kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. 1.10

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учителей и обучающихся.

Предлагаю краткий конспект по обществознанию. Содержание соответствует «Кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения  ЕГЭ по обществознанию». Здесь изложен материал, который будет полезен для обучающихся  в подготовке к урокам и к сдаче ЕГЭ по обществознанию, даны краткие ответы на все вопросы, которые могут встретиться на ЕГЭ. «Человек и общество» является одним из базовых блоков курса обществознания, и занимает одно из ведущих мест в экзаменационных работах. Материал максимально удобен для ознакомления и изучения данного элемента кодификатора: сначала даётся краткое содержание темы, а затем более подробное изложение по материалам сайта sosnovo-school. Это позволяет более продуктивно использовать время при подготовке и к экзаменам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. 1.10 »

1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. Богбаз10, §8; Богпроф10, §18; Богпроф11, §28. Богст10, 151-153.
     Культура  от латинского colo, который означает «обрабатывать», «возделывать почву».

     В широком значении культура - 1) совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также 2) результат этой деятельности, включая преобразование человеком самого себя.

     В узком значении понятие культуры очень близко к определению духовной сферы жизни общества. !!!Культура = духовная жизнь общества.

Слагаемые человеческой культуры – экологическая, экономическая, правовая, эстетическая, нравственная, общеобразовательная, политическая, физическая культура, культура быта, культура речи и общения.

Культурный лаг – относительно медленное продвижение или изменение одного аспекта культуры, например, запаздывание развития нематериальной культуры по сравнению с материальной, в частности, технологией. Ценностный мир человека не успевает приспосабливаться к слишком быстрым изменениям в материальной сфере, особенно страдает молодежь.

Социальные функции культуры:  
     1) функция приспособления к окружающей среде (одежда, огонь); 2) функция накопления, хранения и передачи культурных ценностей; 3) функция целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека; 4) функция социализации (даёт возможность человеку усваивать определённую систему норм, ценностей и знаний); 5) коммуникативная функция (обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями).  
Формы и разновидности культуры.
по связи с религией: религиозная и светская;
по региональному признаку: культура Востока и Запада; 
по национальному признаку: русская, французская и т.д.;
по принадлежности к историческому типу общества: культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества; 
по связи с территорией: сельская и городская культура; 
по сфере общества или виду деятельности: культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.; 
по уровню мастерства и типу аудитории: элитарная (высокая), народная, массовая.
     1) Народная культура – наиболее устойчивая часть национальной культуры, источник развития и хранилище традиций. Это культура, создаваемая народом и бытующая в народных массах. Народная культура, как правило, анонимна. 
     Народная культура может быть разделена на два вида – популярную и фольклорную. Популярная описывает сегодняшний быт, песни, танцы народа, а фольклорная его прошлое.
     2) Элитарная культура (от франц. elite – лучшее, избранное) – явление, противопоставляемое массовой культуре. Создаётся в расчёте на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений (литература: Джойс, Пруст, Кафка; живопись: Шагал, Пикассо; кинематограф: Куросава, Бергман, Тарковский; музыка: Шнитке, Губайдуллина).  
     Признаки элитарной культуры: 1) высокий уровень (сложность содержания); 2) получение коммерческой выгоды не является непременной целью; 3) подготовленность аудитории к восприятию; 4) узкий круг создателей и аудитории; 5) определяет развитие всей культуры.  
     3) Массовая культура (поп-культура): 1) общедоступность; 2) занимательность (обращение к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей); 3) серийность, тиражируемость; 4) пассивность восприятия; 5) коммерческий характер.
     Основой массовой культуры является массовое общество – общество, характеризующееся: 1) стандартизацией производства и массовым потреблением; 2) возрастанием численности и роли среднего класса; 3) бюрократизацией общественной жизни; 4) распространением средств массовой коммуникации и массовой культуры; 5) конформизмом; 6) снижением роли первичных групп; 7) атомизацией; 8) деперсонализацией отношений. 
     4) «Экранная культура» складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой. Личные контакты и чтение книг уходят на второй план

 

ПОДРОБНО 

 12.1. Значения понятия «культура».  
     12.2. Основные подходы к пониманию культуры.
     12.3. Социальные функции культуры.  
     12.4. Формы и разновидности культуры.
     12.5. Духовная жизнь общества. Духовное производство и духовное потребление.
     12.6. Многообразие культур.
     12.6.1. Субкультура и контркультура.
     12.6.2. Сравнительный вклад отдельных культур в мировое культурное богатство (иерархичность мировой культуры).
     12.6.3. Взаимодействие культур. 
     12.6.4. Николай Данилевский о взаимодействии культур.
     12.6.5. Культурный шок.
     12.6.6. Вестернизация и модернизация.
     12.6.7. Смерть Запада (Патрик Бьюкенен).
     12.6.8. Возможен ли синтез культур, возможно ли создание общечеловеческой культуры? 

     12.1Значения понятия «культура».  
     12.1.1. Слово культура происходит от латинского глагола colo, который означает «обрабатывать», «возделывать почву». Позднее появилось и другое значение – совершенствовать, почитать. Цицерон стал автором метафоры cultura animi, т.е. «культура (совершенствование) души», «духовная культура». 
     В современном языке понятие культура употребляется в 1) широком (совокупность видов и результатов преобразовательной деятельности человека и общества, передаваемых из поколения в поколение при помощи языковых и неязыковых знаковых систем, а также путём обучения и подражания) и 2) узком(сфера жизни общества, где сконцентрированы духовные усилия человечества, достижения разума, проявления чувств и творческой активности) значениях.

     В широком значении культура - 1) совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также 2) результат этой деятельности, включая преобразование человеком самого себя.

     В узком значении понятие культуры очень близко к определению духовной сферы жизни общества. !!!Культура = духовная жизнь общества.
     12.1.2. Из чего состоит культура? Культурные универсалии.
     Культурные универсалии – типовые и повторяющиеся аспекты жизни, которые проявляются во всех известных обществах. 
     Разработанная Дж. П. Мердоком классификация культурных универсалий, содержит 88 общих поведенческих категорий. 
     Список культурных универсалий: 1) спорт, 2) украшения тела, 3) совместный труд, 4) танцы, 5) образование, 6) похоронные ритуалы, 7) обычай дарить подарки, 8) гостеприимство, 9) запрет кровосмешения, 10) язык, 11) религиозные обряды, 12) изготовление орудий труда и т. д.
     Слагаемые человеческой культуры – экологическая, экономическая, правовая, эстетическая, нравственная, общеобразовательная, политическая, физическая культура, культура быта, культура речи и общения.
     12.1.3. Культурный лаг.
     Лаг (от англ. lag – запаздывание) (временной лаг) – показатель, отражающий отставание или опережение во времени одного явления по сравнению с другими (напр., в экономике время от момента вложения средств до получения отдачи). 
     Культурный лаг – относительно медленное продвижение или изменение одного аспекта культуры, например, запаздывание развития нематериальной культуры по сравнению с материальной, в частности, технологией. Ценностный мир человека не успевает приспосабливаться к слишком быстрым изменениям в материальной сфере, особенно страдает молодежь. Культурный лаг описывает такую ситуацию, когда в обществе уже появились технологические изобретения, а культурной и социальной адаптации к ним населения не произошло.
     Закон культурного отставания (англ. law of cultural lag) – закон, согласно которому изменения в области материальной культуры происходят более быстрыми темпами, чем в области нематериальной культуры (У. Огборн). Нарушение равновесия в развитии культуры приводит к социальной дезорганизации, конфликтам, разрушению экологической среды и т. д.
     12.2Основные подходы к пониманию культуры.
     12.2.1. Все известные определения культуры (их около 300) подразделяются на несколько основных типов. 
     1) Описательные определения
     Э. Тэйлор: «Культура, или цивилизация, - это знания, искусства, нравственность, законы, обычаи и некоторые другие способности и привычки, усвоенные человеком как членом общества». 
     2) Исторические определения
     Культура есть продукт истории, который представляет собой наследование социального опыта и передачу его от поколения к поколению. 
     3) Нормативные определения.
     Культура – ценности и нормы человеческого существования.

     Ценности – характеристика идей, явлений, предметов и их свойств с точки зрения их значения для человека или общества.

     Виды ценностей: 1) вещные (приятное, полезное, пригодное); 2) логические (истина); 3) этические (добро); 4) эстетические (красота)  
     Признаки культурных ценностей:

     1) устойчивость данной культурной ценности (она должна существовать на протяжении нескольких поколений);

     2) признание на разных уровнях человеческого общества (уровень конкретной личности; уровень социальной группы; уровень общенациональный; уровень цивилизационный; уровень общечеловеческий);

     3) культурная ценность может быть выражена только при помощи знаков и символов.  
     Проблемы данного подхода:
     1) Существуют ли общечеловеческие ценности?
     По поводу существования общечеловеческих культурных ценностей идут нескончаемые дискуссии. В настоящее время под ними чаще всего понимаются ценности европейской цивилизации. Однако из-за конфессиональных и национальных различий говорить о единых культурных общечеловеческих ценностях пока вряд ли возможно.
     2) Культура: благо или зло?
     Часть философов считала культуру средством закабаления людей. Ницше и Лев Толстой провозгласили тезис о том, что человек по своей природе – существо антикультурное, а сама культура – это зло, которое создано для подавления и порабощения человека. Другие учёные (Гердер и др.), наоборот, называли культуру средством облагораживания человека.

     4) Деятельностные (антропологические) определения.
     Культура – это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все её результаты (вторая природа).
     Вторичная (вторая) природа – совокупность материальных условий, созданных человеком в процессе его адаптации к естественным условиям.
     Артефакт культуры (от лат. аrte – искусственный + factus – сделанный) – искусственно созданный объект, имеющий знаковое или символическое содержание.

     Артефактами культуры являются: 1) созданные людьми предметы, вещи, орудия труда, одежда, хозяйственная утварь, жилище, дороги; 2) феномены духовной жизни общества: научные теории, суеверия, произведения искусства и фольклор.
     Однако этот подход страдает существенным недостатком: получается, что !!! любая деятельность человека подпадает под определение. 

5) Семиотические определения
     Культура – система знаков и символов, используемая в данном социуме.
     Семиотика (от греческого semeion – знак, признак) – наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры - системы мифа, ритуала), природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и др.).
     6) Социологические определения.
     Культура есть организующий фактор общественной жизни.
    !!! Вывод: Ситуация здесь аналогична попыткам определения, например, человека. Существуют десятки определений понятия «человек», но нет единственно верного и применимого во всех обстоятельствах определения данного понятия.
     12.3Социальные функции культуры:  
     1) функция приспособления к окружающей среде (одежда, огонь); 2) функция накопления, хранения и передачи культурных ценностей; 3) функция целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека; 4) функция социализации (даёт возможность человеку усваивать определённую систему норм, ценностей и знаний); 5) коммуникативная функция (обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями).  
     12.4Формы и разновидности культуры.
     12.4.1. по связи с религией: религиозная и светская;
     12.4.2. по региональному признаку: культура Востока и Запада; 
     12.4.3. по национальному признаку: русская, французская и т.д.;
     12.4.4. по принадлежности к историческому типу общества: культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества; 
     12.4.5. по связи с территорией: сельская и городская культура; 
     12.4.6. по сфере общества или виду деятельности: культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.; 
     12.4.7. по уровню мастерства и типу аудитории: элитарная (высокая), народная, массовая.
     1) В эпоху формирования общечеловеческой интернациональной культуры особенно остро стоит вопрос сохранения национальных культур.

     Народная культура – наиболее устойчивая часть национальной культуры, источник развития и хранилище традиций. Это культура, создаваемая народом и бытующая в народных массах. Народная культура, как правило, анонимна. 
     Народная культура может быть разделена на два вида – популярную и фольклорную. Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная его прошлое.
     2) Элитарная культура (от франц. elite – лучшее, избранное) – явление, противопоставляемое массовой культуре. Создаётся в расчёте на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений (литература: Джойс, Пруст, Кафка; живопись: Шагал, Пикассо; кинематограф: Куросава, Бергман, Тарковский; музыка: Шнитке, Губайдуллина).  
     Под элитарной культурой долгое время понимали культуру духовной элиты общества (люди с высоким уровнем интеллекта и культурных запросов). Считалось, что эти культурные ценности недоступны для постижения большинством населения. С середины XX в. элитарную культуру определяют как творческую, т.е. ту часть культуры, в которой создаются новые культурные ценности. Из этих создаваемых культурных ценностей достигают общественного признания только 1/3. С этой точки зрения элитарная культура – это высшая и главная часть культуры, которая определяет её развитие.
     Признаки элитарной культуры: 1) высокий уровень (сложность содержания); 2) получение коммерческой выгоды не является непременной целью; 3) подготовленность аудитории к восприятию; 4) узкий круг создателей и аудитории; 5) определяет развитие всей культуры.  
     3) Массовая культура (поп-культура): 1) общедоступность; 2) занимательность (обращение к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей); 3) серийность, тиражируемость; 4) пассивность восприятия; 5) коммерческий характер.
     Основой массовой культуры является массовое общество. 
      Что такое массовое общество?
     Массовое общество – общество, характеризующееся: 1) стандартизацией производства и массовым потреблением; 2) возрастанием численности и роли среднего класса; 3) бюрократизацией общественной жизни; 4) распространением средств массовой коммуникации и массовой культуры; 5) конформизмом; 6) снижением роли первичных групп; 7) атомизацией; 8) деперсонализацией отношений. 
     4) «Экранная культура» складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой. Личные контакты и чтение книг уходят на второй план.
     12.4.8. Поляков, 59 – 60.
     1) Материальная культура – вещная среда человека, состоящая из предметов, служащих удовлетворению жизненных потребностей.
     2) Духовная культура – вся совокупность продуктов и явлений творчества, познания и понимания мира, вообще, образов мира, существующих в той или иной культуре.
     3) Социальная культура – характерные для той или иной культуры формы организации совместной жизни.
     12.4.9. по характеру удовлетворяемых потребностей: материальная и духовная.
     Различают материальную (всё, что создаётся в процессе материального производства: техника, материальные ценности, производство) и духовную (религия, искусство, мораль, наука, мировоззрение) культуру. Главным основанием разграничения материальной и духовной культур является характер потребностей (материальные или духовные) общества и человека, удовлетворяемых произведёнными ценностями.
     12.5Духовная жизнь общества (духовная сфера общества) – это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.
     12.5.1. Структура духовной жизни общества.
     Духовная жизнь общества охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации, соответствующую деятельность людей.
     Духовная деятельность = духовно-теоретическая (её продуктом являются мысли, идеи, теории, идеалы, художественные образы) + духовно-практическая (сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, потребление созданных духовных ценностей).
     Духовно-теоретическая деятельность – это духовное производство (созидание) духовных ценностей.
     12.5.2. Особенности духовного потребления:

     1) взаимосвязь духовных потребностей и духовных ценностей (духовные потребности в познании, красоте, общении вызывают к жизни соответствующие виды деятельности);

     2) духовные ценности не исчезают в процессе потребления;

     3) духовное потребление одновременно является и духовным производством.
     12.5.3. Традиции и новаторство.
     Развитие культуры – процесс двуединый = 1) суммирование, накопление опыта и культурных ценностей предыдущих поколений, т.е. создания традиций + 2) преодоление этих же традиций путём приращения культурного богатства, т.е. новаторства.
     Традиция (от латинского traditio – передача) – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

     В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.
     Накопление (пути приращения) культурных ценностей
     1) по вертикали (преемственность, передача от одного поколения к другому элементов, частей предыдущих теорий); 
     2) по горизонтали (наследуются не отдельные элементы, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное произведение).
     Культурная аккумуляция (от латинского accumulatio – собирание в кучу, накопление) – накопление культурного потенциала, наследия.

     Культурная аккумуляция имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых. Напротив, когда в течение конкретного периода исчезает больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении.
      12.6Многообразие культур.
     12.6.1. Субкультура и контркультура.  
     Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе. 
     Контркультура – 1) субкультура, которая не просто отличается от господствующей культуры, но противостоит, находится с ней в конфликте, стремится вытеснить её; 2) система ценностей асоциальных групп («новые левые», хиппи, битники, йиппи и др.). 
      В рамках элитарной культуры есть своя «контркультура» - авангард.
     12.6.2. Сравнительный вклад отдельных культур в мировое культурное богатство (иерархичность мировой культуры).
     Некоторые исследователи отказываются от попыток сравнивать вес отдельных культур. Другие полагают, что значимость и степень развитости отдельных культур неодинаковы.
     Европоцентризм – различные концепции, пытающиеся представить Европу в качестве духовного центра планеты и образца для подражания в решении экономических, экологических, политических, социальных, национальных, этических, творческих, религиозных, демографических и иных общечеловеческих проблем. 
     Америкацентризм – концепция, согласно которой духовным центром человечества является Америка. 
     Востокоцентризм (негритюд, панисламизм, панмонголизм) – мировоззренческая установка (взгляд), согласно которой именно Восток, а не Европа является центром мировой культуры и цивилизации.  
     Афроцентризм – концепция, согласно которой духовным центром человечества является Африка.
     Негритюд (франц. negritude – принадлежность к негритянской, чернокожей расе) – концепция, утверждающая идею об особом самостоятельном духовном, культурном и политическом развитии африканских народов.
     Леопольд Сенгор:
     « ...Пусть мы ответим: "Здесь!” – когда нас позовёт Возрождение мира. 
     Пусть мы станем дрожжами, - без них не взойти белому тесту, 
     Ибо кто внесёт оживляющий ритм в этот мертвенный мир машин и орудий?..»
     12.6.3. Взаимодействие культур
     1) Диалог культур – 1) преемственность, взаимопроникновение и взаимодействие различных культур всех времен и всех народов, обогащение и развитие на этой основе национальных культур и общечеловеческой культуры; 2) то же, что аккультурация. 
     Аккультурация (англ. acculturation, от лат. ad – к, и cultura – образование, развитие) – 1) в узком смысле: процессы взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа, обычно более развитого; 2) в широком смысле: процесс взаимодействия культур, культурный синтез.
     Контакт культурный – предварительное условие взаимодействия межкультурного, предполагающее устойчивое соприкосновение в социальном пространстве двух или более культур. Культурный контакт является необходимым, но недостаточным условием для взаимодействия культур. Процесс взаимодействия предполагает достаточно высокую степень тесноты и интенсивности культурного контакта.
     Культурная диффузия (от латинского diffusio – распространение, растекание, рассеивание) – взаимное проникновение (заимствование) культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении (культурном контакте). 

     Каналы культурной диффузии: миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др. 

     Глобализация культуры – ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, формированием транснациональных корпораций и мирового рынка, благодаря воздействию на людей средств массовой информации.  
     Глобализация культуры имеет 1) позитивные (общение, расширение культурных контактов в современном мире) и 2) негативные стороны. 
     Чрезмерно активное заимствование опасно потерей культурной самобытности. Молодое поколение перенимает друг у друга моду, привычки, пристрастия, обычаи, в результате чего они становятся похожими, a часто просто безликими. Возможность утраты культурной самобытности кроется в нарастающей угрозе ассимиляции – поглощении малой культуры со стороны более крупной, растворении культурных особенностей национального меньшинства в культуре большой нации, забвении отеческой культуры при массовой эмиграции в другую страну и получении там гражданства.  
     12.6.4. Николай Данилевский о взаимодействии культур:
     1) колонизация (финикийцы перенесли свою культуру в Карфаген); 2) «прививка черенка на чужое дерево» (эллинистическая культура Александрии внутри египетской культуры); 3) взаимныйравноправный диалог (обмен ценностями).  
     12.6.5. Культурный шок – первоначальная реакция индивидуального, группового или массового сознания на встречу с иной культурной реальностью. 
     Уровни (субъекты) культурного шока: 1) индивид (ситуация индивидуальной эмиграции или туризма); 2) социальная группа (ситуация массовой эмиграции, беженцев, принудительной высылки по национальному или религиозному признаку); 3) общество в целом (ситуация культурной диффузии – попытка радикального преобразования социальной системы по образцу «чужой» культуры в результате внутреннего культурного кризиса или внешней культурной экспансии). 
     Способы преодоления культурного шока
     1) Колонизация: агрессивная демонстрация и пропаганда собственных культурных ориентиров и моделей поведения, радикальное неприятие традиционных ценностей «местной» культуры и их вытеснение на периферию культурного пространства. 
     2) Гетто(т)изация: создание компактных мест проживания «чужих» (эмигрантов, беженцев, гастарбайтеров) или «местных» (индейцы США) носителей иной культуры, где они получают возможность сохранять и поддерживать свою культурную микросреду в жестких рамках локальных замкнутых пространств (гетто).
     Гетто (итальянское ghetto) – 1) район города, в котором селятся национальные меньшинства. 
     В данном случае культурный шок смягчается при помощи выделения как «сильному», так и «слабому» участнику конфликта собственной сферы влияния. 
     Примеры: китайские кварталы – Чайнатауны в США, районы проживания религиозных ортодоксов в Израиле и т.п. 
     3) Ассимиляция: крайняя форма культурного конформизма, сознательный отказ от собственной культурной идентичности в пользу полного приспособления к «чужой» культуре. Последним «бастионом» в борьбе с иноземной культурой выступает язык, с утратой которого погибает и ассимилированная культура.
     4) Диффузия: совмещение элементов «своей» и «чужой» культур. 
     Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
     Формы толерантности: 1) личная (социальные взаимодействия отдельных индивидов); 2) общественная (общественная психология, сознание, моральные нормы и нравы); 3) государственная (законодательство, политическая практика).

     12.6.6. Вестернизация и модернизация.
     Модернизация (франц. moderisatio, от moderne новейший, современный) – 1) обновление, изменение применительно к новым, современным требованиям; 2) переход от традиционного, аграрного общества к современному, индустриальному.

     Вестернизация – (англ. western, от west – запад) – разновидность модернизации, заимствование англо-американского или западноевропейского образа жизни, моделей поведения, духовных ценностей.
     Возможные ответы на влияние Запада (Хантингтон):
     1) Отторжение (отказ от модернизации и вестернизации).
     Япония следовала этому курсу до середины XIX века. В отличие от Японии в Китае политика отторжения обуславливалась тем, что эта страна воспринимала себя как Срединное царство и твердо была уверена в превосходстве китайской культуры над культурами всех других народов. Китайской изоляции, как и японской, конец положило западное оружие, поставленное в Китай британцами во время опиумных войн 1839 – 1842 годов. 
     2) Япония (1868 – ???) Модернизация без вестернизации.
     В Китае в последние годы правления династии Цинь девизом стал Ti-Yong – «китайская мудрость для фундаментальных принципов, западная мудрость для практического использования». В Японии таким девизом стал Wakon Yosei – « "японский дух” и западная техника».  
     3) Кемализм = вестернизация + модернизация.
     Мустафа Кемаль Ататюрк (1881-1938), первый президент турецкой республики, отказавшись от исламского прошлого, сделал Турцию «оторванной страной» - обществом, которое было мусульманским по своей религии, наследию, обычаям и институтам, но которым правила элита, желавшая сделать его современным, западным и объединить его с Западом. 
     4) Современная Россия: вестернизация без модернизации!!!

     12.6.7. Смерть Запада (Патрик Бьюкенен).
     Долгое время США – страна, которая сама создавалась эмигрантами, - поощряли и приветствовали иммиграцию. В XX в. там господствовала теория «плавильного котла», согласно которой в результате жизни в Америке все иммигранты утрачивают свою первоначальную национальную идентификацию и «переплавляются» в «американцев»; в результате возникает относительно однородная американская нация. 
     Но уже в конце XX в. была принята теория мультикультурализма.
     Мультикультурализм стал признанием того факта, что Америка больше не может объединить в одну нацию «белых», «черных» (политкорректно их именуют афроамериканцами), «латинос» (латиноамериканцев) и др. Этот процесс распада американской нации на отдельные этнокультурные группы и объединения разных групп небелого населения против «белых» был назван «культурной войной». Некоторые политики и социологи считают, что этот процесс приведет к ослаблению и распаду США, и это будет означать «смерть Запада».
     Мультикультурализм – признание культурного плюрализма и содействие ему. 
     Патрик Бьюкенен (1938 – ). «Смерть Запада» (2002): 
     «Среди наших сограждан крепнет ощущение, что страна распадается на этнические группы. Кроме того, мы совсем недавно пережили культурную революцию, в результате которой господствующие высоты заняла новая элита. Через овладение средствами внушения идей, образов, мнений и ценностей – телевидение, искусство, индустрию развлечений, образование - эта элита исподволь создает новую нацию...
     Миллионы людей ощущают себя чужаками в собственной стране... Они наблюдают исчезновение старинных праздников и увядание прежних героев... книги, запомнившиеся им с раннего детства, покидают школьную программу, уступая новым авторам, о которых большинство никогда не слышало;... низвергаются привычные, унаследованные от поколений предков моральные ценности; ... умирает взрастившая этих людей культура вместе со страной, в которой они росли. 
     На протяжении жизни одного поколения многим американцам довелось увидеть, как развенчивают их Бога, ниспровергают их героев, оскверняют культуру, извращают моральные ценности, фактически вытесняют из страны, а самих называют экстремистами и лжецами за Приверженность идеалам предков… 
     Немало таких людей, которые больше не чувствуют Америку своей. Не мы покидаем Америку, говорят они, это она нас покидает. Невольно вспоминаются слова Еврипида: "Нет большей горести на свете, нежели утратить родину”».  
     12.6.8. Возможен ли синтез культур, создание общечеловеческой культуры?

     1) Швейцер Альберт (1875-1965) – немецко-французский мыслитель, протестантский теолог и миссионер, врач, музыковед и органист. В 1913 организовал больницу в Ламбарене (Габон), которая стала главным делом его жизни. Исходный принцип мировоззрения – благоговение перед жизнью, ее сохранение и совершенствование как основы нравственного обновления человечества, выработки универсальной космической этики.

     2) Махатма Ганди (1869-1948) – духовный основатель независимой Индии. Пытаясь противостоять дискриминации индийцев, он в 1906 впервые провел кампанию ненасильственного сопротивления, или гражданского неповиновения. Эту тактику он разработал под влиянием произведений Генри Торо, Льва Толстого, Евангелия и индусских священных книг.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. 1.10

Автор: Копылов Юрий Геннадьевич

Дата: 24.04.2015

Номер свидетельства: 205338

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Подготовка к ЕГЭ - Духовная сфера"
    ["seo_title"] => string(33) "podgotovka_k_ege_dukhovnaia_sfera"
    ["file_id"] => string(6) "628073"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1679444988"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Духовная сфера общества. Подготовка к ЕГЭ "
    ["seo_title"] => string(49) "dukhovnaia-sfiera-obshchiestva-podghotovka-k-iege"
    ["file_id"] => string(6) "225691"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1439824714"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Формы и разновидности культур.       Обществознание  (10класс)"
    ["seo_title"] => string(57) "formy-i-raznovidnosti-kul-tur-obshchiestvoznaniie-10klass"
    ["file_id"] => string(6) "255693"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447964134"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Элективный курс по русскому языку "Культура русской речи" 11 класс. "
    ["seo_title"] => string(68) "eliektivnyi-kurs-po-russkomu-iazyku-kul-tura-russkoi-riechi-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "149323"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420130060"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ"
    ["seo_title"] => string(65) "ekskursiiakakformaekologichieskogoprosvieshchieniiauchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "321712"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461354441"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства