1. Введение
2. Физическая культура и спорт в России
· Формирование федеральных структур управления физической культурой и
спортом
· Создание Олимпийского комитета России
· Развитие физкультурно-спортивных общественных организаций
· Развитие спортивной науки
· Подготовка спортивных резервов
· Спорт, соревнования, спартакиады
· Развитие спорта инвалидов
· Профессионализация спорта
3. Заключение
4. Библиография
Введение
Что изучает история физической культуры и спорта? Каков её предмет, какие
основные понятия определяют её как научную и учебную дисциплину? Остановимся
на рассмотрении этих положений.
История физической культуры и спорта (История ФКиС) включает в себя три
основных дефиниции: история, физическая культура, спорт.
Термин история имеет древнегреческое происхождение и означает
рассказ или повествование о прошлой жизни человеческого общества. Древние
говорили: «Historia est magistra vita» - «История – наставник жизни».
История физической культуры – наука о закономерностях возникновения и
развития идей, организационных форм, средств и методов физической культуры и
спорта в связи с экономическими, политическими и культурными условиями жизни
общества; она даёт научный анализ возникновения и развития физической
культуры, как одной из форм общественной жизни и составной части общей
культуры общества.
Термин физическая культура (иногда её называют телесная
культура) был впервые употреблён в Англии и США в 90-х гг. XIX века. В
России термин физическая культура стал упоминаться в печати с 1908-1910 гг. Под
физической культурой тогда понимали деятельность человека и общества,
направленную на физическое воспитание, образование и укрепление здоровья.
Физическая культура – часть общей культуры общества; представляет собой
совокупность достижений в деле оздоровления людей и развития их физических
способностей. Она включает систему физического воспитания, специальные
научные знания, развитие спорта и спортивных достижений; охватывает область
общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, правильного режима труда
и отдыха, использование естественных сил природы – солнца, воды и воздуха – в
целях оздоровления и закаливания организма.
Термин спорт происходит от латинского слова disportare –
развлекаться. Под этим термином подразумевается соревновательная деятельность,
подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения,
связанные с этой деятельностью. Спорт как часть физической культуры своей
специфической направленностью дополняет и углубляет её.
История прослеживает эволюцию физической культуры и спорта с древнейших
времён и до наших дней. В свою очередь, история ФКиС, используя эти понятия в
своей научной и учебной дисциплине, составляет важную часть всей спортивной
науки. Предмет её изучения – общие закономерности возникновения, становления
и развития физической культуры и спорта на разных этапах существования
человеческого общества.
История ФКиС – наука, которая, исследуя и изучая прошлое, помогает познать
настоящее и в известной мере выявить тенденции будущего развития. Она
представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических
знаний. История ФКиС – основа гуманитарного образования в спортивной науке.
Составной частью предмета истории ФКиС выступают историография и
источниковедение, степень и уровень изучения, которых определяют её
достижения как учебной дисциплины. В процессе своего формирования предмет
истории физической культуры и спорта впитал в себя сведения из гражданской и
военной истории, этнографии и археологии, истории педагогики и медицины,
истории культуры. Предмет истории тесно связан с научными дисциплинами,
изучающими физическую культуру и спорт с социологических, теоретико-
педагогических, медико-биологических и спортивно-педагогических позиций.
История физической культуры и спорта имеет большое воспитательное и
образовательное значение. Она призвана решать следующие основные задачи:
· показать с научных позиций становление, состояние и развитие
физической культуры и спорта в разные периоды существования человеческого
общества;
· раскрыть значение, роль и место физической культуры и спорта в жизни
общества на разных этапах его развития;
· способствовать формированию научного мировоззрения, воспитанию
патриотизма и интернационализма, исторического самосознания и критического
мышления;
· формировать любовь к благородной профессии педагога, тренера,
организатора и пропагандиста физической культуры и спорта;
· способствовать повышению общей педагогической культуры, расширению
умственного кругозора, обогащению знаниями в области физической культуры и
спорта.
В системе теоретико-педагогических дисциплин, изучаемых в академиях и
институтах физической культуры, истории ФКиС отводится важное место. Она
принадлежит к профилирующим дисциплинам, помогает будущим специалистам лучше
познать свою профессию, повышать педагогическую культуру, непосредственно
подготавливает их к практической деятельности.
Физическая культура и спорт в России
Пятый съезд народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. признал за союзными
республиками статус суверенных государств как субъектов международного права.
Каждая из союзных республик, таким образом, получала право стать членом
Организации Объединённых Наций и вместе с тем приобретала соответствующий
юридический статус для вступления в спортивные международные объединения.
8 декабря 1991 г. руководители России, Украины и Белоруссии в Беловежской
Пуще объявили о роспуске Советского Союза. При этом было провозглашено
образование Содружества Независимых Государств (СНГ). В конце 1991 г.
началась ликвидация всесоюзных структур государственного управления страной,
в том числе и физкультурным движением.
На фоне разрушения государственных и общественных союзных структур управления
физической культурой и спортом, сопровождающегося резким сокращением
финансирования спорта и, как следствие, отъездом многих талантливых тренеров
и спортсменов за рубеж, необходимо было срочно решить ряд проблем, от которых
зависело дальнейшее существование отечественного спорта. В первую очередь
предстояло сформировать новые государственные и общественные органы
управления физической культурой и спортом в стране.
Формирование федеральных структур управления физической культурой и спортом
Комитет содействия олимпийскому движению. Создание новой
государственной системы руководства физической культурой и спортом в стране
началось с образования Комитета содействия олимпийскому движению при
Правительстве Российской Федерации, утверждённого Указом Президента России Б.
Н. Ельцина 28 ноября 1991 г. Этот Комитет был ориентирован на подготовку
спортсменов страны к участию в Олимпийских играх (Зимних и Летних) 1992 г.
Вместе с ним активную подготовку к Олимпийским играм осуществлял Всероссийский
олимпийский комитет, созданный 1 декабря 1989 г.
Буквально накануне Зимних Олимпийских игр в Альбервилле, 25 января 1992 г., в
Москве встретились Президент РФ Б. Н. Ельцин и Президент МОК Х. А. Самаранч.
Главным в повестке дня встречи было участие стран СНГ в Олимпийских играх
1992 г. и перспективы развития спорта в России.
Комитет по физической культуре. Новые структуры государственного
управления физической культурой и спортом появились уже в 1992 г. Созданный
накануне Игр-92 Комитет содействия олимпийскому движению выполнил свои
организационные функции, и к концу 1992 г. был преобразован в Комитет
Российской Федерации по физической культуре.
Комитету вменялось в обязанность решение важнейших задач, связанных с
разработкой и внедрением государственных программ физического воспитания
населения, подготовкой и повышением квалификации специалистов; осуществление
организационных, научно-информационных, методических и пропагандистских
мероприятий, связанных с развитием массовой физической культуры; руководство
развитием науки и внедрением научных исследований в физкультурно-спортивную
практику.
При непосредственном участии Комитета РФ по физической культуре в марте 1993
г. были приняты Основы законодательства РФ «О физической культуре и спорте».
Этот документ являлся по существу основой, фундаментом законотворческой
деятельности регионов России, установив основные принципы правового
регулирования отношений в области физической культуры и спорта.
Государственный Комитет по физической культуре и туризму. 1 июня
1994 г. был подписан Указ Президента РФ о создании Государственного Комитета по
физической культуре и туризму (Госкомитет по ФКиТ).
Совместно с Олимпийским комитетом России Госкомитет по ФКиТ был призван
участвовать в подготовке спортивного резерва в системе ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ,
училищах олимпийского резерва, осуществлять развитие туризма в стране,
руководить подготовкой и использованием физкультурных кадров, поддерживать и
контролировать подведомственные научно-исследовательские институты
федерального значения.
В стране настойчиво продолжался поиск путей совершенствования системы
управления физической культурой и спортом. Но он долгое время был затруднён
отсутствием нормативно-правовой базы в таких направлениях практической
работы, как развитие в стране профессионального спорта, финансирование
элитного и массового спорта и других разделов, связанных с дальнейшим
подъёмом физической культуры и спорта в стране.
Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В
1999 г. закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» был
принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом
РФ 29 апреля.
Закон впервые в нашей стране чётко устанавливает правовые, организационные,
экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных
организаций, определяет принципы государственной политики в области
физической культуры и спорта и олимпийского движения в России. Закон
определяет меры государственной поддержки развития физической культуры и
спорта, в том числе ежегодное финансирование физкультурно-массовой и
спортивной работы, создание условий для увеличения количества ДЮСШ всех видов
и типов.
В Законе указывается, что основу физического воспитания населения Российской
Федерации составляет Всероссийский комплекс «Физкультура и здоровье».
В Законе чётко разграничены компетенции, функции, права и обязанности между
органами государственной власти по ФКиС и Олимпийским комитетом России в
области спорта.
Государственный комитет Российской федерации. Менее чем через год
после избрания на пост Президента РФ В. В. Путина (26 марта 2000 г.), в связи с
формированием нового правительства и изменениями в структуре федеральных
органов исполнительной власти, 17 мая 2000 г. Министерство по ФКСиТ было
преобразовано в Государственный комитет Российской Федерации по физической
культуре, спорту и туризму. В июне 2000 г. председателем Комитета был назначен
П. А. Рожков.
Создание Олимпийского комитета России
Всероссийский олимпийский комитет (ВОК) был сформирован, когда Россия ещё
была составной частью СССР. Учредительный съезд состоялся 1 декабря 1989 г.,
на нём был принят Устав Комитета, основные положения которого, несмотря на
некоторые внесённые со временем изменения, действуют и поныне.
После распада СССР и обретения Россией статуса суверенного государства
Олимпийское собрание России 6 марта 1992 г. избрало первого президента
Всероссийского олимпийского комитета. Им стал В. Г. Смирнов, бывший до этого
президентом НОК СССР.
С августа 1992 г. ВОК стал называться Олимпийским комитетом России (ОКР). В
сентябре этого же года 101 сессия МОК объявила о полном признании
Олимпийского комитета России.
Перед ОКР стоят следующие основные задачи:
· всемерное развитие олимпийского движения в стране;
· содействие распространению спорта для всех;
· пропаганда физической культуры и спорта среди народа, используя все
средства массовой информации;
· повышение престижа российского спорта на международной арене;
· защита интересов спортсменов, тренеров, спортивных судей, ветеранов
спорта;
· содействие внедрению достижений научно-технического прогресса в
практику работы спортивных организаций.
Коллективными членами ОКР являются 45 всероссийских федераций по летним и
зимним олимпийским видам спорта, 23 всероссийские федерации по неолимпийским
видам спорта, 89 территориальных физкультурно-спортивных организаций, 19
федеральных ведомственных организаций, содействующих олимпийскому движению и
12 Олимпийских академий. Для более тесного и результативного взаимодействия
со всеми этими организациями в аппарате ОКР созданы соответствующие
управления и подразделения.
Олимпийский комитет России постоянно расширяет международные спортивные связи
со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Ежегодно Комитет проводит всероссийские научно-практические конференции
специалистов и учёных по проблеме «Олимпийское движение и социальные
процессы», а для студентов и молодых учёных – «Олимпизм, олимпийской движение
и олимпийские игры (история и современность)».
В настоящее время два члена ОКР представляют страну в Международном
олимпийском комитете. Это В. Г. Смирнов и Ш. А. Тарпищев.
Развитие физкультурно-спортивных общественных организаций
После распада СССР в декабре 1991 г. по инициативе спортивной общественности
России был проведён внеочередной съезд профсоюзных спортивных организаций
бывших республик СССР. Цель его была одна: поддержать и укрепить спортивные
связи, сложившиеся между республиками за долгие десятилетия, сохранить
накопившейся опыт профсоюзной спортивной работы.
Съезд избрал Международную конфедерацию спортивных организаций (МКСО) –
«Профспорт» и Конфедерацию спортивных организаций России (КСОР), куда вошли
11 государственных отраслевых организаций и ряд отраслевых физкультурно-
спортивных объединений.
Эти организации призваны были развивать спорт для всех и координировать
основные направления физической культуры, спорта и туризма суверенных
государств, установить связи и сотрудничество с государственными,
профсоюзными и общественными органами, поддерживать взаимодействие этих
организаций с Международным и Национальными олимпийскими комитетами.
За пять лет существования МКСО и КСОР значительно окрепли. В 1992 г. МКСО
объединяла 13 спортивных организаций из бывших союзных республик СССР.
Россия входит в состав МКСО своими отраслевыми спортивными организациями
«Локомотив», «Атомспорт», «Урожай», Студенческий спортивный союз, «Наука»,
«Спартак», «Россия» и др.
Значительное место в спортивном движении Российской Федерации занимает
физкультурно-спортивное общество профсоюзов «Россия». В его Уставе была
сформулирована главная цель: «Оздоровление россиян средствами физической
культуры и спорта».
Экономические трудности не мешают обществу регулярно проводить среди
занимающихся спартакиады российских чиновников, отраслевые турниры связистов,
металлургов, автомобилистов, фестивали по национальным видам спорта.
МКСО и КСОР осуществляют свою деятельность в тесном контакте с крупнейшими в
стране ведомственными спортивными организациями: ЦСКА, «Динамо», «Юность
России» (бывшее ДСО «Трудовые резервы»), РОСТО (Российская оборонно-
техническая организация) – правопреемник ДОСААФ.
Каждая из этих организаций активно приобщает россиян к занятиям физической
культуры и спортом. Особенно большую роль играет Центральный спортивный клуб
армии, который в мае 1998 г. отметил свой 75-летний юбилей.
Все спортивные организации России, в том числе физкультурно-спортивные
общества, активно участвуют во всех спортивных мероприятиях, проводимых
Госкомитетом по ФКиТ и ОКР.
Наиболее массовыми из них были: «Лыжня России», Всероссийский олимпийский
день бега, «Праздник Севера» в Мурманске, Фестиваль спорта народов Поволжья в
Йошкар-Оле, I Сибирские спортивные игры инвалидов с поражением опорно-
двигательного аппарата и многие другие.
Развитие спортивной науки
К моменту распада СССР страна обладала достаточным научным потенциалом в
области спорта. Большими коллективами учёных сформировались научные школы в
области медико-биологических, психолого-педагогических, теоретико-
методических, историко-социологических и организационно-управленческих
проблем физической культуры и спорта. Вне всяких сомнений доминирующее
положение отечественного спорта того времени во многом определялось высоким
уровнем и интенсивностью развития спортивной науки и значительной
концентрацией поиска в области физической культуры и спорта.
В основном научно-исследовательские проблемы решались в четырёх научно-
исследовательских институтах физической культуры и спорта Госкомспорта СССР,
в 9 проблемных лабораториях институтов физической культуры и в 23 (с тремя
филиалами) институтах физической культуры.
К концу 80-х – началу 90-х гг. результаты деятельности ведущих научных
коллективов страны в области физиологии, биохимии, психологии, теории и
практики физического воспитания, истории и социологии физической культуры,
педагогики привлекали активное внимание представителей зарубежной спортивной
науки.
После распада СССР положение спортивной науки в России во многом изменилось в
худшую сторону. В результате экономических трудностей резко сократилось
бюджетное финансирование физической культуры в целом. Из данных, озвученных
на парламентских слушаниях в июле 1996 г. Комитетом Государственной Думы по
туризму и спорту, следует, что в 1996 г. на развитие физической культуры и
спорта в России на душу населения расходовалось примерно в 25-30 раз меньше,
чем в 1990 г.
Трудности в госфинансировании привели к значительному сокращению численности
специалистов, занимающихся научными проблемами. Часть из них выехала за рубеж
и трудится там в научных подразделениях, часть изменила свой профессиональный
профиль.
Кроме недофинансирования отрицательное влияние на развитие спортивной науки в
стране имели постоянные изменения в структуре руководящих физкультурных
органов страны и руководителей отрасли, бесконечные преобразования в аппарате
главного органа управления, отсутствие федеральной программы развития
физической культуры и спорта, сокращение научных контактов спортивных учёных
бывших союзных республик.
Положение усугублялось ещё и тем, что большинство российских научных
лабораторий оснащено аппаратурой, приобретённой ещё в 60-70-е гг.,
информационное научное пространство России значительно отстаёт от
международного уровня.
И всё же, несмотря на эти негативные явления, спортивная наука в России
продолжала развиваться. В основе её лежат крупнейшие разработки
фундаментальной науки в области важнейших проблем спортивной деятельности. К
ним следует отнести: теории построения спортивной тренировки, пути повышения
качества тренировочного процесса (Л. П. Матвеев, В. М. Зациорский, И. П.
Ратов); исследование средств оптимизации работы различных систем организма
при выполнении спортивных нагрузок разной интенсивности (В. А. Рогозкин, Р.
Д. Сейфулла, Ф. А. Иорданская).
В 1996 г. на Всероссийском совещании руководителей научных организаций в
области физической культуры и спорта подведены итоги развития спортивной
науки и обсуждены основные направления научных исследований в области спорта,
туризма и санаторно-курортного дела на период до 2000 г. Эти основные
направления были рассмотрены и утверждены Постановлением Коллегии Госкомитета
ФКиТ России.
Названные направления научных исследований охватывают пять основных проблем:
· формирование физической культуры и здорового стиля жизни человека;
· человек в экстремальных условиях двигательной деятельности;
· организационное, правовое, ресурсное и информационное обеспечение
сферы физической культуры, спорта, туризма и санаторно-курортного комплекса;
· теоретические и методические основы развития и совершенствования
системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;
· основные проблемы спортивного и олимпийского движения.
То, что российская спортивная наука находится на правильном пути, было
подтверждено международным форумом «Молодёжь – Наука – Олимпизм», прошедшем
14-18 июля 1998 г. в Москве под патронажем Всемирного Совета физического
воспитания и спортивной науки. В форуме приняли участие специалисты-практики
десятка стран всех регионов мира.
Подготовка спортивных резервов
Основной формой подготовки спортивных резервов в постсоветской России
является сложившаяся и проверенная система разнообразных детско-юношеских
спортивных учреждений и соревнований, истоки которой уходят своими корнями в
историю отечественной школы спорта 30-х гг. ХХ в.
Главным звеном этой системы выступают спортивные школы разных профилей. К
середине 1998 г. в России функционировало 4635 спортивных школ всех типов:
специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва
(СДЮСШОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училища олимпийского
резерва (УОР), детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), школы-интернаты
спортивного профиля (ШИСП).
Во всех спортивных школах России занималось 2,5 миллиона юных спортсменов по
олимпийским и неолимпийским видам спорта.
Несмотря на скудное финансирование, усилиями спортивной общественности были
возобновлены массовые спортивные турниры на приз «Золотая шайба» им. А. В.
Тарасова, в которых на 67 территориях России принимали участие тысячи юниоров
10-17 лет. Зимой 1999 г. пришёл первый крупный успех. Наши юниоры выиграли
первенство мира по хоккею с шайбой на турнире в Канаде.
Успешно осуществлялось в те годы подготовка спортивных резервов в Ростовской
и Волгоградской спортивных организациях. И как результат на Играх XXVI
Олимпиады в Атланте спортсмены Волгоградской области завоевали 14 олимпийских
наград, 5 из которых – золотые. В развитии юношеского спорта оригинальным
путём пошла Москва, внесшая самый значительный вклад в российское олимпийское
движение. За всю историю Олимпийских игр москвичам 483 раза вручали золотые
медали. Всего же обладателями олимпийских медалей стали 1096 москвичей.
Для создания спортивного резерва в Москве ещё в 1988 г. была создана
беспрецедентная спортивная организация. Под эгидой Московского комитета
образования сформировано Московское городское физкультурно-спортивное
общество (МГФСО), которое в 1998 г. привлекло более миллиона юношей им
девушек. С 1992 г. МГФСО выполняет функции не только организатора физического
воспитания в учреждениях образования, но и проводит работу по высшему
спортивному мастерству. В этих целях используется высококвалифицированная
многоступенчатая преемственная система подготовки спортсменов высокого
класса.
Не случайно при проведении в Москве Всемирных юношеских игр 1998 г. под
патронажем МОК функции Исполнительной дирекции этих Игр были возложены на
МГФСО. В 1997 г. в спорте высших достижений России было задействовано более
46,7 тысяч спортсменов. Они являлись основным резервом сборных команд страны.
Выдающиеся спортсмены имели возможность получать профессиональное образование
в 32 училищах олимпийского резерва, созданных в 22 регионах России.
Совершенствование талантливых спортсменов, кроме того, осуществлялось в 64
школах высшего спортивного мастерства, функционировавших в 36 регионах
страны. Во всех этих элитных учебных заведениях занималось более 4 тысяч
спортсменов высокого класса, из которых около 30% становятся кандидатами в
сборные команды страны в качестве основного или резервного состава.
Спорт, соревнования, спартакиады
После распада СССР, несмотря на экономические и финансовые трудности, в
России развивались все олимпийские и многие неолимпийские виды спорта,
сохраняя во многом прежние традиции.
В стране ежегодно проводилось значительное количество спортивных
соревнований, розыгрышей кубков и чемпионатов, спортивных праздников и
спартакиад. Наиболее успешно в эти годы (1992-1999) развивались зимние виды
спорта – хоккей с шайбой и русский хоккей с мячом, фигурное катание на
коньках, лыжные гонки, биатлон, сноуборд, фристайл; а в числе летних –
плавание, спортивная и художественная гимнастика, тяжёлая атлетика,
классическая и вольная борьба, восточные единоборства, бокс, стрелковый
спорт, мини-футбол, баскетбол. По многим видам российские спортсмены вполне
достойно представляли нашу Родину на крупнейших международных соревнованиях.
На чемпионате Европы по лёгкой атлетике в Хельсинки (август 1994) Россия
среди 47 стран выиграла эти состязания, завоевав 25 медалей, из которых 10
золотых, значительно опередив Германию, ставшую второй.
В 1995 г. сборная команда России по тяжёлой атлетике выиграла в командном
зачёте чемпионат мира в Гуаньчжоу. Среди супертяжеловесов лучшим стал А.
Чемеркин.
В сезоне 1996 г. неплохо выступили представители России в зимних видах
спорта. Начало 1999 г. было удачным для юниоров: выступая в Канаде на
чемпионате мира по хоккею с шайбой, они стали первыми. Хоккеистов поддержали
наши фигуристы. На чемпионате Европы в Праге и чемпионате мира в Хельсинки
они завоевали золотые медали во всех видах фигурного катания. На хельсинском
льду Мария Бутырская (одиночное катание) впервые в российском спорте стала
чемпионкой мира, а Алексей Ягудин (одиночное катание), Елена Бережная и Антон
Сихарулидзе (парное катание), Анжелика Крылова и Олег Овсянников
(танцевальные пары) подтвердили успех отечественной школы фигурного катания.
Наиболее значительным спортивным событием в жизни России последних лет стала
Спартакиада трудящихся (1997). Финалу Спартакиады предшествовали широкие
отборочные соревнования во всех регионах России, которые начинались за два
года до финальных стартов в Москве. О значимости Спартакиады свидетельствовал
тот факт, что её Оргкомитет возглавлял председатель правительства Российской
Федерации В. С. Черномырдин. Результаты Спартакиады трудящихся-97 превзошли
все самые оптимистические прогнозы. А в июне 2000 г. в Москве прошли
финальные соревнования уже второй Спартакиады.
Успешно выступили на международной арене и наши баскетболисты, ставшие в 1994
серебряными призёрами чемпионата мира в Торонто.
Развитие спорта инвалидов
Учредительная конференция Федерации спорта инвалидов при Госкомспорте СССР
состоялась в Таллине в июне 1988 г. Председателем Федерации был избран В. И.
Дикуль. Уже в следующем году начинают повсеместно создаваться спортивные
клубы инвалидов.
С распадом СССР резко сократилось финансирование инвалидного спорта со
стороны как государственных, так и профсоюзных организаций. Однако трудности
эти не помешали Российской Федерации укомплектовать в 1992 г. команду СНГ
инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата для выступления в
Барселоне в IX Летних Паралимпийских играх. Были показаны неплохие результаты
в плавании, лёгкой атлетике и стрельбе из лука. В 1994 г. сборная Российской
федерации впервые выступила самостоятельной командой в VI Зимних
Паралимпийских играх в Лиллехаммере (Норвегия).
Результаты выступления российских спортсменов-инвалидов в значительной
степени активизировали внимание общественности к проблемам спорта. В регионах
страны были созданы комитеты, комиссии, ассоциации спортсменов-инвалидов.
Разработаны первые учебные программы подготовки педагогов соответствующего
профиля. Постепенно была налажена подготовка кадров по адаптивной физической
культуре.
В последние годы в стране удалось создать для инвалидов специализированные
юношеские школы, где культивируются отдельные виды спорта: в Москве – лёгкая
атлетика и плавание, в Санкт-Петербурге – настольный теннис, в Саратове –
плавание. По этим и другим видам спорта проводятся чемпионаты страны.
Значительную поддержку инвалидному спорту оказывает Олимпийский комитет
России, Международная и Российская конфедерации спортивных организаций
«Профспорт». В 1998 г. Совет по делам инвалидного спорта при Президенте РФ
рассмотрел вопрос «О состоянии физкультурно-оздоровительной и спортивной
работы среди инвалидов в Российской Федерации». Совет отметил некоторые
достижения и значительные трудности в развитии сорта среди инвалидов.
Профессионализация спорта
Одной из насущных проблем современного российского спорта, которая требовала
своего решения, стала проблема его профессионализации. Эта тенденция
закономерна, она связана с рядом объективных условий развития современного
спорта.
Профессионализация спорта, прежде всего результат его многозатратности,
которая диктуется длительным учебно-тренировочным процессом во многих видах
спорта, активно продолжающимся 10-15 лет. Для большого спорта становится всё
более характерной ранняя спортивная специализации. Во многих видах занятия
начинаются в возрасте 4-6 лет. Они активно протекают многие годы с двух- и
трёхразовыми тренировками в день, сопровождаются высочайшими психологическими
и физическими нагрузками.
Подготовка спортсменов высокого класса требует дорогостоящего материально-
технического обеспечения. Активно выступающий спортсмен требует и
соответствующего материального стимулирования, так как иного источника дохода
в силу огромной занятости спортом он иметь не может.
Профессионализацию спорта в России значительно осложняют трудности, возникшие
в процессе строительства рыночной экономики. Слабая материальная база
отечественного спорта, недостаточное финансовое обеспечение спортсменов
высокого класса и тренеров привели к весьма широко распространившейся
практике заключения ими контрактов с зарубежными клубами, ассоциациями и
другими организациями и отъезд для выступления за рубежом. Уже в 1989-1990
гг. группа ведущих хоккеистов СССР дебютировала в Национальной Хоккейной Лиги
США. Их было всего 10 человек. К 2001 в зарубежных спортивных организациях
задействованы тысячи наших спортсменов.
Крупнейшие промышленные зарубежные фирмы широко спонсируют учебно-
тренировочные сборы россиян, обеспечивают их инвентарём и оборудованием,
финансируют участие в крупнейших международных соревнованиях за рекламу своей
продукции нашими спортсменами.
Таким образом, профессиональный спорт в Российской Федерации получил
официальное законное признание. Для спортсмена-профессионала занятия спортом
признаются теперь основным видом деятельности, за которую он в соответствии с
контрактом получает заработную плату и/или иное денежное вознаграждение, а
также обеспечивается различными формами социального и медицинского
страхования. Для защиты своих прав спортсмены профессионалы по желанию могут
объединяться в профессиональные союзы.
Заключение
История учит, что развитие физической культуры и спорта представляет собой
объективный, закономерный процесс в жизни человеческого общества. Этот
процесс происходит не по произволу людей, а в силу действия объективных
законов, вытекающих из материальных и духовных условий существования того или
иного общественного строя. История физической культуры и спорта показывает,
как на различных ступенях развития человечества изменения, происходящие в
области физической культуры и спорта, обусловливаются определённым образом
производства, политикой, культурой, идеологией, наукой, военным делом. В
духовном творчестве народа ведущие общественные деятели, педагоги, врачи и
учёные черпают свои идеи, средства и формы, создавая научные системы и методы
физической культуры и спорта.
История физической культуры и спорта показывает, что в силу теоретико-
педагогических дисциплин, изучаемых в физкультурных учебных заведениях, её
принадлежит значительное место. Она относится к профилирующим,
мировоззренческим дисциплинам, позволяющим будущим специалистам лучше познать
свой предмет.
Учебная практика убедительно свидетельствует, что улучшение воспитания
историей требует постоянного совершенствования форм и методов учебной работы,
программ и учебно-методических пособий, повышение качества учебников и другой
литературы на исторические темы, широкой пропаганды исторических знаний,
используя все средства массовой информации.
Требуется более глубокий подход к всестороннему анализу истории физической
культуры и спорта в России, всеобщей истории физической культуры и спорта, с
более глубоких научных позиций предстоит исследовать основные тенденции
международного спортивного и олимпийского движения на разных этапах его
развития.
Библиография
· «История физической культуры и спорта». В. В. Столбов, Л. А.
Финогенова, Н. Ю. Мельникова; 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и
спорт, 2000 г.
· «Терминология спорта» Толковый словарь спортивных терминов. М.:
СпортАкадемПресс, 2001 г.
· Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. М.:
Физкультура и спорт, 1963 г.
· «Российская газета». №87 от 6 мая 1999 г., №97 от 20 мая 2000 г.
· «Твой олимпийский учебник». 3-е изд., доп. – М.: «Советский спорт»,
1999 г.
· «Олимпийские игры – из прошлого в будущее». В. У. Агеевец, Г. М.
Поликарпова; С.-Петербургская государственная академия физической культуры
им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,1996.