kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока на тему: Международное гуманитарное право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

  1. Познакомить учащихся с основополагающими принципами и нормами МГП, направленных на ограничение последствий вооруженного конфликта.
  2. Способствовать пониманию школьниками необходимости соблюдения правовых норм, защищающих жертв вооруженных конфликтов и регулирующих поведение участников военных действий.
  3. Содействовать формированию таких качеств личности, как уважение к человеческому достоинству, милосердие, сострадание к беззащитному.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: Международное гуманитарное право»

13



Тема : Международное гуманитарное право.

Цель:

  1. Познакомить учащихся с основополагающими принципами и нормами МГП, направленных на ограничение последствий вооруженного конфликта.

  2. Способствовать пониманию школьниками необходимости соблюдения правовых норм, защищающих жертв вооруженных конфликтов и регулирующих поведение участников военных действий.

  3. Содействовать формированию таких качеств личности , как уважение к человеческому достоинству, милосердие , сострадание к беззащитному.

План:

  1. Введение.

  2. Жестокое лицо войны. (беседа)

  3. Понятие и сущность МГП. ( лекция с использованием сигнальных опознавательных знаков, словаря определений) – 1 час.

- его источники;

- ответственность за нарушение МГП.

  1. Закрепление. Проверочная работа ( тестирование) – 1 час.

Оборудование:

  1. Учебник «Обществознание 8-9» под ред. Боголюбова Л.Н.

  2. Учебник «ОБЖ -8 « под ред. Смирнова.

  3. Текст лекции , составленной учителем на основе дополнительных учебных пособий.

  4. Сигнальные опознавательные знаки:

- международный красный крест ( № 2);

- военная и гражданская медицинская служба (№ 1);

- культурная ценность под общей защитой( № 6);

- культурная ценность под спец. защитой ( №5);

- установки и сооружения , содержащие опасные силы (№ 3 );

- знак гражданской обороны( № 4).

5. Видеофильм «Фонтаны Петербурга» - отрывок о разрушении в годы Великой Отечественной войны.

6. Политическая карта мира.

7. Словарь определений:

Репатриировать - возвратить на родину военнопленных, гражданских пленных, беженцев , переселенцев.

Интернировать – лишить свободы передвижения и выхода из пределов страны кого – либо.

Комбатанты – лица , входящие в состав вооруженных сил одной из сторон , участвующей в вооруженном конфликте.

Жертвы войны – раненые , больные , потерпевшие кораблекрушение , военнопленные , гражданское население - все те , кто пострадал от вооруженного конфликта.

Конвенция –международное соглашение , договор по конкретному вопросу . имеющую обязательную силу для государств , которые присоединились к нему.

Опознавательные знаки МГП.

1.Международный красный крест – красный крест на белом фоне.

2.Военная и гражданская медицинская служба –красный полумесяц на белом фоне.

3.Культурная ценность под общей защитой – бело – синий щит.

4.Культурная ценность под спецзащитой – три бело –синих щита , расположенных

треугольником, один знак внизу.

5.Установки и сооружения , содержащие опасные силы -три круга ярко -оранжевого

цвета.

6.Знак гражданской обороны – равносторонний синий треугольник на оранжевом

фоне.

Время работы: 2 урока по 45 мин.

1.Урок изучения нового материала ( урок – лекция)

2.Закрепление. (Тестирование )


Словарь определений записан на доске, все определения записываются в тетрадь.

Эпиграф к уроку:

«Все на войне противоречит понятию гуманности , и все в ней взывает к сохранению гуманности. Задача и смысл норм права войны заключается в том, чтобы примирить эти две крайности»

О. Рюссбак.

Опережающее задание :

- Ознакомиться с текстом параграфа учебника , стр. 201.

- поразмышлять над понятием «война»


Рефлексия:

Я узнал на уроке………………………………………………….

Меня удивило , что………………………………………………

Мне кажется……………………………………………………..
















Ход урока :

Здравствуйте , ребята. Сегодня мы с вами продолжаем цикл уроков , связанных понятием «право»

Тема урока «Международное гуманитарное право». Запишите тему в тетрадь и по ходу ведения урока в тетради должны быть записаны все определения.На уроке ознакомимся с сущностью этого типа права , выясним , что такое война и какой вред она несет человечеству, постараемся уяснить , как можно помочь людям , пострадавшим от вооруженных конфликтов.

В ходе моей лекции вы ознакомитесь с новыми понятиями, узнаете о том , какие опознавательные знаки применяют в МГП.

Мировое сообщество вступает в третье тысячелетие. К сожалению , оно не избавилось от тяжелого наследия прошлых веков – вооруженных конфликтов. Путь к всеобщему миру долог и труден. И если нельзя добиться мира в одночасье , то необходимо приложить множество усилий, чтобы уменьшить страдания людей , приносимые войной. Одним из главных механизмов ограничения жестокости вооруженных конфликтов является регулирование поведения их участников с помощью норм МГП.

Обратите внимание на эпиграф урока. Основное слово , о котором идет речь – война. Ответьте на вопрос , как вы понимаете :

- что такое война ?

Действительно , война это смерть , слезы , трагедия , горечь потерь.

- когда же начинается война ?

Правильно , война начинается тогда , когда противоборствующие силы не могут или не хотят преодолеть разногласия путем мирных переговоров, они обращаются к оружию. И тогда люди становятся участниками или свидетелями драматических событий. Изо дня в день они сталкиваются со смертью, потерями , ненавистью, лишениями .Война может лишить крова тепла , воды мирных жителей. Они страдают от голода , живут в постоянном страхе за судьбу своих близких , с ужасом смотрят на те разрушения , которые происходят вокруг них.

За 6 лет второй мировой войны по разным данным погибло от 40 до 60 млн. человек. В руины превращены тысячи городов и сел. Разрушены памятники культуры. Количество погибших среди гражданского населения достигло 28 млн. человек.

Давайте посмотрим небольшой видеосюжет , чтобы реально представить себе какие разрушения несет с собой война.

(видеосюжет)

Потрясенное последствиями второй мировой войны международное сообщество прилагает серьезные усилия , чтобы не допустить развязывания новых войн. Однако вооруженные конфликты все еще остаются реальностью нашего времени. За последние 60 лет они разгорелись в Европе , Азии , Африке , Центральной и Южной Америке, ежегодно в мире их происходит более

тридцати. Не обошли вооруженные конфликты стороной и нашу страну.

В ряде случаев воюющие заключали письменные соглашения о соблюдении правил гуманного обращения с противником. Однако , такие соглашения не носили всеобщего характера и действовали во время одного сражения или одной войны. Между странами стали заключаться различные международные соглашения об ограничении военных действий о гуманном отношении к раненым и мирному населению. В настоящее время существует более 80 международных соглашений , которые объединились в нормы МГП.

МГП – совокупность норм , основанных на принципах гуманности и направленных на защиту жертв вооруженных конфликтов, на ограничение средств и методов войны. Это право защищает лиц , прекративших принимать участие в военных действиях в период международного конфликта между двумя или большим числом государств. МГП вступает в действие с момента возникновения вооруженного конфликта и прекращается после его завершения. Участников МГП абсолютно не интересует причина применения силы и количества пленных ,захваченных на оккупированной территории. Основным документом, регулирующим МГП, является Женевская конвенция и дополнительные протоколы к ней.

  1. – защищает права раненых и больных на суше.

  2. – защищает права раненых и больных на море.

  3. - защищает права военнопленных.

  4. - защищает права гражданского населения.

Все эти категории граждан , пострадавших от военного конфликта , можно назвать жертвами войны. Лица , входящие в состав вооруженных сил одной из сторон , участвующей в конфликте (комбатанты) , нарушившие конвенцию, подвергаются уголовной ответственности. В вооруженных конфликтах участвуют не только не только военные , но и медицинский персонал и представители духовенства. Они не имеют права принимать участие в военных действиях ,но при попадании в плен представители и той и другой службы обязаны выполнять свою работу.

МГП запрещает отдавать приказ «никого не оставлять в живых» и как правило защищает объекты не служащие военным целям . Представители МГП не имеют права вмешиваться в немеждународный вооруженный конфликт без приглашения представителя этого государства, они могут быть только наблюдателями.

Для специалистов МГП не имеет значения площадь оккупированной территории или оказывает сопротивление эта страна или нет. На практике прекращение применения МГП означает репатриацию военнопленных , освобождение всех оккупированных территорий , освобождение всех интернированных гражданских лиц. Попробуем уточнить , кого и что защищает МГП в условиях вооруженного конфликта.

1.Защищает лиц , прекративших принимать участие в военных действиях;

2. Предоставляет защиту лицам , не принимавших непосредственного участия в военных действиях;

3.Защищает объекты , которые не служат непосредственно военным целям;

4.Запрещает применять средства и методы ведения военных действий , которые причиняют излишние повреждения или страдания, наносят ущерб природной среде.

(показ опознавательных знаков)

Теперь давайте еще раз обратимся к эпиграфу урока. Соблюдение норм гуманитарного права на войне… Казалось бы о каких нормах идет речь , когда все на войне противоречит понятию «гуманность», когда главное для человека – уцелеть и уничтожить противника. И все же понятия «право» и «война» являются совместимыми. МГП призвано сделать войну более человечной , оградить людей от бессмысленной жестокости и чрезмерных страданий.

Я немного рассказала вам о нормах МГП , надеюсь что этот урок помог вам разобраться в незнакомых для вас понятиях , заново осмыслить слово « война»

Для того , чтобы узнать , что время не потрачено впустую ,займемся рефлексией.

В тетради ответьте на вопросы , записанные для этого вида деятельности.


Дом. задание. Подготовиться по материалам лекции к тестированию , составить синквейн с ключевым словом «война»


















Вопросы к тестированию:

Вариант 1

Вариант 2.

вопрос

ответ

вопрос

ответ

вопрос

ответ

вопрос

ответ

1

Б

9

Б

1

А

9

В

2

В

10

В

2

В

10

В

3

Б

11

А

3

В

11

А

4

А

12

В

4

Б

12

А

5

В

13

В

5

А

13

В

6

А

14

А

6

А

14

А

7

В

15

А

7

Б

15

Б

8

В



8

В

























Вариант 1.

1. МГП – это :

А. Совокупность норм, направленных на защиту человека в мирное время.

Б. Совокупность норм ,основанных на принципах гуманности и направленных на защиту жертв вооруженных конфликтов, на ограничение средств и методов ведения войны.

В. Совокупность норм , направленных на защиту жертв стихийных бедствий.

2. Основные документы МГП – это :

А. Декларация прав человека.

Б. Устав ООН.

В. Четыре Женевские конвенции 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним 1977 г.

3. МГП применяется только :

А. Перед началом вооруженного конфликта.

Б. В период вооруженного конфликта.

В. После окончания вооруженного конфликта.

4. Всеобщая декларация прав человека применяется :

А. В любое время,

Б. В мирное время.

В. В период вооруженного конфликта.

5. С какого момента МГП вступает в действие.

А. С момента объявления состояния войны одной из сторон .

Б. С момента признания состояния войны стороной , подвергшейся нападению.

В. С момента возникновения вооруженного конфликта между двумя или несколькими государствами.

6. Имеет ли значение для МГП , оказывает сопротивление или нет сторона , подвергшаяся нападению.

А. Не имеет значения.

Б. Имеет значение.

В. Имеет значение в специально оговоренных случаях.

7. Когда прекращается применение МГП.

А. После победы одной из конфликтующих сторон.

Б. После признания поражения одной из конфликтующих сторон.

В. После завершения конфликта.




8. Имеет ли значение для МГП площадь оккупированной территории.

А. Имеет значение.

Б. Имеет значение , когда оккупировано более 50 % территории.

В. Не имеет значения.

9. Какой категории лиц предоставляется защита 2 Женевской конвенции

А. Раненым и больным из состава сухопутных войск.

Б. Раненым , потерпевшим кораблекрушение , из состава вооруженных сил на море.

В. Военнопленным.

10. Немеждународный вооруженный конфликт – это.

А. Вооруженный конфликт между двумя государствами.

Б. Вооруженный конфликт между тремя или большим числом государств.

В. Вооруженное столкновение в пределах территории одного государства.

11. Какой категории лиц предоставляется защита 4 Женевской конвенции

А. Гражданскому населению.

Б. Военнопленным

В. Раненым и больным из состава сухопутных войск

12.В каких случаях разрешается отдавать приказ «никого не оставлять в живых»

А. Отдавать приказ разрешается только в исключительных случаях.

Б. Отдавать приказ разрешается в любых случаях.

В. отдавать приказ запрещается в любых случаях.

13. Имеет ли право выполнять свои обязанности духовный персонал вооруженных сил в случае взятия в плен.

А. Такого права он не имеет.

Б. Такое право он имеет в специально оговоренных случаях.

В. Такое право он имеет в любых случаях

14. Должны ли привлекаться к уголовной ответственности лица , совершившие или приказавшие совершить серьезные нарушения конвенции и получившие ранение в бою.

А. Должны.

Б. Не должны.

В. Все зависит от тяжести полученного ранения.

15. В каких случаях мед. персонал вооруженных сил может принимать участие в военных действиях.

А. Он не может принимать участие в военных действиях в любых случаях.

Б. Он может принимать участие в военных действиях в любых случаях.

В. Он может принимать участие в военных действиях в специально оговоренных случаях

Вариант 2.

