kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Теоретический урок "Физическая культура и олимпийское движение в России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

Что изучает история физической культуры и спорта? Каков её предмет, какие

основные понятия определяют её как научную и учебную дисциплину? Остановимся

на рассмотрении этих положений.

История физической культуры и спорта (История ФКиС) включает в себя три

основных дефиниции: история, физическая культура, спорт.

Термин история имеет древнегреческое происхождение и означает

рассказ или повествование о прошлой жизни человеческого общества. Древние

говорили: «Historia est magistra vita» - «История – наставник жизни».

История физической культуры – наука о закономерностях возникновения и

развития идей, организационных форм, средств и методов физической культуры и

спорта в связи с экономическими, политическими и культурными условиями жизни

общества; она даёт научный анализ возникновения и развития физической

культуры, как одной из форм общественной жизни и составной части общей

культуры общества.

Термин физическая культура (иногда её называют телесная

культура) был впервые употреблён в Англии и США в 90-х гг. XIX века. В

России термин физическая культура стал упоминаться в печати с 1908-1910 гг. Под

физической культурой тогда понимали деятельность человека и общества,

направленную на физическое воспитание, образование и укрепление здоровья.

Физическая культура – часть общей культуры общества; представляет собой

совокупность достижений в деле оздоровления людей и развития их физических

способностей. Она включает систему физического воспитания, специальные

научные знания, развитие спорта и спортивных достижений; охватывает область

общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, правильного режима труда

и отдыха, использование естественных сил природы – солнца, воды и воздуха – в

целях оздоровления и закаливания организма.

Термин спорт происходит от латинского слова disportare –

развлекаться. Под этим термином подразумевается соревновательная деятельность,

подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения,

связанные с этой деятельностью. Спорт как часть физической культуры своей

специфической направленностью дополняет и углубляет её.

История прослеживает эволюцию физической культуры и спорта с древнейших

времён и до наших дней. В свою очередь, история ФКиС, используя эти понятия в

своей научной и учебной дисциплине, составляет важную часть всей спортивной

науки. Предмет её изучения – общие закономерности возникновения, становления

и развития физической культуры и спорта на разных этапах существования

человеческого общества.

История ФКиС – наука, которая, исследуя и изучая прошлое, помогает познать

настоящее и в известной мере выявить тенденции будущего развития. Она

представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических

знаний. История ФКиС – основа гуманитарного образования в спортивной науке.

Составной частью предмета истории ФКиС выступают историография и

источниковедение, степень и уровень изучения, которых определяют её

достижения как учебной дисциплины. В процессе своего формирования предмет

истории физической культуры и спорта впитал в себя сведения из гражданской и

военной истории, этнографии и археологии, истории педагогики и медицины,

истории культуры. Предмет истории тесно связан с научными дисциплинами,

изучающими физическую культуру и спорт с социологических, теоретико-

педагогических, медико-биологических и спортивно-педагогических позиций.

История физической культуры и спорта имеет большое воспитательное и

образовательное значение. Она призвана решать следующие основные задачи:

·        показать с научных позиций становление, состояние и развитие

физической культуры и спорта в разные периоды существования человеческого

общества;

·        раскрыть значение, роль и место физической культуры и спорта в жизни

общества на разных этапах его развития;

·        способствовать формированию научного мировоззрения, воспитанию

патриотизма и интернационализма, исторического самосознания и критического

мышления;

·        формировать любовь к благородной профессии педагога, тренера,

организатора и пропагандиста физической культуры и спорта;

·        способствовать повышению общей педагогической культуры, расширению

умственного кругозора, обогащению знаниями в области физической культуры и

спорта.

В системе теоретико-педагогических дисциплин, изучаемых в академиях и

институтах физической культуры, истории ФКиС отводится важное место. Она

принадлежит к профилирующим дисциплинам, помогает будущим специалистам лучше

познать свою профессию, повышать педагогическую культуру, непосредственно

подготавливает их к практической деятельности.

Физическая культура и спорт в России

Пятый съезд народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. признал за союзными

республиками статус суверенных государств как субъектов международного права.

Каждая из союзных республик, таким образом, получала право стать членом

Организации Объединённых Наций и вместе с тем приобретала соответствующий

юридический статус для вступления в спортивные международные объединения.

8 декабря 1991 г. руководители России, Украины и Белоруссии в Беловежской

Пуще объявили о роспуске Советского Союза. При этом было провозглашено

образование Содружества Независимых Государств (СНГ). В конце 1991 г.

началась ликвидация всесоюзных структур государственного управления страной,

в том числе и физкультурным движением.

На фоне разрушения государственных и общественных союзных структур управления

физической культурой и спортом, сопровождающегося резким сокращением

финансирования спорта  и, как следствие, отъездом многих талантливых тренеров

и спортсменов за рубеж, необходимо было срочно решить ряд проблем, от которых

зависело дальнейшее существование отечественного спорта. В первую очередь

предстояло сформировать новые государственные и общественные органы

управления физической культурой и спортом в стране.

     Формирование федеральных структур управления физической культурой и спортом

     Комитет содействия олимпийскому движению. Создание новой

государственной системы руководства физической культурой и спортом в стране

началось с образования Комитета содействия олимпийскому движению при

Правительстве Российской Федерации, утверждённого Указом Президента России Б.

Н. Ельцина 28 ноября 1991 г. Этот Комитет был ориентирован на подготовку

спортсменов страны к участию в Олимпийских играх (Зимних и Летних) 1992 г.

Вместе с ним  активную подготовку к Олимпийским играм осуществлял Всероссийский

олимпийский комитет, созданный 1 декабря 1989 г.

Буквально накануне Зимних Олимпийских игр в Альбервилле, 25 января 1992 г., в

Москве встретились Президент РФ Б. Н. Ельцин и Президент МОК Х. А. Самаранч.

Главным в повестке дня встречи было участие стран СНГ в Олимпийских играх

1992 г. и перспективы развития спорта в России.

     Комитет по физической культуре. Новые структуры государственного

управления физической культурой и спортом появились уже в 1992 г. Созданный

накануне Игр-92 Комитет содействия олимпийскому движению выполнил свои

организационные функции, и к концу 1992 г. был преобразован в Комитет

Российской Федерации по физической культуре.

Комитету вменялось в обязанность решение важнейших задач, связанных с

разработкой и внедрением государственных программ физического воспитания

населения, подготовкой и повышением квалификации специалистов; осуществление

организационных, научно-информационных, методических и пропагандистских

мероприятий, связанных с развитием массовой физической культуры; руководство

развитием науки и внедрением научных исследований в физкультурно-спортивную

практику.

При непосредственном участии Комитета РФ по физической культуре в марте 1993

г. были приняты Основы законодательства РФ «О физической культуре и спорте».

Этот документ являлся по существу основой, фундаментом законотворческой

деятельности регионов России, установив основные принципы правового

регулирования отношений в области физической культуры и спорта.

     Государственный Комитет по физической культуре и туризму. 1 июня

1994 г. был подписан Указ Президента РФ о создании Государственного Комитета по

физической культуре и туризму (Госкомитет по ФКиТ).

Совместно с Олимпийским комитетом России Госкомитет по ФКиТ был призван

участвовать в подготовке спортивного резерва в системе ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ,

училищах олимпийского резерва, осуществлять развитие туризма в стране,

руководить подготовкой и использованием физкультурных кадров, поддерживать и

контролировать подведомственные научно-исследовательские институты

федерального значения.

В стране настойчиво продолжался поиск путей совершенствования системы

управления физической культурой и спортом. Но он долгое время был затруднён

отсутствием нормативно-правовой базы в таких направлениях практической

работы, как развитие в стране профессионального спорта, финансирование

элитного и массового спорта и других разделов, связанных с дальнейшим

подъёмом физической культуры и спорта в стране.

     Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В

1999 г. закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» был

принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом

РФ 29 апреля.

Закон впервые в нашей стране чётко устанавливает правовые, организационные,

экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных

организаций, определяет принципы государственной политики в области

физической культуры и спорта и олимпийского движения в России. Закон

определяет меры государственной поддержки развития физической культуры и

спорта, в том числе ежегодное финансирование физкультурно-массовой и

спортивной работы, создание условий для увеличения количества ДЮСШ всех видов

и типов.

В Законе указывается, что основу физического воспитания населения Российской

Федерации составляет Всероссийский комплекс «Физкультура и здоровье».

В Законе чётко разграничены компетенции, функции, права и обязанности между

органами государственной власти по ФКиС и Олимпийским комитетом России в

области спорта.

     Государственный комитет Российской федерации. Менее чем через год

после избрания на пост Президента РФ В. В. Путина (26 марта 2000 г.), в связи с

формированием нового правительства и изменениями в структуре федеральных

органов исполнительной власти, 17 мая 2000 г. Министерство по ФКСиТ было

преобразовано в Государственный комитет Российской Федерации по физической

культуре, спорту и туризму. В июне 2000 г. председателем Комитета был назначен

П. А. Рожков.

Просмотр содержимого документа
«Теоретический урок "Физическая культура и олимпийское движение в России"»

1. Введение

2. Физическая культура и спорт в России

· Формирование федеральных структур управления физической культурой и

спортом

· Создание Олимпийского комитета России

· Развитие физкультурно-спортивных общественных организаций

· Развитие спортивной науки

· Подготовка спортивных резервов

· Спорт, соревнования, спартакиады

· Развитие спорта инвалидов

· Профессионализация спорта

3. Заключение

4. Библиография

Введение


Что изучает история физической культуры и спорта? Каков её предмет, какие

основные понятия определяют её как научную и учебную дисциплину? Остановимся

на рассмотрении этих положений.

История физической культуры и спорта (История ФКиС) включает в себя три

основных дефиниции: история, физическая культура, спорт.

Термин история имеет древнегреческое происхождение и означает

рассказ или повествование о прошлой жизни человеческого общества. Древние

говорили: «Historia est magistra vita» - «История – наставник жизни».

История физической культуры – наука о закономерностях возникновения и

развития идей, организационных форм, средств и методов физической культуры и

спорта в связи с экономическими, политическими и культурными условиями жизни

общества; она даёт научный анализ возникновения и развития физической

культуры, как одной из форм общественной жизни и составной части общей

культуры общества.

Термин физическая культура (иногда её называют телесная

культура) был впервые употреблён в Англии и США в 90-х гг. XIX века. В

России термин физическая культура стал упоминаться в печати с 1908-1910 гг. Под

физической культурой тогда понимали деятельность человека и общества,

направленную на физическое воспитание, образование и укрепление здоровья.

Физическая культура – часть общей культуры общества; представляет собой

совокупность достижений в деле оздоровления людей и развития их физических

способностей. Она включает систему физического воспитания, специальные

научные знания, развитие спорта и спортивных достижений; охватывает область

общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, правильного режима труда

и отдыха, использование естественных сил природы – солнца, воды и воздуха – в

целях оздоровления и закаливания организма.

Термин спорт происходит от латинского слова disportare –

развлекаться. Под этим термином подразумевается соревновательная деятельность,

подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения,

связанные с этой деятельностью. Спорт как часть физической культуры своей

специфической направленностью дополняет и углубляет её.

История прослеживает эволюцию физической культуры и спорта с древнейших

времён и до наших дней. В свою очередь, история ФКиС, используя эти понятия в

своей научной и учебной дисциплине, составляет важную часть всей спортивной

науки. Предмет её изучения – общие закономерности возникновения, становления

и развития физической культуры и спорта на разных этапах существования

человеческого общества.

История ФКиС – наука, которая, исследуя и изучая прошлое, помогает познать

настоящее и в известной мере выявить тенденции будущего развития. Она

представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических

знаний. История ФКиС – основа гуманитарного образования в спортивной науке.

Составной частью предмета истории ФКиС выступают историография и

источниковедение, степень и уровень изучения, которых определяют её

достижения как учебной дисциплины. В процессе своего формирования предмет

истории физической культуры и спорта впитал в себя сведения из гражданской и

военной истории, этнографии и археологии, истории педагогики и медицины,

истории культуры. Предмет истории тесно связан с научными дисциплинами,

изучающими физическую культуру и спорт с социологических, теоретико-

педагогических, медико-биологических и спортивно-педагогических позиций.

История физической культуры и спорта имеет большое воспитательное и

образовательное значение. Она призвана решать следующие основные задачи:

· показать с научных позиций становление, состояние и развитие

физической культуры и спорта в разные периоды существования человеческого

общества;

· раскрыть значение, роль и место физической культуры и спорта в жизни

общества на разных этапах его развития;

· способствовать формированию научного мировоззрения, воспитанию

патриотизма и интернационализма, исторического самосознания и критического

мышления;

· формировать любовь к благородной профессии педагога, тренера,

организатора и пропагандиста физической культуры и спорта;

· способствовать повышению общей педагогической культуры, расширению

умственного кругозора, обогащению знаниями в области физической культуры и

спорта.

В системе теоретико-педагогических дисциплин, изучаемых в академиях и

институтах физической культуры, истории ФКиС отводится важное место. Она

принадлежит к профилирующим дисциплинам, помогает будущим специалистам лучше

познать свою профессию, повышать педагогическую культуру, непосредственно

подготавливает их к практической деятельности.

Физическая культура и спорт в России


Пятый съезд народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. признал за союзными

республиками статус суверенных государств как субъектов международного права.

Каждая из союзных республик, таким образом, получала право стать членом

Организации Объединённых Наций и вместе с тем приобретала соответствующий

юридический статус для вступления в спортивные международные объединения.

8 декабря 1991 г. руководители России, Украины и Белоруссии в Беловежской

Пуще объявили о роспуске Советского Союза. При этом было провозглашено

образование Содружества Независимых Государств (СНГ). В конце 1991 г.

началась ликвидация всесоюзных структур государственного управления страной,

в том числе и физкультурным движением.

На фоне разрушения государственных и общественных союзных структур управления

физической культурой и спортом, сопровождающегося резким сокращением

финансирования спорта и, как следствие, отъездом многих талантливых тренеров

и спортсменов за рубеж, необходимо было срочно решить ряд проблем, от которых

зависело дальнейшее существование отечественного спорта. В первую очередь

предстояло сформировать новые государственные и общественные органы

управления физической культурой и спортом в стране.

Формирование федеральных структур управления физической культурой и спортом

Комитет содействия олимпийскому движению. Создание новой

государственной системы руководства физической культурой и спортом в стране

началось с образования Комитета содействия олимпийскому движению при

Правительстве Российской Федерации, утверждённого Указом Президента России Б.

Н. Ельцина 28 ноября 1991 г. Этот Комитет был ориентирован на подготовку

спортсменов страны к участию в Олимпийских играх (Зимних и Летних) 1992 г.

Вместе с ним активную подготовку к Олимпийским играм осуществлял Всероссийский

олимпийский комитет, созданный 1 декабря 1989 г.

