Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "Что такое закон".»
Тема урока : « Что такое закон ?»
Класс: 6 класс
Тип урока: проблемный урок
Цель урока: создать условия для самостоятельного усвоения учащимися такого общественного института как «закон» (создать условия для освоения различных способов работы с текстом);
Обучающий аспект: изучение понятия «закон»
Развивающий аспект: создать условия для формирования навыков работы в группе; формировать навыки работы с большим объёмом информации; развивать умения выделять главное, преобразовывать текст в схемы, таблицы, логические цепочки, активизировать словарный запас;
Воспитательный аспект: воспитывать уважительного отношения к законам, формирование правовой культуры.
Планируемые результаты:
Личностные:
Становление гуманистических и демократических ценностей;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и куль туре других народов;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.
Метапредметные:
Овладение навыками смыслового чтения тестов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять текст в устной и письменной форме.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные:
Овладение базовыми обществоведческими знаниями.
Оборудование:
-мультимедийная установка;
-презентация;
-тексты с заданиями;
-иллюстрации.
Основные понятия урока: обычаи, закон
Формы и методы изложения нового учебного материала:
Подводящий диалог.
Решение проблемного вопроса.
Работа в группах по изучению текста:
работа с текстовым материалом.
Выполнение заданий: создание кластера, таблицы, логической цепочки;
оформление заданий на листе.
Метод рефлексии.
Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся: работа с текстом и создание конструкций: схема, таблица, логическая цепочка через групповую работу.
Критерии определения уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому педагогом учебному материалу: качественное выполнение заданий, вопросы по излагаемому материала, желание использовать дополнительную литературу.
Методы мотивирования учебной активности обучающихся в ходе освоения нового учебного материала: слово учителя, использование притчи, иллюстративный материал, проблемная ситуация, исследование, создание ситуации успеха.
Организационный этап ( 1-2 мин.) Слайд 1.
Добрый день, ребята!
Я очень рада встрече с вами.
Давайте улыбнемся друг другу,
улыбки подарим гостям.
К уроку готовы ?
Тогда за работу!
Желаю всем нам плодотворного и интересного урока.
- Ребята, обратите внимание, на столе у каждого из вас есть оценочные листы, там указаны имена ваших одноклассников, а также виды работ. По ходу урока вам нужно оценить себя и членов вашей группы по каждому виду работы, которые вы будете выполнять по пятибалльной шкале.
Актуализация знаний (7 мин)
Слайд 2-Ребята, давайте вспомним, какую тему вы изучили на прошлом уроке? («Мораль и право).
- Кто нам напомнит, что такое мораль? (Мораль- это представление о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом).
-Кто скажет, что мы называем моральными нормами? (Моральные нормы- общепринятые нормы и принципы поведения, сложившиеся в обществе в результате утверждения и развития моральных взглядов и идеалов).
- Что такое право? (Право-это система общеобязательных правил поведения, которые формально определены и закреплены в законах, а также поддерживаются силой государственного принуждения).
- Что такое правовые нормы? (Правовые нормы -это правила поведения, установленные государством для регулирования общественных отношений.)
-Ребята, а есть ли отличия между моралью и правом? (Да есть) Слайд 3
Определите отличия морали от права? Заполните таблицу. Вопросы для сравнения подберите сами. Слайд 4.+ еще щелчок. Время на выполнение данной работы (4 мин.).
-У кого есть такие же вопросы? А у кого есть другие вопросы? Кто желает дополнить?
- Слайд 5 Посмотрите на слайд. У вас есть такие вопросы. Что можно добавить.
- Ребята, а какие моральные номы, вам известны. (Не лги, не завидуй, не обижай слабых, уважай старших, не жадничай, помогай нуждающимся, не предавай)
-А какие «Высокоморальные качества человека» вы знаете?
- Аморальные качества человека.
- Итак, мы вспомнили с вами, что такое мораль, право. Ребята, обществу нужны моральные и правовые нормы? Почему? (Чтобы в обществе был порядок, чтобы регулировать поведение людей)
Подвожу к теме урока.
-А сейчас я бы хотела прочитать вам одну старую китайскую сказку «Совесть».Слайд6 В ней рассказывается о том, как, едва родившись, совесть пошла по земле. Если она заходила к человеку ночью, он терял сон, переживая свои неблаговидные поступки. Некоторые люди под влиянием Совести раскаивались в зломыслии и бездушии. Но не всем нравилось, что совесть мешает им спокойно спать. И тогда люди обратились за помощью к самому мудрому в стране человеку. Тот сказал: им «Есть выход. Можно сделать так, чтобы Совесть не имела права приходить к вам». Все насторожились, а мудрец посоветовал: «Давайте сочиним законы. Напишем, что человек должен делать, а что - нет. Законы будут знать чиновники, простые же люди будут приходить к ним и спрашивать: можно это сделать или нельзя? И тогда все освободятся от Совести, потому что на ее упреки станут отвечать: «Мы поступили так потому, что так в законах написано». И все будут спать спокойно».
Так и сделали. А специально для Совести включили в закон правило: «кто явится ночью тайком в чужой дом, того считать вором и сажать в тюрьму». И в первую же ночь, когда Совесть пришла к высокому сановнику с упреками в злоупотреблениях, тот вызвал стражу и заточил ее в тюрьму. С тех пор Совесть ни к кому не является и никого не беспокоит …
- Ребята, в чем смысл этой древней китайской сказки. (Люди с давнего времени понимали, что совесть есть, но не хотели, чтобы она приходила к ним, так как они понимали что совершили плохой поступок…
-Ребята, кому особенно мешает совесть?( Тем, кто совершает нехорошие поступки)
Ребята, а как вы думаете какими должны быть законы? Что значит справедливый закон? А должны ли быть законы справедливые? Почему?
Ребята, о чем на уроке мы будем сегодня говорить? Какова тема нашего урока?
Тема урока: Что такое закон? Слайд 7
Целепологание (4 мин)
Какую цель урока мы поставим перед собой? Слайд 8
Запись цели урока на доске и в тетради. ( Понять что такое закон, узнать как и когда появились первые законы, научиться находить отличия между обычаям и законам)
-Азачем вам изучать тему «Закон»? (вам школьникам, ведь чаще всего, законы касаются взрослых).
Изучать новую тему мы будем, работая в группах. Правила работы группы вам известы.
С чего нам необходимо начать изучение новой темы? (С понятия).
Каждая группа пообщавшись, используя свои знания, составьте кластер на тему «Закон». Слайд 9 На столах ватманы, маркеры. Для организации работы группы не забудьте выбрать капитана, хранителя времени, художника, оратора. (2-3 минуты на работу).
Затем каждая группа представляет свой результат, выступая.
Представляло ли для вас сложность заполнение кластера. Почему? В чем сложность? Нехватка информации. Необходимо дополнительная информация! Где мы можем ее взять?
Сейчас каждая группа будет работать с текстом. 10 минут. Слайд 10
1 группа.
Прочитайте ниже приведенный текст и узнайте как можно больше информации о том, что такое закон. Представьте информацию в виде тезисов. На основе тезисов расскажите всему классу, что такое закон.
Ответы учащихся:
Закон:
Общеобязательное правило поведения, принятое государством
Действуют независимо от того знаем мы их или нет
Существует только в письменном виде
За нарушение следует наказание
Законы публикуются, то есть доводятся до сведения населения
Регулируют наиболее важные отношения в обществе.
2 группа.
Прочитайте ниже приведенный текст и узнайте, как и когда появились первые законы. Представьте информацию в виде логической схемы. На основе логической схемы расскажите всему классу, когда и как появились первые законы.
Ответы учащихся:
Обычаи, простейшие нравственные правила
Усложнение жизни
Появление людей, которые занимались только управлением
Письменность, государство
Законы.
3 группа.
Прочитайте ниже приведенный текст и сравните обычаи и законы. Представьте информацию в виде таблицы. На основе таблицы расскажите всему классу, чем законы отличаются от обычаев и в чем их сходство.
Ответы учащихся:
Сходство
Отличие
Это правила поведения людей
Законы общеобязательные правила поведения, а обычаи нет
Законы приняты государством, а обычаи только сами людьми
Законы существуют только в письменной форме, а обычаи могут быть в устной форме
За нарушение обычаев следовало
только моральное наказание окружающих, за неисполнение законов наказывали правители и их вооруженные слуги
С обычаями соглашались, их ценили, уважали, законы не требовали обязательного уважения или изучения, они действовали независимо от того, знали их люди или нет
Защита группами своих заданий:
1группа (после ответов детей) Слайд 11
2 группа(после ответов детей) Слайд 12
3 группа (после ответов детей) Слайд 13-14
Вернемся к цели нашего урока. Какова она?
А сейчас давайте подведем итог и систематизируем кратко, что мы узнали о законе. Для этого откройте кластеры, которые вы написали в начале урока и добавьте в него информацию которой вы узнали на уроке. Каждая группа отвечает что добавила.
Рефлексия.
На доске – 3 картинки: чемодан, мусорная корзина, мясорубка.
Чемодан – информация, которую я узнал на уроке является для меня ценной и важной и она дополнит багаж моих знаний. Я беру ее в свой чемодан знаний.
Мусорная корзина – сведения, которые я узнала на уроке не вызвали у меня интереса и не могут впоследствии быть практически использованы. Я выброшу их в мусорную корзину.
Мясорубка – информация на уроке оказалась важной для меня, но она требует переработки, осмысления, дополнения.
Ученики с помощью смайликов оценивают материал урока, приклеивая смайлик к соответствующему предмету.
- Запишем домашнее задание и перейдем к оцениванию.
Задание в чем отличия морали от права? Вопросы для сравнения составляете сами. Время на работу 4 мин.
Вопросы для сравнения
Право
Мораль
Учитель истории и обществознания – Митюкова Ирина Владимировна
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Тема урока «Что такое Закон».
1.Характеристика класса. На уроке присутствовало 12 учеников. Возраст учащихся 11-12 лет, т. е. переходный возраст от детства к юности. Восприятие целенаправленно, планомерно и организовано. Мышление – систематизированное, последовательное, зрелое. Ученик стремиться иметь свое собственное мнение. Возраст наиболее благоприятен для развития творческого мышления. Важнейшим для ребенка в этом возрасте является результат. Поэтому уровень подготовки учащихся и подготовленности их к восприятию предлагаемого материала был достаточно высоким.
2.Тема урока Данная тема относится к разделу «Политическая сфера общества» курса обществознание 6 класс. Содержание урока тесно связано с пройденной ранее темой «Мораль и право», так как рассматриваемый материал опирается на понятия «проаво» «нормы». Вопросы, изучаемые в рамках данного занятия, работают на последующие уроки обществознания, частично истории, входят в задания ГИА.
3.Обосновать формулировку темы урока, триединой цели и задач урока, способа доведения их до учащихся. Исходя из темы урока и опираясь на характеристику класса, ставилась цель урока -рассмотреть что такое закон, развивать учебно-исследовательские умения учащихся.
Из цели вытекают задачи:
Обучающая. Ознакомить с понятиями: обычай и закон.
Развивающая. Развивать политическое мышление, способность четко мыслить, кратко и ясно выражать свою мысль. Развивать коммуникативные способности, умение работать в группах.
Воспитывающая. Воспитывать политически грамотного и активного современного человека.
4.Охарактеризовать замысел урока (план). Содержание учебного материала представляет собой усвоение новых знаний и закрепление изученного через практическую деятельность учащихся. Роль учителя на уроке – демонстрация практической деятельности, оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения при выполнении работы.
5.Тип урока – проблемный урок,
цель – ознакомление учащихся с новым материалом и формирование новых знаний, умений и навыков).
План урока
1.Оганизационный момент;
2.Актуализация знаний;
3.Изучение нового материала;
4.Работа с понятиями;
5.Практическое выполнение задания;
6.Рефлексия;
7. Итог урока.
5. Выделить наиболее успешный этап (или фрагмент урока). Практическое выполнение задания - наиболее успешный этап урока, так как он позволяет реализовать творческую и познавательную активность учащихся.
7. Дать оценку успешности достижения цели урока. Поставленная цель урока была достигнута. Успешность занятия определили следующие условия: подготовленность учащихся к выполнению практической работы, сотрудничество учителя и учащихся, увлеченность содержанием учебного материала, поисковый характер деятельности и оптимальная форма урока.
8. Проанализировать результат урока. Анализ детских работ показал, что с заданием справились все ученики, присутствовавшие на уроке. Работы получились интересными, нет одинаковых работ.
9.Оценить атмосферу урока. Обстановка на уроке была творческая, дети работали с увлечением. Было сотрудничество учителя с учеником, учитель контролировал работу учащихся, подбадривая их, вселяя уверенность в каждого ребенка.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(197) "Методическая разработка урока по истории Отечества по теме «Правление Ярослава Мудрого» в 7 классе VIII вида "
["seo_title"] => string(120) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-istorii-otiechiestva-po-tiemie-pravlieniie-iaroslava-mudrogho-v-7-klassie-viii-vida"
["file_id"] => string(6) "120134"
["category_seo"] => string(8) "istoriya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1413625168"
}
}