться через леса и болота. На самом собрании рядовые германцы рассаживались широким кругом, в середине которого становились вожди и другие знатные люди племени. Кто-либо из них, после того как жрецы восстанавливали тишину, выступал и выдвигал предложения, выносимые на обсуждение собрания. Если предложение не нравилось, его отвергали шумными возгласами, а если нравилось- потрясали копьями. «Восхвалять оружием было самым почетным способом одобрения», - писал Тацит.
В народном собрании германцев не только решались важные дела, но и происходил суд. Наказание виновных зависело от их преступления.
- Ответьте на вопросы. Какую роль в жизни германцев играло народное собрание? («Самые важные дела племени решало общеплеменное собрание»... «В народном собрании германцев не только решались важные дела, но и происходил суд. Наказание виновных зависело от их преступления».) Почему в собрании участвуют только мужчины? (Участвовать в собрании имели право только воины, а значит - мужчины.) Какие признаки говорят об отсутствии государства у германцев? (У германцев все важные дела решало народное собрание, где каждый мог выражать свое мнение, которое не всегда могло совпадать с предложением вождей. Ничего в документе не говорится и о других признаках государства, например: финансы и налоги, единые законы, столица.) Можно ли говорить о равенстве среди германцев? (Можно говорить о начале формирования у германцев неравенства. «На самом собрании рядовые германцы рассаживались широким кругом, в середине которого становились вожди и другие знатные люди племени».)
ВАРИАНТ В
- Заполните таблицу. Какие из перечисленных государств являются республиками, а какие монархиями: Великобритания, Германия, Дания, Египет, Италия, Испания, Монако, Норвегия, Польша, Россия, Турция, Швеция.
Республики
Монархии
(.Монархии - Великобритания, Дания, Испания, Монако, Норвегия, Швеция. Республики - Германия, Египет, Италия, Польша, Россия, Турция.)
- Что такое экономика; политика? {Экономика - деятельность людей, связанная с производством жизненных благ, хозяйственная деятельность. Политика — искусство управления.)
- Что такое Конституция? (Основной закон страны.)
- Почему мы считаем наше государство республикой? (Российской Федерацией управляют выборные органы власти.)
- Какие формы государства существуют в современном мире? (Республика, монархия, теократия.)
III. Изучение новой темы
План
1. Право и мораль.
2. Гражданин и государство.
3. Потребность в порядке и справедливости.
4. Норма права. Закон.
Задание письменно для учащихся: выяснить, какова роль права в жизни человека; какой смысл имеет понятие «право». 10 мин. Выписывают из книги или с глобальной сети. 10 мин
Зачитывают ответы каждый. Запоминают.
IV. Подведение итогов урока
- Какую общечеловеческую ценность имеет право?
- Почему у людей возникает потребность в порядке и справедливости?
- Какой смысл имеет понятие «право»?
Домашнее задание
Приобрести всем учащимся Конституции (желательно последнюю за 2015 г)
Подготовить презентации по темам: право в Древнем Вавилоне , Риме, Греции.
Ответить на вопросы письменно: что такое мораторий, правовая ответственность, штраф, тюремное заключение, устав, петиция. (могут использовать дополнительную литературу, СМИ, толковые словари. (терминологические).