производственный процесс, технологический про¬цесс, нетехнологические процессы (транспортные, складские, погрузочно-разгрузочные, комплекто¬вочные); основные, вспомогательные, обслуживаю¬щие, управленческие процессы; заготовительные, обрабатывающие, сборочно-отделочные процес¬сы; типы организации производства (единичное, серийное, массовое).
Тип урока: комбинированный.
Структура урока:
I. Организационный момент……………………………………………………I. Организационный момент……………………………………………………… 2 мин
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся………………. 10 мин
III. Изучение нового материала (с практическим закреплением). 20 мин
1. Понятие производственного процесса.
2. Типы организации производства.
IV. Закрепление новых знаний и умений учащихся……………………. 6 мин
V. Итоги урока……………………………………………………………………………. 5 мин
VI. Домашнее задание…………………………………………………………………. 2 мин
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Беседа
- Назовите предприятия вашего города (поселка).
- Определите, из какого сырья и какую продукцию вы¬пускают эти предприятия.
Подводя итоги беседы, учитель отмечает, что, несмотря на разнообразие продукции, выпускаемой такими разными предприятиями, можно отметить нечто общее: на любом из этих предприятий происходят процессы, которые изменяют первоначальное сырье, материалы, полуфабрикаты. При этом создается нечто новое, отличное по внешнему виду, размерам, формам, свойствам.
III. Изучение нового материала
1. Понятие производственного процесса.
Рассказ учителя
Учитель подводит учащихся к определению понятия про¬изводственного процесса.
Совокупность всех действий с использованием орудий труда, осуществляемых персоналом предприятия для изго¬товления конкретных видов продукции, называется произ¬водственным процессом.
«Микрофон»
- Можно ли производственный процесс охарактеризовать как преобразующую деятельность? Обоснуйте свое мнение.
Учитель подводит итоги «микрофона».
Рассказ учителя
Безусловно, любой производственный процесс является преобразующей деятельностью, поскольку в результате ис¬ходные материалы и полуфабрикаты превращаются в готовую продукцию. При этом изменяются форма, размеры, физико-механические свойства предметов труда.
Учитель знакомит учащихся со структурой производствен¬ного процесса, используя схему (рис. 10).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Производственная деятельность человека.»
Тема:Производственная деятельность человека.
Цель: ознакомить учащихся со структурой производственного процесса на предприятии, видами производственных процессов; дать представление о типах организации производства; научить характеризовать предприятия по виду производственного процесса, применяемым технологиям; развивать умение логически мыслить, использовать приобретенные знания; расширять знания о технологиях и технологической деятельности.
Основные понятия:
производственный процесс, технологический процесс, нетехнологические процессы (транспортные, складские, погрузочно-разгрузочные, комплектовочные); основные, вспомогательные, обслуживающие, управленческие процессы; заготовительные, обрабатывающие, сборочно-отделочные процессы; типы организации производства (единичное, серийное, массовое).
Типурока: комбинированный.
Структура урока:
I.
Организационный момент………………………………………………………
2 мин
II.
Актуализация опорных знаний и умений учащихся……………….
10 мин
III.
Изучение нового материала (с практическим закреплением).
20 мин
Понятие производственного процесса.
Типы организации производства.
IV.
Закрепление новых знаний и умений учащихся……………………..
6 мин
V.
Итоги урока……………………………………………………………………………..
5 мин
VI.
Домашнее задание…………………………………………………………………...
2 мин
Ход урока
I. Организационныймомент
II. Актуализацияопорныхзнанийиуменийучащихся
Беседа
- Назовите предприятия вашего города (поселка).
- Определите, из какого сырья и какую продукцию выпускают эти предприятия.
Подводя итоги беседы, учитель отмечает, что, несмотря на разнообразие продукции, выпускаемой такими разными предприятиями, можно отметить нечто общее: на любом из этих предприятий происходят процессы, которые изменяют первоначальное сырье, материалы, полуфабрикаты. При этом создается нечто новое, отличное по внешнему виду, размерам, формам, свойствам.
III. Изучениеновогоматериала
1. Понятиепроизводственногопроцесса.
Рассказ учителя
Учитель подводит учащихся к определению понятия производственного процесса.
Совокупность всех действий с использованием орудий труда, осуществляемых персоналом предприятия для изготовления конкретных видов продукции, называется производственным процессом.
«Микрофон»
- Можно ли производственный процесс охарактеризовать как преобразующую деятельность? Обоснуйте свое мнение.
Учитель подводит итоги «микрофона».
Рассказ учителя
Безусловно, любой производственный процесс является преобразующей деятельностью, поскольку в результате исходные материалы и полуфабрикаты превращаются в готовую продукцию. При этом изменяются форма, размеры, физико-механические свойства предметов труда.
Учитель знакомит учащихся со структурой производственного процесса, используя схему (рис. 10).
Рис. 10. Структура производственного процесса
Основной частью производственного процесса является технологический процесс, который содержит целенаправленные действия по изменению состояния предметов труда. Однако в производственный процесс входят не только действия, связанные с изготовлением деталей готовой продукции, сборкой механизмов и машин, но и другие нетехнологические процессы, обеспечивающие возможность изготовления продукции. К таким процессам относятся транспортные, складские, погрузочно-разгрузочные, комплектовочные и другие процессы, а именно:
получение предприятием материалов и полуфабрикатов;
технический контроль на всех стадиях производства;
упаковка и отправка на склад готовых изделий.
Учитель сообщает, что производственные процессы подразделяются по своему значению и роли в производстве на следующие виды:
основные;
вспомогательные;
обслуживающие;
управленческие.
Основныминазываются производственные процессы, в ходе которых осуществляется изготовление основной продукции, выпускаемой предприятием.
Вспомогательныминазываются производственные процессы, обеспечивающие бесперебойное протекание основных процессов. Это процессы по ремонту оборудования, изготовлению оснастки и инструмента для нужд данного производства, ремонту технологического оборудования, выработке пара и сжатого воздуха и т. д.
Обслуживающиминазываются производственные процессы, в ходе реализации которых выполняются услуги, необходимые для нормального функционирования основных и вспомогательных процессов. Это процессы транспортировки, складирования, подбора и комплектования деталей, контрольные операции, обеспечение энергетическими ресурсами и т.д. В современных условиях, особенно при автоматизированном производстве, наблюдается тенденция к интеграции основных и обслуживающих процессов.
Управленческиминазываются производственные процессы, которые заключаются в разработке и принятии решений, регулировании и координации хода производства, контроле точности реализации программы, анализе и учете проведенной работы. Эти процессы тесно взаимосвязаны с производственными. Это особенно проявляется при внедрении автоматизированных систем управления технологическим процессом, использовании микропроцессорной техники, роботехники, что повышает гибкость и надежность процесса производства.
Мини-практикум
Определите, к вспомогательным или обслуживающим относятся перечисленные нетехнологические процессы: получение предприятием материалов и полуфабрикатов; контроль их качества и хранение; подготовка средств производства организация обслуживания рабочих мест; транспортировка материалов, заготовок, деталей готовых изделий; технический контроль на всех стадиях производства; упаковка и отправка на склад готовых изделий – и заполните таблицу.
Вспомогательные процессы
Обслуживающие процессы
Учитель комментирует результаты выполнения мини-практикума.
Рассказ учителя
В свою очередь, основные процессы в зависимости от стадии изготовления изделия делятся на заготовительные, обрабатывающие, сборочно-отделочные. Учитель знакомит учащихся со структурой основных процессов, используя схему (рис. 11).
Рис. 11. Структура основных процессов
Суть этих процессов может сильно отличаться в зависимости от специфики производства.
«Микрофон»
Приведите примеры заготовительных, обрабатывающих, сборочно-отделочных процессов в различных отраслях хозяйства (в швейной, химической промышленности, машиностроении, растениеводстве и пр.).
Учитель дополняет ответы учащихся.
Рассказ учителя
Например, к заготовительным процессамв машиностроении относятся раскрой металла, литье, штамповка деталей; и швейной промышленности – декатировка и раскрой ткани; и химической – очистка сырья, доведение его до нужной концентрации и т. п.
К обрабатывающим процессамв машиностроении относится превращение заготовок в готовые детали (механическая и термообработка); в швейной промышленности – пошив изделий; к химической промышленности – процессы крекинга, электролиза и т. п.
К сборочно-отделочным процессамв машиностроении относятся сборка и окраска конструкций, станков, регулировка и отладка машин и приборов, их испытания; в текстильной промышленности – окраска и отделка тканей; в швейной промышленности – отделка готовых швейных изделий и т.п.
2. Типыорганизациипроизводства
Рассказ учителя
На характер производственного процесса влияет множество факторов. Важнейшие из них – объем выпускаемой продукциииее номенклатура. В зависимости от них складывается определенный тип организации производства: единичное, серийное, массовое (табл. 3).
Таблица 3. Характеристика типов организации производства
Тип производства
Характеристика производства
Примеры
Единичное
Изготовление разнообразной продукции в небольших объемах (подчас в единичном экземпляре)
Экспериментальные образцы продукции, уникальное оборудование и т. д.
Серийное
Изготовление однородной продукции (относительно небольшой номенклатуры), выпускаемой отдельными сериями. Объем производства в этом случае измеряется сотнями и тысячами изделий
Выпуск серий станков, небольших партий моделей одежды, пошив фирменной, рабочей одежды по заказу организаций и т.д.
Массовое
Изготовление одноименной продукции в очень большом количестве в течение достаточно длительного времени. Его отличает высокий уровень автоматизации и механизации
Производство автомобилей, выпуск тканей, массовое производство одежды, обуви, продуктов питания, бытовой техники и т.п.
Беседа
Учитель организует дискуссию по вопросу:
— Какой тип организации производства является более мобильным, способным быстрее перестраиваться, реагируя на изменения потребностей рынка?
Рассказ учителя
Одним из важнейших аспектов производства является создание современных и конкурентоспособных образцов продукции. Поэтому на предприятиях большое внимание уделяется разработке и внедрению продукции, отвечающей современным требованиям, выполненной из современных материалов с использованием новейших технологий. Такие разработки являются результатом технического творчества. Техническое творчество – это вид творчества, цель которого заключается в создании технических решений, характеризующихся новизной и общественной значимостью. Такие технические решения называются изобретениями. Техническое творчество находится во взаимосвязи и взаимодействии с другими видами творчества, в первую очередь с научным и художественным. Например, результатом взаимодействия технического и художественного творчества являются промышленные образцы, обладающие высокими эстетическими свойствами.
«Микрофон»
— Можно ли поставить знак равенства между такими понятиями, как конкурентоспособность и качество продукции? Обоснуйте свою точку зрения.
Работа в группах
Выберите какое-либо предприятие в вашем населенном пункте и опишите его (определите его структуру, тип организации производства, характер производственного процесса, вид выпускаемой продукции и т.п.).
Представители творческих групп выступают с сообщениями о результатах работы группы.
IV.Закреплениеновыхзнанийиуменийучащихся
Работа по вопросам
Что такое производственный процесс?
Какова структура производственного процесса?
Охарактеризуйте типы организации производства.
К какому типу организации производства следует отнести производство авиалайнеров?
V.Итоги урока
Заключительное слово учителя
Совокупность всей деятельности людей и использования орудий труда, осуществляемых на предприятии для изготовления конкретных видов продукции, называется производственным процессом.
Технологический процесс является частью производственного процесса и содержит целенаправленные действия по изменению состояния предметов труда.
По своему значению и роли в производстве процессы подразделяются на основные, вспомогательные, обслуживающие, управленческие.
Основные процессы в зависимости от стадии изготовления изделия делят на заготовительные, обрабатывающие, сборочно-отделочные.
VI. Домашнее задание
Выучить новый материал. Оформить сведения о выбранном предприятии в виде реферата.