1. Введение  
  2. Физическая культура и спорт в России
  · Формирование федеральных структур управления физической культурой и
  спортом
  · Создание Олимпийского комитета России
  · Развитие физкультурно-спортивных общественных организаций
  · Развитие спортивной науки
  · Подготовка спортивных резервов
  · Спорт, соревнования, спартакиады
  · Развитие спорта инвалидов
  · Профессионализация спорта
  3. Заключение
  4. Библиография
    
  Введение
  
 
  Что изучает история физической культуры и спорта? Каков её предмет, какие
  основные понятия определяют её как научную и учебную дисциплину? Остановимся
  на рассмотрении этих положений.
  История физической культуры и спорта (История ФКиС) включает в себя три
  основных дефиниции: история, физическая культура, спорт.
  Термин история имеет древнегреческое происхождение и означает
  рассказ или повествование о прошлой жизни человеческого общества. Древние
  говорили: «Historia est magistra vita» - «История – наставник жизни».
  История физической культуры – наука о закономерностях возникновения и
  развития идей, организационных форм, средств и методов физической культуры и
  спорта в связи с экономическими, политическими и культурными условиями жизни
  общества; она даёт научный анализ возникновения и развития физической
  культуры, как одной из форм общественной жизни и составной части общей
  культуры общества.
  Термин физическая культура (иногда её называют телесная
  культура) был впервые употреблён в Англии и США в 90-х гг. XIX века. В
  России термин физическая культура стал упоминаться в печати с 1908-1910 гг. Под
  физической культурой тогда понимали деятельность человека и общества,
  направленную на физическое воспитание, образование и укрепление здоровья.
  Физическая культура – часть общей культуры общества; представляет собой
  совокупность достижений в деле оздоровления людей и развития их физических
  способностей. Она включает систему физического воспитания, специальные
  научные знания, развитие спорта и спортивных достижений; охватывает область
  общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, правильного режима труда
  и отдыха, использование естественных сил природы – солнца, воды и воздуха – в
  целях оздоровления и закаливания организма.
  Термин спорт происходит от латинского слова disportare –
  развлекаться. Под этим термином подразумевается соревновательная деятельность,
  подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения,
  связанные с этой деятельностью. Спорт как часть физической культуры своей
  специфической направленностью дополняет и углубляет её.
  История прослеживает эволюцию физической культуры и спорта с древнейших
  времён и до наших дней. В свою очередь, история ФКиС, используя эти понятия в
  своей научной и учебной дисциплине, составляет важную часть всей спортивной
  науки. Предмет её изучения – общие закономерности возникновения, становления
  и развития физической культуры и спорта на разных этапах существования
  человеческого общества.
  История ФКиС – наука, которая, исследуя и изучая прошлое, помогает познать
  настоящее и в известной мере выявить тенденции будущего развития. Она
  представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических
  знаний. История ФКиС – основа гуманитарного образования в спортивной науке.
  Составной частью предмета истории ФКиС выступают историография и
  источниковедение, степень и уровень изучения, которых определяют её
  достижения как учебной дисциплины. В процессе своего формирования предмет
  истории физической культуры и спорта впитал в себя сведения из гражданской и
  военной истории, этнографии и археологии, истории педагогики и медицины,
  истории культуры. Предмет истории тесно связан с научными дисциплинами,
  изучающими физическую культуру и спорт с социологических, теоретико-
  педагогических, медико-биологических и спортивно-педагогических позиций.
  История физической культуры и спорта имеет большое воспитательное и
  образовательное значение. Она призвана решать следующие основные задачи:
  · показать с научных позиций становление, состояние и развитие
  физической культуры и спорта в разные периоды существования человеческого
  общества;
  · раскрыть значение, роль и место физической культуры и спорта в жизни
  общества на разных этапах его развития;
  · способствовать формированию научного мировоззрения, воспитанию
  патриотизма и интернационализма, исторического самосознания и критического
  мышления;
  · формировать любовь к благородной профессии педагога, тренера,
  организатора и пропагандиста физической культуры и спорта;
  · способствовать повышению общей педагогической культуры, расширению
  умственного кругозора, обогащению знаниями в области физической культуры и
  спорта.
  В системе теоретико-педагогических дисциплин, изучаемых в академиях и
  институтах физической культуры, истории ФКиС отводится важное место. Она
  принадлежит к профилирующим дисциплинам, помогает будущим специалистам лучше
  познать свою профессию, повышать педагогическую культуру, непосредственно
  подготавливает их к практической деятельности.
    
  Физическая культура и спорт в России
  
 
  Пятый съезд народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. признал за союзными
  республиками статус суверенных государств как субъектов международного права.
  Каждая из союзных республик, таким образом, получала право стать членом
  Организации Объединённых Наций и вместе с тем приобретала соответствующий
  юридический статус для вступления в спортивные международные объединения.
  8 декабря 1991 г. руководители России, Украины и Белоруссии в Беловежской
  Пуще объявили о роспуске Советского Союза. При этом было провозглашено
  образование Содружества Независимых Государств (СНГ). В конце 1991 г.
  началась ликвидация всесоюзных структур государственного управления страной,
  в том числе и физкультурным движением.
  На фоне разрушения государственных и общественных союзных структур управления
  физической культурой и спортом, сопровождающегося резким сокращением
  финансирования спорта и, как следствие, отъездом многих талантливых тренеров
  и спортсменов за рубеж, необходимо было срочно решить ряд проблем, от которых
  зависело дальнейшее существование отечественного спорта. В первую очередь
  предстояло сформировать новые государственные и общественные органы
  управления физической культурой и спортом в стране.
   Формирование федеральных структур управления физической культурой и спортом
   Комитет содействия олимпийскому движению. Создание новой
  государственной системы руководства физической культурой и спортом в стране
  началось с образования Комитета содействия олимпийскому движению при
  Правительстве Российской Федерации, утверждённого Указом Президента России Б.
  Н. Ельцина 28 ноября 1991 г. Этот Комитет был ориентирован на подготовку
  спортсменов страны к участию в Олимпийских играх (Зимних и Летних) 1992 г.
  Вместе с ним активную подготовку к Олимпийским играм осуществлял Всероссийский
  олимпийский комитет, созданный 1 декабря 1989 г.
  Буквально накануне Зимних Олимпийских игр в Альбервилле, 25 января 1992 г., в
  Москве встретились Президент РФ Б. Н. Ельцин и Президент МОК Х. А. Самаранч.
  Главным в повестке дня встречи было участие стран СНГ в Олимпийских играх
  1992 г. и перспективы развития спорта в России.
   Комитет по физической культуре. Новые структуры государственного
  управления физической культурой и спортом появились уже в 1992 г. Созданный
  накануне Игр-92 Комитет содействия олимпийскому движению выполнил свои
  организационные функции, и к концу 1992 г. был преобразован в Комитет
  Российской Федерации по физической культуре.
  Комитету вменялось в обязанность решение важнейших задач, связанных с
  разработкой и внедрением государственных программ физического воспитания
  населения, подготовкой и повышением квалификации специалистов; осуществление
  организационных, научно-информационных, методических и пропагандистских
  мероприятий, связанных с развитием массовой физической культуры; руководство
  развитием науки и внедрением научных исследований в физкультурно-спортивную
  практику.
  При непосредственном участии Комитета РФ по физической культуре в марте 1993
  г. были приняты Основы законодательства РФ «О физической культуре и спорте».
  Этот документ являлся по существу основой, фундаментом законотворческой
  деятельности регионов России, установив основные принципы правового
  регулирования отношений в области физической культуры и спорта.
   Государственный Комитет по физической культуре и туризму. 1 июня
  1994 г. был подписан Указ Президента РФ о создании Государственного Комитета по
  физической культуре и туризму (Госкомитет по ФКиТ).
  Совместно с Олимпийским комитетом России Госкомитет по ФКиТ был призван
  участвовать в подготовке спортивного резерва в системе ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ,
  училищах олимпийского резерва, осуществлять развитие туризма в стране,
  руководить подготовкой и использованием физкультурных кадров, поддерживать и
  контролировать подведомственные научно-исследовательские институты
  федерального значения.
  В стране настойчиво продолжался поиск путей совершенствования системы
  управления физической культурой и спортом. Но он долгое время был затруднён
  отсутствием нормативно-правовой базы в таких направлениях практической
  работы, как развитие в стране профессионального спорта, финансирование
  элитного и массового спорта и других разделов, связанных с дальнейшим
  подъёмом физической культуры и спорта в стране.
   Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В
  1999 г. закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» был
  принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом
  РФ 29 апреля.
  Закон впервые в нашей стране чётко устанавливает правовые, организационные,
  экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных
  организаций, определяет принципы государственной политики в области
  физической культуры и спорта и олимпийского движения в России. Закон
  определяет меры государственной поддержки развития физической культуры и
  спорта, в том числе ежегодное финансирование физкультурно-массовой и
  спортивной работы, создание условий для увеличения количества ДЮСШ всех видов
  и типов.
  В Законе указывается, что основу физического воспитания населения Российской
  Федерации составляет Всероссийский комплекс «Физкультура и здоровье».
  В Законе чётко разграничены компетенции, функции, права и обязанности между
  органами государственной власти по ФКиС и Олимпийским комитетом России в
  области спорта.
   Государственный комитет Российской федерации. Менее чем через год
  после избрания на пост Президента РФ В. В. Путина (26 марта 2000 г.), в связи с
  формированием нового правительства и изменениями в структуре федеральных
  органов исполнительной власти, 17 мая 2000 г. Министерство по ФКСиТ было
  преобразовано в Государственный комитет Российской Федерации по физической
  культуре, спорту и туризму. В июне 2000 г. председателем Комитета был назначен
  П. А. Рожков.
    
  Создание Олимпийского комитета России
  
 
  Всероссийский олимпийский комитет (ВОК) был сформирован, когда Россия ещё
  была составной частью СССР. Учредительный съезд состоялся 1 декабря 1989 г.,
  на нём был принят Устав Комитета, основные положения которого, несмотря на
  некоторые внесённые со временем изменения, действуют и поныне.
  После распада СССР и обретения Россией статуса суверенного государства
  Олимпийское собрание России 6 марта 1992 г. избрало первого президента
  Всероссийского олимпийского комитета. Им стал В. Г. Смирнов, бывший до этого
  президентом НОК СССР.
  С августа 1992 г. ВОК стал называться Олимпийским комитетом России (ОКР). В
  сентябре этого же года 101 сессия МОК объявила о полном признании
  Олимпийского комитета России.
   Перед ОКР стоят следующие основные задачи:  
  · всемерное развитие олимпийского движения в стране;
  · содействие распространению спорта для всех;
  · пропаганда физической культуры и спорта среди народа, используя все
  средства массовой информации;
  · повышение престижа российского спорта на международной арене;
  · защита интересов спортсменов, тренеров, спортивных судей, ветеранов
  спорта;
  · содействие внедрению достижений научно-технического прогресса в
  практику работы спортивных организаций.
  Коллективными членами ОКР являются 45 всероссийских федераций по летним и
  зимним олимпийским видам спорта, 23 всероссийские федерации по неолимпийским
  видам спорта, 89 территориальных физкультурно-спортивных организаций, 19
  федеральных ведомственных организаций, содействующих олимпийскому движению и
  12 Олимпийских академий. Для более тесного и результативного взаимодействия
  со всеми этими организациями в аппарате ОКР созданы соответствующие
  управления и подразделения.
  Олимпийский комитет России постоянно расширяет международные спортивные связи
  со странами ближнего и дальнего зарубежья.
  Ежегодно Комитет проводит всероссийские научно-практические конференции
  специалистов и учёных по проблеме «Олимпийское движение и социальные
  процессы», а для студентов и молодых учёных – «Олимпизм, олимпийской движение
  и олимпийские игры (история и современность)».
  В настоящее время два члена ОКР представляют страну в Международном
  олимпийском комитете. Это В. Г. Смирнов и Ш. А. Тарпищев.
   Развитие физкультурно-спортивных общественных организаций
  После распада СССР в декабре 1991 г. по инициативе спортивной общественности
  России был проведён внеочередной съезд профсоюзных спортивных организаций
  бывших республик СССР. Цель его была одна: поддержать и укрепить спортивные
  связи, сложившиеся между республиками за долгие десятилетия, сохранить
  накопившейся опыт профсоюзной спортивной работы.
  Съезд избрал Международную конфедерацию спортивных организаций (МКСО) –
  «Профспорт» и Конфедерацию спортивных организаций России (КСОР), куда вошли
  11 государственных отраслевых организаций и ряд отраслевых физкультурно-
  спортивных объединений.
  Эти организации призваны были развивать спорт для всех и координировать
  основные направления физической культуры, спорта и туризма суверенных
  государств, установить связи и сотрудничество с государственными,
  профсоюзными и общественными органами, поддерживать взаимодействие этих
  организаций с Международным и Национальными олимпийскими комитетами.
  За пять лет существования МКСО и КСОР значительно окрепли. В 1992 г. МКСО
  объединяла 13 спортивных организаций из бывших союзных республик СССР.
  Россия входит в состав МКСО своими отраслевыми спортивными организациями
  «Локомотив», «Атомспорт», «Урожай», Студенческий спортивный союз, «Наука»,
  «Спартак», «Россия» и др.
  Значительное место в спортивном движении Российской Федерации занимает
  физкультурно-спортивное общество профсоюзов «Россия». В его Уставе была
  сформулирована главная цель: «Оздоровление россиян средствами физической
  культуры и спорта».
  Экономические трудности не мешают обществу регулярно проводить среди
  занимающихся спартакиады российских чиновников, отраслевые турниры связистов,
  металлургов, автомобилистов, фестивали по национальным видам спорта.
  МКСО и КСОР осуществляют свою деятельность в тесном контакте с крупнейшими в
  стране ведомственными спортивными организациями: ЦСКА, «Динамо», «Юность
  России» (бывшее ДСО «Трудовые резервы»), РОСТО (Российская оборонно-
  техническая организация) – правопреемник ДОСААФ.
  Каждая из этих организаций активно приобщает россиян к занятиям физической
  культуры и спортом. Особенно большую роль играет Центральный спортивный клуб
  армии, который в мае 1998 г. отметил свой 75-летний юбилей.
  Все спортивные организации России, в том числе физкультурно-спортивные
  общества, активно участвуют во всех спортивных мероприятиях, проводимых
  Госкомитетом по ФКиТ и ОКР.
  Наиболее массовыми из них были: «Лыжня России», Всероссийский олимпийский
  день бега, «Праздник Севера» в Мурманске, Фестиваль спорта народов Поволжья в
  Йошкар-Оле, I Сибирские спортивные игры инвалидов с поражением опорно-
  двигательного аппарата и многие другие.
    
  Развитие спортивной науки
    
  К моменту распада СССР страна обладала достаточным научным потенциалом в
  области спорта. Большими коллективами учёных сформировались научные школы в
  области медико-биологических, психолого-педагогических, теоретико-
  методических, историко-социологических и организационно-управленческих
  проблем физической культуры и спорта. Вне всяких сомнений доминирующее
  положение отечественного спорта того времени во многом определялось высоким
  уровнем и интенсивностью развития спортивной науки и значительной
  концентрацией поиска в области физической культуры и спорта.
  В основном научно-исследовательские проблемы решались в четырёх научно-
  исследовательских институтах физической культуры и спорта Госкомспорта СССР,
  в 9 проблемных лабораториях институтов физической культуры и в 23 (с тремя
  филиалами) институтах физической культуры.
  К концу 80-х – началу 90-х гг. результаты деятельности ведущих научных
  коллективов страны в области физиологии, биохимии, психологии, теории и
  практики физического воспитания, истории и социологии физической культуры,
  педагогики привлекали активное внимание представителей зарубежной спортивной
  науки.
  После распада СССР положение спортивной науки в России во многом изменилось в
  худшую сторону. В результате экономических трудностей резко сократилось
  бюджетное финансирование физической культуры в целом. Из данных, озвученных
  на парламентских слушаниях в июле 1996 г. Комитетом Государственной Думы по
  туризму и спорту, следует, что в 1996 г. на развитие физической культуры и
  спорта в России на душу населения расходовалось примерно в 25-30 раз меньше,
  чем в 1990 г.
  Трудности в госфинансировании привели к значительному сокращению численности
  специалистов, занимающихся научными проблемами. Часть из них выехала за рубеж
  и трудится там в научных подразделениях, часть изменила свой профессиональный
  профиль.
  Кроме недофинансирования отрицательное влияние на развитие спортивной науки в
  стране имели постоянные изменения в структуре руководящих физкультурных
  органов страны и руководителей отрасли, бесконечные преобразования в аппарате
  главного органа управления, отсутствие федеральной программы развития
  физической культуры и спорта, сокращение научных контактов спортивных учёных
  бывших союзных республик.
  Положение усугублялось ещё и тем, что большинство российских научных
  лабораторий оснащено аппаратурой, приобретённой ещё в 60-70-е гг.,
  информационное научное пространство России значительно отстаёт от
  международного уровня.
  И всё же, несмотря на эти негативные явления, спортивная наука в России
  продолжала развиваться. В основе её лежат крупнейшие разработки
  фундаментальной науки в области важнейших проблем спортивной деятельности. К
  ним следует отнести: теории построения спортивной тренировки, пути повышения
  качества тренировочного процесса (Л. П. Матвеев, В. М. Зациорский, И. П.
  Ратов); исследование средств оптимизации работы различных систем организма
  при выполнении спортивных нагрузок разной интенсивности (В. А. Рогозкин, Р.
  Д. Сейфулла, Ф. А. Иорданская).
  В 1996 г. на Всероссийском совещании руководителей научных организаций в
  области физической культуры и спорта подведены итоги развития спортивной
  науки и обсуждены основные направления научных исследований в области спорта,
  туризма и санаторно-курортного дела на период до 2000 г. Эти основные
  направления были рассмотрены и утверждены Постановлением Коллегии Госкомитета
  ФКиТ России.
  Названные направления научных исследований охватывают пять основных проблем:
  · формирование физической культуры и здорового стиля жизни человека;
  · человек в экстремальных условиях двигательной деятельности;
  · организационное, правовое, ресурсное и информационное обеспечение
  сферы физической культуры, спорта, туризма и санаторно-курортного комплекса;
  · теоретические и методические основы развития и совершенствования
  системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;
  · основные проблемы спортивного и олимпийского движения.
  То, что российская спортивная наука находится на правильном пути, было
  подтверждено международным форумом «Молодёжь – Наука – Олимпизм», прошедшем
  14-18 июля 1998 г. в Москве под патронажем Всемирного Совета физического
  воспитания и спортивной науки. В форуме приняли участие специалисты-практики
  десятка стран всех регионов мира.
    
  Подготовка спортивных резервов
  
 
  Основной формой подготовки спортивных резервов в постсоветской России
  является сложившаяся и проверенная система разнообразных детско-юношеских
  спортивных учреждений и соревнований, истоки которой уходят своими корнями в
  историю отечественной школы спорта 30-х гг. ХХ в.
  Главным звеном этой системы выступают спортивные школы разных профилей. К
  середине 1998 г. в России функционировало 4635 спортивных школ всех типов:
  специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва
  (СДЮСШОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училища олимпийского
  резерва (УОР), детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), школы-интернаты
  спортивного профиля (ШИСП).
  Во всех спортивных школах России занималось 2,5 миллиона юных спортсменов по
  олимпийским и неолимпийским видам спорта.
  Несмотря на скудное финансирование, усилиями спортивной общественности были
  возобновлены массовые спортивные турниры на приз «Золотая шайба» им. А. В.
  Тарасова, в которых на 67 территориях России принимали участие тысячи юниоров
  10-17 лет. Зимой 1999 г. пришёл первый крупный успех. Наши юниоры выиграли
  первенство мира по хоккею с шайбой на турнире в Канаде.
  Успешно осуществлялось в те годы подготовка спортивных резервов в Ростовской
  и Волгоградской спортивных организациях. И как результат на Играх XXVI
  Олимпиады в Атланте спортсмены Волгоградской области завоевали 14 олимпийских
  наград, 5 из которых – золотые. В развитии юношеского спорта оригинальным
  путём пошла Москва, внесшая самый значительный вклад в российское олимпийское
  движение. За всю историю Олимпийских игр москвичам 483 раза вручали золотые
  медали. Всего же обладателями олимпийских медалей стали 1096 москвичей.
  Для создания спортивного резерва в Москве ещё в 1988 г. была создана
  беспрецедентная спортивная организация. Под эгидой Московского комитета
  образования сформировано Московское городское физкультурно-спортивное
  общество (МГФСО), которое в 1998 г. привлекло более миллиона юношей им
  девушек. С 1992 г. МГФСО выполняет функции не только организатора физического
  воспитания в учреждениях образования, но и проводит работу по высшему
  спортивному мастерству. В этих целях используется высококвалифицированная
  многоступенчатая преемственная система подготовки спортсменов высокого
  класса.
  Не случайно при проведении в Москве Всемирных юношеских игр 1998 г. под
  патронажем МОК функции Исполнительной дирекции этих Игр были возложены на
  МГФСО. В 1997 г. в спорте высших достижений России было задействовано более
  46,7 тысяч спортсменов. Они являлись основным резервом сборных команд страны.
  Выдающиеся спортсмены имели возможность получать профессиональное образование
  в 32 училищах олимпийского резерва, созданных в 22 регионах России.
  Совершенствование талантливых спортсменов, кроме того, осуществлялось в 64
  школах высшего спортивного мастерства, функционировавших в 36 регионах
  страны. Во всех этих элитных учебных заведениях занималось более 4 тысяч
  спортсменов высокого класса, из которых около 30% становятся кандидатами в
  сборные команды страны в качестве основного или резервного состава.
    
  Спорт, соревнования, спартакиады
  
 
  После распада СССР, несмотря на экономические и финансовые трудности, в
  России развивались все олимпийские и многие неолимпийские виды спорта,
  сохраняя во многом прежние традиции.
  В стране ежегодно проводилось значительное количество спортивных
  соревнований, розыгрышей кубков и чемпионатов, спортивных праздников и
  спартакиад. Наиболее успешно в эти годы (1992-1999) развивались зимние виды
  спорта – хоккей с шайбой и русский хоккей с мячом, фигурное катание на
  коньках, лыжные гонки, биатлон, сноуборд, фристайл; а в числе летних –
  плавание, спортивная и художественная гимнастика, тяжёлая атлетика,
  классическая и вольная борьба, восточные единоборства, бокс, стрелковый
  спорт, мини-футбол, баскетбол. По многим видам российские спортсмены вполне
  достойно представляли нашу Родину на крупнейших международных соревнованиях.
  На чемпионате Европы по лёгкой атлетике в Хельсинки (август 1994) Россия
  среди 47 стран выиграла эти состязания, завоевав 25 медалей, из которых 10
  золотых, значительно опередив Германию, ставшую второй.
  В 1995 г. сборная команда России по тяжёлой атлетике выиграла в командном
  зачёте чемпионат мира в Гуаньчжоу. Среди супертяжеловесов лучшим стал А.
  Чемеркин.
  В сезоне 1996 г. неплохо выступили представители России в зимних видах
  спорта. Начало 1999 г. было удачным для юниоров: выступая в Канаде на
  чемпионате мира по хоккею с шайбой, они стали первыми. Хоккеистов поддержали
  наши фигуристы. На чемпионате Европы в Праге и чемпионате мира в Хельсинки
  они завоевали золотые медали во всех видах фигурного катания. На хельсинском
  льду Мария Бутырская (одиночное катание) впервые в российском спорте стала
  чемпионкой мира, а Алексей Ягудин (одиночное катание), Елена Бережная и Антон
  Сихарулидзе (парное катание), Анжелика Крылова и Олег Овсянников
  (танцевальные пары) подтвердили успех отечественной школы фигурного катания.
  Наиболее значительным спортивным событием в жизни России последних лет стала
  Спартакиада трудящихся (1997). Финалу Спартакиады предшествовали широкие
  отборочные соревнования во всех регионах России, которые начинались за два
  года до финальных стартов в Москве. О значимости Спартакиады свидетельствовал
  тот факт, что её Оргкомитет возглавлял председатель правительства Российской
  Федерации В. С. Черномырдин. Результаты Спартакиады трудящихся-97 превзошли
  все самые оптимистические прогнозы. А в июне 2000 г. в Москве прошли
  финальные соревнования уже второй Спартакиады.
  Успешно выступили на международной арене и наши баскетболисты, ставшие в 1994
  серебряными призёрами чемпионата мира в Торонто.
    
  Развитие спорта инвалидов
    
  Учредительная конференция Федерации спорта инвалидов при Госкомспорте СССР
  состоялась в Таллине в июне 1988 г. Председателем Федерации был избран В. И.
  Дикуль. Уже в следующем году начинают повсеместно создаваться спортивные
  клубы инвалидов.
  С распадом СССР резко сократилось финансирование инвалидного спорта со
  стороны как государственных, так и профсоюзных организаций. Однако трудности
  эти не помешали Российской Федерации укомплектовать в 1992 г. команду СНГ
  инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата для выступления в
  Барселоне в IX Летних Паралимпийских играх. Были показаны неплохие результаты
  в плавании, лёгкой атлетике и стрельбе из лука. В 1994 г. сборная Российской
  федерации впервые выступила самостоятельной командой в VI Зимних
  Паралимпийских играх в Лиллехаммере (Норвегия).
  Результаты выступления российских спортсменов-инвалидов в значительной
  степени активизировали внимание общественности к проблемам спорта. В регионах
  страны были созданы комитеты, комиссии, ассоциации спортсменов-инвалидов.
  Разработаны первые учебные программы подготовки педагогов соответствующего
  профиля. Постепенно была налажена подготовка кадров по адаптивной физической
  культуре.
  В последние годы в стране удалось создать для инвалидов специализированные
  юношеские школы, где культивируются отдельные виды спорта: в Москве – лёгкая
  атлетика и плавание, в Санкт-Петербурге – настольный теннис, в Саратове –
  плавание. По этим и другим видам спорта проводятся чемпионаты страны.
  Значительную поддержку инвалидному спорту оказывает Олимпийский комитет
  России, Международная и Российская конфедерации спортивных организаций
  «Профспорт». В 1998 г. Совет по делам инвалидного спорта при Президенте РФ
  рассмотрел вопрос «О состоянии физкультурно-оздоровительной и спортивной
  работы среди инвалидов в Российской Федерации». Совет отметил некоторые
  достижения и значительные трудности в развитии сорта среди инвалидов.
    
  Профессионализация спорта
  
 
  Одной из насущных проблем современного российского спорта, которая требовала
  своего решения, стала проблема его профессионализации. Эта тенденция
  закономерна, она связана с рядом объективных условий развития современного
  спорта.
  Профессионализация спорта, прежде всего результат его многозатратности,
  которая диктуется длительным учебно-тренировочным процессом во многих видах
  спорта, активно продолжающимся 10-15 лет. Для большого спорта становится всё
  более характерной ранняя спортивная специализации. Во многих видах занятия
  начинаются в возрасте 4-6 лет. Они активно протекают многие годы с двух- и
  трёхразовыми тренировками в день, сопровождаются высочайшими психологическими
  и физическими нагрузками.
  Подготовка спортсменов высокого класса требует дорогостоящего материально-
  технического обеспечения. Активно выступающий спортсмен требует и
  соответствующего материального стимулирования, так как иного источника дохода
  в силу огромной занятости спортом он иметь не может.
  Профессионализацию спорта в России значительно осложняют трудности, возникшие
  в процессе строительства рыночной экономики. Слабая материальная база
  отечественного спорта, недостаточное финансовое обеспечение спортсменов
  высокого класса и тренеров привели к весьма широко распространившейся
  практике заключения ими контрактов с зарубежными клубами, ассоциациями и
  другими организациями и отъезд для выступления за рубежом. Уже в 1989-1990
  гг. группа ведущих хоккеистов СССР дебютировала в Национальной Хоккейной Лиги
  США. Их было всего 10 человек. К 2001 в зарубежных спортивных организациях
  задействованы тысячи наших спортсменов.
  Крупнейшие промышленные зарубежные фирмы широко спонсируют учебно-
  тренировочные сборы россиян, обеспечивают их инвентарём и оборудованием,
  финансируют участие в крупнейших международных соревнованиях за рекламу своей
  продукции нашими спортсменами.
  Таким образом, профессиональный спорт в Российской Федерации получил
  официальное законное признание. Для спортсмена-профессионала занятия спортом
  признаются теперь основным видом деятельности, за которую он в соответствии с
  контрактом получает заработную плату и/или иное денежное вознаграждение, а
  также обеспечивается различными формами социального и медицинского
  страхования. Для защиты своих прав спортсмены профессионалы по желанию могут
  объединяться в профессиональные союзы.
    
  Заключение
  
 
  История учит, что развитие физической культуры и спорта представляет собой
  объективный, закономерный процесс в жизни человеческого общества. Этот
  процесс происходит не по произволу людей, а в силу действия объективных
  законов, вытекающих из материальных и духовных условий существования того или
  иного общественного строя. История физической культуры и спорта показывает,
  как на различных ступенях развития человечества изменения, происходящие в
  области физической культуры и спорта, обусловливаются определённым образом
  производства, политикой, культурой, идеологией, наукой, военным делом. В
  духовном творчестве народа ведущие общественные деятели, педагоги, врачи и
  учёные черпают свои идеи, средства и формы, создавая научные системы и методы
  физической культуры и спорта.
  История физической культуры и спорта показывает, что в силу теоретико-
  педагогических дисциплин, изучаемых в физкультурных учебных заведениях, её
  принадлежит значительное место. Она относится к профилирующим,
  мировоззренческим дисциплинам, позволяющим будущим специалистам лучше познать
  свой предмет.
  Учебная практика убедительно свидетельствует, что улучшение воспитания
  историей требует постоянного совершенствования форм и методов учебной работы,
  программ и учебно-методических пособий, повышение качества учебников и другой
  литературы на исторические темы, широкой пропаганды исторических знаний,
  используя все средства массовой информации.
  Требуется более глубокий подход к всестороннему анализу истории физической
  культуры и спорта в России, всеобщей истории физической культуры и спорта, с
  более глубоких научных позиций предстоит исследовать основные тенденции
  международного спортивного и олимпийского движения на разных этапах его
  развития.
    
  Библиография
    
  · «История физической культуры и спорта». В. В. Столбов, Л. А.
  Финогенова, Н. Ю. Мельникова; 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и
  спорт, 2000 г.
  · «Терминология спорта» Толковый словарь спортивных терминов. М.:
  СпортАкадемПресс, 2001 г.
  · Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. М.:
  Физкультура и спорт, 1963 г.
  · «Российская газета». №87 от 6 мая 1999 г., №97 от 20 мая 2000 г.
  · «Твой олимпийский учебник». 3-е изд., доп. – М.: «Советский спорт»,
  1999 г.
  · «Олимпийские игры – из прошлого в будущее». В. У. Агеевец, Г. М.
  Поликарпова; С.-Петербургская государственная академия физической культуры
  им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,1996.