Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Личность и образование"»
Открытый урок
«Личность и образование»
Ход урока
Организационный момент.
(объявление темы и цели урока)
Эпиграф: Невежественными бывают только те, которые решают такими оставаться. (Платон)
План урока (на доске)
Сущность и гарантии права на образование.
Обязательность получения полного общего среднего образования.
Система образования в Украине.
Права и обязанности учащихся.
Актуализация опорных знаний и умений.
Схема «Система образования в Украине» (на доске)
Работа с документами:
Закон Украины «Об образовании» - читают ученики (ст.51,52)
Конституция Украины – ст.53
«Конвенция о правах ребенка»
Изучение нового материала.
Учитель: Древнегреческий мудрец Солон восклицал «Старею, всегда учась». Величайшее наслаждение жизни - учиться и пользоваться плодами учения. Задумывались ли Вы когда-нибудь всерьез о том, зачем Вы ходите в школу?
Ученик: По конституции каждый гражданин (ст.53) (читает с конституции) и по Закону Украины «Об образовании» (читает закон)… Но из этих законов следует только то, что мы имеем право воспользоваться возможностью учиться в школе до определенного уровня бесплатно. Для этого государство часть денег налогоплательщиков направляет на школьное образование.
Учитель: Но иметь право – это одно, а воспользоваться этим правом - другое. Каждый ребенок должен воспользоваться этим правом! Ведь впереди у него жизнь, он должен чего-то достичь в этой жизни. В психологии существует понятие «Социальные роли». Это те роли, которые человек исполняет в обществе - роли отца, ученика, учителя, солдата и т.д. Они существуют как бы отдельно от личности. Но приходит время, и личность исполняет ту или иную социальную роль. Так что же такое социальная роль?
Ученик: Социальная роль – это выработанная обществом программа действий человека в определенных обстоятельствах.
Учитель: Какую же социальную роль в жизни выполняет каждый из нас?
Ученик: Конституция представляет возможность каждому выполнить социальную роль – роль ученика. И многое в выполнении зависит от отношения самой личности к этой роли, от наличия мотивов к ее выполнению.
Учитель: Я попрошу объяснить мотивацию учащегося, который рассуждает так: «Зачем ломаться в школе, если и без образования, работая в коммерческом киоске, можно получать больше академика?»
Ученик: Тем, кто сейчас учится, трудно объяснить, что это – временное положение. Рыночная экономика уже начинает предъявлять более высокие требования к работнику. Коммерция - действительно выгодное дело. Но для работы в киосках, не требующей большого ума, нужно ограниченное количество продавцов. Не может быть их больше, чем покупателей. А владельцу киосков есть из кого выбрать – вон сколько недообразованных хотят прилично зарабатывать. На всех киосков не хватает.
Учитель: Назовите еще убедительные ситуации.
Ученик: Руководителю фирмы потребовалось делать три важные операции - переводить тексты с иностранного языка, производить по этим текстам математические расчеты и осуществлять на этой основе компьютерное программирование. Есть выбор: или пригласить на работу переводчика, математика и программиста или взять на работу одного специалиста, владеющего иностранным языком, математикой, компьютером. Надо не забыть, что предприниматель обязан выплачивать работникам пособия по болезни, за каждого работника отчислять средства в пенсионный фонд, платить разные налоги.
Учитель: Какие же мотивы учения преобладают в развитых странах?
Ученик: (1-я проблема) Если я буду хорошо учиться в девятиклассной школе, то поступлю в хорошее профессиональное учебное заведение и получу нужную специальность. Дальше я постараюсь довести свои профессиональные навыки до совершенства и стать высокооплачиваемым специалистом.
Учитель: Постарайтесь разобрать причины неразвитости этого мотива в нашем обществе. Что нужно сделать в стране для появления этого мотива к учению у большого числа учеников.
Ответ учеников….
Ученик: (2-я проблема) Если я буду хорошо учиться в основной девятилетней школе, я сумею продолжить образование сначала в гимназии, колледже и средней школе, затем поступлю в ВУЗ. Там я получу хорошее высшее образование и предложу себя на рынке интеллектуального труда. Известно, что хороший специалист в условиях рыночной экономики ценится дорого.
Учитель: Как вы думаете, есть ли перспективы у этого мотива к учению в основной школе? Имейте ввиду, что высокоразвитая во всех отношениях Япония, достигла своих успехов за счет того, что огромные средства вложила в высшее образование граждан и сейчас более 30% населения страны получают такое образование.
Ученик: (3-я проблема) Если я буду хорошо учиться в основной школе, то сумею развить свои творческие способности и продолжить образование в другом учебном заведении, я стану образованным творческим человеком. Я буду творцом, и образование откроет мне двери для богатой духовной жизни, общения с интересными для меня людьми.
Учитель: Как вы думаете, какое место может занимать в развитом обществе мотив к учению, который не ставит материальное благополучие впереди остальных преимуществ? Почему образ «бедного художника» часто противопоставляется образу богатого толстосума? И почему так сильна в народе поговорка «не в деньгах счастье»? В чем же оно, на Ваш взгляд? Что же мешает людям развить в себе нормальную мотивацию к учению?
1-й ученик: Во-первых, отсутствие желания учиться, потому что учение связано с постоянным преодолением себя, то есть с волевыми усилиями. А это трудно. Часами сидеть за компьютером или болтать с друзьями легче. Такое отношение к учебе разрушает характер и убивает любую мотивацию к учению. «Ученик, который учится без желания – это птица без крыльев» - говорил восточный мудрец Саади.
2-й ученик: Во-вторых, мотивация к учению невозможна без пробуждения интереса к самым, на первый взгляд, неинтересным вещам. Здесь тоже поначалу нужна воля. С ее помощью, можно заставить себя заинтересоваться алгеброй, английским, литературой, правом. А потом интерес придет вместе с мыслью, что это нужно мне, чтобы… Недаром французский писатель Анатоль Франс писал: «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». И он же говорил: «Любознательность создает ученых и поэтов».
3-й ученик: В-третьих, мотивация к учению во многом зависит от учителя.
Учитель: Во многом, но далеко не во всем. Думали ли Вы о том, сколько сил нужно учителю в день на один только урок с учениками, большинство которых абсолютно лишены желания учиться? А ведь таких уроков в неделю может быть 20-25, а то и более. Короткие выходные с проверкой ваших тетрадей, контрольных работ, заботы о собственных детях, далее и – снова в бой? Русский литератор Н. Добролюбов писал: «Оправдывают свое невежество не искусством учителей только те, которые сами из себя ничего не умеют сделать и все ждут, чтобы их тащили за уши туда, куда они сами должны идти». Но, тем не менее, ребята, настоящий учитель всегда услышит, поймет, поможет.
Ученик: Школа – самое важное общественное учреждение, которое вмещает всю жизнь человека: его детство, его отрочество. Потом в зрелом возрасте человек возвращается в него учебой детей, внуков. В школе каждый осуществляет свое право на образование, обязательное по закону. Это место, где юный гражданин должен приобретать первый опыт жизни вне семьи, разделяя с другими права и обязанности.
Права и обязанности учащихся (напечатаны на листах). Подарок ученикам в конце.