Тема урока: Действие магнитного поля на проводник с током.
Цели урока:
Обучающие: продолжить формирование понятия магнитного поля, обеспечить усвоение учащимися зависимости силы, действующей на проводник с током от силы тока в проводнике, длины проводника, от угла, образованного вектором магнитной индукции с проводником. Получить закон Ампера. Уметь определять направление силы, действующей на проводник, находить модуль вектора магнитной индукции, определить единицы измерения магнитной индукции. В целях формирования научного мировоззрения показать роль физического эксперимента и наблюдений в раскрытии причинно-следственных связей между понятиями: силы Ампера, силы тока, магнитной индукции.
Развивающие: развивать умение наблюдать, сравнивать и сопоставлять изучаемые явления, определять зависимость физических величин. Развивать коммуникативные качества личности, умение работать с информацией.
Воспитательные: подготовить личности информационного общества, воспитывать у учащегося интерес к научным знаниям и развитие способности к исследовательскому труду. Продолжить формирование навыков работы в группе, вырабатывать бережное отношение к оборудованию.
Оборудование: штатив, проводник, источник тока, ключ, амперметр, подковообразный магнит, интерактивные модели ПК.
План урока
Содержание | Методы и приемы |
Контроль знаний по теме: “Магнитное поле” | Тест. Проверка теста по слайду |
Актуализация опорных знаний. | Фронтальный опрос. Беседа. Использование слайда 2 |
Изучение нового материала | Демонстрация опыта. Выдвижение гипотезы и ее экспериментальная проверка c использованием реальных и виртуальных лабораторий. Анализ исследуемых зависимостей. Работа с учебником. Запись в тетрадях |
Закрепление темы | Беседа. Работа по слайдам. Решение задачи. |
Итог урока | Объявление полученных оценок. Самоанализ. |
Задание на дом | Запись на доске и в дневниках |
Ход урока:
Организационный момент.
Контроль знаний. Проверочный тест
Тест по теме: « Магнитное поле»
Движущиеся заряды создают вокруг себя…
А) электрическое поле;
Б) магнитное поле;
В) электрическое и магнитное поля.
2. Магнитная стрелка представляет собой…
А) продолговатый магнит с одним южным полюсом;
Б) продолговатый магнит с одним северным полюсом;
В) продолговатый магнит с двумя полюсами на концах-южным S и северным N.
3. За направление вектора магнитной индукции принимают направление…
А) от северного N полюса к южному S полюсу;
Б) от южного S полюса к северному N полюсу;
В) от южного N полюса к северному S полюсу.
4. Характеристику магнитного поля называют…
А) напряженностью;
Б) вектором магнитной индукции;
В) напряжением.
5. Линии магнитной индукции …
А) не имеют начала;
Б) не имеют конца;
В) не имеют ни начала ни конца.
6. Магнитное поле…
А) имеет источник N полюс;
Б) имеет источник S полюс;
В) не имеет источников.
7. Магнитное поле действует только…
А) на покоящиеся электрические заряды;
Б) на движущиеся электрические заряды;
В) на любые электрические заряды.
8. Для усиления магнитного поля используют…
А) один виток;
Б) несколько витков, соединенных последовательно и расположенных параллельно друг другу;
В) несколько витков, соединенных параллельно и расположенных перпендикулярно друг другу.
9. Магнитная индукция поля системы токов равна…
А) нулю;
Б) векторной разности магнитных индукций полей каждого из токов в отдельности;
В) векторной сумме магнитных индукций полей каждого из токов в отдельности.
10. Северным магнитным полюсом называется полюс…
А) из которого выходят линии магнитной индукции;
Б) в который входят линии магнитной индукции;
В) полюс S.
Проверка работы по слайду 1.
Критерии набранных баллов см. в листе учета знаний.
Актуализация опорных знаний. Фронтальный опрос.
(Линии, образуемые магнитными стрелками или железными опилками в магнитном поле)
(Вектор магнитной индукции)
(Если ввинчивать буравчик по направлению тока в проводнике, то направление скорости движения конца его рукоятки в данной точке совпадает с направлением вектора магнитной индукции в этой точке. Если ввинчивать буравчик по направлению тока в проводнике, то направление скорости движения конца его рукоятки в данной точке совпадает с направлением вектора магнитной индукции в этой точке)
(Если вращать рукоятку буравчика по направлению тока в витке, то поступательное движение буравчика совпадает с направлением вектора магнитной индукции, созданной током в витке на своей оси)
(Результирующий вектор магнитной индукции в данной точке складывается из векторов магнитной индукции, созданной различными токами в этой точке )
(По правилу буравчика. Если вращать рукоятку буравчика по направлению тока в витке, то поступательное движение буравчика совпадает с направлением вектора магнитной индукции, созданной током в витке на своей оси )
(Вектор магнитной индукции снаружи от кольцевого тока направлен противоположно вектору магнитной индукции внутри кольцевого тока)
(Линии магнитной индукции-линии, касательные к которым в каждой точке совпадают с направлением вектора магнитной индукции в этой точке)
(Северный полюс магнита-полюс, из которого выходят линии магнитной индукции)
(Токами, обтекающими Землю с запада на восток)
Слайд 2, 3 ПК
Изучение новой темы:
Учитель: Пока мы умеем находить только направление вектора магнитной индукции. Надо научиться определять модуль В. Это необходимо для решения главной задачи: сформулировать закон, определяющий силу. Которая действует на проводник с током со стороны магнитного поля. Выясним экспериментально, отчего зависит сила, действующая на проводник с током в магнитном поле. Это позволит нам дать определение модуля вектора магнитной индукции, а затем найти силу Ампера. Действия магнитного поля на проводник с током будем изучать на интерактивных моделях ПК.
Демонстрация опыта по действию силы на проводник с током в магнитном поле.
Вопрос учащимся: Определите от каких величин зависит сила отклоняющая проводник?
Работа в группах по дидактическим карточкам.
Установление зависимостей:
силы Ампера от силы тока,
силы Ампера от длины проводника,
силы Ампера от угла, образованного вектором магнитной индукции с проводником.
Использование слайда 4
Слайд 4
Дидактическая карточка № 1
Задание: установить зависимость силы, действующей на проводник с током от угла, образованного между вектором магнитной индукции с проводником.
Рекомендации по выполнению работы
Сформулируйте гипотезу по данной проблеме.
Продумайте ход эксперимента.
Заполните таблицу:
Угол ά | 0° | 45° | 90° | 135° | 180° | 225° | 270° | 360° |
FА | | | | | | | | |
Установите зависимость между силой, действующей на проводник с током от угла, образованного между вектором магнитной индукции с проводником.
Сделайте вывод. Подтвердил ли опыт вашу гипотезу?
Определите, при каком угле сила, действующая на проводник максимальная.
Использовать программу БНП 1С образование.
Раздел «Электродинамика» модели - модель 7
Дидактическая карточка № 2
Задание: установить зависимость силы, действующей на проводник с током от силы тока, протекающего по проводнику.
Рекомендации по выполнению работы
Сформулируйте гипотезу по данной проблеме.
Продумайте ход эксперимента.
Заполните таблицу:
Сила тока I | 0 | 0,5 | 1 | 1,5 | 2 |
Сила Ампера F | | | | | |
Магнитная индукция В | | | | | |
4.Определите зависимость силы, действующей на проводник от силы тока, протекающей по проводнику.
5.Сделайте вывод. Подтвердил ли опыт вашу гипотезу?
6. Запишите полученную зависимость при перпендикулярном направлении силы тока и вектора магнитной индукции и неизменной длине проводника.
7. Рассчитайте модуль вектора магнитной индукции для каждого значения силы тока и запишите результат в таблицу.
8. Сделайте вывод.
Использовать программу «Физикон». Лаборатории. Взаимодействие параллельных токов ( 39).
Дидактическая карточка № 3
Задание: установить зависимость силы взаимодействия двух проводников с током от силы тока, протекающего по проводникам.
Рекомендации по выполнению работы
Сформулируйте гипотезу по данной проблеме.
Продумайте ход эксперимента.
Заполните таблицу:
I1 | 0 | 0,2 | 0,6 | -0,2 | 1,6 |
I2 | 0 | 0,2 | 0,6 | -0,4 | -1,8 |
B12 | | | | | |
B21 | | | | | |
F12 | | | | | |
F21 | | | | | |
Сделайте вывод. Подтвердил ли опыт вашу гипотезу?
Определите зависимость силы взаимодействия двух проводников с токами I1 и I2 от расстояния r между проводниками.
Запишите формулу для вычисления силы, действующей на проводники. Решите задачу.
Использовать программу «Открытая физика». Раздел «Электродинамика»
Дидактическая карточка № 4
Задание: Дайте подробное объяснение взаимодействия токов.
Используйте программу «Физикон». Видеофильм «Взаимодействие токов».
Для этого изучите:
«Взаимодействие параллельных токов»,
«Магнитное поле».
Дидактическая карточка № 5
Задание: установить зависимость силы взаимодействия двух проводников с током от силы тока, протекающего по проводникам. Установить зависимость силы, действующей на проводник с током от угла, образованного между вектором магнитной индукции с проводником. Установить зависимость силы, действующей на проводник с током от длины проводника.
Рекомендации по выполнению работы
1. Соберите установку по рисунку
2.Увеличьте значение силы тока, протекающего по проводнику в два раза. Пронаблюдайте за движением проводника в магнитном поле.
Измените длину проводника, пронаблюдайте за отклонением проводника
Измените угол наклона подставки, на которой находятся магниты, так, чтобы изменился угол между проводником и линиями магнитной индукции. Пронаблюдайте за движением проводника в магнитном поле.
Сделайте вывод.
Составление отчета.
Определение модуля вектора магнитной индукции. Слайд 5
Слайд 5
Определение единицы измерения магнитной индукции.
Таблица значений магнитной индукции (учебник).
Вывод закона Ампера.
Формулировка на слайде 6
Слайд 6
Направление силы Ампера. Правило левой руки. Слайд 7
Слайд 7
Группа, работающая по карточке № 4 объясняет видеофильм.
Видеофильм «Взаимодействие токов».
«Взаимодействие параллельных токов»,
«Магнитное поле».
Закрепление темы
Слайд 8
Итог урока. Объявление оценок. Самоанализ работы на уроке.
Задание на дом: §20, задача №3, 5
Дидактическая карточка № 1
Задание: установить зависимость силы, действующей на проводник с током от угла, образованного между вектором магнитной индукции с проводником.
Рекомендации по выполнению работы
Сформулируйте гипотезу по данной проблеме.
Продумайте ход эксперимента.
Заполните таблицу:
Угол ά | 0° | 45° | 90° | 135° | 180° | 225° | 270° | 360° |
FА | | | | | | | | |
Установите зависимость между силой, действующей на проводник с током от угла, образованного между вектором магнитной индукции с проводником.
Сделайте вывод. Подтвердил ли опыт вашу гипотезу?
Определите, при каком угле сила, действующая на проводник максимальная.
Использовать программу БНП 1С образование.
Раздел «Электродинамика» модели - модель 7
Дидактическая карточка № 2
Задание: установить зависимость силы, действующей на проводник с током от силы тока, протекающего по проводнику.
Рекомендации по выполнению работы
Сформулируйте гипотезу по данной проблеме.
Продумайте ход эксперимента.
Заполните таблицу:
Сила тока I | 0 | 0,5 | 1 | 1,5 | 2 |
Сила Ампера F | | | | | |
Магнитная индукция В | | | | | |
4.Определите зависимость силы, действующей на проводник от силы тока, протекающей по проводнику.
5.Сделайте вывод. Подтвердил ли опыт вашу гипотезу?
6. Запишите полученную зависимость при перпендикулярном направлении силы тока и вектора магнитной индукции и неизменной длине проводника.
7. Рассчитайте модуль вектора магнитной индукции для каждого значения силы тока и запишите результат в таблицу.
8. Сделайте вывод.
Использовать программу «Физикон». Лаборатории. Взаимодействие параллельных токов ( 39).
Дидактическая карточка № 3
Задание: установить зависимость силы взаимодействия двух проводников с током от силы тока, протекающего по проводникам.
Рекомендации по выполнению работы
Сформулируйте гипотезу по данной проблеме.
Продумайте ход эксперимента.
Заполните таблицу:
I1 | 0 | 0,2 | 0,6 | -0,2 | 1,6 |
I2 | 0 | 0,2 | 0,6 | -0,4 | -1,8 |
B12 | | | | | |
B21 | | | | | |
F12 | | | | | |
F21 | | | | | |
Сделайте вывод. Подтвердил ли опыт вашу гипотезу?
Определите зависимость силы взаимодействия двух проводников с токами I1 и I2 от расстояния r между проводниками.
Запишите формулу для вычисления силы, действующей на проводники. Решите задачу.
Использовать программу «Открытая физика». Раздел «Электродинамика»
Дидактическая карточка № 4
Задание: Дайте подробное объяснение взаимодействия токов.
Используйте программу «Физикон». Видеофильм «Взаимодействие токов».
Для этого изучите:
«Взаимодействие параллельных токов»,
«Магнитное поле».
Дидактическая карточка № 5
Задание: установить зависимость силы взаимодействия двух проводников с током от силы тока, протекающего по проводникам. Установить зависимость силы, действующей на проводник с током от угла, образованного между вектором магнитной индукции с проводником. Установить зависимость силы, действующей на проводник с током от длины проводника.
Рекомендации по выполнению работы
1. Соберите установку по рисунку
2.Увеличьте значение силы тока, протекающего по проводнику в два раза. Пронаблюдайте за движением проводника в магнитном поле.
Измените длину проводника, пронаблюдайте за отклонением проводника
Измените угол наклона подставки, на которой находятся магниты, так, чтобы изменился угол между проводником и линиями магнитной индукции. Пронаблюдайте за движением проводника в магнитном поле.
Сделайте вывод.
Лист учета знаний
Вид работы | Количество баллов | Количество выполненных заданий |
Проверочный тест | 5 4 3 | 10-11 8-9 5 - 7 |
Фронтальный опрос | 5 4 3 | Активное участие Допущены негрубые ошибки Допущены ошибки |
Актуализация опорных знаний. Изучение нового материала, выполнение эксперимента. Закрепление темы. | 5 4 3 | Активное участие, эксперимент выполнен верно Участие в обсуждении, но допущены неверные ответы Неактивное участие в обсуждении темы, допущены ошибки в проведении эксперимента |
Критерии оценки работы на уроке
Количество баллов | Оценка |
14 -15 | 5 |
11 - 13 | 4 |
8 - 10 | 3 |
Фронтальный опрос
(Линии, образуемые магнитными стрелками или железными опилками в магнитном поле)
(Вектор магнитной индукции)
(Если ввинчивать буравчик по направлению тока в проводнике, то направление скорости движения конца его рукоятки в данной точке совпадает с направлением вектора магнитной индукции в этой точке. Если ввинчивать буравчик по направлению тока в проводнике, то направление скорости движения конца его рукоятки в данной точке совпадает с направлением вектора магнитной индукции в этой точке)
(Если вращать рукоятку буравчика по направлению тока в витке, то поступательное движение буравчика совпадает с направлением вектора магнитной индукции, созданной током в витке на своей оси)
(Результирующий вектор магнитной индукции в данной точке складывается из векторов магнитной индукции, созданной различными токами в этой точке )
(По правилу буравчика. Если вращать рукоятку буравчика по направлению тока в витке, то поступательное движение буравчика совпадает с направлением вектора магнитной индукции, созданной током в витке на своей оси )
(Вектор магнитной индукции снаружи от кольцевого тока направлен противоположно вектору магнитной индукции внутри кольцевого тока)
(Линии магнитной индукции-линии, касательные к которым в каждой точке совпадают с направлением вектора магнитной индукции в этой точке)
(Северный полюс магнита-полюс, из которого выходят линии магнитной индукции)
(Токами, обтекающими Землю с запада на восток)