kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока истории: "Семейный бюджет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Семейный бюджет. Закон Энгеля.

Цели урока:

- познакомить учащихся с понятием семейного бюджета, его структурой и составными частями;

- через игровую деятельность вывести экономический закон – закон Энгеля;

-воспитание у учащихся экономической культуры, культуры потребления.

Основные понятия: семья, расход, доход, сбалансированный бюджет, закон Энгеля, социальные трансферты.

Ресурсы урока: проектор, презентация “Бюджет семьи”, раздаточный материал для практической работы, модуль «Закон Энгеля».

План урока:

Мотивация.

Целепологание, определение прогнозируемых результатов.

Объяснение нового материала с использованием презентации.

Игра.

Рефлексия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока истории: "Семейный бюджет" »

Тема урока: Семейный бюджет. Закон Энгеля.

Цели урока:

- познакомить учащихся с понятием семейного бюджета, его структурой и составными частями;

- через игровую деятельность вывести экономический закон – закон Энгеля;

-воспитание у учащихся экономической культуры, культуры потребления.

Основные понятия: семья, расход, доход, сбалансированный бюджет, закон Энгеля, социальные трансферты.

Ресурсы урока: проектор, презентация “Бюджет семьи”, раздаточный материал для практической работы, модуль «Закон Энгеля».

План урока:

Мотивация.

Целепологание, определение прогнозируемых результатов.

Объяснение нового материала с использованием презентации.

Игра.

Рефлексия.

Ход урока.

– Здравствуйте, ребята и гости. Садитесь!

(Слайд №1)

В народе говорят: “Безумно тратить деньги – дело не хитрое, а вот расходовать их на то, что вам необходимо и с наибольшей пользой для семьи – наука не простая”.

Что для этого нужно?

- научиться формировать и распределять бюджет.

Таким образом, тема нашего урока сегодня - Семейный бюджет. Закон Энгеля.

На занятии мы познакомимся с понятиями бюджет, его составляющими, проанализируем семейные бюджеты России и США, научимся рассчитывать бюджет семьи, через игру выведем закон Энгеля.

Для динамичного развития нашего государства стране нужны мудрые экономисты. Поэтому экономическую культуру нужно формировать как можно раньше. Начинать с семьи.

(Слайд № 4)

– Вы, наверно, уже знаете, что раньше в состоятельных домах работали экономки, которые ведали хозяйством.

– Как вы думаете – почему они пользовались большим уважением хозяев? (Предполагаемый ответ: помогали рационально использовать денежные средства, бюджет)


(Слайд №5)

Понятие бюджет. Буквально в переводе “бюджет” – денежная сумка. Совокупность доходов и расходов за определенный период времени.

Это финансовый план семьи, роспись доходов и расходов, характеризующих их величину и структуру за определенный период времени.

(Слайд №6)

(Слайд №7)

Доход – деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия или какого-либо рода деятельности.

– Подумайте, что может являться доходом предприятия? (Предполагаемый ответ: доходы предприятий – разница между выручкой от продажи продукции и расходами на ее производство.)

– благотворительной организации? (Предполагаемый ответ: доходы благотворительных организаций – членские взносы, пожертвование.)

– государственных органов власти? (Предполагаемый ответ: доходы государственных органов власти-платежи и налоги.)

(Слайд №7)

Фазы оставления семейного бюджета.

Семьи получают доходы благодаря факторам производства:

Труда (умственные способности и навыки…)

Капитала (автомобиль, квартира) Следует помнить, что доход приносит только та собственность, которая может быть направлена на производство нужных людям благ. Автомобиль – капитал, когда его используют для получения дохода (напр. такси)

Земли (ресурсы земельные…)

Предпринимательские способности.

(Слайд №8)

Доходы семьи можно классифицировать:

Денежные.

Натуральные.

Предоставление льгот.

(Слайд №9)

Семейные доходы можно квалифицировать в зависимости от того, владение каким фактором производства их приносит:

Факторы производства Вид приносимых доходов

Труд наемного работника Заработная плата

Труд предпринимателя и капитал фирмы, созданный за счет собственных средств Прибыль собственников

Земля (природные ресурсы) Рента

Денежный капитал Процент


В большинстве стран мира преобладающим источником семейных доходов выступает заработная плата.

Анализ диаграммы (слайд №12)

Как мы видим основной частью доходов семей США

являются доходы от заработной платы, а так же от предпринимательства…..

– Кстати это структура мало чем изменилась за последние десятилетия. А вот структура доходов Российских семей сильно изменилась за последние 2 десятилетия.

– Как вы думаете почему? (Предполагаемый ответ: разная экономическая система.)

(Слайд № 13)

Командная система 1917 г. уничтожила частную собственность на капитал и землю, а предпринимательские способности карались тюремным сроком. Единственным фактором производства оставался труд. Неудивительно, что в 90 годы Россия вступила с нищим населением. Люди со средним достатком обладали собственностью до 10 т. руб. Это примерная стоимость автомобиля “Москвич” 14 % населения обладали имуществом, стоимость которого не превышала 25 месячных окладов – 3200 р.

С приходом рыночной системы, как вы видите, динамика изменилась.

– Что мы видим? (Предполагаемый ответ: доходы семьи стали получать не только за счет заработной платы, но и появились доходы от собственности: с 1,0% в 1992г. до 8,9% в 2005г. и предпринимательской деятельности: с 8,4% до 11,4% соответственно)

Расходы.

В Дании существует интересная поговорка “Датчанин живет как принц, потому что экономит как нищий”.

Статьи расходов на удовлетворение потребностей: – материальные потребности (питание, одежду, бытовые предметы, оплата жилья). (Слайд№14)

– духовные потребности (образование, зрелищные мероприятия – театр, футбол…) (Слайд№15)

– социальные потребности (газеты, журналы…) (Слайд№16)

– неразумные потребности (алкоголь, сигареты, сладкие продукты, не очень нужные, но престижные вещи….) (Слайд № 17)

– жилищные потребности (строительство дома, ремонт квартиры, гараж…)

– транспорт (Слайд№18)


Расходы классифицируют: (Слайд №20)

Постоянные – можно запланировать. (Плата за квартиру, проездной билет, покупка основных продуктов питания).

Переменные.

А) Циклические – предметы, которые покупают на долгое время (мебель 7-12 лет, шубу…) Б) Непредвиденные (ремонт сломавшейся техники, покупка лекарств…)

В) Сезонные – связанные с сезонными явлениями (закупка ягод впрок, семян для посева…)

Г) Единовременные (украшения, обручальное кольцо…)

Денежные сбережения (покупка ценных бумаг).

Налоги и другие обязательные платежи (они уменьшают сумму, которую семья может потратить на свои цели).

Сравнивая структуру потребления в России и США можно отметить, что она сильно отличается.

Слайд № 21

– Найдите отличия. (Много денег тратится на питание.)

По статистике российские граждане тратили на продукты питания: в 1995г.- 52%, в 2000г. – 49,4%, в 2005г. – 36,1% своего дохода;

на промышленные товары соответственно: 31,8%, 34,3%, 38,5%; на услуги: 13,7%, 13,8%, 23,5%.

Граждане США в 1995г. тратили на продукты питания 9,3%, на покупку услуг – 22,5% своих доходов.

(Слайд №21)

Еще раз показывает, как много денег российскими гражданами тратится на питание в сравнении с другими развитыми странами.

Игра.

Класс делится на две равные команды: «предприниматели» и «домохозяева». Назначаются три министра: по продовольствию, по промтоварам и услугам.

«Предприниматели» получают деньги зеленого цвета на организацию производства, «домохозяева» - деньги белого цвета на приобретение благ, «министры» - двухсторонние карточки-лицензии.

Задача предпринимателей: действуя по инструкции №1, организовать производство и продажу благ по рыночным ценам и получить прибыль.

Задача домохозяев: действуя по инструкции №2 наиболее полно удовлетворить потребности своей семьи на имеющиеся деньги.

Задача министров: продавать карточки-лицензии на производство «предпринимателям» по фиксированным ценам.

Первый тур.

Предприниматели получают первоначальный капитал в размере 1000 единиц, «домохозяева» - 800 единиц. «Предприниматели» покупают у министров лицензии, а «домохозяева» - товары у «предпринимателей». При этом суммы

Рассчитаны таким образом, что домохозяева вынуждены тратить большую часть денег на продовольствие и промтовары. На рынке возникает дефицит данных товаров и избыток услуг. В результате предприниматели, рискнувшие вложить деньги в дорогое производство продовольствия, выигрывают, а вложившие деньги в услуги, - остаются в убытке.

Подводим итоги первого тура. Определяем победителей в каждой из команд. Анализируем причины побед. Заполняем первую часть сравнительной таблицы.

Учитель: Скажите, вы проиграли?

Неудачливый ученик: Никто не хотел покупать услуги… Все покупали продукты и промтовары…

Учитель: А почему?

Ученик: Голодные, наверно.

Учитель: Интересная версия, но спросим покупателей.

Ученики-покупатели: Было слишком мало денег!

Учитель: Значит, можно сделать вывод:

Ученики: при низких доходах доля расходов на питание превышает долю расходов на услуги.

Учитель: Первым эту очевидную истину открыл немецкий учёный Эрнст Энгель.

Второй тур.

Команды могут поменяться ролями. При этом «предприниматели» получают 1500 ед. денег, а «домохозяева», в тайне от «предпринимателей», получают 2000 ед. Последствия очевидны: используя опыт первого тура, «предприниматели» сделают ставки на производстве продовольствия, а спрос вырастет на услуги. В результате выиграют производители услуг!

Подводим итоги второго тура.

Анализируем результат, заносим его в таблицу и делаем вывод: при увеличении доходов люди больше тратят на услуги и меньше на еду.

Учащиеся формулирую закон Энгеля: при увеличении доходов доля расходов на питание снижается; доля расходов на бытовые товары стабилизируется; доля расходов на услуги увеличивается.

(Прусский статист Эрнст Энгель показал, что существует прямая связь между дохода, количеством и качеством покупаемых товаров. Согласно закону Энгеля,с увеличением дохода уменьшается его часть, используемая на питание и предметы первой необходимости, а доля расходов на культурные нужды, предметы роскоши, сбережения увеличивается.)

3. Анализ игры.

Теперь мы знаем, на что тратятся деньги «домохозяев». Человек не может удовлетворять духовные потребности без первичного удовлетворения своих физиологических потребностей. Сначала еда, а потом духовная пища.

Долю расходов на питание принято считать одним из показателей уровня благосостояния населения данной страны или группы населения внутри данной страны.

Но что значит известное выражение: «Не хлебом единым жив человек»?

Ученики: Если всё тратить на еду, то превратишься в животное… Человек должен сочетать материальные и духовные желания… Надо есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть!

Учитель: Замечательно! На одну мудрость вы ответили другой. Человек отличается от животных тем, что удовлетворяет материальные потребности не ради них самих, но ради своего духовного предназначения.

Бюджет семьи, таким образом, отражает ее социально-экономический статус, предпринимательскую активность, уровень жизни, инвестиционный потенциал.

Рефлексия.

Теперь, ребята, открываем компьютеры и выполняем модуль 2 - тест «Закон Энгеля». Результаты своей работы заносим в карточку и здесь же ставим оценку своей активности на уроке. На выполнение задания вам дается 5 минут.

Домашнее задание.

На дом вы получаете листы с заданиями, которые вам подобрал ваш учитель математики. Это задачи по математике части С, касающиеся нашей темы.

Выполняете в тетрадях.














Приложение 1.

Инструкция «предпринимателям»

Используя первоначальный капитал, вам необходимо организовать производство благ (продукты, промтовары, услуги) и продажу с целью получения максимальной прибыли.

  1. Цены на покупку карточек-лицензий на производство благ для вас зафиксированы:

- на продукты – 200 единиц;

- на промтовары – 100 единиц;

- на услуги – 50 единиц.

2. Цены на продажу благ вы устанавливаете сами в зависимости от спроса.

3. В зачет идут только белые купюры.

4. Побеждает набравший максимальную прибыль.

----------------------------------------------------------------------------------------------------


Инструкция «домохозяевам»

На полученные деньги вы должны наиболее полно удовлетворить потребности семьи. Но помните:

  1. Обязательный физиологический минимум семьи – 2 карточки продовольствия и 1 карточка промтоваров. Только обеспечив минимум, вы можете покупать услуги.

  2. Цены на покупку благ устанавливаются свободным рынком.

  3. Покупать блага у министров нельзя.

  4. Побеждает тот, кто, обеспечив минимум, приобрел максимум услуг.

  5. Оставшиеся на руках деньги в зачет не идут.

----------------------------------------------------------------------------------------------------


Инструкция «министрам»

Имеющиеся у вас карточки-лицензии на производство необходимо продать предпринимателям по фиксированной цене:

1. карточка- лицензия продовольствия – 200 единиц;

2. карточка- лицензия промтоваров – 100 единиц;

3. карточка- лицензия услуг – 50 единиц.

Но помните: продавать лицензию можно только предпринимателю и только за зеленые купюры.

Побеждает тот, у кого окажется больше зеленых банкнот.



Приложение 2.


Карточка – лицензия

на производство продтоваров + продовольственные товары


_____________________________________________________________



Карточка – лицензия

на производство услуг + услуги


____________________________________________________________



Карточка – лицензия

на производство промтоваров + промышленные товары


_____________________________________________________________






















Приложение 3.




50

денежных единиц




50

денежных единиц





50

денежных единиц




50

денежных единиц





50

денежных единиц





50

денежных единиц





50

денежных единиц




50

денежных единиц





50

денежных единиц







50

денежных единиц







100

денежных единиц




100

денежных единиц





100

денежных единиц




100

денежных единиц





100

денежных единиц





100

денежных единиц





100

денежных единиц




100

денежных единиц





100

денежных единиц







100

денежных единиц









200

денежных единиц




200

денежных единиц





200

денежных единиц




200

денежных единиц





200

денежных единиц





200

денежных единиц





200

денежных единиц




200

денежных единиц





200

денежных единиц







200

денежных единиц




Приложение 4.

Министерство продовольствия

________________


Министерство промтоваров

________________


Министерство услуг












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Разработка урока истории: "Семейный бюджет"

Автор: Артюхова Елена Валентиновна

Дата: 12.04.2015

Номер свидетельства: 200555

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Из истории платка (с фото) "
    ["seo_title"] => string(24) "iz-istorii-platka-s-foto"
    ["file_id"] => string(6) "199785"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428650262"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Методическая разработка родительского собрания на тему: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»."
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_roditiel_skogho_sobraniia_na_tiemu_riebienok_uchitsi"
    ["file_id"] => string(6) "367763"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481300728"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Проектная деятельность на уроках математики как средство саморазвития личности учащихся "
    ["seo_title"] => string(102) "proiektnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-matiematiki-kak-sriedstvo-samorazvitiia-lichnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "239511"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444811930"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Использование инновационных методов на уроках технологии. "
    ["seo_title"] => string(64) "ispol-zovaniie-innovatsionnykh-mietodov-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "206999"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430316730"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства