Классный час «Подросток. Правонарушения. Ответственность».
Цель: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся;
Задачи:
1.познакомить учащихся с разными аспектами последствий правонарушений, с точки зрения закона и с точки зрения морали;
2. формировать умения учащихся выбирать правильную позицию и уметь ее отстоять;
3. способствовать воспитанию законопослушного гражданина;
Ход мероприятия:
Социальный педагог: Тема нашего классного часа «Подросток. Правонарушения. Ответственность».
-Я уверена, что вы понимаете, почему мы сегодня взяли для классного часа такую тему? (Случаются правонарушения, подростки).
В современном мире у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития - музыкальные и художественные школы, молодежные театральные студии, огромные стадионы и современные ледовые дворцы. Но случается так, что подросток не всегда проводит свободное время с пользой для себя, а бывает, что проводит его и во вред самому себе. Давайте сегодня попробуем найти ответы на вопросы:
- Что же такое правонарушение?
- Несет ли подросток ответственность правонарушения?
- Как не допустить неправильного поступка в своей жизни.
- Ребята, почему ваш возраст особенно сложен?
Подростковый возраст – чуть ли не самый активный период жизни человека. Взрослеющему человеку, чувствующему приток физических сил, кажется, что он может все. Однако недостаток жизненного опыта, незнание уголовных законов, а часто и просто неумение себя контролировать приводят порой к печальным последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии.
Проверим, а насколько вы владеете информацией по теме сегодняшнего разговора:
Вопросы викторины:
1. Что такое правонарушение? Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков.
2.С какого возраста наступает ответственность за все виды нарушения закона? (с 16 лет) 3. За какие виды правонарушений ответственность наступает с 14 лет?
4. Что такое мораль? (система норм и ценностей, регулирующих поведение людей)
5. Золотое правило нравственности гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ……. (закончи фразу)
Некоторые подростки рассматривают свои проступки как проявление обыкновенной шалости. «Подумаешь, какие мелочи - разбил стекло, выругался нецензурной бранью, сделал непристойную надпись на парте, сломал дерево», - говорят они когда приходится отвечать за содеянное. Нет, это не шалости, не мелочи. Стоит только задуматься о последствиях таких проступков и станет понятным, что в результате их несет материальный ущерб государство, морально или физически страдают другие люди, и что самое главное, сам правонарушитель оказывается у опасной черты в нравственном развитии, за которой - преступление.
-Ребята, любой человек, и пожилой, и молодой, и подросток в ответе за себя, за свои слова и за свои действия.
- Более подробно о видах ответственности расскажет инспектор ПДН:
Выступление инспектора (10 мин)
Закрепление информации (работа в группах).
4 группы сидят за столами.
Прежде, чем начать выполнять задание повторим правила работы в малых группах:
Каждый имеет право высказать свое собственное мнение. Прежде чем что-то сказать, нужно подумать. Формулировать свои выражения просто и ясно. Уметь слушать и быть услышанным. Уважать мнение каждого члена группы. Не оскорблять, не унижать другого, даже если наши точки зрения не совпадают. Уметь дискутировать и делать общее заключение. Уметь обсуждать заданную проблему за отведенное время.
Определить виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений.
Виды ответственности:
А- административная ответственность.
Г – гражданско – правовая.
У- уголовная.
Д - дисциплинарная
Виды нарушений:
- Порвал учебник одноклассника (Г)
- Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
- Избил одноклассника (У)
- Совершил кражу мобильного телефона (У)
- Совершил прогул в школе (Д)
- Переходил дорогу в неположенном месте (А)
- Разбил мячом окно (Г)
- Нецензурно выражался в общественном месте (А)
Социальный педагог:
Правонарушения имеют серьезные последствия, как для общества, так и для личности подростка и его родителей. Воспитать законопослушного человека очень непросто в наше время, но можно нужно. Как же не допустить правонарушение? Давайте совместно составим памятку, которую так и назовем - как не допустить правонарушение.
Работа в группах (5 мин.)
Примерная памятка «как не допустить правонарушение»
- Веди себя так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
- Организация свободного времени отдыха (посещение кружков, секций, занятие любимым делом)
- Не общаться с сомнительными компаниями (пояснение с какими компаниями и почему)
- Если что-то произошло обязательно рассказать об этом взрослым
- Помнить, что за все свои поступки всегда будет ответственность
Наш классный час подходит к завершению. Настало время подвести итоги.
Была ли полезна сегодняшняя встреча для каждого из вас?
На слайде вы видите «древо мнений»
На этом древе каждый1 из вас поместит либо красное яблоко, что значит - я выбираю законопослушное поведение, либо зеленый лист, что значит - я задумаюсь, либо голубой цветок - я останусь при своем мнении.
Социальный педагог: Подростковый период – испытание, данное каждому человеку. Представляете, сколько людей проходило этим путем до вас? Более 100 миллиардов! Этот жизненный опыт нельзя передать другому. К сожалению, каждый подросток начинает свой путь снова. Только развивая самостоятельное мышление, анализируя причины событий, поведение и поступки людей в разных жизненных ситуациях, вы научитесь делать свой выбор и сможете избежать многих ошибок. Да, действительно, отрицательное влияние на подростков может быть сильным, обстановка в семье - невыносимой, но все-таки, в конечном итоге выбирает, как себя вести сам подросток. Никто не имеет права снять с него ответственность за его поступки.
- Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, вы будете совершать только хорошие поступки. Удачи вам.