Тема: Семья
Тип занятия: урок новых знаний
Оборудование: компьютер, колонки, фломастеры, ромашки
Ход занятия
1. Оргмомент
Сегодняшний наш урок я бы хотела начать словами знаменитого французского писателя Анатоля Франса, который однажды заметил: «Учиться можно только весело... Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».(слайд1) Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, будем получать знания с большим желанием. Для того чтобы определить сколько знаний вы поглотили у вас на столах лежат листы контроля с тестовыми заданиями, которые вы можете выполнять по ходу нашего занятия. А за устные ответы вы внизу ставите себе по 1 баллу, а в конце занятия мы посчитаем, сколько, кто набрал баллов.
2. Объяснение нового материала.
Ребята, я предлагаю вам посмотреть несколько изображений, а затем ответить на вопрос кто на них изображен. Ответы учащихся. (слайд 2)
Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? Ответы учащихся (слайд3)
А как вы понимаете слово семья? Ответы учащихся
Давайте вместе с вами попробуем составить определение семьи, для этого обратите внимание на свои рабочие листы, там указаны некоторые слова, и словосочетания которые вам помогут. Ответы учащихся
Допишите недостающие слова, сверяясь со слайдом (слайд 4)
Ребята, как вы считаете, семья важна для человека? Ответы учащихся
Да, ребята. Семья, как мы видим, – один из фундаментальных институтов общества, придающих ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении всей жизни человек входит в состав множества самых разных групп (группу сверстников, школьный класс, трудовую бригаду, клуб по интересам, спортивную команду), но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Семья, дом и дети являются одной из составляющих развития человеческой личности.
А для чего нужна человеку семья? Ответы учащихся
Правильно. Семья выполняет определенные функции, которые облегчают жизнь человеку.
Для того, чтобы выяснить какие же функции выполняет семья, я предлагаю прослушать несколько отрывков из произведений. ( слайд 5)
Давайте впишем эти функции в ваши рабочие листы.
Когда вы просматривали изображения в начале урока, наверное, заметили, что все они отличались друг от друга и количеством детей и количеством родителей, значит, мы можем сделать вывод, о том, что существуют еще и разные виды семей. В старших классах вы более подробно познакомитесь с типами семей, а сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми из них.
Давайте представим современную семью, из кого она состоит? Ответы учащихся
Это нуклеарная семья (ядро) – семья состоящая из родителей и детей (слайд6)
А если к ним переехали бабушки и дедушки мы можем назвать ее нуклеарной? Ответы учащихся
Нет, не можем. Количество членов семьи увеличилось, она расширилась за счет дедушек и бабушек. Такая семья называется расширенной или многопоколенной. (слайд7) По какому признаку мы поделили эти семьи? Ответы учащихся Заполним схему в рабочих листах.
Но это не единственный способ классификации семей. Существуют и другие. По распределению функций. Скажите, как распределяются обязанности в ваши семьях между родителями? Ответы учащихся
В современном мире мы привыкли, что чаще всего мужчина и женщина поровну распределяют свои обязанности, они являются партнерами, поэтому такая семья называется партнерской (слайд8)
Те семьи, где идет четкое распределение мужских и женских обязанностей и во главе стоит мужчина называются патриархальные. (слайд9)
Заполним схему в рабочих листах.
Я вам даю 2 минутки, для того чтобы просмотреть свои тесты, а затем мы их проверим.
Если у вас 7-8 правильных ответов – 10 баллов
5-6 – 8 баллов
4-3 – 6 баллов
А теперь я предлагаю отложить ваши ручки и листы и немного помечтать.
Вы, наверное, уже задумывались о своей будущей семье, какой она будет дружной, крепкой. Сейчас я предлагаю вам составить макет идеальной семьи. Как вы думаете, в виде чего мы будем изображать семью? Ответы учащихся
Вы знаете, что с 2008 года у нас в стране появился новый праздник, который мы отмечаем 8 июля. Покровителями этого праздника являются святые Петр и Февронья Муромские, которые олицетворяют собой идеал супружеской жизни. (слайд10) А символом этого праздника стала ромашка, простой, нежный полевой цветок. И мы сегодня изобразим нашу семью в виде ромашки. У вас на столах лежат конверты, в которых заготовлены качества, которыми должна обладать идеальная семья. Вы должны будете выбрать одно и прикрепить к нашей ромашке, но при этом вам нужно будет объяснить, почему именно это качество должно быть у идеальной семьи. Вы можете воспользоваться готовыми заготовками, а можете предложить, что-то свое. Для этого у вас есть чистый лепесток. Для того, чтобы вам было понятно я начну первая. «На мой взгляд, счастливая семья – это…» Я выбираю любовь, потому что настоящая семья должна создаваться только по любви.
Ответы учащихся. Учащиеся собирают ромашку
Хорошая у нас получилась семья? А много ли таких семей вы встречали?
Мы должны понимать, что ничего идеального нет. И у каждой семьи есть свои проблемы и сложности, а для того чтобы их было, как можно меньше необходимо уметь слушать, слышать и прощать тех, кого вы любите.
В конце нашего урока я хотела бы подарить вам по чистой ромашке, на которой вы напишите, чего не хватает вашей семье, для того чтобы она стала самой счастливой. А для того, чтобы выяснить чего же не хватает, придите сегодня домой, обнимите своих родителей, скажите, как сильно вы их любите и вместе решите, что вам нужно сделать, для этого. А во время споров и недоразумений посмотрите на свою ромашку, вспомните наше занятие и подумайте о том, что все проблемы маленькие и ничтожные и только семья является самым значимым и главным в жизни каждого человека.
А сейчас я предлагаю вам подсчитать свои баллы, полученные на нашем занятии.
18-22 балла – 5
14-17 баллов- 4
10 – 13 баллов - 3
Я надеюсь, что сегодня вы получили массу положительных эмоций и необходимой информации, которая поможет вам в будущем. А для определения этого у вас на ваших листах контроля с обратной стороны нарисована гора, отметьте себя, пожалуйста, там где вы считаете нужным. Если информация была вам необходима, и вы узнали много нового, нарисуйте на вершине горы, если вы уже раньше знали, и данная тема мало чем вам помогла на склоне горы, а если эта тема вам показалась неактуальной, то внизу горы.
Тема: ________________________________
Семья – это основанная ___ ____________ ___ _______________ _________________ малая группа, ____________ _____________ _______________ общностью быта, ____________ помощью, __________ __ ________________ ответственностью.
Функции семьи
Виды семей
1. По родственной структуре
А.__________________
Б.__________________
2. По характеру распределения домашних обязанностей
А._________________
Б._________________
Составляющие идеальной семьи:
- любовь;
- взаимопонимание;
- поддержка;
- лень;
- доверие;
- уважение;
- эгоизм;
- трудолюбие;
- взаимовыручка;
- доброта;
- умение прощать;
- преданность.