Интегрированный урок обществознания с экологией "Природа под охраной закона". Урок с использованием справочно - правовой системы "КонсультантПлюс".Цель урока: Обобщить и систематизировать знания, полученные на уроках обществознания и географии в разделе "экология".
Задачи: знакомство уащихся с законами об охране окружающей среды. На уроке используются активные методы обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Природа под охраной закона »
Хижняк Т.Ю., учитель истории МОУ «СОШ №9»
Интегрированный урок: Экология и Обществознание
Тема урока: Природа под охраной закона
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания, полученные на уроках географии при изучении раздела «Экология», полученные на уроках обществознания. Закрепить понятия: экологическая проблема, охрана окружающей среды, круговорот веществ и др.
Задачи урока:
Образовательные:
- научить использовать справочно-правовую систему КонсультантПлюс: Средняя школа при поиске необходимых законов в системе действующего законодательства;
- познакомить учащихся с законами об охране окружающей среды;
Развивающие:
- анализировать и делать выводы о применении законов об охране окружающей среды;
- способствовать развитию речи учащихся, расширению словарного запаса.
Воспитательные:
- способствовать формированию ответственности перед коллективом, развитию требовательности к себе и одноклассникам, ответственности к соблюдению прав и законов;
- ориентировать учащихся на позитивную социальную деятельность в современном обществе;
Учитель обществознания здоровается, знакомит с темой урока.
2. Актуализация знаний.
Учитель обществознания.
Тема нашего занятия «Природа под охраной закона». Одним из очень важных проявлений личности, по которым можно судить том, насколько интересен и значителен человек, является его отношение к окружающей природе. Нашу цивилизацию называют индустриальной. Согласно статистическим данным, вторая половина 20 – начало 21 века характеризовалась значительными успехами в развитии техники. Но в значительной мере эти успехи были достигнуты за счет нанесения невосполнимого ущерба окружающей среде.
В связи с этим цель нашего урока состоит в том, чтобы расширить и обобщить ваши знания об охране окружающей среды.
Преподаватель географии (экологии)
Кто же в ответе за природу? Кто довел ее до состояния, которое характеризуется как экологическая катастрофа. На нашем уроке ради торжества истины мы попытаемся выявить всех потенциальных виновников данного преступления. В первой части урока мы заслушаем судебное разбирательство по экологическому праву. На нашем суде присутствуют судья, прокурор, адвокат, обвиняемый, свидетели, общественность.
3. Основной этап. (Суд 15 мин)
Хижняк Т.Ю., учитель истории МОУ «СОШ №9»
В открытом судебном заседании мы слушаем дело о загрязнении окружающей среды и об экологических проблемах общества.
Природа обвиняет общество в том, что человек сделал земной шар непригодным для обитания.
Я призываю присяжных заседателей объективно разобраться в этом деле, выслушав обе стороны, их свидетелей и вынести им справедливый приговор.
Со стороны обвинения приглашается Природа.
Природа.
Прошло уже около 1 млн. лет, как появился на земле человек. Благодаря научно – техническим достижениям он возомнил себя моим господином. И вольно или невольно стал применять ко мне давний принцип поработителей «Разделяй и властвуй». Я обвиняю общество в возникновении экологического кризиса.
Судья.
Приглашаем «Общество»
Общество.
Наивысшая организация жизни – это общество. В древние времена, когда человек был еще собирателем и охотником, он находился в более гармоничном единстве с окружающей природой и полностью зависел от нее. С развитием техники люди становились все сильнее. Они уже могли покорить и подчинить силы природы на благо себе. Я не согласна с обвинением.
Судья.
Теперь послушаем свидетелей и пострадавших. Приглашаю Землю.
Земля.
Чтобы прокормиться, одеться человек пользуется земельными, водными ресурсами. Почвы разрушаются, что ведет к развитию эрозии, вторичному засолению; вода и воздух загрязняются. Человек ежегодно извлекает из земных недр более 100 млрд. тонн руды, горючих и строительных материалов. Добыча полезных ископаемых приводит к изменению рельефа Земли, образованию котлован, пустот в верхних слоях земной коры.
Хижняк Т.Ю., учитель истории МОУ «СОШ №9»
Если человек будет продолжать хищнически извлекать природные ископаемые из недр, то их хватит только на два поколения. Я поддерживаю обвинение
Судья.
Вопрос обвинителю. Есть ли факты отрицательного влияния удобрений на здоровье человека?
Прокурор.
Повышенное содержание нитритов и нитратов в пищевых продуктах приводит ко многим заболеваниям человека. В нашем с/х в больших количествах применяются пестициды, которые используются человеком для борьбы с вредителями с/х культур и уничтожения паразитов домашних животных.
Судья.
Адвокат Общества, что делает сегодня человек, чтобы предотвратить развитие заболеваний, связанных с избыточным использованием минеральных удобрений и пестицидов?
Адвокат.
В некоторых странах (США, Франция, Германия) уменьшают применение пестицидов или полностью от них отказываются. Еще в 1985 году в США насчитывалось свыше 20 тыс. ферм, не применяющих не только пестициды, но и минеральные удобрения. Аналогичные примеры есть и у нас, некоторые хозяйства Краснодарского края, омской и некоторых других областей полностью отказались от применения пестицидов.
Судья.
У стороны обвинения есть вопросы?
Прокурор.
Вопросов не имею.
Судья. Приглашается свидетель. Атмосфера.
Хижняк Т.Ю., учитель истории МОУ «СОШ №9»
Атмосфера.
Источником моего загрязнения являются предприятия горной и цветной металлургии, тепловые электростанции, автомобильный транспорт и т.д. В атмосферу выбрасывают различные газы и пыль. Из космоса видны шлейфы скопления дыма над крупными промышленными районами. Я обвиняю Общество.
Прокурор.
С 1900 года использование топлива увеличилось в 10 раз, а с 2000 еще во столько же. Ежегодно в атмосферу поступает более 200 млн. тонн оксидов углерода, серы, азота. Выброс больших количеств СО2 нарушает круговорот углерода в природе – переход органических соединений в неорганические и наоборот. За счёт фотосинтеза ежегодно образуется 80 млрд. тонн органических веществ, выделяются 1011 тонн кислорода, и аккумулируется в растениях 1,7х1021 кДж солнечной энергии. В атмосферу СО2 возвращается за счёт процессов дыхания животных, человека и растений, а также разложения их останков. Всё увеличивающееся содержание СО2 вызывает так называемый парниковый эффект. За последние 100 лет средняя температура на поверхности Земли выросла на 0,5-0,6 градуса. Дальнейшее накопление СО2 в атмосфере может привести к изменению климата на Земле. Многие учёные полагают, что это вызовет таяние льдов и катастрофическое повышение уровня Мирового океана. Небольшое количество SO2 выбрасывают тепловые электростанции и предприятия цветной металлургии, на которых осуществляется окислительный обжиг сульфидных руд. При растворении в капельках влаги тумана, дождя, облаков оксиды неметаллов (в основном SO2) образуют кислотные дожди. Кислотные дожди способствуют также коррозии металлов, разрушению лакокрасочных покрытий. Под губительным действием оксидов серы и азота разрушаются памятники архитектуры и многие строительные материалы. Сейчас в мире имеется более 500 млн. автомобилей. На них приходится 60% всех вредных выбросов в атмосферу; в выхлопных газах содержится не менее 200 пагубных для здоровья компонентов (Это оксид углерода (2), оксиды азота, оксиды серы, углеводорода, соединений свинца и др) Выхлопные газы могут быть причиной образования смога над городами. В выхлопных газах содержатся также соединения свинца, которые накапливаются в морских отложениях и пресной воде. В продуктах сгорания топлива содержится ртуть – один из опаснейших загрязнителей пищевых продуктов. Она накапливается в организме и вредно действует на нервную систему. Также
Хижняк Т.Ю., учитель истории МОУ «СОШ №9»
источником загрязнения атмосферы являются радиоактивные элементы, попадающие в атмосферу при ядерных взрывах, авариях на атомных станциях. Наиболее яркий пример негативного воздействия на климат Земли – возникновение озоновых дыр над Антарктидой и Арктикой. У меня все.
Судья.
Сторона защиты, у Вас есть вопросы?
Адвокат. Вопросов не имею.
Судья. Приглашается свидетель Гидросфера.
Гидросфера.
Вода – бесценное богатство, без нее невозможна жизнь на планете. Физиологическая потребность в воде одного человека за 70 лет составляет 50 тонн. В связи с развитием промышленности, ростом городов расход воды все увеличивается. Одновременно усиливается загрязнение воды промышленными и бытовыми отходами. Это приводит к нарушению естественных процессов самоочищения водоемов, наносит ущерб их обитателям. В современном городе на бытовые нужды ежесуточно требуется 300-500 литров воды на одного человека. Количество ежесуточно расходуемой человечеством пресной воды в настоящее время равняется годовой работе всех полезных ископаемых. Важным показателем качества воды является количество растворенного в ней кислорода. Кислород необходим для жизни обитателей водоемов. При избытке органических веществ растворенного кислорода оказывается уже недостаточно недостаточной для деятельности аэробных бактерий. Вода приобретает гнилостный запах, гибнет рыба и другие обитатели водоемов. Я обвиняю Общество.
Прокурор.
Большой вред природным водам наносят растворенные в сточных водах минеральные удобрения, смываемые с поверхности почвы. Удобрения (в особенности нитраты и фосфаты) вызывают бурное разрастание сорной травы и водорослей. Это приводит к засорению водоемов и их гибели. Источником загрязнения вод также являются:
Хижняк Т.Ю., учитель истории МОУ «СОШ №9»
1. Продукты гниения древесины при молевом сплаве леса.
2. Горюче – смазочные вещества морского и речного флота.
3. Нефть, покрывающая ¼ часть поверхности Мирового океана, вследствие потери ее при подводной добыче, перевозках, авариях нефтеналивных судов.
4. Отходы животноводства – один свинокомплекс на 108 тысяч голов или комплекс крупного рогатого скота на 35 тысяч голов дает загрязнение, эквивалентное отходам крупного города с населением 400-500 тысяч человек.
Судья.
Приглашается свидетель Лес.
Лес.
Лесной фонд расходуется нерационально. В процессе лесозаготовок и переработки теряется большое количество древесины. Более 1 млн. га лесов повреждено в результате вредных выбросов промышленных предприятий. Общая площадь гарей и погибших древостоев составляет около 70 га. Вырубка лесов в 18 раз превышает их прирост. В этом я обвиняю Общество.
Судья.
Адвокат Общества, сознает ли человек свои ошибки?
Адвокат.
Да, человек признает свои ошибки. Во многих странах проводятся работы по искусственному лесоразведению. Для сохранения некоторых видов животных и растений организованы заповедники, заказники, национальные парки. Ведутся исследования по применению микробиологических методов для очистки жидкого и твердого топлива от соединений серы. Одним из способов кардинального решения проблемы защиты окружающей среды является использование водорода в качестве топлива,а также применения электрохимических топливных элементов. Быстрыми темпами совершенствуется атомная энергетика. Бытовые сточные воды обеззараживают хлором или озоном, а затем подвергают биологической очистке. При биотехническом окислении органических веществ образуется биомасса, которую используют для получения белкового витаминного концентрата для подкормки животных. Очистка промышленных
Хижняк Т.Ю., учитель истории МОУ «СОШ №9»
сточных вод весьма сложна. Удаление соединений металлов может быть осуществлено осаждением их в виде нерастворимых веществ и др. Наиболее надежный способ защиты водоемов основан на создании экономически рациональных, замкнутых систем, обеспечивающих многократное использование воды в производстве. Необходимо внедрять в производство безотходные технологии, комплексное использование сырья.
Судья.
Уважаемые присяжные заседатели. Мы выслушали стороны обвинения и стороны защиты. И я прошу вас вынести свое решение.
Присяжные.
Общество виновно в загрязнении окружающей среды и возникновении экологических проблем. Разрушая природу, человек стал жить по принципу «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
Судья.
Судебное заседание объявляется закрытым.
Учитель с использованием ПК и видеопроектора проводит фронтальную практическую работу с использованием справочно-правовой системы КонсультантПлюс: Средняя Школа.
1. Загрузка (запуск) справочно-правовой системы КонсультантПлюс: СредняяШкола;
2. В поля «Карточка поиска» и «Название документа» ввести текст “Об охране окружающей среды”;
3. В окне «Результат поиска» открыть ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. От18.12.2006) "Об охране окружающей среды";
4. Ознакомиться с некоторыми статьями данного закона, например (Cт. 1, 2, 5, 12, 15, 18, 25).
Учащиеся знакомятся с предложенными статьями закона записывая номера статье в Главе 1 закона изучают основные термины и выписывают их в тетрадь (окружающая среда, природная среда, природный объект, антропогенный объект и т.д.)
Хижняк Т.Ю., учитель истории МОУ «СОШ №9»
Данный закон основан на Конституции РФ.
Учащиеся по ссылке переходят к тексту Конституции РФ (ст. 42, 58) и выделяют экологические права и обязанности.
4. Подведение итогов.
5. Домашнее задание.
§10. Приведите примеры экологических правонарушений, имевших место в России, в Республике Коми, в г. Печора.
6. Материалы для подготовки к уроку:
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. От18.12.2006) "Об охране окружающей среды";
2. «Справочно-правовая система КонсультантПлюс: СредняяШкола»
3. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И. Обшествознание. Учебное пособие для 8-9 кл., М., Просвещение, 2011.