Данная разработка урока предназначена для проведения урока-практикум по обществознанию в 9 классе по теме "Права человека". Урок разработан с использованием мыслительных приемов и "сингапурской"обущающей структурой.Учащиеся работают в группах, в парах, выполняют индивидуальные задания. По "сингапурской" обучающей структуре выполняют "Модель фрейер", тем самым повторяют основы "Трудового", "Семейного", Уголовного", "Административного" права.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Повторение по теме "Права человека" »
«Права человека и свобода-
это наивысшее завоевание человечества.
Тема урока: «Повторение-обобщение главы «Права человека. Нормы права» 9 класс
Тип урока: урок-практикум
Цель урока: Проверить практические навыки учащихся. Создание условий для формирования у обучающихся целостной системы знаний о правах человека и гражданина
Задачи урока: образовательная: формирование у обучающихся практико-ориентированных и актуальных для гражданина России правовых знаний, умений и навыков;
развивающая: организация практической деятельности, способствующей накоплению опыта правомерного и социально активного поведения по реализации и защите своих прав, развитию коммуникативных умений и навыков, актуальных в общественной жизни; воспитательная: воспитание правовой культуры.
Методы урока: работа в группах, урок с использованием мыслительных приемов и обучающей структуры «сингапурского» обучения
Оборудование: интерактивная доска
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие. Создание доброжелательного климата. На нашем уроке присутствуют гости. Я думаю, что это не помешает вам работать активно и плодотворно на нашем уроке. И так начнем.
-Какие темы мы изучали на прошлых уроках?
-Сегодня на уроке мы поставим точку в изучении прав человек, норм прав. Изучение будет продолжаться в старших классах, на протяжении всей жизни. Но нам сегодня предстоит обобщить-повторить тему « Человек и его права» и проверить практические навыки изучения этих тем.
II. Основная частьI БЛОК ЗАДАНИЙ. «ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ» Обучающая структура Сингл-раунд Робин.
-Какая отрасль права вам больше понравилась?
Давайте посмотрим правовые задачи.. Каждой группе даются правовые задачи. Нужно прочитать задачу, обдумать. Проговорим ответы на данный вопрос по кругу один раз Начинает ученик под номером 1. Озвучит ученик №2.
1. 15 летний Антон устраивается на работу. В отдел кадров предприятия он принес трудовую книжку, паспорт, заявление, документы воинского учета, ИНН.
Можно ли оформить с Антоном трудовой договор?
Ответ. Нет, так как все несовершеннолетние должны пройти предварительный медицинский осмотр и предоставить справку.
2. 8.В адрес администрации предприятия, где в свободное от учебы время работает 14-летняя школьница Ирина, пришло письмо из школы. В письме указывалось, что в последнее время Ирина часто пропускает уроки, особенно те, которые проходят в утренние часы, часто приходит не подготовленной к занятиям. Директор школы обращается с просьбой к администрации предприятия расторгнуть е Ириной трудовой договор.
Должен ли быть расторгнут трудовой договор?
Ответ. Да.
3. Несовершеннолетний 17 летний Иванов на заработанные деньги купил велосипед. Через 2 месяца продал соседу без разрешения родителей.. Родители потребовали возвратить обратно велосипед и получить деньги. Как разрешить эту ситуацию?
4. Двое несовершеннолетних Гриша и Вася 13 и 14 лет разрисовали баллончиками красок памятник героям ВОВ. К какой ответственности их привлекут?
5. Карпов и Сазанов (13 и 14 лет) ночью на улице угрожая ножом, отобрали у мужчины дипломат, в котором находились документы и деньги. Документы и портфель выбросили в реку, деньги они поделили между собой. К какой ответственности их привлекут?
6. Бочкин и Кружкин (15 и 16 лет) учащиеся школы № 5 во время урока на территории школы у забора курили. Так вышло, что их увидел участковый Иванов. К какой ответственности они подлежат?
II.БЛОК ЗАДАНИЙ. Повторим термины.Рели Робин.
Работаем в парах.
Каждый прогаваривает друг-другу термины. Дальше я спрошу любого повторить это вслух.
ГРАЖДАНСТВО
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ
РЕБЕНОК
ПРОСТУПОК
ПРЕСТУПЛЕНИЕ
ПРАВОСПОСОБНОСТЬ
ДЕЕСПОСОБНОСТЬ
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЭПАНСИПАЦИЯ
ПРЕЗУМПЦИЯ НЕВИНОВНОСТИ
БРАК
III. Блок заданий. Нужно повторить понятие право, Трудовое, Семейное,Уголовное право, административный кодекс правонарушений.
А поможет нам в этом уже известная вам «Модель фрейер». Для этого на столах у вас лежат листки бумаги (выполняем работу по рассмотрению этого понятия с разных сторон, записывая определения понятия, его характеристики, а также примеры и то, что не может являться примером.)
1 группа «Правовые нормы» : ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ПРИМЕРЫ, АНТИПРИМЕРЫ.
2 группа «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ НАКАЗАНИЙдля несовершеннолетних, примеры, АНТИПРИМЕРЫ
3 группа «Гражданское право»: понятие, признаки, примеры, антипримеры
4 группа Уголовный кодекс: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ПРИМЕРЫ, АНТИМПРИМЕРЫ
Представитель каждой группы (участники № 4) зачитывает, что у них получилось в итоге совместной работы.
Игра-активатор «Пирамида». Я выберу одного из вас.Он выйдет и пригласит к себе двух других. Те двое выберут каждый себе еще по два игроака. Таким образом, каждый приглашенный должен пригласить к себе еще по два человека.
К сожаленью, преступность, правонарушения, подобно эпидемии, распастраняются с очень большой скоростью. Живя в 21 веке, добиваясь головокружительных высот, человек забыл о главных предназначениях жизни: быть честным, справедливым, творить и созидать добро.
Человек нарушая правила дорожного движения, нарушая законы нарушает права окружающих на жизнь, но и нарушает самого себя права на жизнь. Решить эту проблему сложно, но нужно. Со школьной скамьи мы должны учиться правовой культуре.
IV блок.заданий«Учитель на уроке отобрал записку, которую учащийся передал своему однокласснику и прочитал ее вслух».
Мы считаем, что в ситуации на уроке ученик нарушил правила поведения в школе, а учитель нарушил право на тайну переписки (статья 23 Конституции РФ). На наш взгляд, причиной невыполнения обязанностей учеником может быть неуважительное отношение не только к учителю, но и к одноклассникам. Так как их право на получение знаний (статья 43, право на образование) было нарушено. Учитель не имел права был читать записку перед классом.Может, он хотел так наказать ученика, или показать всему классу, что нельзя отвлекаться ученик нарушил право учителя на труд статья 37). А причиной нарушения прав стало невыполнение обязанностей и учеником, и учителем. Последствием этого может быть обида или грубость ученика, замечание в дневник. Можно сделать вывод: очень часто, мы создаем проблемы со своими правами, не выполняя своих обязанностей». на уроке. И не подумал, что нарушил еще и право ученика на достоинство, статья
IV БЛОК ЗАДАНИЙ.
(СЛАЙД о правах и взаимных правах и обязанностях.
Я имею на это право? Почему вы нарушаете мои права? Эти слова, к сожаленью, часто произноситься, когда человек явно не прав. Очень часто заявление о собственных правах служит оправданием пассивности, иждивенчества.
Перед вами будут разыграны ситуации, когда ребенок заявляет о своих правах не к месту. Вам нужно составить грамотный ответ взрослого на капризы зарвавшегося ребенка.
Мать. Сколько раз тебе говорить- после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы.
Сын . Но, мама! Ты все равно в 11 еще не спишь. Кроме того я имею право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?
Ведущий. О чем нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный ее непослушным сыном?
( Статья 15 конвенции , утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и второй пункт, предусматривающий определенные и ограничения.
2.Мама. Сынок, я ухожу, приберись, помой посуду, сходи в магазин.
Сын. Мама, у меня завтра контрольная.
Мама. Да решишь ты свои задачки. Нельзя же оставлять в доме беспорядок.
Сын. Конвенцией по правам ребенка я защишен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования
Ведущий. Как вы разрешите подобную ситуацию?
(Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В статье 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплутации, приеме на работу и условиях труда детей.)
3. Ведущий. 15 летняя Ольга заявляет родителям.
Дочь. Вы обязаны обеспечить мне достойную жизнь. Я должна, как Светлана- моя подруга, заниматься с репетитором, ходить на дорогостоящие курсы английского языка, ездить отдыхать за границу.
Мама. У нас нет, дочь, таких средств, как у отца Светланы , директора одного из крупнейших российских банков.
Дочь. Но по конвенции, по 27 статье говориться о признании права ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного и социального развития. Почему же вы ее не решаете?
собраний, имеет и второй пункт, предусматривающий определенные ограничения. В
ИТОГ.
Сегодня мы не только вспомнили свои права и обязонностях, но и увидели значимость этих заданий в повседневной жизни человека. Личность, живущая в демократическом обществе, не только способна и должна отстаивать свои права, но и уважать права других людей. Каждый человек должен понимать, что не бывает прав без обязанностей.
5 БЛОК ЗАДАНИЙ 1.Письменное задание « Верно ли данное утверждение» Из заданий ОГЭ.
1. 18 лет считается исполненным в день рождения.
2. По семейному кодексу гражданский брак-это брак зарегистрированный в органах ЗАГСа
3.Конституция имеет прямое значение.
4. К публичному праву относится трудовое, семейное, уголовное право.
5.Вопросы, относящиеся к авторскому праву и личным неимущественным правам граждан, регулируются нормами гражданского права.
6. В первые 5 лет жизни, когда ребенок наиболее нуждается в материнской заботе, большой объем прав закон предоставляет матери, а впоследствии права родителей равны.
7. В определенных законом случаях мнению ребенка, достигшего 6-летнего возраста, придается правовое значение.
8. Родители несут полную материальную ответственность за вред ( например, разбитое стекло, выжженная кнопка лифта) причиненный их детьми в возрасте до 14 лет.
Определить с какого возраста наступает определенный вид права. С 14 или 16 лет.
Вносиь вклады в банк.
Быть членом кооператива.
Эмансипация.
Обращаться в суд.
Заниматься предпринимательством.
6 блок заданий. «Билет на выход»
Нет более вредного животного,
Чем человек, не следующим законам.
(Савонорола Д.)
Давайте попробуем объяснить эти слова, исходя из того, что мы изучали на предыдущих уроках обществознания на правовом языке.
Нужно объяснить:
ОПРЕДЕЛИТЬ СМЫСЛ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
ОБОСНУЙТЕ ВАШ ВЗГЛЯД ТЕОРЕТИЧЕСКИ.
ФАКТЫ, ПРИМЕРЫ.
III.Подведение итогов.
Домашнее задание, составить бинарный тест по главе « Прово»
2. Подготовиться к контрольной работе
Статья 23
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Статья 37
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Самоанализ проведенного урока по обществознанию в 9 Б классе .
Тема урока «ПОВТОРЕНИЕ-ОБОБЩЕНИЕ ГЛАВЫ « ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»
Тип урока: урок-практикум
Цель урока: Проверить практические навыки учащихся.Создание условий для формирования у обучающихся целостной системы знаний о правах человека и гражданина
Задачи урока: образовательная: формирование у обучающихся практико-ориентированных и актуальных для гражданина России правовых знаний, умений и навыков;
развивающая: организация практической деятельности, способствующей накоплению опыта правомерного и социально активного поведения по реализации и защите своих прав, развитию коммуникативных умений и навыков, актуальных в общественной жизни; воспитательная: воспитание правовой культуры.
Методы урока: активные, интерактивные методы. работа в группах, урок с использованием мыслительных приемов и обучающей структуры «сингапурского» обучения
ЭТОТ урок является уроком- практикум.
На уроках обществознания практическим урокам уделяется особое внимание. По программе 25 % уроков это обязательный практикум.
Поэтому главная цель это овладение практическими знаниями.
Сложность построения урока было в том, что не письменно , провести повторение-обобщение огромного материала.
ИСПОЛЬЗОВАЛА РАБОТУ в группах, при работе с понятиями использовала деферинцированный подход.