Урок "Происхождение человека" (раздел "Человек и общество", предмет: обществознание 10 класс, профильный уровень) выстроен в форме деловой игры, основными участниками которой являются учащиеся. Урок предполагает основательную подготовку (поиск информации, презентации, видеоматериала), а также использование интернет-ресурсов непосредственно во время проведения занятия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Происхождение человека" »
Тема: "Происхождение человека "
Форма урока: деловая игра с элементами практической работы с использованием интернет-ресурсов.
Цель урока: сформировать у учащихся представления об основных концепциях происхождения человека.
Задачи урока.
Образовательные:
познакомится с понятиями антропогенез
охарактеризовать основные концепции на проблему происхождения человека
научить самостоятельно отбирать теоретический материал по проблеме.
Развивающие:
развить умение выделять главное, делать выводы и обобщения, пользоваться дополнительной литературой и интернет-ресурсами;
сформировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;
сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий;
сформировать навыки самообразования;
сформировать навыки самоконтроля.
Воспитательные:
привлечь учащихся к самостоятельной познавательной деятельности
стимулировать развитие интереса и стремление учащихся к глубокому изучению социально-общественных проблем.
Оборудование урока: персональные компьютеры с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, экран, компьютер с принтером
Ход урока
Заседание Научного Советаа
Председатель – Зуев Вячеслав Павлович
Члены совета:
Гумерова Алина Радиевна
Кречетников Денис Сергеевич
Натарова Екатерина Ивановна
Рамазанова Джамиля Марсельевна
Романова Татьяна Витальевна
Цехмистро Станислав Витальевич
Секретарь:
Селиверстова Оксана Андреевна
I. Определение темы, целей и задачи урока.
Председатель:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодняшнее заседание нашего научного совета посвящено интересной, давно обсуждаемой среди ученых проблеме, актуальность которой не вызывает сомнений. Побудительным мотивом собрать вас сегодня явилось то обстоятельство, что в адрес нашего Совета поступило одно весьма любопытное видеообращение. Предлагаю его вашему вниманию.
Видеоролик «Хотим знать» - 1 мин.
(Уч-ся 5-го класса задались вопросом «Откуда и как появились на Земле люди?»)
II. Изучение нового материала
Председатель: Итак, проблема обозначена. Будем совместными усилиями исследовать её. Одна из учениц 5-го класса - лично пришла сегодня на наше заседание и мы должны очень постараться ответить на её вопрос «Откуда и как появился человек?».
До сих пор нет единой точки зрения на проблему происхождения человека и общества. Теорий много, споры не утихают. Каждому из вас, коллеги, было дано задание изучить суть трех основных теорий: эволюционной, креоциольной и теории внешнего вмешательства. Начнем, пожалуй, с меня. Я представлю вашему вниманию теорию эволюционизма, официально принятую во всем мире.
Презентация «Происхождение человека. Теория эволюции» (11 слайдов)
Рамазанова Джамиля: Уважаемый Вячеслав Павлович! Изучая эту теорию, я пришла к выводу, что у эволюционистов немало противников. И некоторые из них вполне научно обосновывают её несостоятельность. Убедитесь сами.
Видеосюжет «Происхождение человека. Факты» (2 мин)
Гумерова Алина: Нас, наших родителей и даже наших дедушек и бабушек еще в школе учили, что предком человека были обезьяны. Однако теория креоционализма всерьез пытается опровергнуть это расхожее утверждение. Посмотрите очередной видеосюжет, чтобы понять сущность этой теории.
Кречетников Денис: Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди - Адам и Ева - были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов.
Видеосюжет «Креационизм. Теория творения»
Романова Таня и Натарова Катя: Это, конечно, интересно, и в какой-то мере даже не лишено здравого смысла. Однако факты свидетельствуют о том, что ни Бог, ни человекоподобные приматы не имеют к появлению людей на нашей планете никакого отношения. Судите сами. Представляю вам теорию внешнего вмешательства.
Председатель: Да, должен признать, что точки зрения на вопрос происхождения человека кардинально различны. Предлагаю произвести предварительное голосование. Каждого из вас, уважаемые члены Совета, прошу выйти к доске и отметить наиболее вероятную (по вашему мнению, разумеется) теорию вот этими зелеными стикерами.
(Уч-ся голосуют за наиболее вероятную теорию)
III. Практическая часть.
Председатель: А теперь предлагаю документально обозначить эти различия и поработать над формулировками, а затем сделать вывод о том, какую из предложенных теорий считать наиболее предпочтительной на современном этапе развития нашего общества.
Надеюсь, секретарь уже подготовила нам необходимые документы?
Секретарь: Конечно!
(раздает сравнительные таблицы)
Организуется работа групп по поиску информации в сети Интернет и заполнению таблицы.
IV. Заключительная часть. Решение проблемного вопроса
Председатель: Ну что ж, уважаемые коллеги, пора подводить итоги нашей работы и дать исчерпывающий ответ на вопрос «Откуда и как появились люди». А так как мы все знаем, что чем больше мнений, тем ближе истина, то предлагаю вынести на всеобщее голосование вопрос о том, какой их рассмотренных нами теорий отнести предпочтение.
Для начала зелеными стикерами отметьте ту теорию, которую вы считаете неприемлемой.
Красными стикерами отмечаем ту теорию, которая для вас является наиболее приемлемой.
Голосуем коллеги.
Наших гостей также просим проголосовать.
Голосование. Во время голосования и подсчета голосов вкл. Музыка.
Председатель: Внимание! Вот и настало время подвести итоги сегодняшнего заседания. Позвольте пригласить сюда нашу гостью, ученицу 5-го класса
. (обращаясь к ней). Напомните ваш вопрос: (Откуда и как появился человек?)
А ответ на него таков (смотрит на результаты голосования). ______
V. Подведение итогов. Сообщение домашнего задания.
Председатель: Благодарю всех за плодотворную работу. К следующему заседанию прошу вас, коллеги, подготовить информацию по вопросу «Гипотезы происхождения общества».