Просмотр содержимого документа
«Права и обязанности человека»
Урок-обобщение с применением ИКТ Тема: "Права и обязанности человека"
«Право касается свободы, самого достойного и священного в человеке, и он сам, поскольку оно для него обязательно, должен знать его» Гегель, немецкий философ
Класс 7. Учебник под редакцией А.И. Кравченко, Е.А. Певцова
Цель: обобщение знаний учащихся о правах и обязанностях человека.
Задачи:
Повышение уровня правовой культуры учащихся;
Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, уметь их отстаивать, работать по тексту учебника, излагать "сквозные" вопросы темы урока
Способствовать воспитанию у учащихся умения отстаивать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.
Тип урока: урок обобщение с применением ИКТ.
Оборудование: проектор, компьютер, иллюстрации по теме,
Предварительная подготовка: класс разделить на 4 группы, столы сгруппировать как для проведения круглого стола, на столах раздаточный материал для проведения игры;
Ход урока
I. Организационный момент.
Я рада приветствовать сегодня всех присутствующих на нашем уроке, вижу, что вы все уже готовы, думаю у нас все с вами получится и каждый из вас с пользой проведет время.
Слайд 1.Незнайка
Сформулируйте тему урока.
(Учитель не сообщает ребятам тему урока и обращает внимание на доску с понятиями, по которым учащиеся сами определяют тему урока)
Определили тему. Записали в тетради и высветилась на слайде. Слайд 2. Учитель (после учащихся): Тема урока: «Наши права и обязанности».
-Ребята, я думаю, что все из вас заметили, тема прав и обязанностей человека для вас не новая. Ей было посвящено несколько предыдущих наших уроков. Как вы думаете, для чего мы обращаемся к ней вновь? (ответы учеников)-Слайд 3
Итак, цель нашего урока обобщение знаний о правах и обязанностях человека (Слайд 4)
Ребята, урок сегодня у нас проводится в нетрадиционной форме, это вы уже заметили, так как парты размещены по трем рабочим зонам. Т.е. работа осуществляться сегодня будет в виде игры.
Слайд 5 У вас на столах находится лист самооценивания, на протяжении урока вы ведете его самостоятельно, он вам поможет определить в конце урока кто был самым активным, кому вы хотели сказать спасибо за урок и выбрать одно из трех условных обозначений: мясорубку, чемодан или мусорное ведро, чтобы ответить на вопрос: Я сегодня на уроке……….
Вступительное слово учителя.
Мы с вами на уроках истории и обществознания говорили о реформах Солона в Афинах (VI в. до н.э.), «Русской Правде», Судебниках Ивана 3 и Ивана 4, английской Великой хартии вольностей (1215г.) и Билле о правах (1689г.), Декларации независимости (1776г.) и французской Декларации прав человека и гражданина (1789г.), конституции. Однако если вы заметили эти все документы защищают права и свободы человека, закрепленные в то или иное время в разных государствах.
Но после отдельных событий в истории, которые коснулись все человечество, люди задумались на разработкой международных документов, провозглашающих права и свободы всего человечества.
Сейчас, я предлагаю вам просмотреть небольшой видеофрагмент и ответить мне на вопрос:
- Какие события произошли и какое они имели значение для всего человечества?
(просмотр видеофрагмента)
(Это Вторая мировая война, когда систематически массово истреблялись, как считали фашисты, неполноценные народы. Такое явление получило название «Холокост»).
-Ребята, перечислите какие международные документы, защищающие права и свободы человека и ребенка вы знаете? (дети называют их, учитель высвечивает их на слайде 6)
-Когда была принята Всеобщая декларация прав человека?
-Когда была принята Конвенция о правах ребенка?
- Ребята, обратите внимание на следующий Слайд 7.
Как вы понимаете тезисы: нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
-На что мы должны обращать внимание в течении урока и какую проблему должны обозначить? (формулировка проблемы и запись ее на доске)
Слайд 8 - Проблема урока: могут ли права существовать без обязанностей?
И для начала мы поиграем в игру «Чистая доска». Ваша задача: выбрать понятие на доске и дать ему определение.
Сейчас, ребята, мы поработаем в группах.
(для начало ответьте на вопрос)
- Какими правами и обязанностями обладают каждый участник группы?
(ответы детей: право иметь свою точку зрения, позицию, уважать мнение другого, не перебивать и др.)
Хорошо. А сейчас мы поработаем в «Творческой лаборатории». - Слайд 9
Каждая группа должна будет выполнить задания разного вида.
1 группа: составить кластер «Актуальные права несовершеннолетних». Для этого участники 2-х групп пишут на стикерах по 2 наиболее важных права несовершеннолетних и передают их 3 группе, которая использует их для составления кластера.
2 группа: составить синквейн на тему «Обязанности человека и гражданина»
3 группа: проект «Нарушение и использование прав героями книг (сказочных)
(все высвечивается на экране-название заданий). Работа 3-5 мин.
Слайд 10
Итак, 1 задание 3 команде. На слайде вы видите изображение по мотивам сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок».
Вам необходимо ответить на вопрос:
Все ли герои сказки имели равные права независимо от своего происхождения
Слайд 11
-Задание 2. По мотивам сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Выбери и подчеркни право, которое нарушила ведьма в этой сказке:
- право на жизнь;
- право на получение образования;
- право на владение имуществом
Слайд 12
-Задание 3. По мотивам сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок»
Выбери ответ и подчеркни его.
Почему обитатели птичьего двора обижали гадкого утенка
-он был самый умный;
- он был не похож на других;
-он был самый красивый
Слайд 13
Задание 4. По мотивам сказки «Лиса и заяц»
Выбери и подчеркни право, нарушение которого изображено на рисунке:
-право на жизнь;
- право на неприкосновенность жилища
- право на справедливый суд
- право на труд
Слайд 14
Задание 5 По мотивам сказки В.Гаршина «Лягушка-путешественница»
Выбери и подчеркни право, которым воспользовалась лягушка:
-Право на свободное передвижение;
- право на неприкосновенность жилища;
- право на образование;
- право на труд
Слайд 15
Задание 6. Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост, нарушил её право на ….(личную неприкосновенность)
Слайд 16
Задание 7. Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на…(труд)
Слайд 17
Задание 8. Царевич Иван из сказки «Иван Царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на… (владение имуществом)
-Проверка выполнения заданий в группе (выступление групп)
Слайд 18
Возвращение к проблеме урока: могут ли права существовать без обязанностей?(ответы людей)
IV. Домашнее задание. Слайд 22. –
написать эссе на одну из тем:
"Если бы я был родителем, то дал бы моим детям право на:";
"Если бы мои права были нарушены, я бы сделал:"
2) оформить буклет «Обязанности гражданина РФ
3) составить кроссворд «Наши права и обязанности» (творчески оформить)
Слайд 19—Спасибо за работу!
Психогимнастика "Выйти к свету"
- А сейчас займите удобное положение расслабьтесь и представьте, что попали в тёмное, холодное подземелье. Тебе тяжело дышать, не хватает воздуха. В подземелье одиноко, неуютно. Тебе хочется скорее выйти отсюда. Ты идёшь по длинному тоннелю, которому не видно конца. И вдруг вдали мелькнул какой - то свет. Это луч солнца проник в подземелье. Ты быстро побежал к свету, раскидал камни, и вдруг яркое, лучистое солнце хлынуло на тебя своим светом. Тёплый ветер стал трепать твои волосы. Ты вдохнул свежий воздух, радостью наполнилась твоя грудь. И ты почувствовал себя свободным и счастливым.
- Ребята, что вы чувствовали, когда представляли себя в тёмном подземелье? (Ответ детей: Было страшно.)
- Такие чувства испытывает человек, когда совершает плохие поступки. На душе у него так же темно, неуютно, беспокойно.
- А какие чувства испытали, когда представили, что вышли на свет? (Ответ детей: Наступило облегчение, радость.)
- Такие чувства испытывает человек, когда живёт по мудрым законам жизни. На душе у него светло, спокойно, радостно.
Рефлексия (высвечиваются варианты ответов на экране)
Ребята, спасибо вам огромное за урок, д/з вы записали, успехов вам.