Предлагаю краткий конспект по обществознанию. Содержание соответствует «Кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ по обществознанию». Здесь изложен материал, который будет полезен для обучающихся в подготовке к урокам и к сдаче ЕГЭ по обществознанию, даны краткие ответы на все вопросы, которые могут встретиться на ЕГЭ. «Человек и общество» является одним из базовых блоков курса обществознания, и занимает одно из ведущих мест в экзаменационных работах. Материал максимально удобен для ознакомления и изучения данного элемента кодификатора: сначала даётся краткое содержание темы, а затем более подробное изложение по материалам сайта sosnovo-school. Это позволяет более продуктивно использовать время при подготовке и к экзаменам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
15.1. Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.
15.2.Структура религии: 1) учение(догматика); 2) культ – система ритуальных действий; 3) религиозное сознание, вера – особый комплекс религиозных переживаний; 4) организации верующих (церковь и секты).
15.4. Организационные формы религии:
Церковь – иерархическая религиозная организация духовенства и верующих, основанная на общности религиозных догматов и культовой системы;
Секта – это относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общины, разномыслящие с господствующей церковью.
2) национально-государственные религии (индуизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм);
3) мировые религии(буддизм, христианство, ислам).
Признаки мировых религий:
1) огромное число последователей;
2) космополитичность, меж- и надэтнический характер;
3) эгалитарность (обращённость к представителям всех социальных групп);
4) пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания).
Политеизм (от греч. polys – много и theos – Бог) – многобожие, вера во многих богов. Монотеизм (от греч. monos – один и theos – бог) (единобожие) – система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге. К монотеистическим религиям относятся иудаизм, христианство и ислам. Авраамические религии – общее наименование для иудаизма, христианства и ислама. Для этих трех религий библейский патриарх Авраам, поверивший в единого Бога и заключивший с Ним союз (завет), является образцом верующего.
Сакральное, священное, святое (лат. – sacer священный) – 1) религиозные ценности – вера, истины вероисповедания, таинства, церковь; (от греч. kosmopolites космополит – гражданин мира) – идеология мирового гражданства. Прозелитизм - стремление распространить свою веру, обратить других в свою веру
15.11.2. БУДДИЗМ – самая древняя мировая религия, возникшая в середине I тыс. до н.э. Основатель – индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший прозвище Будда – «просветлённый». Четыре благородные истины: 1) жизнь есть страдание; 2) причина страданий – страсти, желания человека; 3) от страданий можно избавиться путём достижения нирваны, состояния полного покоя, абсолютной непроницаемости для желаний и страстей; 4) путь ведущий к нирване – восьмеричный (срединный) путь спасения. Главное понятие буддийского учения – дхарма (дхамма), мельчайшая частица, сочетание которых создаёт человеческое «Я». Реинкарнация буддизмом отвергается. Реинкарнация - повторное воплощение человека, возрождение души в новом теле.
15.11.3. ХРИСТИАНСТВО возникло в I в. н.э. в Палестине. Во II в. сформировалась организация христианской церкви, а к IV в. сложилось Священное Писание = Ветхий Завет + Новый Завет. Христианская догматика вырабатывалась на протяжении IV-VIII вв. («эпоха Вселенских соборов»). В IV в. между западным и восточным христианством наметился раскол, который окончательно оформился в 1054 г. (православие и католицизм).
Течения в протестантизме: 1) лютеранство; 2) кальвинизм; 3) англиканство. 15.11.4. ИСЛАМ – самая молодая мировая религия – возникшая в VII в. н.э. (622 г. – хиджра). Основатель – пророк Мухаммед (Магомет). Мусульмане верят, что единый и всемогущий Бог – Аллах – передал людям устами пророка священную книгу – Коран.
Пять столпов веры: 1) «Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник его»; 2) пятикратная ежедневная молитва (намаз); 3) очистительная милостыня; 4) пост в месяц рамадан; 5) паломничество в Мекку (хадж). Течения в исламе: 1) сунниты считают Сунну (рассказы о жизни пророка) частью Священного Писания, а шииты признают Священным писанием только Коран; 2) шииты считают, что верховная власть (имамат) над мусульманами может принадлежать только потомкам Али, двоюродному брату и зятю пророка Мухаммеда.
15.1. Что такое религия? 15.2. Когда и почему возникла религия? 15.3. Состав (структура) религии. 15.4. Признаки религиозного сознания. 15.5. Уровни религиозного сознания. 15.6. Организационные формы религии: церковь и секта. 15.7. Функции религии. 15.8. Классификация религий. 15.9.Родоплеменные примитивные верования. 15.10.Национально – государственные религии.
15.11. Мировые религии.
15.1. Что такое религия? Религия (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Сакральное, священное, святое (лат. – sacer священный) – 1) религиозные ценности – вера, истины вероисповедания, таинства, церковь; 3) совокупность вещей, лиц, действий, текстов, языковых формул, зданий и пр., входящая в систему религиозного культа. Священное противопоставляется мирскому, не относимому к сфере религии. !!! Священное ≠ сверхъестественное. Священное (сакральное) включает в себя признание его безусловной ценности для человека. Сверхъестественное есть то, что выходит за рамки естественного, природного хода вещей. 15.2. Когда и почему возникла религия? 15.2.1. Натуралистическая гипотеза (от лат. natura — природа) гипотеза, высказанная римским поэтом и философом Лукрецием (I в. до н.э.), утверждает, что идея Бога и религия возникли в результате страха людей перед грозными явлениями природы, непонимания причин их возникновения, незнания законов природы. 15.2.2. Анимистическая гипотеза (от лат. animus – дух) была высказана в XIX столетии английским этнографом Эдуардом Тэйлором (1832 – 1917) в его труде – «Первобытная культура» (1871). Истоки религии Тейлор видел в непонимании первобытным человеком таких биологических явлений, как сон, сновидения, болезни, обморок, смерть: пытаясь объяснить эти явления, «дикари – философы» додумались до идеи души как маленького двойника, сидящего в каждом человеке, а затем, по аналогии, приписали такие же души и животным, растениям, неживым предметам; так постепенно сложилась вера в одушевленность природы, сделавшая возможным появление мифологии, а впоследствии породившая и высшие формы религии, вплоть до политеизма, монотеизма и сложных богословских учений. 15.2.3. ГипотезаФейербаха (1804 – 1872). Людвиг Фейербах:
«Что такое дух, - как не духовная деятельность, получившая самостоятельное бытие благодаря человеческой фантазии и языку, как не духовная деятельность, олицетворенная в виде существа?».
Бог и боги – это олицетворенные проекции свойств человека и природы, превращенные человеческой мыслью в самостоятельные существа. Фейербах делит религии на «духовные»: иудаизм, буддизм, христианство, ислам – и «естественные»: все первобытные и древние языческие верования. В «духовных» религиях, «Бог, отличный от природы, есть не что иное, как собственное существо человека», а в «естественных» религиях «отличный от человека бог есть не что иное, как природа или существо природы». 15.2.4. Социальная гипотеза. Религия «могла возникнуть лишь на определенной ступени развития... общества и самого человека», т.е. она – явление не изначальное в человеческом обществе. Возникновение религии обусловлено: а) социальным фактором – в первобытном обществе – чувством бессилия человека в борьбе с природой, в классовых обществах – чувством бессилия перед социальным гнетом; б) гносеологическим фактором – умением «формулировать весьма отвлеченные понятия», когда «у человека развивается способность к абстрактному мышлению». Абстрактное же мышление ведёт к возникновению в человеческом сознании «фантастических отражений реальной действительности», т. е. сверхъестественных, религиозных. 15.2.5. Богословский взгляд на происхождение религии.
С точки зрения богословов и религиозных философов, идея Бога в человеческом сознании есть результат сотворения Богом мира и человека и воздействия на человека божественной сущности. Доказательства бытия Бога в период становления и развития христианства приводили Августин Блаженный, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, философы Декарт, Лейбниц и др. Всеобщность религии в человечестве – один из самых впечатляющих фактов всемирной истории. Такое явление не могло быть результатом случая, чьих-то фантазий или страхов.
Павел Флоренский: религия является исходной точкой в возникновении культуры, культура является продуктом распада религиозного культа; 15.3. Состав (структура) религии:
1) учение (догматика);
2) культ – система ритуальных действий;
3) религиозное сознание, вера – особый комплекс религиозных переживаний;
4) организационное объединение верующих (церковь и секты). 15.4. Признаки религиозного сознания:
1) вера в существование сверхъестественного начала;
2) признание его высшей ценностью, священным;
3) убеждённость в возможности общения с объектом религиозного поклонения через совершение культовых действий;
4) чувство зависимости (страх, смирение) от объектов религиозного поклонения;
5) осознание требований со стороны высшего начала и ответственности, связанной с выполнением или невыполнением этих требований;
6) стремление умилостивить божество, компенсировать своё непослушание покаянием или жертвоприношением. !!!Но: в ряде религиозных учений вера в Бога отсутствует и упор делается на абсолютные возможности, заложенные в самом человеке (например, в буддизме). Так, в Китае при обилии религиозных традиций нет слова «Бог». 15.5. Уровни религиозного сознания:
1) массовое религиозное сознание, религиозная психология (религиозные представления и чувства верующих);
2) рационально оформленное сознание;
3) религиозная идеология (богословие, теология) – систематизированное изложение принципов религиозной веры. 15.6. Организационные формы религии:
15.6.1. Церковь (от греч. kyriakon – дом Господний) – организация, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа; включает в себя профессиональных служителей и рядовых верующих, имеет различные организационные структуры – от строго иерархических (православие и католицизм) до демократических (протестантизм) . 15.6.2. Религиозная секта (латин. secta, букв. отрезанная, отделенная) – отколовшаяся от основного или господствующего религиозного вероисповедания группа верующих, придерживаю-щаяся своих взглядов и толкований его отдельных догматов, обрядов, поучений и т.п. Для секты характерна замкнутость, обособленность, претензии на исключительность своей роли и т.п. 15.7. Функции религии:
1) регулятивная, воспитательная;
2) мировоззренческая;
3) коммуникативная;
4) компенсаторная;
5) фактор интеграции / дезинтеграции общества;
6) культурная. 15.8. Классификация религий: 15.8.1. (по степени, масштабам влияния):
1) родоплеменные примитивные верования;
2) национально-государственные религии (индуизм, иудаизм, конфуцианство, синтоизм);
Политеизм (от греч. polys – много и theos – Бог) – многобожие, вера во многих богов. Монотеизм (от греч. monos – один и theos – бог) (единобожие) – система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге. К монотеистическим религиям относятся иудаизм, христианство и ислам. Авраамические религии – общее наименование для иудаизма, христианства и ислама. Для этих трех религий библейский патриарх Авраам, поверивший в единого Бога и заключивший с Ним союз (завет), является образцом верующего.
15.9. Родоплеменные примитивные верования (племенные религии). 15.9.1. Тотемизм (на языке оджибве ототем – его род) – комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами – видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу. 15.9.2. Анимизм – (от лат. anima, animus – душа, дух) – вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии. Аниматизм (от лат. animatus – одушевлённый) – вера в безличную одушевлённость природы или отдельных её частей и явлений, характерная черта первобытных религий. Аниматизм необходимо отличать от гилозоизма, анимизма, от веры в личные нематериальные существа (духов), якобы присутствующие в тех или иных предметах или явлениях. Вопрос о времени возникновения аниматизм в истории общественного сознания наукой ещё не решен. Некоторые учёные рассматривают аниматизм как более раннюю стадию развития религии, чем анимизм, другие считают, что они сосуществовали. 15.9.3. Фетишизм (от франц. fetiche – идол, талисман) – культ неодушевленных предметов – фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты – вера в амулеты, обереги, талисманы. 15.9.4. Магия (от греч. mageia – колдовство, волшебство) – обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы. Фетишизм и магия не являются особыми формами религии, их пережитки сохраняются в многочисленных проявлениях и сейчас. 15.10. Национально – государственные религии. 15.10.1. Индуизм – религия, одна из наиболее крупных по числу последователей религий мира (ок. 95% всех индуистов – в Индии). Сформировалась в 1-м тыс. н. э. Является результатом развития ведической религии и брахманизма. Основа индуизма – учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение, определяемое почитанием верховных богов (Вишну или Шивы) или их воплощений, и соблюдением кастовых бытовых правил. Культовые обряды совершаются в храмах, у местных и домашних алтарей, в священных местах. В качестве священных почитаются животные (корова, змея), реки (Ганг), растения (лотос).
Основные течения: вишнуизм и шиваизм. 15.10.2. Иудаизм – наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая в 1-м тыс. до н. э. в Палестине. Распространена в основном среди евреев. Приверженцы иудаизма верят в Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа.
Канон священных книг: Тора («Пятикнижие Моисея»), книги пророков и т. н. Писания. Различные толкования и комментарии канона собраны в Талмуде.
В иудаизме получили распространение мистические учения (кабала, хасидизм). 15.10.3. Конфуцианство – одно из основных философских и идейных течений Китая, основанное Конфуцием. Складывалось в период бурных социальных изменений (VI в. до н.э.), поэтому главную задачу Конфуций видел в сохранении лучших традиций древней культуры, которые, во-первых, способны оградить общество от всяких потрясений и изменений и, во-вторых, ориентируют людей на достижение определенного социального идеала. Таким идеалом в конфуцианстве является «цзюнь-цзы» – «совершенный муж».
!!! Конфуцианство отличается от многих религий отсутствием жречества, мистических элементов и сводится к строгому выполнению предписанных обрядов. Основное содержание культа Конфуция – сложившееся еще до Конфуция почитание предков: каждая семья, род имеют свой храм, где размещены символизирующие предков таблички «чжу», перед которыми расставляются жертвоприношения и совершаются обряды. 15.10.4. Синтоизм – (от японского синто, буквально – путь, учение богов) – религия, распространенная в Японии. В основе синтоизма лежит культ божеств природы и предков. Синтоизм подвергся сильному влиянию буддизма и отчасти даосизма. Высшее божество – Аматэрасу; восшествие на престол ее потомка – императора Дзимму официально считается началом японского государства. В 1868 – 1945 государственная религия, пользовалась покровительством императора. 15.10.5. Сикхизм (от санскритского шишья – ученик) – одна из национальных религий в Индии; секта в индуизме в 16-17 вв., превратившаяся в самостоятельную религию, получившую распространение главным образом в Пенджабе. Основой является единобожие, отрицание идолопоклонства, аскетизма, каст, проповедь равенства сикхов перед богом и священной войны с иноверцами. 15.11. Мировые религии. 15.11.1. Признаки мировых религий:
1) огромное число последователей во всём мире;
2) космополитичность, меж- и надэтнический характер;
3) эгалитарность (обращённость к представителям всех социальных групп);
4) высокая пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания). Космополитизм (от греч. kosmopolites космополит – гражданин мира) – идеология мирового гражданства. Прозелитизм (от прозелит, из лат. proselytus обращённый, от греч. προσήλυτος обращённый, нашедший своё место) – стремление распространить свою веру, обратить других в свою веру, стремление к повсеместному установлению поддерживаемой религии.
15.11.2. БУДДИЗМ – самая древняя мировая религия, возникшая в середине I тыс. до н.э. Основатель – индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший прозвище Будда – «просветлённый». Четыре благородные истины: 1) жизнь есть страдание; 2) причина страданий – страсти, желания человека; 3) от страданий можно избавиться путём достижения нирваны, состояния полного покоя, абсолютной непроницаемости для желаний и страстей; 4) путь ведущий к нирване – восьмеричный (срединный) путь спасения. Главное понятие буддийского учения – дхарма (дхамма), мельчайшая частица, сочетание которых создаёт человеческое «Я». Реинкарнация буддизмом отвергается. Реинкарнация - повторное воплощение человека, возрождение души в новом теле. Течения в буддизме: 1) Хинаяна, буквально «узкая (малая) колесница», проповедует отказ от мирской жизни, уход в монашескую общину; 2) Махаяна («широкая колесница») учит о возможности каждому достичь спасения. 15.11.3. ХРИСТИАНСТВО возникло в I в. н.э. в Палестине. Во II в. сформировалась организация христианской церкви, а к IV в. сложилось Священное Писание = Ветхий Завет + Новый Завет. Христианская догматика вырабатывалась на протяжении IV-VIII вв. («эпоха Вселенских соборов»). В IV в. между западным и восточным христианством наметился раскол, который окончательно оформился в 1054 г. (православие и католицизм). Символ веры (381 г. – II Вселенский Собор в Константинополе): 1) единобожие; 2) креационизм; 3) равенство Иисуса Христа Богу-Отцу; 4) участие Бога-Сына в творении мира; 5) вочеловечение Иисуса Христа и его рождение от Духа Святого и Девы Марии; 6) спасительность для рода человеческого крестных мук Христа и его смерти; 7) реальность страданий и смерти Иисуса Христа; 8) отнесение земной жизни Христа к конкретной исторической эпохе; 9) воскресение Христа и его Вознесение к Богу-Отцу; 10) второе пришествие Христа во славе, его суд над живыми и мёртвыми и установление его царства, которому «не будет конца»; 11) божественность Духа Святого, его исхождение от Отца; 12) вдохновлённость библейских пророков Святым Духом; 13) единство, святость, целостность и апостольское происхождение Церкви; 14) необходимость крещения; 15) воскресение мёртвых в вечную жизнь. Особенности католичества: 1) филиокве (признание исхождения Святого Духа и от Отца, и от Сына); 2) догмат о примате и непогрешимости Папы в делах веры и нравственности; 3) догмат о непорочном зачатии Божьей матери и Её телесном вознесении на небо; 4) признание чистилища; 5) целибат (обет безбрачия священников); 6) причастие верующих под одним видом (хлеб). В Средневековье ранние христианские идеалы были полностью извращены католической церковью (продажа индульгенций, альтернативные римские папы, инквизиция). В XVI в. антикатолическое движение в Европе – Реформация – приводит к появлению третьей христианской конфессии – протестантизма. Принципы протестантизма: 1) спасение личной верой; 2) исключительный авторитет Библии; 3) священство всех верующих; 4) концепция предопределения (в кальвинизме): уже в земной жизни человеку известно, куда он попадёт – в рай или в ад, если он бедняк – в ад, если человеку сопутствует материальный успех – в рай. Течения в протестантизме: 1) лютеранство; 2) кальвинизм; 3) англиканство. 15.11.4. ИСЛАМ – самая молодая мировая религия – возникшая в VII в. н.э. (622 г. – хиджра). Основатель – пророк Мухаммед (Магомет). Мусульмане верят, что единый и всемогущий Бог – Аллах – передал людям устами пророка священную книгу – Коран. Хиджра (араб. – переселение) – переселение Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину в сентябре 622. При халифе Омаре I (634-644) год Хиджра объявлен началом мусульманского летосчисления. Символ веры: 1) вера в одного и единственного Бога; 2) вера в ангелов, исполнителей воли Бога; 3) вера в Писания (свитки Авраама, Тора, Псалмы Давида, Евангелие, Коран); 4) вера в Божьих пророков и посланников (получает откровение в письменной форме); 5) вера в Судный день; 6) вера в предопределение. Пять столпов веры: 1) «Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник его»; 2) пятикратная ежедневная молитва (намаз); 3) очистительная милостыня; 4) пост в месяц рамадан; 5) паломничество в Мекку (хадж). Течения в исламе: 1) сунниты считают Сунну (рассказы о жизни пророка) частью Священного Писания, а шииты признают Священным писанием только Коран; 2) шииты считают, что верховная власть (имамат) над мусульманами может принадлежать только потомкам Али, двоюродному брату и зятю пророка Мухаммеда.