Просмотр содержимого документа
«ПОУ по теме: "Экономика: экономическая сфера общества".»
Урок № 25 по обществознанию в 8 классе.
Тема урока: Повторительно-обобщающий урок по теме: «Экономическая сфера общества».
Цель урока:обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по теме "Экономическая сфера общества"
Задачи урока:
закрепить знание основных понятий;
формирование навыков решения несложных проблем экономического характера
развитие памяти, внимания, творческого мышления, умения применять знания в нестандартной ситуации.
Ход урока
1. Мотивационный момент:Здравствуйте ребята, сегодня наш урок мы начнём с ребуса. Перед вами столь необходимые и привычные школьные принадлежности:
Тетрадь + Ручка + Указка + Доска = ТРУД
Первые буквы этих слов образуют понятие, которое показывает:
- существенное отличие человека от животных
- является основополагающей причиной его развития
- помогает ему достичь материального благополучия
- это понятие является одним из ключевых в изучаемой нами сфере общества
Назовите это слово? (Труд).
-Назовите 4 сферы общества? (Экономическая, политическая, социальная и духовная).
- С какой сферой общества мы уже познакомились? ( С экономической).
2. Сообщение темы и целей урока
Учитель:
Сегодня на уроке мы будем не простыми учениками, а экономистами. И будем решать различные экономические задачи, тестовые задания 3 уровней, составлять синквейны, писать эссе.
3. Обобщающее повторение:
1. Экономический аукцион
Учащиеся называют пословицы и поговорки на тему "Труд. Работа". Побеждает тот, кто назовёт последнюю пословицу. (Подбор пословиц был домашним заданием.)
2. Экономическая перестрелка – составление синквейнов (алгоритм синквейна на доске):
Учитель называет определение, учащиеся - соответствующее понятие и наоборот: учитель - понятие, учащиеся дают ему определение.
1) Экономика- домашнее хозяйство, хозяйство предприятия, хозяйство города, хозяйство целого государства
2) Нужда человека в чем-либо - потребности.
3) Производство - выпуск продукции, процесс создания товаров и услуг.
4) Финансовое учреждение, которое объединяет денежные средства, принимает за определенную плату вклады и предоставляет кредиты - банк.
5) Предприниматель- человек, который организует новое дело по производству товаров и услуг с целью получения прибыли.
6) Средство измерения величины стоимости товара, обмена, осуществления платежей, расчетов - деньги.
7) Купля-продажа товаров и услуг – обмен.
8) Бизнес- любая деятельность по производству и обмену товаров и услуг с целью получения прибыли.
9) Соглашение между работодателем и работником, согласно которому работник обязан выполнить свои трудовые функции, а работодатель оплачивать его труд - трудовой договор.
10) Семейный бюджет - это доходы и расходы семьи за определенный период времени.
Регулярная денежная выплата гражданам со стороны государства - пенсия.
11) Заработная плата - вознаграждение за труд, выплачиваемое наемному работнику.
- Три главных вопроса экономики: - Что производить? Как производить? Для кого производить?
3. Экономическая ситуация:
Большинство людей в обществе одновременно выступают в роли производителей и потребителей.
Подумайте и приведите примеры конкретных ситуаций, в которых человек является производителем и потребителем.
4. Игра "Товары и услуги":
Рынок - система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг.
По объявлениям из газет и журналов (тянут их по очереди) учащиеся должны определить: где предлагаются потребителям товары, а где - услуги.
5. Игра "Экономическое лото":
Деньги выполняют различные функции:
1) мера стоимости;
2) средства обращения;
3) средства платежа;
4) средства накопления;
5) мировые деньги
(на импровизированных денежных купюрах описаны различные ситуации, нужно определить - к какой функции денег данная ситуация относится).
Ситуации:
- купил хлеб, масло, сыр (средство обращения)
- килограмм апельсинов стоит 50 рублей (мера стоимости)
- телевизор стоит 25500 рублей (мера стоимости)
- килограмм помидоров на рынке у одного продавца стоит 30 рублей, у другого – 35 (мера стоимости)
- Россия заключила внешнеторговую сделку с немецкой фирмой (мировые деньги)
- заплатил транспортный налог (средства платежа)
- положил 10 000 рублей в банк (средства накопления)
- откладываю 1000 рублей с каждой зарплаты на покупку домашнего кинотеатра (средства накопления)
- заплатил за ремонт холодильника (средства платежа)
- стоимость билета на автобус до Брянска - 350 рублей (мера стоимости)
6. Решение тестовых заданий 2 уровней – А и В:
Уровень А.
А 1. Что означает слово "экономика" в переводе с греческого:
искусство ведения домашнего хозяйства;
управление производством;
управление сельским хозяйством;
натуральный обмен.
А 2. Что такое банк?
финансовое учреждение, которое объединяет денежные средства, принимает за определенную плату вклады и предоставляет кредиты;
денежные средства, размещенные для хранения доходов;
система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг;
купля-продажа товаров и услуг.
А 3. Под налогом понимается:
денежные средства, размещенные для хранения доходов;
установленный обязательный платеж с полученных доходов;
система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг;
купля-продажа товаров и услуг.
А 4. Какой из данных примеров не относится к предпринимательской деятельности?
закупка овощей для семьи;
продажа бытовой техники;
гарантированный ремонт телевизоров;
доставка пиццы на дом.
А 5. Что такое рынок?
место продажи товаров;
место производства товаров;
место хранения денежных средств;
система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров.
А 6. Что такое семейный бюджет?
доходы и расходы семьи за определенный период времени;
все доходы семьи;
все расходы семьи;
сбережения.
А 7. С какого возраста дети имеют право заниматься предпринимательской деятельностью?
с 12 лет;
с 14 лет;
с 15 лет;
с 16 лет.
А 8. Прибыль - это:
выручка за вычетом зарплаты;
доходы за минусом расходов;
выручка за вычетом налогов;
выручка за минусом расходов на транспорт.
Уровень В.
Здесь нужно либо написать слово - ответ, либо установить соответствие.
В 1. Установите соответствие между понятиями и их определениями.
Понятие
Определение
1. Производитель
А. Человек, основывающий новое дело, который на свои и заемные средства организует производство товаров и услуг для получения прибыли и удовлетворения потребностей человека и общества
2. Потребитель
Б. Человек, предприятие, общество - тот, кто приобретает и использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей
3. Предприниматель
В. Человек, предприятие, изготавливающие товары и предоставляющие услуги
В 2. Завершите фразу: "Продолжительность ежедневной работы не может превышать для работников от 16 до 18 лет … часов".
В 3. Вставьте понятие, соответствующее определению: "Организация деятельности людей, направленная на создание благ, которые способны удовлетворить их потребности – это …".
В 4. Наименьшее количество жизненных средств, необходимых для поддержания здоровья и жизнедеятельности человека называется …
В 5. Напишите определение, соответствующее определению: "Трудоспособные граждане, которые не имеют работы заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней".
В 6. Закончите фразу: "Дефицит бюджета - когда расходы семьи в бюджете … доходы.
В 7. Вставьте понятие, соответствующее определению: "Любая деятельность по производству и обмену товаров и услуг, осуществляемая частными лицами или организациями с целью получения прибыли - это … ".
В 8. Напишите определение, соответствующее определению: "Процесс создания разных видов экономических продуктов (товаров и услуг), предназначенных для продажи" – это...
Ответы:
Уровень А:
А1
А2
А3
А4
А5
А6
А7
А8
1
1
2
1
4
1
2
2
Уровень В:
В 1. 1В, 2Б, 3А.
В 2. 7 часов.
В 3. Экономика.
В 4. Прожиточный минимум.
В 5. Безработные.
В 6. Превышают.
В 7. Бизнес.
В 8. Производство.
7. Написание эссе по следующим темам:
1. «Деньги - это свобода, выкованная из золота». (Э.М. Ремарк).
2. «Торговля не разорила еще ни одного народа». (Б. Франклин).
3. «Не быть жадным - уже есть богатство, не расточительным - доход».