kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нравственные обязанности человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы часто слышим: «Ты должен хорошо учиться (или трудиться), уважать старших, помогать младшим». Когда человека хвалят за мужественный, достойный  поступок, говорят, что он исполнил свой долг. Что же такое долг?

Давайте обратимся к словарям.

 В словаре Сергея Ивановича Ожегова первое значение слова долг – взятое взаймы; второе – тоже, что и обязанность

 Такие же значения этого слова указаны в словаре Владимира Ивановича Даля: всё должное, что должно исполнить, обязанность; заёмные деньги, плата за что-либо,  с обещанием уплаты, возврата.

Большой энциклопедический словарь даёт следующее определение: долг – категория этики (науки о морали и нравственности), нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести.

 Поисковая система «Яндекс» по запросу «долг» выдаёт и такое значение: «Долг» - сталкерская группировка, милитари­зо­ван­ная добровольческая армия, цель которой – борьба с Зоной.

Итак, долг может пониматься, как обязанности, которые есть у человека как члена общества. Как ученики, школьники, вы обязаны соблюдать дисциплину на уроках или занятиях во внеурочное время, не опаздывать, не прогуливать занятий. Как пешеходы, обязаны соблюдать правила дорожного движения. Как пассажиры общественного транспорта – оплачивать проезд. Родители обязаны содержать и надлежащим образом воспитывать своих детей, подросшие дети обязаны оказывать материальную поддержку нетрудоспособным родителям. Существуют профессиональные обязанности, конституционные обязанности граждан.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нравственные обязанности человека»


Тема: Нравственные обязанности человека.

Форма проведения: комбинированное занятие

Продолжительность: 40 мин

Цели занятия:

Учащиеся

должны знать:

должны уметь:

различные трактовки понятия «долг»;

определение понятия «совесть»;

побуждающую, запрещающую и контролирующую функции совести.

аргументировать свою точку зрения;

применять теоретические знания для выполнения практических заданий.


Материалы и оборудование:

Презентация: «Долг и совесть»;


Описание занятия

Этап

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Мотивационный

создаёт проблемную ситуацию: В русском языке есть один глагол «должен», а в немецком – два: «sollen» и «müssen». Как вы думаете, почему?

предлагают свои варианты ответов


Ключевые вопросы

предлагает учащимся вопросы для устных ответов

предлагает прочитать притчи «Многоликое зло»

отвечают на поставленные вопросы:

  1. Бывает, что моральные принципы мешают человеку достичь тех или иных целей. Так, может быть, мораль нам не нужна?

  2. Что такое «патриотизм», «гражданственность»? Почему эти качества считаются нравственными ценностями?

Объяснение

материала

по теме: «Долг и совесть»

формулирует ключевые вопросы перед просмотром презентации

демонстрирует презентацию

организует обсуждение ключевых вопросов

после просмотра видео отвечают на ключевые вопросы:

  1. Что такое общественный долг?

  2. Что такое нравственный долг?

  3. Что такое совесть? Какую роль она играет в жизни человека?

  4. Назовите типичные ситуации выбора.

Практическая работа

предлагает учащимся описать реальные ситуации выбора (в соответствии с названными типичными), когда им приходилось опираться на свои представления о долге и совести)

Письменно или устно выполняют задание



*задание для пары учащихся: взять интервью у одноклассников «Что такое свобода?», проанализировать ответы


Объяснение нового материала

Мы часто слышим: «Ты должен хорошо учиться (или трудиться), уважать старших, помогать младшим». Когда человека хвалят за мужественный, достойный поступок, говорят, что он исполнил свой долг. Что же такое долг?

Давайте обратимся к словарям.

В словаре Сергея Ивановича Ожегова первое значение слова долг – взятое взаймы; второе – тоже, что и обязанность

Такие же значения этого слова указаны в словаре Владимира Ивановича Даля: всё должное, что должно исполнить, обязанность; заёмные деньги, плата за что-либо, с обещанием уплаты, возврата.

Большой энциклопедический словарь даёт следующее определение: долг – категория этики (науки о морали и нравственности), нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести.

Поисковая система «Яндекс» по запросу «долг» выдаёт и такое значение: «Долг» - сталкерская группировка, милитари­зо­ван­ная добровольческая армия, цель которой – борьба с Зоной.


Итак, долг может пониматься, как обязанности, которые есть у человека как члена общества. Как ученики, школьники, вы обязаны соблюдать дисциплину на уроках или занятиях во внеурочное время, не опаздывать, не прогуливать занятий. Как пешеходы, обязаны соблюдать правила дорожного движения. Как пассажиры общественного транспорта – оплачивать проезд. Родители обязаны содержать и надлежащим образом воспитывать своих детей, подросшие дети обязаны оказывать материальную поддержку нетрудоспособным родителям. Существуют профессиональные обязанности, конституционные обязанности граждан.

Всё перечисленное объединяет одно: эти обязанности являются внешними по отношению к нам. Они существуют объективно, то есть независимо от нашего отношения к ним. За невыполнение обязанностей общество может применить к человеку меры воздействия – санкции. За неподготовленное домашнее задание учитель выставит неудовле­тво­ри­тельную отметку. На пешехода, перешедшего улицу на красный свет светофора, инспектор ГИБДД может наложить штраф. Оштрафован будет и «заяц» - безбилетный пассажир.

Такое положение нередко вызывает внутреннее сопротивление личности: долг ограничивает её свободу, превращает жизнь в цепь обязанностей, требует подчинить личный интерес интересам других.

Однако на данную ситуацию можно взглянуть и с другой стороны. Выполняя свои обязанности, мы обеспечиваем соблюдение прав и свобод других. Значит, и наши личные интересы обеспечиваются их должным поведением. Когда мы начинаем это понимать, то совсем по-другому - осознанно – относимся к выполнению своих общественных обязанностей. Тогда долг общественный превращается в долг нравственный.

Нравственный долг – это внутренняя глубокая убеждённость в необходимости того или иного поведения, обязанности, которые человек выполняет добровольно, из уважения к ним. Жить согласно чувству долга, служить добру совсем непросто. Наше нравственное чувство долга далеко не всегда совпадает с нашими желаниями и склонностями. Нам бы­вает лень заняться полезным для себя делом, не хочется напрягаться. Исполнение долга необходимо, в первую очередь самому человеку.

Подобно тому, как Мюнхгаузен сам себя вытаскивал из болота за волосы, наш долг перед самими собой заставляет нас не потакать своим слабостям, направлять свои желания туда, куда нам нужно. Привыкая исполнять свой долг, мы учимся искусству владеть собой, быть хозяином самому себе. Сформированная личность получает от исполненного долга, от преодоления своих «не хочу» такое удовлетворение, с которым мало какое удовольствие может сравниться. Отступление же от долга влечёт терзания совести.

Ничто не может нас среди мирских печалей успокоить;

Ничто, ничто … едина разве совесть.

Так, здравая, она восторжествует

Над злобою, над тёмной клеветою.

Но если в ней единое пятно,

Единое, случайно завелося,

Тогда – беда, как язвой моровой

Душа сгорит, нальётся сердце ядом,

Как молоток, стучит в ушах упрёк …

И рад бежать, да некуда … ужасно!

Это строки из драмы Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». Её часто называют «драмой совести».

Совесть представляет собой способность критически оценивать свои поступки, мысли, желания с точки зрения нравственных норм. Совесть действует сразу в нескольких направлениях.

Когда человек осуществляет выбор, особенно в сложной жизненной ситуации, совесть побуждает его ориентироваться на соблюдение нравственных норм. Какие же ситуации выбора встречаются нам чаще всего? Очень трудно бывает сделать выбор между долгом и сиюминутными желаниями. Об этом мы уже вспоминали сегодня.

Часто приходится выбирать между собственными интересами и интересами других людей. С одной стороны, люди должны помогать друг другу, иногда даже в ущерб собственный интересам и желаниям. Но не все люди окружающие нас, высоконравственные. Бывает, что их интересы противоречат нормам морали. Если кто-то хочет что-то украсть, или кого-то обмануть, и просит вас помочь ему в этом, то нравственным будет не только отказать в помощи, но и всячески противодействовать осуществлению этих интересов.

То же самое относится и к выбору между личными убеждениями и общественным мнением. В своем поведении человек, разумеется, должен учитывать мнения и оценки других людей. Но если он убежден в своей правоте, то необходимо отстаивать свое мнение, убеждения, даже если они коренным образом противоречат мнению большинства, сложившейся традиции. Джордано Бруно был приговорён инквизицией к сожжению на костре, так как продолжал настаивать на том, что Земля не является центром мироздания, что она всего лишь одна из планет в Солнечной системе, и что таких звёзд, как Солнце с вращающимися вокруг них планетами бесконечно много во Вселенной. Конечно, если вы выскажете своё негативное отношение к идее всем классом прогулять урок, на котором ожидается трудная контрольная работа, смерть на костре вам не будет грозить. Но внутренних сил на то, чтобы решиться настаивать на своем вам потребуется не намного меньше, чем в свое время Джордано Бруно.

Совесть может действовать и как запрещающий фактор, заранее осуждая нас за неправильный выбор и заставляя отказаться от него.

Совесть – необычный, в каком-то смысле – лучший контролёр. Потому что он всегда с нами, всегда начеку. Можно обмануть других людей, умолчать о чём-либо нежелательном, но обмануть собственную совесть невозможно.

Правда, её можно «уговорить», «усыпить» рассуждениями о том, что «ничего нельзя было поделать», «от моей принципиальности ничего бы не изменилось», «все так делают», «другие поступают ещё хуже». Совесть из строгого контролёра может превратиться в снисходительного опекуна. На первый взгляд, жизнь тогда станет легче и удобнее. Но человек перестанет быть личностью с твёрдыми нравственными убеждениями. Его поведение станет непредсказуемым. Как он поведёт себя в сложной ситуации выбора, не будет знать никто, даже он сам.

Подведём итог.

  • Общественный долг – это обязанности, которые есть у человека, как члена общества.

  • Нравственный долг – это внутренняя глубокая убеждённость в необходимости того или иного поведения, обязанности, которые человек выполняет добровольно, из уважения к ним.

  • Свой нравственный долг человек выполняет добровольно, его единственным контролёром является совесть.

  • Совесть – это способность критически оценивать свои поступки, мысли, желания с точки зрения нравственных норм.

«Что слава? Счастье нам прямое –

Жить с нашей совестью в покое».

Писал русский поэт Гавриил Романович


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Нравственные обязанности человека

Автор: Шаралапова Вера Николаевна

Дата: 22.08.2017

Номер свидетельства: 425882

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека"
    ["seo_title"] => string(80) "vospitaniie_ghrazhdanstviennosti_patriotizma_uvazhieniia_k_pravam_svobodam_i_obi"
    ["file_id"] => string(6) "430740"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1507045612"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Презентация для родительского собрания на тему: "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(145) "priezientatsiiadliaroditielskoghosobraniianatiemunravstviennoievospitaniieiformirovaniiekulturypoviedieniiadietieistarshieghodoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "272455"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1451988674"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Литература и нравственное воспитание личности (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(66) "litieratura-i-nravstviennoie-vospitaniie-lichnosti-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "112845"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408961841"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Нравственное развитие детей дошкольного возраста. "
    ["seo_title"] => string(55) "nravstviennoie-razvitiie-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "240665"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445086414"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Направление – экологическое воспитание "
    ["seo_title"] => string(103) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov-napravlieniie-ekologhichieskoie-vospitaniie-1"
    ["file_id"] => string(6) "158730"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421776938"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства