kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока в 11 классе по теме: "Действие магнитного поля на проводник с током"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока в 11 классе по теме: “Действие магнитного поля на 
проводник с током”. Учитель Овсянникова Надежда Викторовна. 

Цели урока:

 

  • Обучающие: продолжить формирование понятия магнитного поля, обеспечить усвоение учащимися зависимости силы, действующей на проводник с током от силы тока в проводнике, длины проводника, от угла, образованного вектором магнитной индукции с проводником. Получить закон Ампера. Уметь определять направление силы, действующей на проводник, находить модуль вектора магнитной индукции, определить единицы измерения магнитной индукции. В целях формирования научного мировоззрения показать роль физического эксперимента и наблюдений в раскрытии причинно-следственных связей между понятиями: силы Ампера, силы тока, магнитной индукции.
  • Развивающие: развивать умение наблюдать, сравнивать и сопоставлять изучаемые явления, определять зависимость физических величин. Развивать коммуникативные качества личности, умение работать с информацией.
  • Воспитательные: подготовить личности информационного общества, воспитывать у учащегося интерес к научным знаниям и развитие способности к исследовательскому труду. Продолжить формирование навыков работы в группе, вырабатывать бережное отношение к оборудованию.
     
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Действие магнитного поля»

Тема урока: Действие магнитного поля на проводник с током.

Цели урока:

Обучающие: продолжить формирование понятия магнитного поля, обеспечить усвоение учащимися зависимости силы, действующей на проводник с током от силы тока в проводнике, длины проводника, от угла, образованного вектором магнитной индукции с проводником. Получить закон Ампера. Уметь определять направление силы, действующей на проводник, находить модуль вектора магнитной индукции, определить единицы измерения магнитной индукции. В целях формирования научного мировоззрения показать роль физического эксперимента и наблюдений в раскрытии причинно-следственных связей между понятиями: силы Ампера, силы тока, магнитной индукции.

Развивающие: развивать умение наблюдать, сравнивать и сопоставлять изучаемые явления, определять зависимость физических величин. Развивать коммуникативные качества личности, умение работать с информацией.

Воспитательные: подготовить личности информационного общества, воспитывать у учащегося интерес к научным знаниям и развитие способности к исследовательскому труду. Продолжить формирование навыков работы в группе, вырабатывать бережное отношение к оборудованию.

Оборудование: штатив, проводник, источник тока, ключ, амперметр, подковообразный магнит, интерактивные модели ПК.

План урока


Содержание

Методы и приемы

Контроль знаний по теме: “Магнитное поле”

Тест. Проверка теста по слайду

Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос. Беседа. Использование слайда 2

Изучение нового материала

Демонстрация опыта. Выдвижение гипотезы и ее экспериментальная проверка c использованием реальных и виртуальных лабораторий. Анализ исследуемых зависимостей. Работа с учебником. Запись в тетрадях

Закрепление темы

Беседа. Работа по слайдам. Решение задачи.

Итог урока

Объявление полученных оценок. Самоанализ.

Задание на дом

Запись на доске и в дневниках












Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Контроль знаний. Проверочный тест

Тест по теме: « Магнитное поле»


  1. Движущиеся заряды создают вокруг себя…

А) электрическое поле;

Б) магнитное поле;

В) электрическое и магнитное поля.


2. Магнитная стрелка представляет собой…

А) продолговатый магнит с одним южным полюсом;

Б) продолговатый магнит с одним северным полюсом;

В) продолговатый магнит с двумя полюсами на концах-южным S и северным N.


3. За направление вектора магнитной индукции принимают направление…

А) от северного N полюса к южному S полюсу;

Б) от южного S полюса к северному N полюсу;

В) от южного N полюса к северному S полюсу.


4. Характеристику магнитного поля называют…

А) напряженностью;

Б) вектором магнитной индукции;

В) напряжением.


5. Линии магнитной индукции …

А) не имеют начала;

Б) не имеют конца;

В) не имеют ни начала ни конца.


6. Магнитное поле…

А) имеет источник N полюс;

Б) имеет источник S полюс;

В) не имеет источников.


7. Магнитное поле действует только…

А) на покоящиеся электрические заряды;

Б) на движущиеся электрические заряды;

В) на любые электрические заряды.


8. Для усиления магнитного поля используют…

А) один виток;

Б) несколько витков, соединенных последовательно и расположенных параллельно друг другу;

В) несколько витков, соединенных параллельно и расположенных перпендикулярно друг другу.


9. Магнитная индукция поля системы токов равна…

А) нулю;

Б) векторной разности магнитных индукций полей каждого из токов в отдельности;

В) векторной сумме магнитных индукций полей каждого из токов в отдельности.


10. Северным магнитным полюсом называется полюс…

А) из которого выходят линии магнитной индукции;

Б) в который входят линии магнитной индукции;

В) полюс S.


Проверка работы по слайду 1.

Критерии набранных баллов см. в листе учета знаний.

Актуализация опорных знаний. Фронтальный опрос.

  • 1.Какие линии называются силовыми линиями магнитного поля?

(Линии, образуемые магнитными стрелками или железными опилками в магнитном поле)

  • 2.Какая векторная физическая величина характеризует магнитное поле?

(Вектор магнитной индукции)

  • 3.Сформулируйте правило буравчика и правило правой руки, определяющей направление вектора магнитной индукции, созданной прямым током?

(Если ввинчивать буравчик по направлению тока в проводнике, то направление скорости движения конца его рукоятки в данной точке совпадает с направлением вектора магнитной индукции в этой точке. Если ввинчивать буравчик по направлению тока в проводнике, то направление скорости движения конца его рукоятки в данной точке совпадает с направлением вектора магнитной индукции в этой точке)

  • 4. Сформулируйте правило буравчика для витка с током.

(Если вращать рукоятку буравчика по направлению тока в витке, то поступательное движение буравчика совпадает с направлением вектора магнитной индукции, созданной током в витке на своей оси)

  • 5.Сформулируйте принцип суперпозиции для магнитного поля.

(Результирующий вектор магнитной индукции в данной точке складывается из векторов магнитной индукции, созданной различными токами в этой точке )

  • 6.Как определить направление вектор магнитной индукции на оси вектора с током?

(По правилу буравчика. Если вращать рукоятку буравчика по направлению тока в витке, то поступательное движение буравчика совпадает с направлением вектора магнитной индукции, созданной током в витке на своей оси )

  • 7.Как направлен вектор магнитной индукции снаружи от кольцевого тока?

(Вектор магнитной индукции снаружи от кольцевого тока направлен противоположно вектору магнитной индукции внутри кольцевого тока)

  • 8.Дайте определение понятия линий магнитной индукции.

(Линии магнитной индукции-линии, касательные к которым в каждой точке совпадают с направлением вектора магнитной индукции в этой точке)

  • 9.Какой полюс магнита называется северным?

(Северный полюс магнита-полюс, из которого выходят линии магнитной индукции)

  • 10.Чем вызван земной магнетизм?

(Токами, обтекающими Землю с запада на восток)


Слайд 2, 3 ПК


Изучение новой темы:

Учитель: Пока мы умеем находить только направление вектора магнитной индукции. Надо научиться определять модуль В. Это необходимо для решения главной задачи: сформулировать закон, определяющий силу. Которая действует на проводник с током со стороны магнитного поля. Выясним экспериментально, отчего зависит сила, действующая на проводник с током в магнитном поле. Это позволит нам дать определение модуля вектора магнитной индукции, а затем найти силу Ампера. Действия магнитного поля на проводник с током будем изучать на интерактивных моделях ПК.

Демонстрация опыта по действию силы на проводник с током в магнитном поле.

Вопрос учащимся: Определите от каких величин зависит сила отклоняющая проводник?

Работа в группах по дидактическим карточкам.

Установление зависимостей:

силы Ампера от силы тока,

силы Ампера от длины проводника,

силы Ампера от угла, образованного вектором магнитной индукции с проводником.

Использование слайда 4


Слайд 4







Дидактическая карточка № 1


Задание: установить зависимость силы, действующей на проводник с током от угла, образованного между вектором магнитной индукции с проводником.

Рекомендации по выполнению работы

  1. Сформулируйте гипотезу по данной проблеме.

  2. Продумайте ход эксперимента.

  3. Заполните таблицу:

Угол ά



45°


90°


135°


180°


225°


270°


360°

FА











  1. Установите зависимость между силой, действующей на проводник с током от угла, образованного между вектором магнитной индукции с проводником.

  2. Сделайте вывод. Подтвердил ли опыт вашу гипотезу?

  3. Определите, при каком угле сила, действующая на проводник максимальная.





Использовать программу БНП 1С образование.

Раздел «Электродинамика» модели - модель 7




Дидактическая карточка № 2

Задание: установить зависимость силы, действующей на проводник с током от силы тока, протекающего по проводнику.

Рекомендации по выполнению работы

  1. Сформулируйте гипотезу по данной проблеме.

  2. Продумайте ход эксперимента.

  3. Заполните таблицу:


Сила тока I


0


0,5


1


1,5


2

Сила Ампера F






Магнитная индукция В







4.Определите зависимость силы, действующей на проводник от силы тока, протекающей по проводнику.

5.Сделайте вывод. Подтвердил ли опыт вашу гипотезу?

6. Запишите полученную зависимость при перпендикулярном направлении силы тока и вектора магнитной индукции и неизменной длине проводника.

7. Рассчитайте модуль вектора магнитной индукции для каждого значения силы тока и запишите результат в таблицу.

8. Сделайте вывод.



Использовать программу «Физикон». Лаборатории. Взаимодействие параллельных токов ( 39).




Дидактическая карточка № 3

Задание: установить зависимость силы взаимодействия двух проводников с током от силы тока, протекающего по проводникам.

Рекомендации по выполнению работы

  1. Сформулируйте гипотезу по данной проблеме.

  2. Продумайте ход эксперимента.

  3. Заполните таблицу:

I1

0

0,2

0,6

-0,2

1,6

I2

0

0,2

0,6

-0,4

-1,8

B12






B21






F12






F21







  1. Сделайте вывод. Подтвердил ли опыт вашу гипотезу?

  2. Определите зависимость силы взаимодействия двух проводников с токами I1 и I2 от расстояния r между проводниками.

  3. Запишите формулу для вычисления силы, действующей на проводники. Решите задачу.


Использовать программу «Открытая физика». Раздел «Электродинамика»






Дидактическая карточка № 4

Задание: Дайте подробное объяснение взаимодействия токов.

Используйте программу «Физикон». Видеофильм «Взаимодействие токов».

Для этого изучите:

«Взаимодействие параллельных токов»,

«Магнитное поле».

























Дидактическая карточка № 5

Задание: установить зависимость силы взаимодействия двух проводников с током от силы тока, протекающего по проводникам. Установить зависимость силы, действующей на проводник с током от угла, образованного между вектором магнитной индукции с проводником. Установить зависимость силы, действующей на проводник с током от длины проводника.


Рекомендации по выполнению работы


1. Соберите установку по рисунку










2.Увеличьте значение силы тока, протекающего по проводнику в два раза. Пронаблюдайте за движением проводника в магнитном поле.

  1. Измените длину проводника, пронаблюдайте за отклонением проводника

  2. Измените угол наклона подставки, на которой находятся магниты, так, чтобы изменился угол между проводником и линиями магнитной индукции. Пронаблюдайте за движением проводника в магнитном поле.

  3. Сделайте вывод.




Составление отчета.


Определение модуля вектора магнитной индукции. Слайд 5

Слайд 5

Определение единицы измерения магнитной индукции.

Таблица значений магнитной индукции (учебник).


Вывод закона Ампера.

Формулировка на слайде 6







Слайд 6



Направление силы Ампера. Правило левой руки. Слайд 7

Слайд 7












Группа, работающая по карточке № 4 объясняет видеофильм.


Видеофильм «Взаимодействие токов».











«Взаимодействие параллельных токов»,

«Магнитное поле».

Закрепление темы

Слайд 8





Итог урока. Объявление оценок. Самоанализ работы на уроке.

Задание на дом: §20, задача №3, 5
















Дидактическая карточка № 1


Задание: установить зависимость силы, действующей на проводник с током от угла, образованного между вектором магнитной индукции с проводником.

Рекомендации по выполнению работы

  1. Сформулируйте гипотезу по данной проблеме.

  2. Продумайте ход эксперимента.

  3. Заполните таблицу:

Угол ά



45°


90°


135°


180°


225°


270°


360°

FА











  1. Установите зависимость между силой, действующей на проводник с током от угла, образованного между вектором магнитной индукции с проводником.

  2. Сделайте вывод. Подтвердил ли опыт вашу гипотезу?

  3. Определите, при каком угле сила, действующая на проводник максимальная.





Использовать программу БНП 1С образование.

Раздел «Электродинамика» модели - модель 7




Дидактическая карточка № 2

Задание: установить зависимость силы, действующей на проводник с током от силы тока, протекающего по проводнику.

Рекомендации по выполнению работы

  1. Сформулируйте гипотезу по данной проблеме.

  2. Продумайте ход эксперимента.

  3. Заполните таблицу:


Сила тока I


0


0,5


1


1,5


2

Сила Ампера F






Магнитная индукция В







4.Определите зависимость силы, действующей на проводник от силы тока, протекающей по проводнику.

5.Сделайте вывод. Подтвердил ли опыт вашу гипотезу?

6. Запишите полученную зависимость при перпендикулярном направлении силы тока и вектора магнитной индукции и неизменной длине проводника.

7. Рассчитайте модуль вектора магнитной индукции для каждого значения силы тока и запишите результат в таблицу.

8. Сделайте вывод.



Использовать программу «Физикон». Лаборатории. Взаимодействие параллельных токов ( 39).




Дидактическая карточка № 3

Задание: установить зависимость силы взаимодействия двух проводников с током от силы тока, протекающего по проводникам.

Рекомендации по выполнению работы

  1. Сформулируйте гипотезу по данной проблеме.

  2. Продумайте ход эксперимента.

  3. Заполните таблицу:

I1

0

0,2

0,6

-0,2

1,6

I2

0

0,2

0,6

-0,4

-1,8

B12






B21






F12






F21







  1. Сделайте вывод. Подтвердил ли опыт вашу гипотезу?

  2. Определите зависимость силы взаимодействия двух проводников с токами I1 и I2 от расстояния r между проводниками.

  3. Запишите формулу для вычисления силы, действующей на проводники. Решите задачу.


Использовать программу «Открытая физика». Раздел «Электродинамика»






Дидактическая карточка № 4

Задание: Дайте подробное объяснение взаимодействия токов.

Используйте программу «Физикон». Видеофильм «Взаимодействие токов».

Для этого изучите:

«Взаимодействие параллельных токов»,

«Магнитное поле».

























Дидактическая карточка № 5

Задание: установить зависимость силы взаимодействия двух проводников с током от силы тока, протекающего по проводникам. Установить зависимость силы, действующей на проводник с током от угла, образованного между вектором магнитной индукции с проводником. Установить зависимость силы, действующей на проводник с током от длины проводника.


Рекомендации по выполнению работы


1. Соберите установку по рисунку









2.Увеличьте значение силы тока, протекающего по проводнику в два раза. Пронаблюдайте за движением проводника в магнитном поле.

  1. Измените длину проводника, пронаблюдайте за отклонением проводника

  2. Измените угол наклона подставки, на которой находятся магниты, так, чтобы изменился угол между проводником и линиями магнитной индукции. Пронаблюдайте за движением проводника в магнитном поле.

  3. Сделайте вывод.



Лист учета знаний





Вид работы

Количество баллов

Количество выполненных заданий

Проверочный тест

5

4

3

10-11

8-9

5 - 7

Фронтальный опрос

5

4


3

Активное участие

Допущены негрубые ошибки

Допущены ошибки

Актуализация опорных знаний. Изучение нового материала, выполнение эксперимента. Закрепление темы.

5



4




3

Активное участие, эксперимент выполнен верно

Участие в обсуждении, но допущены неверные ответы

Неактивное участие в обсуждении темы, допущены ошибки в проведении эксперимента




Критерии оценки работы на уроке


Количество баллов

Оценка

14 -15

5

11 - 13

4

8 - 10

3



Фронтальный опрос

  • 1.Какие линии называются силовыми линиями магнитного поля?

(Линии, образуемые магнитными стрелками или железными опилками в магнитном поле)

  • 2.Какая векторная физическая величина характеризует магнитное поле?

(Вектор магнитной индукции)

  • 3.Сформулируйте правило буравчика и правило правой руки, определяющей направление вектора магнитной индукции, созданной прямым током?

(Если ввинчивать буравчик по направлению тока в проводнике, то направление скорости движения конца его рукоятки в данной точке совпадает с направлением вектора магнитной индукции в этой точке. Если ввинчивать буравчик по направлению тока в проводнике, то направление скорости движения конца его рукоятки в данной точке совпадает с направлением вектора магнитной индукции в этой точке)

  • 4. Сформулируйте правило буравчика для витка с током.

(Если вращать рукоятку буравчика по направлению тока в витке, то поступательное движение буравчика совпадает с направлением вектора магнитной индукции, созданной током в витке на своей оси)

  • 5.Сформулируйте принцип суперпозиции для магнитного поля.

(Результирующий вектор магнитной индукции в данной точке складывается из векторов магнитной индукции, созданной различными токами в этой точке )

  • 6.Как определить направление вектор магнитной индукции на оси вектора с током?

(По правилу буравчика. Если вращать рукоятку буравчика по направлению тока в витке, то поступательное движение буравчика совпадает с направлением вектора магнитной индукции, созданной током в витке на своей оси )

  • 7.Как направлен вектор магнитной индукции снаружи от кольцевого тока?

(Вектор магнитной индукции снаружи от кольцевого тока направлен противоположно вектору магнитной индукции внутри кольцевого тока)

  • 8.Дайте определение понятия линий магнитной индукции.

(Линии магнитной индукции-линии, касательные к которым в каждой точке совпадают с направлением вектора магнитной индукции в этой точке)

  • 9.Какой полюс магнита называется северным?

(Северный полюс магнита-полюс, из которого выходят линии магнитной индукции)

  • 10.Чем вызван земной магнетизм?

(Токами, обтекающими Землю с запада на восток)



Просмотр содержимого презентации
«Действие маг.поля»

1 2 В В 3 4 Б Б 5 6 В В 7 Б 8 Б 9 10 В А

1

2

В

В

3

4

Б

Б

5

6

В

В

7

Б

8

Б

9

10

В

А

Определите направление линий магнитной индукции

Определите направление линий магнитной индукции

Определите направление линий магнитной индукции

Определите направление линий магнитной индукции

Самостоятельное проведение учениками экспериментов для проверки  теоретических прогнозов 1. Я предполагаю что… 2. Рассуждения, на основе которых сделано предположение 3. Как я хочу проверить свое предположение 4. Мне необходимы такие приборы и материалы  5. Полученные результаты а ) Факты  б)  показания приборов  6. Сравнение предположений и выводов из эксперимента  Предсказания Данные опыта  а) а)  б) б) Заключение-1:  мои рассуждения верны полностью, частично, не верны. Заключение-2: выдвинутое предположение доказано, не доказано. (В текстах заключений зачеркните ненужные слова.)

Самостоятельное проведение учениками экспериментов

для проверки теоретических прогнозов

1. Я предполагаю что…

2. Рассуждения, на основе

которых сделано

предположение

3. Как я хочу проверить

свое предположение

4. Мне необходимы такие

приборы и материалы

5. Полученные результаты

а ) Факты б) показания приборов

6. Сравнение предположений и выводов из эксперимента

Предсказания Данные опыта

а) а)

б) б)

Заключение-1: мои рассуждения верны полностью, частично, не верны.

Заключение-2: выдвинутое предположение доказано, не доказано.

(В текстах заключений зачеркните ненужные слова.)

F m  B = ─  I ∆ ℓ , где F m – максимальная сила, действующая на проводник с током со стороны магнитного поля I – сила тока, протекающая по проводнику, ∆ ℓ  - длина отрезка проводника

F m

B =

I ∆ , где

F m – максимальная сила, действующая на проводник с током со стороны магнитного поля

I – сила тока, протекающая по проводнику,

∆ ℓ - длина отрезка проводника

F=B |I| ∆ ℓ sin α ,   где В – модуль вектора магнитной индукции, I – сила тока, протекающая по проводнику, ∆ ℓ  - длина отрезка проводника, α – угол, образованный вектором магнитной индукции с проводником
  • F=B |I| ∆ sin α , где
  • В – модуль вектора магнитной индукции,
  • I – сила тока, протекающая по проводнику,
  • ∆ ℓ - длина отрезка проводника,
  • α – угол, образованный вектором магнитной индукции с проводником
Определите направление движения проводника в магнитном поле 2 1 3 4

Определите направление движения проводника в магнитном поле

2

1

3

4


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока в 11 классе по теме: "Действие магнитного поля на проводник с током"

Автор: Овсянникова Надежда Викторовна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 102558

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Разработка урока .Тема: "Свет. Источники света" "
    ["seo_title"] => string(46) "razrabotka-uroka-tiema-sviet-istochniki-svieta"
    ["file_id"] => string(6) "189090"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426801637"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока по физике с презентацией "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-po-fizikie-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "131710"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416213742"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства