Просмотр содержимого документа
«: Общество и природа. Природа под охраной закона. »
Конспект занятия.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Брюховецкий аграрный колледж»
по дисциплине “Обществознание”
Тема: «Общество и природа. Природа под охраной закона.»
Преподаватель: Р.Т.Попова.
ст. Брюховецкая, 2012 г.
Тема урока: Общество и природа. Природа под охраной закона.
Мы все умрем, людей бессмертных нет, И это все известно и не ново. Но мы живем, чтобы оставить след: Дом иль тропинку, дерево иль слово.
Не все пересыхают ручейки, Не все напевы время уничтожит, И ручейки умножат мощь реки, И нашу славу песня приумножит. Расул Гамзатов
Учебная цель: характеристика основных составляющих во взаимосвязи общества и природы, формирование мировоззрения учащихся.
Воспитательная: воспитание чувства сопричастности к обществу России, развивать учение общаться, излагать свои мысли.
Развивающая цель: развитие творческого мышления, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, формулировать своё мнение.
Деятельностная цель: выполнение заданий для презентаций, анализ текстового материала учебника, Интернет-ресурсов.
Обеспечение занятия: авторская , структурно-логическая таблица по теме: “Общество и природа. Природа под охраной закона”.
Ход урока
Приветствие. Проверка посещаемости.
Сообщение темы занятия, целей.
Учитель: Тема нашего занятия: “Общество и природа. Природа под охраной закона”.
Цель занятия: усвоить какова взаимосвязь общества и природы, какова роль человека в природе, выяснить, какие глобальные проблемы стоят перед человечеством, изучить законы, охраняющие окружающую среду.
Актуализация опорных знаний
Вступительная беседа.
Вопросы: как вы считаете, что такое общество? Приведите примеры.
Что, на ваш взгляд следует понимать под словом “общество” в узком и широком смысле слова?
Можно ли, например, общество рыболовов или охотников считать обществом в одном из этих значений?
Каковы основные признаки общества?
Каковы основные сферы общественной жизни; охарактеризуйте их.
Проблемный вопрос: в какой мере средства массовой информации влияют на изменение мира? Какую роль они играют в процессе глобализации?
Что вы знаете о процессе глобализации?
Дайте определение этого понятия.
Каково ваше отношение к процессу глобализации, проходящему в наше время?
Учитель оценивает ответы, делаются выводы.
Учащиеся правильно отвечают на поставленные вопросы. Беседа проходит в форме дискуссии живо и интересно.
Изучение нового материала
План
Определение понятия “природы”.
Характеристика состояния природной среды в мире, и в частности в нашей стране, регионе, где мы живём.
Воздействие человека на природу.
Закон на страже природы
Учитель: Понятие “природа” употребляется в трёх значениях.
В широком смысле природа обозначает всё сущее, весь мир во всём многообразии его форм. В этом контексте термин “природа” распространяется на всю объективную реальность.
Узкое значение природы – окружающая среда человека, то есть часть действительности, которая выступает как совокупность условий существования человека, включенного в биосферу в качестве биологического вида.
Биосфера – тонкая оболочка Земли, где протекает жизнь, охватившая атмосферу, гидросферу и верхнюю часть литосферы.
Специфическое значение природы – суть, основное содержание того или иного тела, существа.
- Какое определение понятия “природа” вам кажется наиболее полным и почему?
В отличие от стихийных природных сил, в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей.
Природа существует и развивается по своим, независимым от человека и общества законам.
Человек, общество тесно связаны с природой.
Человек не является властелином природы. Бездумно-варварское отношение человека к природе вызвало тяжёлый экологический кризис. По этой причине человек, общество столкнулись сегодня с проблемой выживания самого человека.
Работа с презентацией. “Общество и природа. Природа под охраной закона”.
Закон на страже природы.
Вопросы:
Почему природа нуждается в охране?
Что подлежит охране?
Что может сделать гражданин для защиты природы?
Учитель: в Конституции РФ записано:
Приложения
Статья 9.
Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статья 58.
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
- Как вы объясните смысл данных статей Конституции?
- Что делаете вы по соблюдению закона?
- Что делает государство для предупреждения экологических преступлений?
- Докажите, что земля и другие природные богатства являются основой жизни человека.
- Вспомните историю: как жили древние люди? Как они относились к природе? Что такое присваивающее хозяйство? Что такое производящее хозяйство?
- Как географическое положение влияет на развитие народов?
На протяжении всей истории люди стремились развивать и совершенствовать свои способности воздействовать на природу.
В связи с этим менялся и характер взаимоотношений общества и природы. На каждом этапе развития человечества идёт более целенаправленное воздействие на природу. Природа становится объектом вмешательства человека.
Задание. Проанализируйте высказывание Евгения Кащеева “Человек изобрёл топор и… начинает рубить сук, на котором сидит. Потом делает следующее изобретение…”.
- В первобытном обществе, человек, занимаясь собирательством, охотой, рыболовством, удовлетворял свои первичные потребности. Он присваивал готовые продукты, которые давала ему природа. Человек в те времена был как бы растворён в природе и находился в полной зависимости от неё.
Он не выделялся из неё и не противопоставлял себя ей. Но по мере перехода от собирательства к производству того, что необходимо человеку в его повседневной жизни, он стал вовлекать природу и её ресурсы в хозяйственный оборот, изменяя среду своего обитания.
Ещё большие изменения внёс в природу человек при переходе к земледелию, когда он активно стал выжигать и выкорчёвывать леса, освобождая место под пашни, тес самым изменяя ландшафт в местах обитания человека. Это всё приводило к уменьшению лесов, эрозии почвы.
Нагрузка на природу стала возрастать, когда человек стал строит каналы и оросительные системы, добывать полезные ископаемые. Человек совершенствовал орудия труда и из существа, тождественного с природой, он превращался в существо, отличное от неё, стал воспринимать природу как внешнюю и противостоящую ему самому.
Человек не мог объяснять многие явления природы. Стихийные природные явления истолковывались как враждебные силы, направленные на человека за его непочтительное отношение к природе.
Задание 1. Объясните смысл высказывания:
Исторический прогресс – это изобретение всё новых и новых способов самоуничтожения.
Аркадий Давидович
Учитель. В Конституции РФ записано:
Статья 9.
Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статья 58.
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Как вы объясните смысл данных статей Конституции?
Что делаете вы по соблюдению закона?
Что делает государство для предупреждения экологических преступлений?
Докажите, что земля и другие природные богатства являются основой жизни человека.
Вспомните историю: как жили древние люди? Как они относились к природе? Что такое присваивающее хозяйство? Что такое производящее хозяйство?
Как географическое положение влияет на развитие народов? '*'
На протяжении всей истории люди стремились развивать и совершенствовать свои способности воздействовать на природу.
В связи с этим менялся и характер взаимоотношений общества и природы. На каждом этапе развития человечества идет более целенаправленное воздействие на природу. Природа становится объектом вмешательства человека.
Задание. Проанализируйте высказывание Евгения Кащеева «Человек изобрел топор и... начинает рубить сук, на котором сидит. Потом делает следующее изобретение...».
- В первобытном обществе, человек, занимаясь собирательством, охотой, рыболовством, удовлетворял свои первичные потребности. Он присваивал готовые продукты, которые давала ему природа. Человек в те времена был как бы растворен в природе и находился в полной зависимости от нее.
Он не выделялся из нее и не противопоставлял себя ей. Но по мере перехода от собирательства к производству того, что необходимо человеку в его повседневной жизни, он стал вовлекать природу и ее ресурсы в хозяйственный оборот, изменяя среду своего обитания.
Еще большие изменения внес в природу человек при переходе к земледелию, когда он активно стал выжигать и выкорчевывать леса, освобождая место под пашни, тем самым изменяя ландшафт в местах обитания человека. Это.* все приводило к уменьшению лесов, эрозии почвы.
Нагрузка на природу стала возрастать, когда человек стал строить каналы и оросительные системы, добывать полезные ископаемые. Человек совершенствовал орудия труда и из существа, тождественного с природой, он превращался в существо, отличное от нее, стал воспринимать природу как внешнюю и противостоящую ему самому.
Человек не мог объяснять многие явления природы. Стихийные природные явления истолковывались как враждебные силы, направленные на человека за его непочтительное отношение к природе.
Задание 1. Объясните смысл высказывания: Исторический прогресс - это изобретение все новых и новых способов самоуничтожения.
Аркадий Давидович
Задание 3. Рассмотрите рисунки, ответьте на вопросы.
Знаете ли вы, каково нынешнее состояние природы? Нуждается ли она в защите?
Что нужно охранять? Какие природные объекты конкретно подлежат охране? Ответить на эти вопросы поможет текст, с. 41. Сделайте его краткий конспект.
Что могут сделать люди для защиты природы? (Эта работа проводится в группе. Класс делится на 4 группы. Каждая группа самостоятельно определяет, что могут сделать граждане для защиты природы. После выполнения задания ребята проводят защиту своих наработок.)
Задание 4. Сформулируйте правила, за нарушение которых следует наказание. После выполнения работы представители групп выступают друг перед другом.
Учитель: Юридическая ответственность за экологические правонарушения и преступления есть лишь одна из форм обеспечения экологической безопасности населения, охраны природной среды и рационального использования ее ресурсов. Она осуществляется наряду с экономическими, политическими, нравственно-воспитательными, образовательными мерами, мерами по возмещению причиненного природе или здоровью человека вреда и иными. [3]
В комплексном виде законодательное закрепление ответственности по экологическому праву произведено в ст. 81 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды», которая предусматривает, что за экологические правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, материальную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую в соответствии с названным законом и иными законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов.
К законодательным актам, содержащим общие положения об ответственности правонарушителей, относится, например, федеральное природоохранительное законодательство:
Закон РФ «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. [4]
Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. [5]
Закон РФ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г. [6]
Земельный Кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г. [7]
Основы лесного законодательства РФ от 6 марта 1993 г. [8]
Водный кодекс РФ от 18 октября 1995 г. [9]
Закон РФ «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. [10]
Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19 апреля 1991 г. и др. [11]
В соответствии со ст. 6 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР (КоАП) субъекты Федерации наделены правом устанавливать административную ответственность за нарушение правил охоты и рыболовства; правил осуществления других видов пользования животным миром; решений по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями; правил по карантину животных; ветеринарных правил.
В соответствии со ст. 71, 72 Конституции РФ принятие норм уголовного, уголовно-исполнительного, гражданского права относится к ведению Федерации.
Административное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей природной среды находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Задачами юридической ответственности за экологические правонарушения являются: защита общественных отношений в сфере экологии; наказание правонарушителя; предупреждение совершения им новых правонарушений (частное предупреждение) и правонарушений со стороны других граждан (общее предупреждение); воспитание населения в духе уважения к закону и сложившемуся экологическому правопорядку.
Ответственность за экологические правонарушения основана на принципах законности, равенства граждан перед законом, виновной ответственности (за исключением обязанности по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности, в порядке реализации гражданско-правовой ответственности), справедливости, гуманизма, дифференцированного ее возложения, экономии мер государственного принуждения.
В ст. 81 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» экологическое правонарушение определяется как виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.
Дисциплинарную ответственность несут работники предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей природной среды, ненадлежащую эксплуатацию очистных установок и сооружений и за нарушение иных требований природоохранительного законодательства при исполнении своих обязанностей по службе или работе (ст. 82 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»).
Общие положения о возможности применения к нарушителю экологического законодательства материальной ответственности содержатся в ст. 83 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Порядок ее применения регулируется трудовым законодательством.
Материальная ответственность заключается в возложении на причинителя вреда обязанности возместить расходы, которые по его вине понесло учреждение, организация, предприятие или иной хозяйствующий субъект, с которым виновный находится в трудовых отношениях.
В соответствии с трудовым законодательством причинитель вреда несет ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более своего месячного заработка (ст. 119 КЗоТ). Однако виновный полностью возмещает вред, если он причинен в результате преступного деяния; умышленно; когда вред причинен не при исполнении своих трудовых обязанностей; когда он причинен работником, находящимся в нетрезвом состоянии; когда в соответствии с законодательством или договором на работника возложена полная материальная ответственность.
При определении размера ущерба учитывается только прямой действительный ущерб, неполученные доходы не учитываются. Недопустимо возложение на работника ответственности за такой ущерб, который может быть отнесен к категории нормального производственного риска (ст. 118 КЗоТ).
Административная ответственность за экологические правонарушения применяется уполномоченным на то органом исполнительной власти государства, должностным лицом соответствующего государственного органа или судом (в проекте нового КоАП РФ - мировым судьей или судом).
Перечень административных экологических правонарушений дается в ст. 84 Закона «Об охране окружающей природной среды», отраслевом природноресурсовом законодательстве и в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях, где они группируются в главе «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры».
За совершение экологических административных правонарушений могут применяться: предупреждение, штраф, конфискация орудия совершения правонарушения; лишение специального права (охоты, рыболовства, управления транспортными средствами); возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения правонарушения.
В Уголовном кодексе РФ предусмотрена ответственность за экоцид (ст. 358 УК), уничтожение или повреждение природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства (ст. 243 УК), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо окружающей среды (ст. 237 УК). [19]
Эти составы преступлений размещены в других главах УК, но они устанавливают ответственность за деяния, также сопряженные с причинением вреда природной среде. Таким образом, появилось, наконец, четкое определение в законе круга экологических преступлений, позволяющее выстроить их в систему, и узаконено само название этих посягательств, прежде вызывавшее споры.
Суть, однако, не в этом. Главное - изменился подход к общественной и правовой гонке экологических правонарушений и преступлений.
Экологические преступления есть по сути преступления против человека и всего живого на земле путем воздействия на среду обитания.
Существенно меняются и представления об общественной опасности данных преступлений, тогда как до сих пор они относились к разряду малозначительных, второстепенных, сил и средств на борьбу с ними выделялось мало, в государственных программах борьбы с преступностью они не значились.
Но в настоящее время все изменилось. Так как человек - существо разумное, то вред природе причиняет умышленно, и соответственно он должен нести ответственность за совершенные деяния.
Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (извлечения)
Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г.
Глава III. Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.
Статья 11. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды.
Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Граждане имеют право:
-создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;
выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
-обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
3. Граждане обязаны:
сохранять природу и окружающую среду;
бережно относиться к природе и природным богатствам;
соблюдать иные требования законодательства.
Статья 12. Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.
1. Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:
-разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;
за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;
оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
Организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;
обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности,, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;
- участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;
-обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;
рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;
подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;
предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
2. Общественные и иные некоммерческие объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.
Статья 13. Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.
При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.
Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности в установленном порядке.
Глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды.
Статья 14. Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды.
К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:
разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;
разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;»
поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;
возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;
иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.
Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
. 1. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
2. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
загрязнение недр, почв;
размещение отходов производства и потребления;
-загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействии;
- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
Статья 17. Предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды.
Предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством.
Государственная поддержка предпринимательской деятельности в целях охраны окружающей среды осуществляется посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством.
Глава IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной.
Статья 58. Меры охраны природных объектов.
1. Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд.
Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.
Статья 59. Правовой режим охраны природных объектов.
Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, законодательством о природном и культурном наследии, а также иным законодательством.
Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Статья 60. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов.
1. В целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и Красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в Красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.
Порядок охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, порядок ведения Красной книги Российской Федерации, Красных книг субъектов Российской Федерации, а также порядок сохранения их генетического фонда в низкотемпературных генетических банках и в искусственно созданной среде обитания определяется законодательством в области охраны окружающей среды.
Ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации и транзитная перевозка через Российскую Федерацию, а также оборот редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, их особо ценных видов, в том числе растений, животных и других организмов, подпадающих под действие международных договоров Российской Федерации, регулируется законодательством Российской Федерации с учетом общепризнанных принципов и норм международного права.
Статья 61. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений.
1. Зеленый фонд городских и сельских поселений представляет собой совокупность зеленых зон, в том числе покрытых древесно-кустарниковой растительностью территорий и покрытых травянистой растительностью территорий в границах этих поселений.
2. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
3. Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с законодательством.
Статья 62. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения почв.
Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы подлежат охране государством, и в целях их учета и охраны учреждаются Красная книга почв Российской Федерации и Красные книги почв субъектов Российской Федерации, порядок ведения которых определяется законодательством об охране почв.
Порядок отнесения почв к редким и находящимся под угрозой исчезновения, а также порядок установления режимов использования земельных участков, почвы которых отнесены к редким и находящимся под угрозой исчезновения, определяется законодательством.
Глава ХШ. Основы формирования экологической культуры.
Статья 71. Всеобщность и комплексность экологического образования.
В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.
Статья 72. Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях.
В дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний.
В соответствии с профилем образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, обеспечивается преподавание учебных дисциплин по охране окружающей среды, экологической безопасности и рациональному природопользованию.
Статья 74. Экологическое просвещение.
В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.
Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.
Глава XIV. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды.
Статья 75. Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Статья 76. Разрешение споров в области охраны окружающей среды.
Споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Статья 77. Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде.
Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.
3. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Статья 78. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
1. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Статья 79. Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.
Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством.
Статья 80. Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.
УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ (извлечения)
Глава 26. Экологические преступления.
Ст. 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ.
Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Ст. 250. Загрязнение вод.
Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
Те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
Ст. 251. Загрязнение атмосферы.
1. Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений или иных объектов или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха, наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
Те же деяния, повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет.
Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
Ст. 252. Загрязнение морской среды.
Загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря, либо препятствующих правомерному использованию морской среды, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.
Те же деяния, причинившие существенный вред здоровью человека, животному или растительному миру, рыбным запасам, окружающей среде, зонам отдыха, либо другим охраняемым законом интересам, наказываются лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного месяца.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
Ст. 254. Порча земли.
Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их-хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, наказываются штрафом в размере от двухсот или пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права заниматься определенной деятельностью на срок от трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.
Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.
Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
Ст. 255. Нарушение правил охраны и использования недр.
Нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.
Ст. 256. Незаконная добыча водных животных и растений.
1. Незаконная добыча рыбы, морского зверя и иных животных или промысловых морских растений, если это деяние совершено:
а) с применением крупного ущерба;
б) с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений;
в) в местах нереста или на миграционных путях к ним;
г) на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.
Незаконная добыча котиков, морских бобров или иных морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.
Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Ст. 258. Незаконная охота.
1. Незаконная охота, если это деяние совершено:
а) с причинением крупного ущерба;
б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц, зверей;
в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;
г) на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.
2. Те же^ деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного до-хода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Ст. 259. Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, повлекшее гибель популяций этих организмов, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.
Ст. 260. Незаконная порубка деревьев и кустарников.
1. Незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан первой группы либо в особо защищенных участках лесов всех групп, а также деревьев, кустарников и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере, наказываются штрафом от пятисот до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
Ст. 261. Уничтожение или повреждение лесов.
Уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
IV. Закрепление.
Вопросы и задания:
- Какими правами обладают граждане в области охраны окружающей среды?
- Какие обязанности должны исполнять граждане в области охраны природы?
-Какие права и обязанности имеют общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды?
Назовите методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды.
Каковы меры охраны природных объектов?
Объясните необходимость экологического образования. -Что относят к видам негативного воздействия на окружающую среду?
Как осуществляется охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов?
Назовите виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
За какие экологические преступления предусмотрена уголовная ответственность?
Закрепление.
домашнее задание: составить структурно-логическую таблицу по теме: “Общество и природа. Природа под охраной закона”, подобрать газетные статьи о природе, пейзажи, рисунки о природе(подготовить коллаж).