1. МГП защищает :

А. Лиц , прекративших принимать участие в военных действиях.

Б. Лиц , осужденных за попытку свержения правительства.

В. Лиц , осужденных за террористические акты.

2. МГП защищает объекты.

А. Производящие вооружение.

Б. Производящие боеприпасы.

В. Не служащие непосредственно военным целям.

3. Международный военный конфликт – это :

А. Вооруженное столкновение в пределах территории одного государства.

Б. Вооруженный конфликт в пределах территории двух государств.

В. Вооруженный конфликт между двумя или большим числом государств.

4. Интересует ли МГП причина применения силы .

А. Интересует.

Б. Не интересует.

В. Интересует в тех случаях когда ведется освободительная борьба.

5 . Имеет ли значение для МГП количество пленных .

А. Не имеет значения.

Б. Имеет значение.

В. Имеет значение в тех случаях , когда число пленных достигает 1000 и более человек.

6. Какой категории лиц предоставляется защита 1 Женевской конвенции.

А. Раненым и больным из состава сухопутных войск.

Б. Военнопленным.

В. Гражданскому населению.

7. Какой категории лиц предоставляется защита 3 Женевской конвенции.

А. Раненым , потерпевшим кораблекрушение , из состава вооруженных сил на море.

Б. Военнопленным.

А. Раненым и больным из состава сухопутных войск.

8. Для вступления в действие МГП необходимо.

А. Объявление состояния войны одной из конфликтующих сторон.

Б. Признание состояния войны другой конфликтующей стороной.

В. Наличие вооруженного конфликта.



9. В каких случаях разрешается угроза «никому не давать пощады»

А. Угроза разрешается в любых случаях.

Б. Угроза разрешается в исключительных случаях.

В. Угроза запрещается в любых случаях.

10. Имеет ли право выполнять свои обязанности мед. персонал вооруженных сил в случае взятия в плен.

А. Такого права он не имеет.

Б. Такое право он имеет в специально оговоренных случаях.

В. Такое право он имеет в любых случаях.

11. В каких случаях духовный персонал вооруженных сил может принимать участие в военных действиях.

А. Он не может принимать участие в военных действиях в любых случаях.

Б. Он может принимать участие в военных действиях в любых случаях.

В. Он может принимать участие в военных действиях в специально оговоренных случаях.

12. Что означает на практике прекращение применения МГП.

А. Репатриацию военнопленных, освобождение всех оккупированных территорий, освобождение всех интернированных гражданских лиц.

Б. Репатриацию всех военнопленных.

В. Освобождение всех оккупированных территорий.

13. К какой ответственности должны привлекаться лица , совершившие или приказавшие совершить серьезные нарушения конвенции.

А. Дисциплинарной.

Б. Административной.

В. Уголовной.

14. Флаг парламентера , используемый для переговоров . должен иметь цвет :

А. Белый.

Б. Зеленый .

В. Красный.

15. МГП – это :

А. Совокупность норм, направленных на защиту человека в мирное время.

Б. Совокупность норм ,основанных на принципах гуманности и направленных на защиту жертв вооруженных конфликтов, на ограничение средств и методов ведения войны.

В. Совокупность норм , направленных на защиту жертв стихийных бедствий.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Разработка урока на тему: Международное гуманитарное право

Автор: Семёнова Наталья Викторовна

Дата: 14.11.2016

Номер свидетельства: 358662

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Гуманитарное право "
    ["seo_title"] => string(19) "gumanitarnoie-pravo"
    ["file_id"] => string(6) "134800"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416814030"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Теоретический урок "Физическая культура и олимпийское движение в России""
    ["seo_title"] => string(72) "tieorietichieskiiurokfizichieskaiakulturaiolimpiiskoiedvizhieniievrossii"
    ["file_id"] => string(6) "265584"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449996755"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Теоретический урок "Физическая культура и олимпийское движение в России""
    ["seo_title"] => string(73) "tieorietichieskiiurokfizichieskaiakulturaiolimpiiskoiedvizhieniievrossii1"
    ["file_id"] => string(6) "265585"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449996762"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Теоретический урок "Физическая культура и олимпийское движение в Российской Федерации""
    ["seo_title"] => string(88) "tieorietichieskiiurokfizichieskaiakulturaiolimpiiskoiedvizhieniievrossiiskoifiedieratsii"
    ["file_id"] => string(6) "265586"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449996808"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Конспект урока "Единая система РСЧС""
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekturokaiedinaiasistiemarschs"
    ["file_id"] => string(6) "290418"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454949901"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства