Учитель информатики Назарова Елена Владимировна
МБОУ «СОШ № 20» имени И.И. Наймушина г. Братска
электронный адрес: lenaprokopenko@yandex.ru
Класс: 3 класс
Раздел программы: «Действие с информацией»;
Тема: «Кодирование информации»;
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Обучение способам кодирования информации;
Формирование информационной компетенции через работу с различными образовательными ресурсами: учебник, рабочая тетрадь, электронный ресурс;
Совершенствование навыка взаимодействия.
Ожидаемы результаты:
Способность решать задачи на кодирование информации с использованием различных образовательных ресурсов самостоятельно и в группах.
Оборудование, демонстрационный материал:
мультимедийный проектор, компьютер, экран;
компьютерная презентация;
схема системы оценки деятельности обучающихся на уроке Семицветик;
Список литературы и Интернет-ресурсов:
Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса , Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Информатика. Рабочая тетрадь для третьего класса. Ч. 1. Н. Матвеева, Е. Челак, Н. Конопатова, Л. Панкратова
Электронная рабочая тетрадь для третьего класса. Н. Матвеева, Е. Челак, Н. Конопатова, Л. Панкратова.
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ — адрес авторской мастерской Матвеевой Н. В. На сайте Издательства БИНОМ.
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Формирование новых знаний и способов действий.
Формирование учебных действий.
Домашнее задание.
Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА
Организационный этап.
Приветствие, знакомство с системой оценки деятельности обучающихся на уроке.
Учитель: Хочу предложить вам особую систему оценки вашей работы на уроке. На доске и на экране вы видите цветик-семицветик.
Каждый оцениваемый параметр обозначен определенным цветом, их всего семь,
- желтый - упражнение-диктант,
- синий – работа в тетради на печатной основе, и т. д.
Каждый «семицветик» соответствует определенной оценке, которую вы сможете заработать сегодня на уроке (см. слайд 1).
Актуализация знаний.
Разминка.
На экране ребусы, в которых зашифрованы компьютерные термины. Учащиеся отгадывают слово и записывают его в тетради, устно объясняют значение этих слов (см. слайды 2, 3, 4). За правильный ответ — лепесток.
Учитель: Что мы сейчас с вами делали?
Ответы учеников: расшифровывали спрятанную информацию.
На доске учитель:
- записывает предложение:
«Светит солнце».
- рисует солнышко.
- задает вопрос:
Какую информацию несут эти две формы представления?
Правильно, и текст и рисунок несут одну и ту же информацию, а именно: «Светит солнце». Значит, мы с вами зашифровали одинаковую информацию разными способами. И эти способы представления информации мы используем с вами в нашей повседневной жизни. Мы можем ее проговорить, можем, написать или нарисовать.
Ребята, попробуем сформулировать тему нашего урока.
Убедимся в правильности наших размышлений, расшифровав ребус (см. слайд 5).
Учитель: Вы увидели образец закодированной информации.
Тема урока: «Кодирование информации».
Мы представим себя разведчиками: будем зашифровывать сообщения, чтобы их не могли прочитать наши противники (см. слайд 6).
Фронтальный опрос:
Для чего люди осуществляют такое действие с информацией, как кодирование? (Это делается для того, чтобы сообщение, которое несет информацию, можно было сохранить или передать на носителе. Для этого часто бывает необходимо изменить (преобразовать) форму представления информации).
Какие формы представления информации мы знаем? (см. слайд 7);
Можем ли мы представлять одну и ту же информацию разными формами? (Да, можем).
Для чего человек в своей жизни использует разные формы представления информации? (Для ее кодирования, то есть зашифровки).
Как формы представления информации могут быть связаны с темой нашего урока «Кодирование информации»? (Когда мы представляем информацию в разных формах, мы ее кодируем).
За правильный ответ — лепесток.
На данном этапе учитель показывает детям, как одна форма представления информации может быть закодирована другой формой при выполнении упражнения-диктанта: представление звуковой информации в графическом виде.
Поставьте точку в тетради (пример на экране, см. слайд 8). Выполните следующие действия (учитель произносит вслух действия, которые учащиеся выполняют по следующему алгоритмы):
1 шаг вверх;
1 шаг влево;
1 шаг вниз;
1 шаг влево;
1 шаг вниз;
1 шаг вправо;
1 шаг вниз;
1 шаг вправо;
1 шаг вверх;
1 шаг вправо;
1 шаг вниз;
1 шаг вправо;
1 шаг вверх;
1 шаг вправо;
1 шаг вверх;
1 шаг влево;
1 шаг вверх;
1 шаг влево;
1 шаг вниз;
1 шаг влево.
После выполнения задания учащиеся обмениваются тетрадями с соседом по парте и сравнивают полученный результат его работы с эталоном, представленный на слайде 8.
У кого получился другой рисунок? Как вы думаете, почему? (Кто то мог перепутать право и лево.
В результате передачи информации могло произойти ее искажение, поэтому результат оказался другой).
За правильный ответ — лепесток.
Формирование новых знаний и способов действия [1]
Учитель: Кодирование — это одно из действий с информацией. Например, нельзя передать устное сообщение человеку, который находится далеко, без специальных устройств. Для этого можно воспользоваться телефоном. Телефон сначала преобразует устную речь в электрические сигналы, а затем – обратно в звук. При этом смысл сообщения не изменяется.
Кодирование – это преобразование одной формы представления информации в другую с сохранением прежнего смысла.
Закодированная информация – это данные. Например, текст – это текстовые данные, рисунок – это графические данные, число – это числовые данные.
Рассмотрим таблицу, в которой показано, как можно разными способами закодировать одну и ту же информацию о трех машинах (см. слайд 9).
Графические данные о машинах | Текстовые данные о машинах | Числовые данные о машинах |
| Три машины | 3 |
Упражнение (письменно). Заполнить таблицу (задание на слайде 10).
За правильный ответ — лепесток.
С кодированием информации мы часто встречаемся в нашей жизни. Например, на улице поперек дороги можно увидеть широкие белые полосы – «зебру». «Зебра» является закодированной для водителей и пешеходов информацией: здесь можно переходить через дорогу! Есть ещё цветовой способ кодирования информации для пешеходов и водителей (рассмотреть команды светофора на слайде 11).
Кодирование информации производится по определенному правилу, чтобы можно было декодировать и прочитать закодированное сообщение.
Рассмотрим несколько таких правил кодирования (рассматриваются различные алфавиты кодирования):
Код Цезаря (выполнить упражнение на слайде 12). За выполненное задание — лепесток.
Индейская азбука (слайд 13).
Семафорная азбука (слайд 14).
Азбука Морзе (слайд 15).
Пляшущие человечки (слайд 16).
Кодировочная таблица (слайд 17).
Физминутка (слайд 18)
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Учитель: Как физическая разминка связана с темой нашего урока? (Мы зашифровывали информацию с помощью жестов, мимики и движений).
Формирование учебных действий
Решение задач № 2, № 3 в рабочей тетради [2]. За правильно решенные задачи – получают лепесток «семицветика».
Работа в электронной рабочей тетради Матвеевой [3] на компьютерах. За верно выполненное задание учащиеся получают лепесток «семицветика».
Домашнее задание.
Придумать свой алфавит и закодировать пословицу «Одна голова хорошо, а две лучше». При кодировании можно использовать любые формы представления информации. Используя средства Internet найти еще способы кодирования информации, с которыми мы не познакомились на нашем уроке.
Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы хорошо поработали. Давайте подведем итоги.
Учитель:
Что нового вы узнали на уроке?
Чему вы сегодня научились?
Какие сложности в работе возникали?
Что вам было интересно?
Что получалось легко?
Что я еще хочу узнать по данной теме?
Каждый подсчитывает количество лепестков своего цветка.
- У кого в руках Семицветик? Молодцы, вы получили оценку 5.
- Сколько лепестков не хватает, чтобы ваш цветок стал Семицветиком?
Корректируем результаты, отмечаю ошибки и неточности.
Спасибо за урок.