kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие культуры как одно из условий формирования правового государства в российской федерации

Нажмите, чтобы узнать подробности

особенности и разнообразие  культуры в РФ, формирование политической и правовой культуры, как составляющие правового рогударства. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие культуры как одно из условий формирования правового государства в российской федерации»

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Аннотация. В работе рассматриваются понятие и сущность культуры, её структура. Значительное внимание уделяется вопросам взаимодействия политики и общества, показываются и анализируются достижения и просчеты правительств России в разные периоды истории, а так же влияние и общей, политической и правовой культуры на формирование правового государства.

Ключевые слова: правовое государство, понятие и сущность культуры, правовая культура, политическая культура, гражданское общество.

Постановка проблемы: политические и правовые исследования верховенства права имеют давнюю и богатую традицию. Они возвращаются к истокам философии и юриспруденции, сопровождают всю историю их развития вплоть до настоящего времени.

Изучая эту тему, мы делаем акцент не только на духовной, но и на политической и нравственно-правовой. Изучение этого вопроса актуально, так как без должного развития культуры в обществе невозможно нормальное функционирование политических институтов и всей системы законодательства в целом, предоставление прав и свобод приведет к вседозволенности и анархии, митинги, как форма протеста, перерастут в массовые беспорядки. Часто мы недооцениваем важность и развитие культуры, что неизбежно приводит и к падению нравственности, и к ухудшению качества работы государств.

Цель исследования: на примере развития и функционирования культуры в разные периоды истории Российской Федерации мы хотели бы проследить особенности становления правового государства.

Изучение этой темы идет неразрывно от изучения теории государства и права. Основными теоретиками, заложившими основы данной тематики, были античные философы: Платон, Аристотель, Сократ [5, c. 85].

Платон, рассуждая над своей концепцией о государстве, создал ее в неразрывной связи с правом, моралью, культурой и многими другими категориями. Да, его труды во многом кажутся нам утопичными, но он во многом своими идеями опередил время. Его идея о невозможности существования человека вне полисности как раз и говорит нам о том, как государство может влиять на культуру и самобытность человека и наоборот. Анализируя труди античных философов, можно сделать вывод о том, что ни один из них не отделял человека от государственного образования, в какой бы форме оно не существовало.

Труды теоретиков эпохи Возрождение дают нам более подробную картину о виде и формах существование государств. Дж. Локк, создавая концепцию естественных прав, говорит нам не только о том, что у любого человека от природы есть право не только на жизнь, имущество, но и свободу под чем подразумевается в том числе и культурная свобода как невозможность диктования кому-либо культурных правил. Ш. Монтескье, создавая концепцию о разделении властей, говорит нам о том, что нормальное функционирование всех ветвей власти невозможно без должного уровня культуры в целом, ее политических и правовых аспектов в частности.

Правовая культура напрямую зависит от нравственности, развития экономики и материального благосостояния населения, но, кроме этого, немаловажную роль следует отнести и образованию.

Часто под понятием «правовая культура» подразумевают отношение народа к государственным институтам и судам, то есть заменяют понятие «культура» на понятие «лояльность» .

Культура же в целом исходит из семьи и из воспитания. К сожалению, в истории России достаточно много страниц, которые нарушали или полностью ликвидировали институт семьи у целых слоев населения. Это участие в мировых войнах, гражданская война, массовые репрессии, проводимые в ходе индустриализации и многое другое. Замещение роли института семьи на государственные органы опеки неизбежно каждый раз приводили к падению уровня культуры у населения. Следует также отметить достаточно низкий уровень образования, особенно в Царской России.

Рассмотрим культурные особенности развития правового государства в России в разные периоды ее существования. XIX век для начала исследования считаю наиболее удачным, так как в этот период закладываются основы демократических свобод и развиваются признаки гражданского общества.

В крепостной России правовой нигилизм наблюдался и у интеллигенции. Культуру же рассматривали исключительно с нравственной стороны, не заботясь о воспитании правовой и политической культуры собственного населения. Заграничные походы русской армии в ходе войны с Францией, которая началась в 1812 году, вызвали большой всплеск развития общественной мысли. Во многом можно сказать, что в этот период общественные движения зарождаются в России, как вид деятельности народа. Многие офицеры, обладающие достаточным образованием и опытом, вернувшись из походов на родину, осознали необходимость изменений и то, как сильно Россия отстает от европейских государств по целому ряду параметров. Смело можно констатировать, что именно общественные движения и вынудили царский режим на изменения, нашедшие выражение в будущих либеральных реформах.

Благодаря низкому уровню развития образования и науки многие жители России неправильно поняли суть реформ. Например, после крестьянской реформы 1861 года и отмены крепостного права наблюдался сильный спад промышленности в стране. Этот факт вызван тем, что многие крепостные восприняли отмену крепостного права буквально и просто ушли с предприятий, на которых вынуждены били работать на ненавистных им помещиков. Для того чтобы справиться с этим явлением, стране необходимо было задействовать дополнительные ресурсы. Такой пример далеко не единственный факт, сыгравший с правителями России злую шутку, когда они напрасно пренебрегали развитием у своего народа должного уровня, в первую очередь правовой культуры и развитию понятий об их правах и обязанностях.

На рубеже всего XIXвека наблюдается не очень быстрый, но все же рост правовой и политической сознательности у населения. Медленный темп этого роста легко объяснить тем, что некоторые общественные движения, ставящие своей целью в первую очередь образовательную и разъяснительною функцию, наталкивались на противодействие со стороны властей. На рубеже XIX – XX веков можно сказать, что развитие культуры достигло своего пика. Народ стал намного сознательнее и стал больше требовать от властей .

События начала ХХ века негативно повлияли как на образ жизни среднего россиянина, на его достаток, так и на развитие культуры и правового государства. Социалистическая революция, которая переросла в гражданскую войну, поставила на грань существования не только отдельных людей, но и целые классы. В таких условиях ни о каком развитии культуры не может идти речи, если остро стоит вопрос о физическом существовании.

Военный коммунизм, со своими перегибами в пользу развития коммунистической идеологии не только не внес ничего положительного в образ жизни людей, но и поставил отдельные районы страны на грань голода.

Новая экономическая политики несколько выровняла положение, но все же не так существенно, как хотелось бы. Внесение в экономику страны некоторых элементов рынка не способствовали уменьшению давления на население со стороны властей и получению возможности для народа культурного роста и роста благосостояния.

После смены власти в 1924 году пришёл новый виток репрессий и беспрецедентного идеологического давления. В таких условиях, несмотря на медленный рост благосостояния, наблюдался страх перед любой идеей, которая прямо или косвенно противоречила политики партии. За следование этой идеи можно было серьезно поплатиться, в том числе и свободой. В таких условиях развитие общей и правовой культуры полноценно проходить не может, так как нет возможности инакомыслия.

В целом эта тенденция характерна для всего периода существования СССР. Особенно в период «холодной войны» и железного занавеса практически невозможно было ознакомиться с другим мнением на какие-либо события и явления, кроме той, которую диктовала правящая верхушка. Развитие общей, правовой и политической культуры в этот период наблюдалось, но в том виде, который выгоден был для правящих кругов. Нехватку другого мнения полностью компенсировали источники СМИ, которые несли только нужную информацию, согласованную с комитетом цензуры. Даже если человек обладал знаниями, опытом и мог быть полезен для общества, его услуги могли быть отвергнуты только по причине «неправильной» политической позиции или определенной принадлежности.

Несомненно, этот факт вызывал опасения у мирового сообщества. Многие выдающиеся правовые и политические деятели в открытую выражали мнение о недопустимости подобных процессов. Незамеченным этот факт оставался только внутри страны.

В 90-е вместе с развалом СССР рухнул «железный занавес», и на население только что сформированного молодого государства со скоростью лавины рухнуло все многообразие культуры и политических взглядов, существовавших на тот момент в мире. Естественно, многие люди оказались к этому не готовы, так как долгое время тщательно оберегались от любого воздействия запада со стороны режима. Бесконтрольное воздействие на умы принесло свои плоды как в позитивном, так и в негативном плане, но все же можно сказать о том, что с этого периода в России полноценно начинает формироваться правовое государство и развиваться культура, как важная его составляющая.

В 2000-е годы правовое государство в России наконец приняло все общепринятые мировые признаки, и государство стало уделять должное внимание развитию правовой и политической сознательности, через развитие собственной культуры.

В настоящее время есть факт того, что правовое государство в России достигло зрелости, а что не менее важно и общество – это принятие поправок в конституцию по средствам референдума. Этот факт говорит нам о том, что общество стало зрелым, готовым самостоятельно принимать решения и отвечать за них. Референдум по такому важному поводу говорит о том, что голосующие граждане России в состоянии ознакомиться с предлагаемыми поправками, выработать собственное мнение и отразить это мнение на референдуме 22 апреля 2020 года. Несомненно, без должного развития общей и правовой культуры это было бы невозможно.

В данном исследовании были приведены исторические факты о связи развития культуры и правового государства на примере истории России. В ходе этой работы мы хотели показать всю сложность и тернистость пройденного нашей страной пути и ценность от этого полученных результатов.

Правовое государство неразрывно связано с развитием как нравственной, так и правовой и политической культуры. Без нее невозможны были бы многие действия государственных властей, а многие из них были бы восприняты народом неправильно, примеры этого в достаточном количестве отражены в событиях Отечественной истории. Нам следует знать, помнить их, а нашим властям обладать высоким уровнем правовой и гражданской ответственности, чтобы не допустить их в будущем. Развитие нашей культуры не стоит на месте, мы постоянно растем и развиваемся. Несомненно, наше правовое государство займет достойное место в мире, и на него будут равняться многие другие государства.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Целых Алексей Владимирович

Дата: 07.05.2024

Номер свидетельства: 650100

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Теоретический урок "Физическая культура и олимпийское движение в Российской Федерации""
    ["seo_title"] => string(88) "tieorietichieskiiurokfizichieskaiakulturaiolimpiiskoiedvizhieniievrossiiskoifiedieratsii"
    ["file_id"] => string(6) "265586"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449996808"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Формирование правовой культуры старшеклассников средствами внеучебной деятельности."
    ["seo_title"] => string(92) "formirovaniie-pravovoi-kul-tury-starshieklassnikov-sriedstvami-vnieuchiebnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "254976"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447849052"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Теоретический урок "Физическая культура и олимпийское движение в России""
    ["seo_title"] => string(72) "tieorietichieskiiurokfizichieskaiakulturaiolimpiiskoiedvizhieniievrossii"
    ["file_id"] => string(6) "265584"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449996755"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Теоретический урок "Физическая культура и олимпийское движение в России""
    ["seo_title"] => string(73) "tieorietichieskiiurokfizichieskaiakulturaiolimpiiskoiedvizhieniievrossii1"
    ["file_id"] => string(6) "265585"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449996762"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Воспитательный аспект урока английского языка в условиях реализации требований ФГОС"
    ["seo_title"] => string(80) "vospitatelnyi_aspekt_uroka_angliiskogo_iazyka_v_usloviiakh_realizatsii_trebovani"
    ["file_id"] => string(6) "642431"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702655573"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства