kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Производственная деятельность человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

производственный процесс, технологический про¬цесс, нетехнологические процессы (транспортные, складские, погрузочно-разгрузочные, комплекто¬вочные); основные, вспомогательные, обслуживаю¬щие, управленческие процессы; заготовительные, обрабатывающие, сборочно-отделочные процес¬сы; типы организации производства (единичное, серийное, массовое). Тип урока: комбинированный. Структура урока: I. Организационный момент……………………………………………………I. Организационный момент……………………………………………………… 2 мин II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся………………. 10 мин III. Изучение нового материала (с практическим закреплением). 20 мин 1. Понятие производственного процесса. 2. Типы организации производства. IV. Закрепление новых знаний и умений учащихся……………………. 6 мин V. Итоги урока……………………………………………………………………………. 5 мин VI. Домашнее задание…………………………………………………………………. 2 мин Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся Беседа - Назовите предприятия вашего города (поселка). - Определите, из какого сырья и какую продукцию вы¬пускают эти предприятия. Подводя итоги беседы, учитель отмечает, что, несмотря на разнообразие продукции, выпускаемой такими разными предприятиями, можно отметить нечто общее: на любом из этих предприятий происходят процессы, которые изменяют первоначальное сырье, материалы, полуфабрикаты. При этом создается нечто новое, отличное по внешнему виду, размерам, формам, свойствам. III. Изучение нового материала 1. Понятие производственного процесса. Рассказ учителя Учитель подводит учащихся к определению понятия про¬изводственного процесса. Совокупность всех действий с использованием орудий труда, осуществляемых персоналом предприятия для изго¬товления конкретных видов продукции, называется произ¬водственным процессом. «Микрофон» - Можно ли производственный процесс охарактеризовать как преобразующую деятельность? Обоснуйте свое мнение. Учитель подводит итоги «микрофона». Рассказ учителя Безусловно, любой производственный процесс является преобразующей деятельностью, поскольку в результате ис¬ходные материалы и полуфабрикаты превращаются в готовую продукцию. При этом изменяются форма, размеры, физико-механические свойства предметов труда. Учитель знакомит учащихся со структурой производствен¬ного процесса, используя схему (рис. 10).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Производственная деятельность человека.»

Тема: Производственная деятельность человека.


Цель: ознакомить учащихся со структурой производ­ственного процесса на предприятии, видами про­изводственных процессов; дать представление о типах организации производства; научить харак­теризовать предприятия по виду производственно­го процесса, применяемым технологиям; развивать умение логически мыслить, использовать приоб­ретенные знания; расширять знания о технологиях и технологической деятельности.


Основные понятия:

производственный процесс, технологический про­цесс, нетехнологические процессы (транспортные, складские, погрузочно-разгрузочные, комплекто­вочные); основные, вспомогательные, обслуживаю­щие, управленческие процессы; заготовительные, обрабатывающие, сборочно-отделочные процес­сы; типы организации производства (единичное, серийное, массовое).


Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

I.

Организационный момент………………………………………………………

2 мин

II.

Актуализация опорных знаний и умений учащихся……………….

10 мин

III.

Изучение нового материала (с практическим закреплением).

20 мин

  1. Понятие производственного процесса.

  2. Типы организации производства.

IV.

Закрепление новых знаний и умений учащихся……………………..

6 мин

V.

Итоги урока……………………………………………………………………………..

5 мин

VI.

Домашнее задание…………………………………………………………………...

2 мин


Ход урока

I. Организационный момент


II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

  • Беседа

- Назовите предприятия вашего города (поселка).

- Определите, из какого сырья и какую продукцию вы­пускают эти предприятия.

Подводя итоги беседы, учитель отмечает, что, несмотря на разнообразие продукции, выпускаемой такими разными предприятиями, можно отметить нечто общее: на любом из этих предприятий происходят процессы, которые изменяют первоначальное сырье, материалы, полуфабрикаты. При этом создается нечто новое, отличное по внешнему виду, размерам, формам, свойствам.

III. Изучение нового материала

1. Понятие производственного процесса.

Рассказ учителя

Учитель подводит учащихся к определению понятия про­изводственного процесса.

Совокупность всех действий с использованием орудий труда, осуществляемых персоналом предприятия для изго­товления конкретных видов продукции, называется произ­водственным процессом.

«Микрофон»

- Можно ли производственный процесс охарактеризовать как преобразующую деятельность? Обоснуйте свое мнение.

Учитель подводит итоги «микрофона».

Рассказ учителя

Безусловно, любой производственный процесс является преобразующей деятельностью, поскольку в результате ис­ходные материалы и полуфабрикаты превращаются в готовую продукцию. При этом изменяются форма, размеры, физико-механические свойства предметов труда.

Учитель знакомит учащихся со структурой производствен­ного процесса, используя схему (рис. 10).

Рис. 10. Структура производственного процесса


Основной частью производственного процесса является тех­нологический процесс, который содержит целенаправленные действия по изменению состояния предметов труда. Однако в производственный процесс входят не только действия, связанные с изготовлением деталей готовой продукции, сборкой механизмов и машин, но и другие нетехнологические процессы, обеспечиваю­щие возможность изготовления продукции. К таким процессам относятся транспортные, складские, погрузочно-разгрузочные, комплектовочные и другие процессы, а именно:

  • получение предприятием материалов и полуфабрикатов;

  • контроль их качества и хранение;

  • подготовка средств производства;

  • организация и обслуживание рабочих мест;

  • транспортировка материалов, заготовок, деталей из­делий;

  • технический контроль на всех стадиях производства;

  • упаковка и отправка на склад готовых изделий.

Учитель сообщает, что производственные процессы под­разделяются по своему значению и роли в производстве на следующие виды:

  • основные;

  • вспомогательные;

  • обслуживающие;

  • управленческие.

Основными называются производственные процессы, в ходе которых осуществляется изготовление основной продукции, выпускаемой предприятием.

Вспомогательными называются производственные про­цессы, обеспечивающие бесперебойное протекание основных процессов. Это процессы по ремонту оборудования, изготов­лению оснастки и инструмента для нужд данного производ­ства, ремонту технологического оборудования, выработке пара и сжатого воздуха и т. д.

Обслуживающими называются производственные про­цессы, в ходе реализации которых выполняются услуги, не­обходимые для нормального функционирования основных и вспомогательных процессов. Это процессы транспортировки, складирования, подбора и комплектования деталей, контроль­ные операции, обеспечение энергетическими ресурсами и т.д. В современных условиях, особенно при автоматизированном производстве, наблюдается тенденция к интеграции основных и обслуживающих процессов.

Управленческими называются производственные про­цессы, которые заключаются в разработке и принятии ре­шений, регулировании и координации хода производства, контроле точности реализации программы, анализе и уче­те проведенной работы. Эти процессы тесно взаимосвязаны с производственными. Это особенно проявляется при внедре­нии автоматизированных систем управления технологическим процессом, использовании микропроцессорной техники, роботехники, что повышает гибкость и надежность процесса производства.


Мини-практикум

Определите, к вспомогательным или обслуживающим относятся перечисленные нетехнологические процессы: получение предприятием материалов и полуфабрикатов; контроль их качества и хранение; подготовка средств производства организация обслуживания рабочих мест; транспортировка материалов, заготовок, деталей готовых изделий; технический контроль на всех стадиях производства; упаковка и отправка на склад готовых изделий – и заполните таблицу.

Вспомогательные процессы

Обслуживающие процессы




Учитель комментирует результаты выполнения мини-практикума.

Рассказ учителя

В свою очередь, основные процессы в зависимости от стадии изготовления изделия делятся на заготовительные, обрабатывающие, сборочно-отделочные. Учитель знакомит учащихся со структурой основных процессов, используя схему (рис. 11).


Рис. 11. Структура основных процессов


Суть этих процессов может сильно отличаться в зависи­мости от специфики производства.

«Микрофон»

Приведите примеры заготовительных, обрабатывающих, сборочно-отделочных процессов в различных отраслях хозяйства (в швейной, химической промышленности, машинострое­нии, растениеводстве и пр.).

Учитель дополняет ответы учащихся.

Рассказ учителя

Например, к заготовительным процессам в машиностроении относятся раскрой металла, литье, штамповка деталей; и швейной промышленности – декатировка и раскрой ткани; и химической – очистка сырья, доведение его до нужной концентрации и т. п.

К обрабатывающим процессам в машиностроении относится превращение заготовок в готовые детали (механическая и тер­мообработка); в швейной промышленности – пошив изделий; к химической промышленности – процессы крекинга, элек­тролиза и т. п.

К сборочно-отделочным процессам в машиностроении от­носятся сборка и окраска конструкций, станков, регулировка и отладка машин и приборов, их испытания; в текстильной промышленности – окраска и отделка тканей; в швейной про­мышленности – отделка готовых швейных изделий и т.п.

2. Типы организации производства

Рассказ учителя

На характер производственного процесса влияет множество факторов. Важнейшие из них – объем выпускаемой продук­ции и ее номенклатура. В зависимости от них складывается определенный тип организации производства: единичное, серийное, массовое (табл. 3).









Таблица 3. Характеристика типов организации производства

Тип производ­ства

Характеристика производства

Примеры

Единичное

Изготовление разнообраз­ной продукции в неболь­ших объемах (подчас в еди­ничном экземпляре)

Экспериментальные образцы продукции, уникальное оборудо­вание и т. д.

Серийное

Изготовление однородной продукции (относительно небольшой номенклатуры), выпускаемой отдельными сериями. Объем производ­ства в этом случае измеря­ется сотнями и тысячами изделий

Выпуск серий стан­ков, небольших пар­тий моделей одежды, пошив фирменной, рабочей одежды по заказу организаций и т.д.

Массовое

Изготовление одноимен­ной продукции в очень большом количестве в те­чение достаточно дли­тельного времени. Его от­личает высокий уровень автоматизации и механи­зации

Производство авто­мобилей, выпуск тканей, массовое про­изводство одежды, обуви, продуктов питания, бытовой техники и т.п.

Беседа

Учитель организует дискуссию по вопросу:

— Какой тип организации производства является более мобильным, способным быстрее перестраиваться, реагируя на изменения потребностей рынка?

Рассказ учителя

Одним из важнейших аспектов производства является создание современных и конкурентоспособных образцов продук­ции. Поэтому на предприятиях большое внимание уделяется разработке и внедрению продукции, отвечающей современ­ным требованиям, выполненной из современных материалов с использованием новейших технологий. Такие разработки являются результатом технического творчества. Техническое творчество – это вид творчества, цель которого заключается в создании технических решений, характеризующихся новизной и общественной значимостью. Такие технические ре­шения называются изобретениями. Техническое творчество находится во взаимосвязи и взаимодействии с другими видами творчества, в первую очередь с научным и художественным. Например, результатом взаимодействия технического и худо­жественного творчества являются промышленные образцы, обладающие высокими эстетическими свойствами.

«Микрофон»

— Можно ли поставить знак равенства между такими понятиями, как конкурентоспособность и качество продукции? Обоснуйте свою точку зрения.

Работа в группах

Выберите какое-либо предприятие в вашем населенном пункте и опишите его (определите его структуру, тип орга­низации производства, характер производственного процесса, вид выпускаемой продукции и т.п.).

Представители творческих групп выступают с сообщения­ми о результатах работы группы.


IV. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Работа по вопросам

  1. Что такое производственный процесс?

  2. Какова структура производственного процесса?

  3. Охарактеризуйте типы организации производства.

  4. К какому типу организации производства следует отнести производство авиалайнеров?


V. Итоги урока

Заключительное слово учителя

Совокупность всей деятельности людей и использования орудий труда, осуществляемых на предприятии для изготов­ления конкретных видов продукции, называется производ­ственным процессом.

Технологический процесс является частью производствен­ного процесса и содержит целенаправленные действия по из­менению состояния предметов труда.

По своему значению и роли в производстве процессы подразделяются на основные, вспомогательные, обслуживающие, управленческие.

Основные процессы в зависимости от стадии изготовления изделия делят на заготовительные, обрабатывающие, сборочно-отделочные.


VI. Домашнее задание

Выучить новый материал. Оформить сведения о выбранном предприятии в виде реферата.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Производственная деятельность человека.

Автор: Глущенко Наталья Валентиновна

Дата: 02.02.2016

Номер свидетельства: 286778

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Классный час «Первому полёту человека в космос 55 лет» 7 класс"
    ["seo_title"] => string(67) "klassnyi-chas-piervomu-poliotu-chielovieka-v-kosmos-55-liet-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "321559"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461319421"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Доклад, тема "Совместная работа преподавателя специальных дисциплин и мастера производственного обучения" "
    ["seo_title"] => string(118) "doklad-tiema-sovmiestnaia-rabota-priepodavatielia-spietsial-nykh-distsiplin-i-mastiera-proizvodstviennogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "210916"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431518530"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Статья "Имитационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(152) "stat-ia-imitatsionnyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "108161"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403594997"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Способности преподавателя и способы педагогической деятельности."
    ["seo_title"] => string(68) "sposobnostipriepodavatieliaisposobypiedaghoghichieskoidieiatielnosti"
    ["file_id"] => string(6) "307296"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458305434"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Презентация к уроку ОБЖ "Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия", 8 класс."
    ["seo_title"] => string(125) "priezientatsiia-k-uroku-obzh-chriezvychainyie-situatsii-tiekhnoghiennogho-kharaktiera-i-ikh-vozmozhnyie-posliedstviia-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "250315"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447071132"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства