kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

: Общество и природа. Природа под охраной закона.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная цель: характеристика основных составляющих во взаимосвязи общества и природы, формирование мировоззрения учащихся.

   Воспитательная: воспитание чувства сопричастности к обществу  России, развивать учение общаться, излагать свои мысли.

    Развивающая цель: развитие творческого мышления, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, формулировать своё мнение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«: Общество и природа. Природа под охраной закона. »

Конспект занятия.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Брюховецкий аграрный колледж»










по дисциплине “Обществознание”


Тема: «Общество и природа. Природа под охраной закона.»







Преподаватель: Р.Т.Попова.


ст. Брюховецкая, 2012 г.











Тема урока: Общество и природа. Природа под охраной закона.



Мы все умрем, людей бессмертных нет,
И это все известно и не ново.
Но мы живем, чтобы оставить след:
Дом иль тропинку, дерево иль слово.

Не все пересыхают ручейки,
Не все напевы время уничтожит,
И ручейки умножат мощь реки,
И нашу славу песня приумножит.
Расул Гамзатов

Учебная цель: характеристика основных составляющих во взаимосвязи общества и природы, формирование мировоззрения учащихся.

Воспитательная: воспитание чувства сопричастности к обществу России, развивать учение общаться, излагать свои мысли.

Развивающая цель: развитие творческого мышления, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, формулировать своё мнение.

Деятельностная цель: выполнение заданий для презентаций, анализ текстового материала учебника, Интернет-ресурсов.

Обеспечение занятия: авторская , структурно-логическая таблица по теме: “Общество и природа. Природа под охраной закона”.

Ход урока

  1. Приветствие. Проверка посещаемости.

  2. Сообщение темы занятия, целей.

Учитель: Тема нашего занятия: “Общество и природа. Природа под охраной закона”.

Цель занятия: усвоить какова взаимосвязь общества и природы, какова роль человека в природе, выяснить, какие глобальные проблемы стоят перед человечеством, изучить законы, охраняющие окружающую среду.

  1. Актуализация опорных знаний

  1. Вступительная беседа.

Вопросы: как вы считаете, что такое общество? Приведите примеры.

  1. Что, на ваш взгляд следует понимать под словом “общество” в узком и широком смысле слова?

  2. Можно ли, например, общество рыболовов или охотников считать обществом в одном из этих значений?

  3. Каковы основные признаки общества?

  4. Каковы основные сферы общественной жизни; охарактеризуйте их.

Проблемный вопрос: в какой мере средства массовой информации влияют на изменение мира? Какую роль они играют в процессе глобализации?

  1. Что вы знаете о процессе глобализации?

Дайте определение этого понятия.

  1. Каково ваше отношение к процессу глобализации, проходящему в наше время?

Учитель оценивает ответы, делаются выводы.

Учащиеся правильно отвечают на поставленные вопросы. Беседа проходит в форме дискуссии живо и интересно.

  1. Изучение нового материала

План

  1. Определение понятия “природы”.

  2. Характеристика состояния природной среды в мире, и в частности в нашей стране, регионе, где мы живём.

  3. Воздействие человека на природу.

  4. Закон на страже природы

Учитель: Понятие “природа” употребляется в трёх значениях.

В широком смысле природа обозначает всё сущее, весь мир во всём многообразии его форм. В этом контексте термин “природа” распространяется на всю объективную реальность.

Узкое значение природы – окружающая среда человека, то есть часть действительности, которая выступает как совокупность условий существования человека, включенного в биосферу в качестве биологического вида.

Биосфера – тонкая оболочка Земли, где протекает жизнь, охватившая атмосферу, гидросферу и верхнюю часть литосферы.

Специфическое значение природы – суть, основное содержание того или иного тела, существа.

- Какое определение понятия “природа” вам кажется наиболее полным и почему?

В отличие от стихийных природных сил, в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей.

Природа существует и развивается по своим, независимым от человека и общества законам.

Человек, общество тесно связаны с природой.

Человек не является властелином природы. Бездумно-варварское отношение человека к природе вызвало тяжёлый экологический кризис. По этой причине человек, общество столкнулись сегодня с проблемой выживания самого человека.



Работа с презентацией. “Общество и природа. Природа под охраной закона”.

Закон на страже природы.

Вопросы:

  1. Почему природа нуждается в охране?

  2. Что подлежит охране?

  3. Что может сделать гражданин для защиты природы?

Учитель: в Конституции РФ записано:

Приложения

Статья 9.

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.



Статья 58.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

- Как вы объясните смысл данных статей Конституции?

- Что делаете вы по соблюдению закона?

- Что делает государство для предупреждения экологических преступлений?

- Докажите, что земля и другие природные богатства являются основой жизни человека.

- Вспомните историю: как жили древние люди? Как они относились к природе? Что такое присваивающее хозяйство? Что такое производящее хозяйство?

- Как географическое положение влияет на развитие народов?

На протяжении всей истории люди стремились развивать и совершенствовать свои способности воздействовать на природу.

В связи с этим менялся и характер взаимоотношений общества и природы. На каждом этапе развития человечества идёт более целенаправленное воздействие на природу. Природа становится объектом вмешательства человека.

Задание. Проанализируйте высказывание Евгения Кащеева “Человек изобрёл топор и… начинает рубить сук, на котором сидит. Потом делает следующее изобретение…”.

- В первобытном обществе, человек, занимаясь собирательством, охотой, рыболовством, удовлетворял свои первичные потребности. Он присваивал готовые продукты, которые давала ему природа. Человек в те времена был как бы растворён в природе и находился в полной зависимости от неё.

Он не выделялся из неё и не противопоставлял себя ей. Но по мере перехода от собирательства к производству того, что необходимо человеку в его повседневной жизни, он стал вовлекать природу и её ресурсы в хозяйственный оборот, изменяя среду своего обитания.

Ещё большие изменения внёс в природу человек при переходе к земледелию, когда он активно стал выжигать и выкорчёвывать леса, освобождая место под пашни, тес самым изменяя ландшафт в местах обитания человека. Это всё приводило к уменьшению лесов, эрозии почвы.

Нагрузка на природу стала возрастать, когда человек стал строит каналы и оросительные системы, добывать полезные ископаемые. Человек совершенствовал орудия труда и из существа, тождественного с природой, он превращался в существо, отличное от неё, стал воспринимать природу как внешнюю и противостоящую ему самому.

Человек не мог объяснять многие явления природы. Стихийные природные явления истолковывались как враждебные силы, направленные на человека за его непочтительное отношение к природе.

Задание 1. Объясните смысл высказывания:

Исторический прогресс – это изобретение всё новых и новых способов самоуничтожения.

Аркадий Давидович



Учитель. В Конституции РФ записано:

Статья 9.

Земля и другие природные ресурсы используются и охраня­ются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статья 58.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

  • Как вы объясните смысл данных статей Конституции?

  • Что делаете вы по соблюдению закона?

  • Что делает государство для предупреждения экологиче­ских преступлений?

  • Докажите, что земля и другие природные богатства явля­ются основой жизни человека.

  • Вспомните историю: как жили древние люди? Как они от­носились к природе? Что такое присваивающее хозяйство? Что такое производящее хозяйство?

  • Как географическое положение влияет на развитие на­родов? '*'

На протяжении всей истории люди стремились развивать и со­вершенствовать свои способности воздействовать на природу.

В связи с этим менялся и характер взаимоотношений обще­ства и природы. На каждом этапе развития человечества идет более целенаправленное воздействие на природу. Природа ста­новится объектом вмешательства человека.

Задание. Проанализируйте высказывание Евгения Кащеева «Человек изобрел топор и... начинает рубить сук, на котором сидит. Потом делает следующее изобретение...».

- В первобытном обществе, человек, занимаясь собира­тельством, охотой, рыболовством, удовлетворял свои первичные потребности. Он присваивал готовые продукты, которые давала ему природа. Человек в те времена был как бы растворен в при­роде и находился в полной зависимости от нее.

Он не выделялся из нее и не противопоставлял себя ей. Но по мере перехода от собирательства к производству того, что необходимо человеку в его повседневной жизни, он стал вовле­кать природу и ее ресурсы в хозяйственный оборот, изменяя среду своего обитания.

Еще большие изменения внес в природу человек при пере­ходе к земледелию, когда он активно стал выжигать и выкорче­вывать леса, освобождая место под пашни, тем самым изменяя ландшафт в местах обитания человека. Это.* все приводило к уменьшению лесов, эрозии почвы.

Нагрузка на природу стала возрастать, когда человек стал строить каналы и оросительные системы, добывать полезные ископаемые. Человек совершенствовал орудия труда и из суще­ства, тождественного с природой, он превращался в существо, отличное от нее, стал воспринимать природу как внешнюю и противостоящую ему самому.

Человек не мог объяснять многие явления природы. Стихий­ные природные явления истолковывались как враждебные силы, направленные на человека за его непочтительное отношение к природе.

Задание 1. Объясните смысл высказывания: Исторический прогресс - это изобретение все новых и новых способов самоуничтожения.

Аркадий Давидович


Задание 3. Рассмотрите рисунки, ответьте на вопросы.

  • Знаете ли вы, каково нынешнее состояние природы? Нуж­дается ли она в защите?

  • Что нужно охранять? Какие природные объекты конкретно подлежат охране? Ответить на эти вопросы поможет текст, с. 41. Сделайте его краткий конспект.

  • Что могут сделать люди для защиты природы? (Эта работа проводится в группе. Класс делится на 4 группы. Каждая группа самостоятельно определяет, что могут сделать граждане для за­щиты природы. После выполнения задания ребята проводят за­щиту своих наработок.)

Задание 4. Сформулируйте правила, за нарушение которых следует наказание. После вы­полнения работы представители групп выступают друг перед другом.


Учитель: Юридическая ответственность за экологические правонару­шения и преступления есть лишь одна из форм обеспечения экологической безопасности населения, охраны природной сре­ды и рационального использования ее ресурсов. Она осуществ­ляется наряду с экономическими, политическими, нравственно-воспитательными, образовательными мерами, мерами по воз­мещению причиненного природе или здоровью человека вреда и иными. [3]

В комплексном виде законодательное закрепление ответст­венности по экологическому праву произведено в ст. 81 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природ­ной среды», которая предусматривает, что за экологические пра­вонарушения должностные лица и граждане несут дисципли­нарную, материальную, административную, гражданско-право­вую либо уголовную ответственность, а предприятия, учрежде­ния, организации - административную и гражданско-правовую в соответствии с названным законом и иными законодательны­ми актами Российской Федерации и ее субъектов.

К законодательным актам, содержащим общие положения об ответственности правонарушителей, относится, например, фе­деральное природоохранительное законодательство:

  • Закон РФ «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. [4]

  • Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. [5]

  • Закон РФ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздо­ровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г. [6]

  • Земельный Кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г. [7]

  • Основы лесного законодательства РФ от 6 марта 1993 г. [8]

  • Водный кодекс РФ от 18 октября 1995 г. [9]

  • Закон РФ «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. [10]

  • Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благо­получии населения» от 19 апреля 1991 г. и др. [11]

В соответствии со ст. 6 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР (КоАП) субъекты Федерации наде­лены правом устанавливать административную ответственность за нарушение правил охоты и рыболовства; правил осуществле­ния других видов пользования животным миром; решений по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями; правил по карантину животных; ветеринарных правил.

В соответствии со ст. 71, 72 Конституции РФ принятие норм уголовного, уголовно-исполнительного, гражданского права от­носится к ведению Федерации.

Административное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей природной среды находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Задачами юридической ответственности за экологические правонарушения являются: защита общественных отношений в сфере экологии; наказание правонарушителя; предупреждение совершения им новых правонарушений (частное предупрежде­ние) и правонарушений со стороны других граждан (общее пре­дупреждение); воспитание населения в духе уважения к закону и сложившемуся экологическому правопорядку.

Ответственность за экологические правонарушения основа­на на принципах законности, равенства граждан перед законом, виновной ответственности (за исключением обязанности по воз­мещению вреда, причиненного источником повышенной опас­ности, в порядке реализации гражданско-правовой ответственно­сти), справедливости, гуманизма, дифференцированного ее возло­жения, экономии мер государственного принуждения.

В ст. 81 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» экологическое правонарушение определяется как винов­ное, противоправное деяние, нарушающее природоохранитель­ное законодательство и причиняющее вред окружающей при­родной среде и здоровью человека.

Дисциплинарную ответственность несут работники пред­приятий, учреждений, организаций независимо от формы собст­венности за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей природной среды, ненадлежащую эксплуатацию очистных установок и со­оружений и за нарушение иных требований природоохрани­тельного законодательства при исполнении своих обязанностей по службе или работе (ст. 82 Закона РСФСР «Об охране окру­жающей природной среды»).

Общие положения о возможности применения к нарушите­лю экологического законодательства материальной ответствен­ности содержатся в ст. 83 Закона РСФСР «Об охране окружаю­щей природной среды». Порядок ее применения регулируется трудовым законодательством.

Материальная ответственность заключается в возложении на причинителя вреда обязанности возместить расходы, которые по его вине понесло учреждение, организация, предприятие или иной хозяйствующий субъект, с которым виновный находится в трудовых отношениях.

В соответствии с трудовым законодательством причинитель вреда несет ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более своего месячного заработка (ст. 119 КЗоТ). Однако виновный полностью возмещает вред, если он причинен в результате преступного деяния; умышленно; когда вред при­чинен не при исполнении своих трудовых обязанностей; когда он причинен работником, находящимся в нетрезвом состоянии; когда в соответствии с законодательством или договором на ра­ботника возложена полная материальная ответственность.

При определении размера ущерба учитывается только пря­мой действительный ущерб, неполученные доходы не учитыва­ются. Недопустимо возложение на работника ответственности за такой ущерб, который может быть отнесен к категории нор­мального производственного риска (ст. 118 КЗоТ).

Административная ответственность за экологические право­нарушения применяется уполномоченным на то органом испол­нительной власти государства, должностным лицом соответст­вующего государственного органа или судом (в проекте нового КоАП РФ - мировым судьей или судом).

Перечень административных экологических правонаруше­ний дается в ст. 84 Закона «Об охране окружающей природной среды», отраслевом природноресурсовом законодательстве и в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях, где они группируются в главе «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры».

За совершение экологических административных правона­рушений могут применяться: предупреждение, штраф, конфискация орудия совершения правонарушения; лишение специ­ального права (охоты, рыболовства, управления транспортными средствами); возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения правонарушения.

В Уголовном кодексе РФ предусмотрена ответственность за экоцид (ст. 358 УК), уничтожение или повреждение природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства (ст. 243 УК), сокрытие информации об обстоятельствах, соз­дающих опасность для жизни или здоровья людей либо окру­жающей среды (ст. 237 УК). [19]

Эти составы преступлений размещены в других главах УК, но они устанавливают ответственность за деяния, также сопря­женные с причинением вреда природной среде. Таким образом, появилось, наконец, четкое определение в законе круга экологи­ческих преступлений, позволяющее выстроить их в систему, и узаконено само название этих посягательств, прежде вызывав­шее споры.

Суть, однако, не в этом. Главное - изменился подход к об­щественной и правовой гонке экологических правонарушений и преступлений.

Экологические преступления есть по сути преступления против человека и всего живого на земле путем воздействия на среду обитания.

Существенно меняются и представления об общественной опасности данных преступлений, тогда как до сих пор они отно­сились к разряду малозначительных, второстепенных, сил и средств на борьбу с ними выделялось мало, в государственных программах борьбы с преступностью они не значились.

Но в настоящее время все изменилось. Так как человек - су­щество разумное, то вред природе причиняет умышленно, и со­ответственно он должен нести ответственность за совершенные деяния.


Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (извлечения)

Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г.

Глава III. Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны ок­ружающей среды.

Статья 11. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды.

  1. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окру­жающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вы­званного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достовер­ную информацию о состоянии окружающей среды и на возме­щение вреда окружающей среде.

  2. Граждане имеют право:

-создавать общественные объединения, фонды и иные не­коммерческие организации, осуществляющие деятельность в об­ласти охраны окружающей среды;

  • направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъек­тов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевре­менной, полной и достоверной информации о состоянии окру­жающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

  • принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, ре­ферендумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

  • выдвигать предложения о проведении общественной эко­логической экспертизы и участвовать в ее проведении в уста­новленном порядке;

  • оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъ­ектов Российской Федерации, органам местного самоуправле­ния в решении вопросов охраны окружающей среды;

-обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Россий­ской Федерации, органы местного самоуправления и иные орга­низации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопро­сам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воз­действия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

  • предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

  • осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

3. Граждане обязаны:

  • сохранять природу и окружающую среду;

  • бережно относиться к природе и природным богатствам;

  • соблюдать иные требования законодательства.

Статья 12. Права и обязанности общественных и иных не­коммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.

1. Общественные и иные некоммерческие объединения, осу­ществляющие деятельность в области охраны окружающей сре­ды, имеют право:

-разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в уста­новленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны ок­ружающей среды;

  • за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окру­жающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспе­чения экологической безопасности;

  • оказывать содействие органам государственной власти Рос­сийской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

  • Организовывать собрания, митинги, демонстрации, шест­вия и пикетирование, сбор подписей под петициями и прини­мать участие в указанных мероприятиях в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окру­жающей среды;

  • обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Россий­ской Федерации, органы местного самоуправления, иные орга­низации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хо­зяйственной и иной деятельности,, создающих угрозу окру­жающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

- участвовать в установленном порядке в принятии хозяйст­венных и иных решений, реализация которых может оказать не­гативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

-обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Россий­ской Федерации, органы местного самоуправления и иные орга­низации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

  • организовывать и проводить в установленном порядке слу­шания по вопросам проектирования, размещения объектов, хо­зяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имущест­ву граждан;

  • организовывать и проводить в установленном порядке об­щественную экологическую экспертизу;

  • рекомендовать своих представителей для участия в прове­дении государственной экологической экспертизы;

  • подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Россий­ской Федерации, органы местного самоуправления, суд обраще­ния об отмене решений о проектировании, размещении, строи­тельстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйст­венная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приоста­новлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

  • предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

  • осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

2. Общественные и иные некоммерческие объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окру­жающей среды.

Статья 13. Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду.

  1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федера­ции, органы местного самоуправления и должностные лица обя­заны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

  2. При размещении объектов, хозяйственная и иная деятель­ность которых может причинить вред окружающей среде, реше­ние об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.

  3. Должностные лица, препятствующие гражданам, общест­венным и иным некоммерческим объединениям в осуществле­нии деятельности в области охраны окружающей среды, реали­зации их прав, предусмотренных настоящим Федеральным зако­ном и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к от­ветственности в установленном порядке.

Глава IV. Экономическое регулирование в области охра­ны окружающей среды.

Статья 14. Методы экономического регулирования в облас­ти охраны окружающей среды.

К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:

  • разработка государственных прогнозов социально-экономи­ческого развития на основе экологических прогнозов;

  • разработка федеральных программ в области экологиче­ского развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;

  • разработка и проведение мероприятий по охране окру­жающей среды в целях предотвращения причинения вреда ок­ружающей среде;

  • установление платы за негативное воздействие на окру­жающую среду;

  • установление лимитов на выбросы и сбросы загрязня­ющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение от­ходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

  • проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

  • проведение экономической оценки воздействия хозяйст­венной и иной деятельности на окружающую среду;

  • предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке от­ходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;»

  • поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), на­правленной на охрану окружающей среды;

  • возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

  • иные методы экономического регулирования по совер­шенствованию и эффективному осуществлению охраны окру­жающей среды.

Статья 16. Плата за негативное воздействие на окру­жающую среду.

. 1. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окру­жающую среду определяются федеральными законами.

2. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

  • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроор­ганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

  • загрязнение недр, почв;

  • размещение отходов производства и потребления;

-загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электро­магнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействии;

- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

  1. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воз­действие на окружающую среду устанавливается законодатель­ством Российской Федерации.

  2. Внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей ста­тьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельно­сти от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

Статья 17. Предпринимательская деятельность, осуществ­ляемая в целях охраны окружающей среды.

  1. Предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством.

  2. Государственная поддержка предпринимательской дея­тельности в целях охраны окружающей среды осуществляется посредством установления налоговых и иных льгот в соответст­вии с законодательством.

Глава IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной.

Статья 58. Меры охраны природных объектов.

1. Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливает­ся особый правовой режим, в том числе создаются особо охра­няемые природные территории.

  1. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об осо­бо охраняемых природных территориях.

  2. Государственные природные заповедники, в том числе го­сударственные природные биосферные заповедники, государст­венные природные заказники, памятники природы, националь­ные парки, дендрологические парки, природные парки, ботани­ческие сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд.

  3. Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

  4. Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, науч­ное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздо­ровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.

Статья 59. Правовой режим охраны природных объектов.

  1. Правовой режим охраны природных объектов устанавли­вается законодательством в области охраны окружающей среды, законодательством о природном и культурном наследии, а также иным законодательством.

  2. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказы­вающая негативное воздействие на окружающую среду и веду­щая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культур­ное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное цен­ное значение и находящихся под особой охраной.

Статья 60. Охрана редких и находящихся под угрозой ис­чезновения растений, животных и других организмов.

1. В целях охраны и учета редких и находящихся под угро­зой исчезновения растений, животных и других организмов уч­реждаются Красная книга Российской Федерации и Красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в Красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного ис­пользования. В целях сохранения редких и находящихся под уг­розой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпера­турных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запрещается деятельность, ведущая к сокраще­нию численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.

  1. Порядок охраны редких и находящихся под угрозой ис­чезновения растений, животных и других организмов, порядок ведения Красной книги Российской Федерации, Красных книг субъектов Российской Федерации, а также порядок сохранения их генетического фонда в низкотемпературных генетических банках и в искусственно созданной среде обитания определяется законодательством в области охраны окружающей среды.

  2. Ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации и транзитная перевозка через Российскую Федерацию, а также оборот редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, их особо ценных ви­дов, в том числе растений, животных и других организмов, под­падающих под действие международных договоров Российской Федерации, регулируется законодательством Российской Феде­рации с учетом общепризнанных принципов и норм междуна­родного права.

Статья 61. Охрана зеленого фонда городских и сельских по­селений.

1. Зеленый фонд городских и сельских поселений представ­ляет собой совокупность зеленых зон, в том числе покрытых древесно-кустарниковой растительностью территорий и покры­тых травянистой растительностью территорий в границах этих поселений.

2. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, за­прещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятст­вующая осуществлению ими функций экологического, санитар­но-гигиенического и рекреационного назначения.

3. Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с законодательством.

Статья 62. Охрана редких и находящихся под угрозой ис­чезновения почв.

  1. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы подлежат охране государством, и в целях их учета и охраны уч­реждаются Красная книга почв Российской Федерации и Крас­ные книги почв субъектов Российской Федерации, порядок ве­дения которых определяется законодательством об охране почв.

  2. Порядок отнесения почв к редким и находящимся под уг­розой исчезновения, а также порядок установления режимов ис­пользования земельных участков, почвы которых отнесены к ред­ким и находящимся под угрозой исчезновения, определяется за­конодательством.

Глава ХШ. Основы формирования экологической культуры.

Статья 71. Всеобщность и комплексность экологического образования.

В целях формирования экологической культуры и профес­сиональной подготовки специалистов в области охраны окру­жающей среды устанавливается система всеобщего и комплекс­ного экологического образования, включающая в себя дошколь­ное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональ­ное образование, профессиональную переподготовку и повыше­ние квалификации специалистов, а также распространение эко­логических знаний, в том числе через средства массовой инфор­мации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природо­охранные учреждения, организации спорта и туризма.

Статья 72. Преподавание основ экологических знаний в об­разовательных учреждениях.

  1. В дошкольных образовательных учреждениях, общеобра­зовательных учреждениях и образовательных учреждениях до­полнительного образования независимо от их профиля и орга­низационно-правовых форм осуществляется преподавание ос­нов экологических знаний.

  2. В соответствии с профилем образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку, переподго­товку и повышение квалификации специалистов, обеспечивает­ся преподавание учебных дисциплин по охране окружающей среды, экологической безопасности и рациональному природо­пользованию.

Статья 74. Экологическое просвещение.

  1. В целях формирования экологической культуры в общест­ве, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологиче­ское просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоя­нии окружающей среды и об использовании природных ре­сурсов.

  2. Экологическое просвещение, в том числе информирова­ние населения о законодательстве в области охраны окру­жающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъ­ектов Российской Федерации, органами местного самоуправле­ния, общественными объединениями, средствами массовой ин­формации, а также образовательными учреждениями, учрежде­ниями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юриди­ческими лицами.

Глава XIV. Ответственность за нарушение законодатель­ства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды.

Статья 75. Виды ответственности за нарушение законода­тельства в области охраны окружающей среды.

За нарушение законодательства в области охраны окру­жающей среды устанавливается имущественная, дисциплинар­ная, административная и уголовная ответственность в соответ­ствии с законодательством.

Статья 76. Разрешение споров в области охраны окружаю­щей среды.

Споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Статья 77. Обязанность полного возмещения вреда окру­жающей среде.

  1. Юридические и физические лица, причинившие вред ок­ружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ре­сурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и ино­го нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

  2. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяй­ственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологи­ческой экспертизы, включая деятельность по изъятию компо­нентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.

3. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяй­ственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методи­ками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их от­сутствии исходя из фактических затрат на восстановление на­рушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Статья 78. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

1. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причинен­ного нарушением законодательства в области охраны окру­жающей среды, осуществляется исходя из фактических за­трат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответ­ствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной вла­сти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

  1. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восста­новлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

  2. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причинен­ного нарушением законодательства в области охраны окру­жающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Статья 79. Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

  1. Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан нега­тивным воздействием окружающей среды в результате хозяйст­венной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

  2. Определение объема и размера возмещения вреда, причи­ненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуще­ствляется в соответствии с законодательством.

Статья 80. Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нару­шением законодательства в области охраны окружающей среды.

Требования об ограничении, о приостановлении или о прекра­щении деятельности юридических и физических лиц, осуществ­ляемой с нарушением законодательства в области охраны окру­жающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ (извлечения)

Глава 26. Экологические преступления.

Ст. 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ.

Нарушение правил охраны окружающей среды при проекти­ровании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение пра­вил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, наказывается лише­нием свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятель­ностью на срок до трех лет или без такового.

Ст. 250. Загрязнение вод.

  1. Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительно­му миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минималь­ных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

  2. Те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью че­ловека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологиче­ского бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуа­ции, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного го­да до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

  3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй на­стоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Ст. 251. Загрязнение атмосферы.

1. Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений или иных объектов или нарушение эксплуатации установок, со­оружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязне­ние или иное изменение природных свойств воздуха, наказыва­ются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных разме­ров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо аре­стом на срок до трех месяцев.

  1. Те же деяния, повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за пе­риод от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

  2. Деяния, предусмотренные частями первой или второй на­стоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Ст. 252. Загрязнение морской среды.

  1. Загрязнение морской среды из находящихся на суше ис­точников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искус­ственных сооружений веществ и материалов, вредных для здо­ровья человека и живых ресурсов моря, либо препятствующих правомерному использованию морской среды, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных разме­ров оплаты труда или в размере заработной платы или иного до­хода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо ли­шением права занимать определенные должности или занимать­ся определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.

  2. Те же деяния, причинившие существенный вред здоровью человека, животному или растительному миру, рыбным запасам, окружающей среде, зонам отдыха, либо другим охраняемым за­коном интересам, наказываются лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от пятидесяти до ста минималь­ных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного месяца.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй на­стоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Ст. 254. Порча земли.

  1. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химически­ми или биологическими веществами при их-хранении, исполь­зовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здо­ровью человека или окружающей среде, наказываются штрафом в размере от двухсот или пятисот минимальных размеров опла­ты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права заниматься определенной деятельностью на срок от трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

  2. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедст­вия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказы­ваются ограничением свободы на срок до трех лет или лишени­ем свободы на тот же срок.

  3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй на­стоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Ст. 255. Нарушение правил охраны и использования недр.

Нарушение правил охраны и использования недр при проек­тировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ис­копаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должно­сти или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Ст. 256. Незаконная добыча водных животных и растений.

1. Незаконная добыча рыбы, морского зверя и иных животных или промысловых морских растений, если это деяние совершено:

а) с применением крупного ущерба;

б) с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока
либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений;

в) в местах нереста или на миграционных путях к ним;

г) на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

  1. Незаконная добыча котиков, морских бобров или иных морских млекопитающих в открытом море или в запретных зо­нах наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот ми­нимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.

  2. Деяния, предусмотренные частями первой или второй на­стоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осуж­денного за период от пяти до семи месяцев, либо лишением сво­боды на срок до двух лет с лишением права занимать опреде­ленные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Ст. 258. Незаконная охота.

1. Незаконная охота, если это деяние совершено:

а) с причинением крупного ущерба;

б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц, зверей;

в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;

г) на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

2. Те же^ деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного до-хода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Ст. 259. Уничтожение критических местообитаний для ор­ганизмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, повлекшее гибель популяций этих организмов, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.

Ст. 260. Незаконная порубка деревьев и кустарников.

1. Незаконная порубка, а равно повреждение до степени пре­кращения роста деревьев, кустарников и лиан первой группы либо в особо защищенных участках лесов всех групп, а также деревьев, кустарников и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значи­тельном размере, наказываются штрафом от пятисот до ста ми­нимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного меся­ца, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Ст. 261. Уничтожение или повреждение лесов.

  1. Уничтожение или повреждение лесов, а равно насажде­ний, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опас­ности наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.



IV. Закрепление.

Вопросы и задания:

- Какими правами обладают граждане в области охраны ок­ружающей среды?



- Какие обязанности должны исполнять граждане в области охраны природы?

-Какие права и обязанности имеют общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды?

  • Назовите методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды.

  • Каковы меры охраны природных объектов?

  • Объясните необходимость экологического образования. -Что относят к видам негативного воздействия на окру­жающую среду?

  • Как осуществляется охрана редких и находящихся под уг­розой исчезновения растений, животных и других организмов?

  • Назовите виды ответственности за нарушение законода­тельства в области охраны окружающей среды.

  • За какие экологические преступления предусмотрена уго­ловная ответственность?



  1. Закрепление.

домашнее задание: составить структурно-логическую таблицу по теме: “Общество и природа. Природа под охраной закона”, подобрать газетные статьи о природе, пейзажи, рисунки о природе(подготовить коллаж).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
: Общество и природа. Природа под охраной закона.

Автор: Попова Райхан Тафиковна

Дата: 11.02.2015

Номер свидетельства: 171132

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Урок географии. Природа России"
    ["seo_title"] => string(29) "urokghieoghrafiiprirodarossii"
    ["file_id"] => string(6) "285092"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454085345"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Экологическое воспитание на уроках кубановедения"
    ["seo_title"] => string(53) "ekologhichieskoievospitaniienaurokakhkubanoviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "274874"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452452172"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Роль экологического воспитания  в подростковом возрасте у детей с ограниченными возможностями здоровья "
    ["seo_title"] => string(114) "rol-ekologhichieskogho-vospitaniia-v-podrostkovom-vozrastie-u-dietiei-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "187867"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426592515"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Экологическое воспитание в ГПД"
    ["seo_title"] => string(35) "ekologhichieskoie_vospitaniie_v_gpd"
    ["file_id"] => string(6) "360799"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1479660726"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Классный час-театрализация "Сохраним  зелёную планету""
    ["seo_title"] => string(55) "klassnyichastieatralizatsiiasokhranimzielionuiuplanietu"
    ["file_id"] => string(6) "257904"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448399326"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства