Данный урок проводился с учащимися 11 класса в форме диспута. На первом этапе учащимися были зачитаны сообщения на тему "Средний класс в Казахстане". После этого сучащимися проведена беседа о становлении среднего класса у нас в селе. При объяснении новой темы применялась презентация, стихи, притчи а также поучительные истоии из жизни. На уроке мы выяснили, что самоутверждаясь, человек постепенно осваивает различные роли в жизни. Сначала в кругу семьи, затем в школе, вузе и трудовом коллективе. С этой точки зрения в обществе человек выполняет различные социальные роли.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
ИНДИВИД– единичный представитель человеческого рода (человек, как отдельная особь среди людей)
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность (человек, как один из многих, но с учетом его личных особенностей: манера поведения, характер)
ЛИЧНОСТЬ - человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств человека (человек с социально значимыми качествами)
Работа с терминами по презентации
Какое значение вы вкладываете в понятия Индивид – Индивидуальность - Личность -----Социализация
Социализация и её виды
СОЦИАЛИЗАЦИЯ - Процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе
ВИДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ:
1.Дотрудовая – охватывает периоды детства, отрочества и юности . Институты социализации здесь: семья,дошкола, школа, высшая школа.
2.Трудовая – охватывает весь период трудовой деятельности взрослого человека. Осн. институт социализации – трудовой коллектив.
3.Посттрудовая – охватывает период деятельности людей пожилого, пенсионного возраста. Институты социализации здесь коллективы пожилых, общю орг. и др.
Структура личности: социальный статус и социальная роль
Виды социальных ролей
Я В РАЗЛИЧНЫХ ЖИЗНЕННЫХ РОЛЯХ
В.Берестов
Лет в десять, дома, со своими,
Ты носишь собственное имя.
Но чуть на улицу попал,
Ты это имя потерял.
Здесь нет имен, здесь носят клички.
А в школе? Тут свои привычки,
Большим тебя считают тут
И по фамилии зовут.
Итак, три звания, три роли:
В семье, на улице, и в школе.
Охарактеризовать себя с точки зрения выполнения различных социальных ролей, которые человек играет в обществе, помогает выполнение следующего задания, которое вы найдете в учебнике и рабочей тетради. Учащиеся представят себя конкретным «Я» в роли... Я - гражданин, друг, ученик, сын (дочь), брат (сестра), одноклассник, партнер. Учебная информация поможет учащимся увидеть, из каких личностных качеств складывается представление о личности человека. Основу этих личностных качеств в образе «Я» составляют: — знания, умения, навыки; - умственные способности; - трудолюбие, прилежание; - предприимчивость, активность; - доброта, доброжелательность; - честность, правдивость; - ответственность, обязательность; - самостоятельность, целеустремленность; - общительность, коллективизм; - творческие способности; - оптимизм, жизнерадостность.
Самоутверждение
Самоутверждаясь, человек постепенно осваивает различные роли в жизни. Сначала он отстаивает свое «Я» в кругу семьи, потом он утверждается как одноклассник, он выступает как ученик, собеседник, друг. Любая роль, которую «исполняет» человек в своей жизни, удается ему лишь с помощью самоутверждения. (Катя М.).
Самоутверждение далеко не всегда осуществляется положительными качествами человека. Иногда люди проявляют грубость, жестокость и даже насилие, чтобы показать свое преимущество над другими. К счастью, хороших людей гораздо больше, чем плохих! (Айнагуль И.).
УСПЕХ
Успех - понятие социума. Достигая успеха, мы оказываемся на более высокой социальной ступени, являясь владельцами денег, власти, славы, признания, почёта, уважения и тому подобного. Успех немедленно поднимает другого человека в наших глазах, гиперболизируя все его достоинства, словно увеличительное стекло. Поэтому тот, кто стоит ниже на социальную ступень, всегда травмирован психологически тем, что у другого человека есть то, чего нет у него. Он всегда уколот этим, что служит ему стимулом для развития честолюбия и амбиций, направленных на расширение своих возможностей в социуме, и позволяющих подниматься и подниматься вверх. Чтение притчи и ответы на вопросы дадут возможность учащимся проследить роль трудолюбия в достижении успеха.
E-MAIL Притча
Под лежачий камень вода не течет. (Народная мудрость) Один мужчина потерял работу. Через несколько месяцев упорных поисков он узнал, что в местном отделении Microsoft требуются уборщики, и предложил свою кандидатуру. Директор по персоналу провел с ним собеседование и поздравил, сказав: «Место за вами! Оставьте мне, пожалуйста, свой e-mail для того, чтобы я мог сообщить вам день и время, когда вы должны будете приступить к работе». Мужчина, смутившись, ответил, что у него нет e-mail'a; на что директор расстроенно произнес: — Если у вас нет e-mail'a, виртуально вы не существуете, и мы не можем дать вам работу. Мужчина ушел расстроенный, в кармане у него оставалась только мелочь. Он немного подумал и пошел на оптовый овощной рынок и купил там 10 килограммов помидоров. И пошел он от дома к дому, предлагая свой товар. Меньше чем за два часа он удвоил свои деньги. Он трижды повторил эту операцию, поужинал в маленьком ресторанчике и вернулся домой с теми же деньгами, с которыми начал свой торговый день. Он понял, что так сможет выжить, и каждый день вставал все раньше, а возвращался все позднее. Так с помощью настойчивости и удачи он сумел купить маленький грузо¬вичок, который со временем поменял на большой грузовик. Через три года у него был уже свой небольшой транспортный парк. Через пять лет он стал хозяином одной из главных дистрибьютерских фирм по продовольственным товарам. Один раз он принимал у себя страхового агента и тот, по завершению беседы, попросил у предпринимателя его электронный адрес, чтобы переслать страховой договор. Хозяин ответил, что e-mail'a нет, и агент сказал: — Если вы смогли возвести такую империю без своего представительства в интернете, то я даже не могу себе представить, что бы было, если бы оно у вас было! Бизнесмен ответил: — Я был бы уборщиком в Microsoft. Человек, работающий на себя, выигрывает всегда, нужно лишь немного удачи и море терпения и трудолюбия, чтобы достичь успеха.
Что помогло мужчине найти путь к своему успеху?
Как развивалась его карьера?
Какой вывод сделали вы, прочитав эту притчу?
Обобщение
Пожелания учащимся
УСПЕХ Ирина Павлидис
Успех едва придет к лентяю. К успеху путь тернист и крут. А годы, быстро пролетая, Трудяг к успеху приведут. И если ты не прочь поспать - Успеха точно не видать. А что же нас ведет к успеху? Терпенье в жизни и в делах Напор не будет нам помехой В поступках наших и мечтах. И если цель тебе видна - Иди, не бойся оступиться На то и жизнь тебе дана, Чтоб где-то чем-то поступиться. А если где-то ты упал, вставай И, дальше продолжая, Будь крепок, мудр, силен и крут, Свой путь к успеху пролагая. И он придет, ты только верь, Придет и в двери постучится, А ты спросонья: «Кто таков?» — Успех! — Ого, вот это «птица»! Я знал, я верил, я терпел Все трудности мои в дороге. Когда - не спал, когда - не ел Но шел вперед, стирая ноги. Я верил, что придет успех Не может быть никак иначе! Я в жизни сделал много дел Весьма хороших и удачных. Я добрым был, я помогал, Когда другие разбегались, Я плакал, ждал, терпел, стонал, Когда друзья мне вслед смеялись. Ура! Пришел ко мне успех, А с ним богатство, мир утех, Любовь, мечты, карьерный рост, Публичность, лад, высокий пост... А вам, друзья хочу сказать: «Себе ведь надо доверять, И сильно верить в свой успех, И добрым другом быть для всех. Идите, думайте, дерзайте И о мечте не забывайте. Мечта, как птица, сквозь года К успеху путь найдет всегда!».