Тема: Семья – маленькая ячейка общества
Цель: формировать представление о современной семье, психологическом климате в семье, о семейном долге и обязанностях; показать ценность и важность семьи в жизни человека; формировать знания об основных функциях семьи; формировать ответственность за семью; помочь детям глубже осознать свои установки на будущую семейную жизнь.
Оборудование: выставка рисунков на тему “Моя семья”; выставка фотографий “Что имеем и храним…” (о традициях семьи); материалы для проведения игры “Рождение семьи”; мультимедийное оборудование и презентация к уроку.
Раздаточный материал: выдержки из Библии; ситуационные задачи.
Термины и понятия: семья, психологический климат в семье, стиль семейных взаимоотношений.
План
- Семья как общечеловеческая ценность.
- Нравственные основы семьи.
- Семейный долг и семейные обязанности.
Ход урока
“Все счастливые семьи похожи друг на друга,
а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему”
Л. Н. Толстой
I. Орг. момент (Приложение, слайд № 1)
II. Современная семья (Приложение, слайд № 2)
1. Что означает слово “семья”? Сегодня мы и будем об этом говорить. Вы узнаете о том, что такое “психологический климат в семье”, каким он бывает и от чего зависит. Мы также обсудим с вами вопрос о семейных правах и обязанностях, поговорим об основных функциях семьи и о слагаемых семейного счастья и благополучия.
- Итак, ребята, что же такое семья, как думаете вы?
Семья в современном обществе (Приложение, слайд № 3) – особая малая группа, это союз, в основе которого лежит особое эмоциональное чувство – любовь (супружеская, родительская, сыновняя или дочерняя). Основанные на любви семейные отношения способствуют заботе о самых беззащитных членах общества. Недаром говорят, что гуманизм общества определяется положением в нем слабых – детей и стариков.
2. Игра “Рождение семьи” (Приложение, слайд № 4)
А как семья появляется? Давайте выясним это в игре “Рождение семьи”. Приглашаю по одному представителю от каждой группы. Здесь, на столе, лежат карточки с указанием этапов рождения семьи. Ваша задача – прикрепить их на доску в правильной последовательности (сверху вниз):
- Встреча
- Образование малой группы
- Брак
- Обязанности относительно друг друга
- Рождение детей
- Обязанности по отношению к детям
Игра проходит на фоне музыки из песни “Погода в доме”
- Давайте проверим, представитель какой группы выполнил задание верно. (Озвучивание результатов выполнения задания)
3. Основные функции семьи
- А для чего семья нужна? Каковы ее роли, задачи? (Приложение, слайд № 5)
- На слайде вы видите схему “Основные функции семьи”. Давайте познакомимся с содержанием функций семьи.
4. Решение ситуационных задач
Задание для работы в группах: опираясь на конкретные жизненные примеры, определить, какую функцию семьи иллюстрируют предложенные на карточках ситуации.
Итак, семья нужна человеку для счастья. Человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.
Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте, - ощущение своей нужности близким, осознание, что любим и любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя любят и ждут?
Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых нельзя нормально жить и работать?
Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар – счастье материнства и отцовства?
В семье осуществляется важнейшая функция биологического и социального воспроизводства населения.
В семье осуществляется воспитание, т. е. передача новым поколениям опыта, определенных устоев, ценностей. Семейные традиции – источник стабильности и гуманности общества.
Таким образом, семья – одна из самых важных ценностей в жизни человека.
- А теперь я предлагаю вам рассказать о тех традициях, которые сложились в ваших семьях.
III. Психологический климат в семье
Китайский мудрец Конфуций писал: “Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство, и держится оно на любви”. К сожалению, не всегда в наших маленьких государствах царит любовь. Отчего так случается?
Настало время поговорить о психологическом климате в семье.
- Ребята, в качестве эпиграфа к нашему уроку я взяла фразу из романа “Анна Каренина” Л.Н.Толстого.
На мой взгляд, счастье или несчастье семьи во многом зависит от психологического климата, который в ней сложился. Так что же это такое – “психологический климат”? Давайте познакомимся с определением этого термина. (Приложение, слайд № 6)
- Ученые выделяют два вида психологического климата в семье – благоприятный и неблагоприятный. (Приложение, слайды № 7, 8)
- Познакомившись с определениями, попробуйте сами описать отношения в семье с благоприятным и неблагоприятным психологическим климатом.
1. Работа с репродукциями (Приложение, слайд № 9)
- Ребята, определите, какой психологический климат царит в семьях, изображенных художниками. По каким признакам вы сделали выводы?
2. Стиль семейных взаимоотношений
- Во многом психологический климат в семье зависит от того, какой стиль взаимоотношений в ней сложится.
Давайте познакомимся с тремя видами стиля семейных взаимоотношений (Приложение, слайд № 10).
- При каком стиле взаимоотношений в семье сложится благоприятный психологический климат? А неблагоприятный?
- Я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент из известного вам фильма “Один дома” и определить стиль семейных взаимоотношений, сложившийся в семье героя. (Приложение, слайд № 11)
3. Права членов семьи
Важной составляющей семейного благополучия является соблюдение прав человека в семье. Американские психологи, супруги Байярд, помогающие неблагополучным семьям, обобщили мнения родителей и сформировали список прав, которые хотели бы иметь родители. У вас на партах лежат таблички, в левой колонке которых вы можете найти этот список. Прочитайте его, затем, работая индивидуально, попробуйте составить список прав детей в семье и запишите его в правую колонку.
Проверка выполнения
- Скажите, сильно ли отличаются права родителей и детей?
Значит, наши желания совпадают. Ребята, скажите, что нужно делать, чтобы в вашей семье соблюдались ваши права? /Всегда помнить о том, что права есть и у родителей и не нарушать их/
- Мы с вами перечислили права членов семьи, а о чем еще необходимо помнить в семейной жизни? Ответить на этот вопрос нам поможет следующий видеофрагмент из “Ералаша”. (Приложение, слайд № 12)
Итак, кроме прав мы все должны помнить и выполнять свои обязанности. Как, по-вашему, должны распределяться семейные обязанности, чтобы в доме был мир и покой, и все были бы счастливы? А у детей должны быть обязанности?
Родители имеют равные права и обязанности в отношении детей. Закон не делает различия между мужчиной и женщиной в определении их гражданского долга заботиться о семье и детях, их здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии, обучении и материальном обеспечении. В этих правах и обязанностях реализуется долг родителей перед детьми.
Однако честь требует возвращения долгов. Дети также обязаны заботиться о своих родителях, особенно став взрослыми.
- Возьмите, пожалуйста, листы с отрывком из Библии. Прочитайте его.
Скажите, устарела ли библейская заповедь? Нет!
Таким образом, семейный долг – это проверенная временем вечная ценность, это основа благополучия не только семьи, но и государства.
IV. Семейный долг
1. Чтение учителем вслух миниатюры “Записка” В. Астафьева:
“На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”.
Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.
В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привез в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” ее на вокзале.
В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.
Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно”.
- Ребята, как вы думаете, о нарушении какого долга идет речь в этом произведении? А какие еще виды семейного долга вы могли бы назвать? (Сыновний, дочерний, родительский).
V. Проверьте свои знания
Наш урок подошел к концу, и я предлагаю вам проверить свои знания по теме урока. Перед каждым из вас лежат листочки с небольшим тестом. Ответьте на вопросы, а затем вы сможете проверить себя.
Верные ответы: 1-б, 2-в, 3-а, б, 4-б.
VI. Запись домашнего задания.
Эссе «Мой дом - моя крепость»
VII. Итог урока:
- Итак, ребята, скажите, что такое “семья”?
- Каковы моральные нормы семейных отношений?
- Каковы основные функции семьи?
- Какие виды ПК в семье вам известны?
- В чем заключается семейный долг?