Буквально накануне Зимних Олимпийских игр в Альбервилле, 25 января 1992 г., в

Москве встретились Президент РФ Б. Н. Ельцин и Президент МОК Х. А. Самаранч.

Главным в повестке дня встречи было участие стран СНГ в Олимпийских играх

1992 г. и перспективы развития спорта в России.

Комитет по физической культуре. Новые структуры государственного

управления физической культурой и спортом появились уже в 1992 г. Созданный

накануне Игр-92 Комитет содействия олимпийскому движению выполнил свои

организационные функции, и к концу 1992 г. был преобразован в Комитет

Российской Федерации по физической культуре.

Комитету вменялось в обязанность решение важнейших задач, связанных с

разработкой и внедрением государственных программ физического воспитания

населения, подготовкой и повышением квалификации специалистов; осуществление

организационных, научно-информационных, методических и пропагандистских

мероприятий, связанных с развитием массовой физической культуры; руководство

развитием науки и внедрением научных исследований в физкультурно-спортивную

практику.

При непосредственном участии Комитета РФ по физической культуре в марте 1993

г. были приняты Основы законодательства РФ «О физической культуре и спорте».

Этот документ являлся по существу основой, фундаментом законотворческой

деятельности регионов России, установив основные принципы правового

регулирования отношений в области физической культуры и спорта.

Государственный Комитет по физической культуре и туризму. 1 июня

1994 г. был подписан Указ Президента РФ о создании Государственного Комитета по

физической культуре и туризму (Госкомитет по ФКиТ).

Совместно с Олимпийским комитетом России Госкомитет по ФКиТ был призван

участвовать в подготовке спортивного резерва в системе ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ,

училищах олимпийского резерва, осуществлять развитие туризма в стране,

руководить подготовкой и использованием физкультурных кадров, поддерживать и

контролировать подведомственные научно-исследовательские институты

федерального значения.

В стране настойчиво продолжался поиск путей совершенствования системы

управления физической культурой и спортом. Но он долгое время был затруднён

отсутствием нормативно-правовой базы в таких направлениях практической

работы, как развитие в стране профессионального спорта, финансирование

элитного и массового спорта и других разделов, связанных с дальнейшим

подъёмом физической культуры и спорта в стране.

Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В

1999 г. закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» был

принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом

РФ 29 апреля.

Закон впервые в нашей стране чётко устанавливает правовые, организационные,

экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных

организаций, определяет принципы государственной политики в области

физической культуры и спорта и олимпийского движения в России. Закон

определяет меры государственной поддержки развития физической культуры и

спорта, в том числе ежегодное финансирование физкультурно-массовой и

спортивной работы, создание условий для увеличения количества ДЮСШ всех видов

и типов.

В Законе указывается, что основу физического воспитания населения Российской

Федерации составляет Всероссийский комплекс «Физкультура и здоровье».

В Законе чётко разграничены компетенции, функции, права и обязанности между

органами государственной власти по ФКиС и Олимпийским комитетом России в

области спорта.

Государственный комитет Российской федерации. Менее чем через год

после избрания на пост Президента РФ В. В. Путина (26 марта 2000 г.), в связи с

формированием нового правительства и изменениями в структуре федеральных

органов исполнительной власти, 17 мая 2000 г. Министерство по ФКСиТ было

преобразовано в Государственный комитет Российской Федерации по физической

культуре, спорту и туризму. В июне 2000 г. председателем Комитета был назначен

П. А. Рожков.

Создание Олимпийского комитета России


Всероссийский олимпийский комитет (ВОК) был сформирован, когда Россия ещё

была составной частью СССР. Учредительный съезд состоялся 1 декабря 1989 г.,

на нём был принят Устав Комитета, основные положения которого, несмотря на

некоторые внесённые со временем изменения, действуют и поныне.

После распада СССР и обретения Россией статуса суверенного государства

Олимпийское собрание России 6 марта 1992 г. избрало первого президента

Всероссийского олимпийского комитета. Им стал В. Г. Смирнов, бывший до этого

президентом НОК СССР.

С августа 1992 г. ВОК стал называться Олимпийским комитетом России (ОКР). В

сентябре этого же года 101 сессия МОК объявила о полном признании

Олимпийского комитета России.

Перед ОКР стоят следующие основные задачи:

· всемерное развитие олимпийского движения в стране;

· содействие распространению спорта для всех;

· пропаганда физической культуры и спорта среди народа, используя все

средства массовой информации;

· повышение престижа российского спорта на международной арене;

· защита интересов спортсменов, тренеров, спортивных судей, ветеранов

спорта;

· содействие внедрению достижений научно-технического прогресса в

практику работы спортивных организаций.

Коллективными членами ОКР являются 45 всероссийских федераций по летним и

зимним олимпийским видам спорта, 23 всероссийские федерации по неолимпийским

видам спорта, 89 территориальных физкультурно-спортивных организаций, 19

федеральных ведомственных организаций, содействующих олимпийскому движению и

12 Олимпийских академий. Для более тесного и результативного взаимодействия

со всеми этими организациями в аппарате ОКР созданы соответствующие

управления и подразделения.

Олимпийский комитет России постоянно расширяет международные спортивные связи

со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Ежегодно Комитет проводит всероссийские научно-практические конференции

специалистов и учёных по проблеме «Олимпийское движение и социальные

процессы», а для студентов и молодых учёных – «Олимпизм, олимпийской движение

и олимпийские игры (история и современность)».

В настоящее время два члена ОКР представляют страну в Международном

олимпийском комитете. Это В. Г. Смирнов и Ш. А. Тарпищев.

Развитие физкультурно-спортивных общественных организаций

После распада СССР в декабре 1991 г. по инициативе спортивной общественности

России был проведён внеочередной съезд профсоюзных спортивных организаций

бывших республик СССР. Цель его была одна: поддержать и укрепить спортивные

связи, сложившиеся между республиками за долгие десятилетия, сохранить

накопившейся опыт профсоюзной спортивной работы.

Съезд избрал Международную конфедерацию спортивных организаций (МКСО) –

«Профспорт» и Конфедерацию спортивных организаций России (КСОР), куда вошли

11 государственных отраслевых организаций и ряд отраслевых физкультурно-

спортивных объединений.

Эти организации призваны были развивать спорт для всех и координировать

основные направления физической культуры, спорта и туризма суверенных

государств, установить связи и сотрудничество с государственными,

профсоюзными и общественными органами, поддерживать взаимодействие этих

организаций с Международным и Национальными олимпийскими комитетами.

За пять лет существования МКСО и КСОР значительно окрепли. В 1992 г. МКСО

объединяла 13 спортивных организаций из бывших союзных республик СССР.

Россия входит в состав МКСО своими отраслевыми спортивными организациями

«Локомотив», «Атомспорт», «Урожай», Студенческий спортивный союз, «Наука»,

«Спартак», «Россия» и др.

Значительное место в спортивном движении Российской Федерации занимает

физкультурно-спортивное общество профсоюзов «Россия». В его Уставе была

сформулирована главная цель: «Оздоровление россиян средствами физической

культуры и спорта».

Экономические трудности не мешают обществу регулярно проводить среди

занимающихся спартакиады российских чиновников, отраслевые турниры связистов,

металлургов, автомобилистов, фестивали по национальным видам спорта.

МКСО и КСОР осуществляют свою деятельность в тесном контакте с крупнейшими в

стране ведомственными спортивными организациями: ЦСКА, «Динамо», «Юность

России» (бывшее ДСО «Трудовые резервы»), РОСТО (Российская оборонно-

техническая организация) – правопреемник ДОСААФ.

Каждая из этих организаций активно приобщает россиян к занятиям физической

культуры и спортом. Особенно большую роль играет Центральный спортивный клуб

армии, который в мае 1998 г. отметил свой 75-летний юбилей.

Все спортивные организации России, в том числе физкультурно-спортивные

общества, активно участвуют во всех спортивных мероприятиях, проводимых

Госкомитетом по ФКиТ и ОКР.

Наиболее массовыми из них были: «Лыжня России», Всероссийский олимпийский

день бега, «Праздник Севера» в Мурманске, Фестиваль спорта народов Поволжья в

Йошкар-Оле, I Сибирские спортивные игры инвалидов с поражением опорно-

двигательного аппарата и многие другие.

Развитие спортивной науки

К моменту распада СССР страна обладала достаточным научным потенциалом в

области спорта. Большими коллективами учёных сформировались научные школы в

области медико-биологических, психолого-педагогических, теоретико-

методических, историко-социологических и организационно-управленческих

проблем физической культуры и спорта. Вне всяких сомнений доминирующее

положение отечественного спорта того времени во многом определялось высоким

уровнем и интенсивностью развития спортивной науки и значительной

концентрацией поиска в области физической культуры и спорта.

В основном научно-исследовательские проблемы решались в четырёх научно-

исследовательских институтах физической культуры и спорта Госкомспорта СССР,

в 9 проблемных лабораториях институтов физической культуры и в 23 (с тремя

филиалами) институтах физической культуры.

К концу 80-х – началу 90-х гг. результаты деятельности ведущих научных

коллективов страны в области физиологии, биохимии, психологии, теории и

практики физического воспитания, истории и социологии физической культуры,

педагогики привлекали активное внимание представителей зарубежной спортивной

науки.

После распада СССР положение спортивной науки в России во многом изменилось в

худшую сторону. В результате экономических трудностей резко сократилось

бюджетное финансирование физической культуры в целом. Из данных, озвученных

на парламентских слушаниях в июле 1996 г. Комитетом Государственной Думы по

туризму и спорту, следует, что в 1996 г. на развитие физической культуры и

спорта в России на душу населения расходовалось примерно в 25-30 раз меньше,

чем в 1990 г.

Трудности в госфинансировании привели к значительному сокращению численности

специалистов, занимающихся научными проблемами. Часть из них выехала за рубеж

и трудится там в научных подразделениях, часть изменила свой профессиональный

профиль.

Кроме недофинансирования отрицательное влияние на развитие спортивной науки в

стране имели постоянные изменения в структуре руководящих физкультурных

органов страны и руководителей отрасли, бесконечные преобразования в аппарате

главного органа управления, отсутствие федеральной программы развития

физической культуры и спорта, сокращение научных контактов спортивных учёных

бывших союзных республик.

Положение усугублялось ещё и тем, что большинство российских научных

лабораторий оснащено аппаратурой, приобретённой ещё в 60-70-е гг.,

информационное научное пространство России значительно отстаёт от

международного уровня.

И всё же, несмотря на эти негативные явления, спортивная наука в России

продолжала развиваться. В основе её лежат крупнейшие разработки

фундаментальной науки в области важнейших проблем спортивной деятельности. К

ним следует отнести: теории построения спортивной тренировки, пути повышения

качества тренировочного процесса (Л. П. Матвеев, В. М. Зациорский, И. П.

Ратов); исследование средств оптимизации работы различных систем организма

при выполнении спортивных нагрузок разной интенсивности (В. А. Рогозкин, Р.

Д. Сейфулла, Ф. А. Иорданская).

В 1996 г. на Всероссийском совещании руководителей научных организаций в

области физической культуры и спорта подведены итоги развития спортивной

науки и обсуждены основные направления научных исследований в области спорта,

туризма и санаторно-курортного дела на период до 2000 г. Эти основные

направления были рассмотрены и утверждены Постановлением Коллегии Госкомитета

ФКиТ России.

Названные направления научных исследований охватывают пять основных проблем:

· формирование физической культуры и здорового стиля жизни человека;

· человек в экстремальных условиях двигательной деятельности;

· организационное, правовое, ресурсное и информационное обеспечение

сферы физической культуры, спорта, туризма и санаторно-курортного комплекса;

· теоретические и методические основы развития и совершенствования

системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;

· основные проблемы спортивного и олимпийского движения.

То, что российская спортивная наука находится на правильном пути, было

подтверждено международным форумом «Молодёжь – Наука – Олимпизм», прошедшем

14-18 июля 1998 г. в Москве под патронажем Всемирного Совета физического

воспитания и спортивной науки. В форуме приняли участие специалисты-практики

десятка стран всех регионов мира.

Подготовка спортивных резервов


Основной формой подготовки спортивных резервов в постсоветской России

является сложившаяся и проверенная система разнообразных детско-юношеских

спортивных учреждений и соревнований, истоки которой уходят своими корнями в

историю отечественной школы спорта 30-х гг. ХХ в.

Главным звеном этой системы выступают спортивные школы разных профилей. К

середине 1998 г. в России функционировало 4635 спортивных школ всех типов:

специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва

(СДЮСШОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училища олимпийского

резерва (УОР), детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), школы-интернаты

спортивного профиля (ШИСП).

Во всех спортивных школах России занималось 2,5 миллиона юных спортсменов по

олимпийским и неолимпийским видам спорта.

Несмотря на скудное финансирование, усилиями спортивной общественности были

возобновлены массовые спортивные турниры на приз «Золотая шайба» им. А. В.

Тарасова, в которых на 67 территориях России принимали участие тысячи юниоров

10-17 лет. Зимой 1999 г. пришёл первый крупный успех. Наши юниоры выиграли

первенство мира по хоккею с шайбой на турнире в Канаде.

Успешно осуществлялось в те годы подготовка спортивных резервов в Ростовской

и Волгоградской спортивных организациях. И как результат на Играх XXVI

Олимпиады в Атланте спортсмены Волгоградской области завоевали 14 олимпийских

наград, 5 из которых – золотые. В развитии юношеского спорта оригинальным

путём пошла Москва, внесшая самый значительный вклад в российское олимпийское

движение. За всю историю Олимпийских игр москвичам 483 раза вручали золотые

медали. Всего же обладателями олимпийских медалей стали 1096 москвичей.

Для создания спортивного резерва в Москве ещё в 1988 г. была создана

беспрецедентная спортивная организация. Под эгидой Московского комитета

образования сформировано Московское городское физкультурно-спортивное

общество (МГФСО), которое в 1998 г. привлекло более миллиона юношей им

девушек. С 1992 г. МГФСО выполняет функции не только организатора физического

воспитания в учреждениях образования, но и проводит работу по высшему

спортивному мастерству. В этих целях используется высококвалифицированная

многоступенчатая преемственная система подготовки спортсменов высокого

класса.

Не случайно при проведении в Москве Всемирных юношеских игр 1998 г. под

патронажем МОК функции Исполнительной дирекции этих Игр были возложены на

МГФСО. В 1997 г. в спорте высших достижений России было задействовано более

46,7 тысяч спортсменов. Они являлись основным резервом сборных команд страны.

Выдающиеся спортсмены имели возможность получать профессиональное образование

в 32 училищах олимпийского резерва, созданных в 22 регионах России.

Совершенствование талантливых спортсменов, кроме того, осуществлялось в 64

школах высшего спортивного мастерства, функционировавших в 36 регионах

страны. Во всех этих элитных учебных заведениях занималось более 4 тысяч

спортсменов высокого класса, из которых около 30% становятся кандидатами в

сборные команды страны в качестве основного или резервного состава.

Спорт, соревнования, спартакиады


После распада СССР, несмотря на экономические и финансовые трудности, в

России развивались все олимпийские и многие неолимпийские виды спорта,

сохраняя во многом прежние традиции.

В стране ежегодно проводилось значительное количество спортивных

соревнований, розыгрышей кубков и чемпионатов, спортивных праздников и

спартакиад. Наиболее успешно в эти годы (1992-1999) развивались зимние виды

спорта – хоккей с шайбой и русский хоккей с мячом, фигурное катание на

коньках, лыжные гонки, биатлон, сноуборд, фристайл; а в числе летних –

плавание, спортивная и художественная гимнастика, тяжёлая атлетика,

классическая и вольная борьба, восточные единоборства, бокс, стрелковый

спорт, мини-футбол, баскетбол. По многим видам российские спортсмены вполне

достойно представляли нашу Родину на крупнейших международных соревнованиях.

На чемпионате Европы по лёгкой атлетике в Хельсинки (август 1994) Россия

среди 47 стран выиграла эти состязания, завоевав 25 медалей, из которых 10

золотых, значительно опередив Германию, ставшую второй.

В 1995 г. сборная команда России по тяжёлой атлетике выиграла в командном

зачёте чемпионат мира в Гуаньчжоу. Среди супертяжеловесов лучшим стал А.

Чемеркин.

В сезоне 1996 г. неплохо выступили представители России в зимних видах

спорта. Начало 1999 г. было удачным для юниоров: выступая в Канаде на

чемпионате мира по хоккею с шайбой, они стали первыми. Хоккеистов поддержали

наши фигуристы. На чемпионате Европы в Праге и чемпионате мира в Хельсинки

они завоевали золотые медали во всех видах фигурного катания. На хельсинском

льду Мария Бутырская (одиночное катание) впервые в российском спорте стала

чемпионкой мира, а Алексей Ягудин (одиночное катание), Елена Бережная и Антон

Сихарулидзе (парное катание), Анжелика Крылова и Олег Овсянников

(танцевальные пары) подтвердили успех отечественной школы фигурного катания.

Наиболее значительным спортивным событием в жизни России последних лет стала

Спартакиада трудящихся (1997). Финалу Спартакиады предшествовали широкие

отборочные соревнования во всех регионах России, которые начинались за два

года до финальных стартов в Москве. О значимости Спартакиады свидетельствовал

тот факт, что её Оргкомитет возглавлял председатель правительства Российской

Федерации В. С. Черномырдин. Результаты Спартакиады трудящихся-97 превзошли

все самые оптимистические прогнозы. А в июне 2000 г. в Москве прошли

финальные соревнования уже второй Спартакиады.

Успешно выступили на международной арене и наши баскетболисты, ставшие в 1994

серебряными призёрами чемпионата мира в Торонто.

Развитие спорта инвалидов

Учредительная конференция Федерации спорта инвалидов при Госкомспорте СССР

состоялась в Таллине в июне 1988 г. Председателем Федерации был избран В. И.

Дикуль. Уже в следующем году начинают повсеместно создаваться спортивные

клубы инвалидов.

С распадом СССР резко сократилось финансирование инвалидного спорта со

стороны как государственных, так и профсоюзных организаций. Однако трудности

эти не помешали Российской Федерации укомплектовать в 1992 г. команду СНГ

инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата для выступления в

Барселоне в IX Летних Паралимпийских играх. Были показаны неплохие результаты

в плавании, лёгкой атлетике и стрельбе из лука. В 1994 г. сборная Российской

федерации впервые выступила самостоятельной командой в VI Зимних

Паралимпийских играх в Лиллехаммере (Норвегия).

Результаты выступления российских спортсменов-инвалидов в значительной

степени активизировали внимание общественности к проблемам спорта. В регионах

страны были созданы комитеты, комиссии, ассоциации спортсменов-инвалидов.

Разработаны первые учебные программы подготовки педагогов соответствующего

профиля. Постепенно была налажена подготовка кадров по адаптивной физической

культуре.

В последние годы в стране удалось создать для инвалидов специализированные

юношеские школы, где культивируются отдельные виды спорта: в Москве – лёгкая

атлетика и плавание, в Санкт-Петербурге – настольный теннис, в Саратове –

плавание. По этим и другим видам спорта проводятся чемпионаты страны.

Значительную поддержку инвалидному спорту оказывает Олимпийский комитет

России, Международная и Российская конфедерации спортивных организаций

«Профспорт». В 1998 г. Совет по делам инвалидного спорта при Президенте РФ

рассмотрел вопрос «О состоянии физкультурно-оздоровительной и спортивной

работы среди инвалидов в Российской Федерации». Совет отметил некоторые

достижения и значительные трудности в развитии сорта среди инвалидов.

Профессионализация спорта


Одной из насущных проблем современного российского спорта, которая требовала

своего решения, стала проблема его профессионализации. Эта тенденция

закономерна, она связана с рядом объективных условий развития современного

спорта.

Профессионализация спорта, прежде всего результат его многозатратности,

которая диктуется длительным учебно-тренировочным процессом во многих видах

спорта, активно продолжающимся 10-15 лет. Для большого спорта становится всё

более характерной ранняя спортивная специализации. Во многих видах занятия

начинаются в возрасте 4-6 лет. Они активно протекают многие годы с двух- и

трёхразовыми тренировками в день, сопровождаются высочайшими психологическими

и физическими нагрузками.

Подготовка спортсменов высокого класса требует дорогостоящего материально-

технического обеспечения. Активно выступающий спортсмен требует и

соответствующего материального стимулирования, так как иного источника дохода

в силу огромной занятости спортом он иметь не может.

Профессионализацию спорта в России значительно осложняют трудности, возникшие

в процессе строительства рыночной экономики. Слабая материальная база

отечественного спорта, недостаточное финансовое обеспечение спортсменов

высокого класса и тренеров привели к весьма широко распространившейся

практике заключения ими контрактов с зарубежными клубами, ассоциациями и

другими организациями и отъезд для выступления за рубежом. Уже в 1989-1990

гг. группа ведущих хоккеистов СССР дебютировала в Национальной Хоккейной Лиги

США. Их было всего 10 человек. К 2001 в зарубежных спортивных организациях

задействованы тысячи наших спортсменов.

Крупнейшие промышленные зарубежные фирмы широко спонсируют учебно-

тренировочные сборы россиян, обеспечивают их инвентарём и оборудованием,

финансируют участие в крупнейших международных соревнованиях за рекламу своей

продукции нашими спортсменами.

Таким образом, профессиональный спорт в Российской Федерации получил

официальное законное признание. Для спортсмена-профессионала занятия спортом

признаются теперь основным видом деятельности, за которую он в соответствии с

контрактом получает заработную плату и/или иное денежное вознаграждение, а

также обеспечивается различными формами социального и медицинского

страхования. Для защиты своих прав спортсмены профессионалы по желанию могут

объединяться в профессиональные союзы.

Заключение


История учит, что развитие физической культуры и спорта представляет собой

объективный, закономерный процесс в жизни человеческого общества. Этот

процесс происходит не по произволу людей, а в силу действия объективных

законов, вытекающих из материальных и духовных условий существования того или

иного общественного строя. История физической культуры и спорта показывает,

как на различных ступенях развития человечества изменения, происходящие в

области физической культуры и спорта, обусловливаются определённым образом

производства, политикой, культурой, идеологией, наукой, военным делом. В

духовном творчестве народа ведущие общественные деятели, педагоги, врачи и

учёные черпают свои идеи, средства и формы, создавая научные системы и методы

физической культуры и спорта.

История физической культуры и спорта показывает, что в силу теоретико-

педагогических дисциплин, изучаемых в физкультурных учебных заведениях, её

принадлежит значительное место. Она относится к профилирующим,

мировоззренческим дисциплинам, позволяющим будущим специалистам лучше познать

свой предмет.

Учебная практика убедительно свидетельствует, что улучшение воспитания

историей требует постоянного совершенствования форм и методов учебной работы,

программ и учебно-методических пособий, повышение качества учебников и другой

литературы на исторические темы, широкой пропаганды исторических знаний,

используя все средства массовой информации.

Требуется более глубокий подход к всестороннему анализу истории физической

культуры и спорта в России, всеобщей истории физической культуры и спорта, с

более глубоких научных позиций предстоит исследовать основные тенденции

международного спортивного и олимпийского движения на разных этапах его

развития.

Библиография

· «История физической культуры и спорта». В. В. Столбов, Л. А.

Финогенова, Н. Ю. Мельникова; 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и

спорт, 2000 г.

· «Терминология спорта» Толковый словарь спортивных терминов. М.:

СпортАкадемПресс, 2001 г.

· Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. М.:

Физкультура и спорт, 1963 г.

· «Российская газета». №87 от 6 мая 1999 г., №97 от 20 мая 2000 г.

· «Твой олимпийский учебник». 3-е изд., доп. – М.: «Советский спорт»,

1999 г.

· «Олимпийские игры – из прошлого в будущее». В. У. Агеевец, Г. М.

Поликарпова; С.-Петербургская государственная академия физической культуры

им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,1996.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Теоретический урок "Физическая культура и олимпийское движение в России"

Автор: Гончарова Светлана Анатольевна

Дата: 13.12.2015

Номер свидетельства: 265584

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Теоретический урок "Физическая культура и олимпийское движение в России""
    ["seo_title"] => string(73) "tieorietichieskiiurokfizichieskaiakulturaiolimpiiskoiedvizhieniievrossii1"
    ["file_id"] => string(6) "265585"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449996762"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Теоретический урок "Физическая культура и олимпийское движение в Российской Федерации""
    ["seo_title"] => string(88) "tieorietichieskiiurokfizichieskaiakulturaiolimpiiskoiedvizhieniievrossiiskoifiedieratsii"
    ["file_id"] => string(6) "265586"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449996808"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства