Открытый урок психологии на тему "Какой у меня характер?"
Коваленко Елена Александровна, педагог-психолог
Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба
Цель урока:
образовательная: дать учащимся знания о характере: понятие, история учения о характере, особенности, классификация.
развивающая: развивать умение вести диалог, четко и грамотно излагать свои мысли.
воспитательная: формировать умение работать самостоятельно и в микрогруппах.
Форма урока: Эвристическая беседа.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Дидактический материал: опорный конспект, раздаточный материал.
Наглядные пособия: книжная выставка.
Иллюстративный материал: фрагменты мультфильмов «Золушка», «Сказка о Мертвой Царевне и о семи богатырях», «Нехочуха».
ТСО: компьютер, видеопроектор.
Ход урока
Организационный момент.
Обоснование актуальности темы.
Изложение лекционного материала с элементами беседы:
Понятие характер.
История учений о характере.
Классификация.
Закрепление материала:
Заполни таблицу.
Установи соответствие.
Игровое упражнение: «Отгадай, о ком говорят».
Рефлексия.
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Ход урока
Мы продолжаем изучать психологию личности и сегодня тема нашего урока «Какой у меня характер?».
Во-первых, мы разберёмся, что же такое характер.
2. Познакомимся с историей учения о характере.
3. Рассмотрим его структуру, классификацию и индивидуальные особенности.
– Скажите, а зачем надо знать, что такое характер?
– Да, когда мы пытаемся оценить или охарактеризовать человека, то говорим о его характере.
При этом чаще всего пытаемся оценить человека в деятельности, в отношении к окружающей его действительности и людям.
Если вы случайно кому-то грубо ответили, значит ли это что грубость черта вашего характера? Почему?
Так что же такое характер? Думаю необходимо начать с его определения. Может быть, среди вас есть любитель кроссвордов, и подскажет нам, как с греческого языка переводится «характер».
«Характер» – слово древнегреческого происхождения и в переводе означает печать, чеканка, особенность.
Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обуславливают типичные для неё способы поведения.
Характер.
Взаимосвязан со сторонами личности, в частности с темпераментом, который влияет на форму проявления характера.
Так настойчивость у холерика – выражается в кипучей деятельности; у флегматика – в сосредоточенном обдумывании;
холерик трудится энергично, страстно;
флегматик – методично, не спеша.
С другой стороны сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролируя его проявления.
2. Характер является прижизненным образованием и может измениться в течении всей жизни. Формирование характера тесно связано с мыслями, чувствами и побуждениями человекапо мере того, как формируется и его характер.
Перед тем, как перейти к описаниям характера и к обсуждению основных проблем хотелось бы обратиться немного к истории.
Учение о характере – характерология имеет длительную историю развития.
Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения, с целью проанализировать поведение человека в различных ситуациях.
Одной из наиболее древних попыток проанализировать поведение человека является объяснение его характера датой рождения.
Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека получили названия – гороскопов, которые составляются одинаково, интерпретация у каждого гороскопа своя.
Гороскоп друидов, которая проводит связь человеческого характера с деревьями. Человек, родившийся в интервале с 22 декабря по 1 января – яблоня, и согласно гороскопу яблоня редко бывает высокой, много в ней симпатичного, много обаяния, сердечности. Внушает мысли о любви, даже когда сама о ней не думает.
Астрологический гороскоп – связан со знаками Зодиака. Человек, родившийся с 22 декабря по 20 января – Козерог, по данному гороскопу – характер упрямый, наиболее стойкий, выносливый, скрытный, часто самолюбивый.
Сравнения японского и китайского гороскопов, так же существенно отличаются – есть повод для дискуссий и дальнейших исследований.
2. Тайна имени.
Не менее популярны попытки связать характер человека с его именем. В последнее время эта ветвь характерологии получила новый импульс развития на полках книжных магазинов много книг, повествующих о толковании имён. Будущие родители уделяют особое внимание данному вопросу.
Кому интересно, более подробную информацию можно найти на нашей книжной выставке или в библиотеке.
3. Физиогномика – оказала большое влияние на развитие характерологии – это учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности.
Аристотель и Платон предлагали определять характер человека по внешнему сходству некоторых черт человека и животных, а затем отождествлять характер этого животного с характером человека:
– толстый, как у быка нос – означал лень;
– широкий нос, с большими ноздрями как у свиньи – глупость;
– нос как у льва – важность;
– тонкие волосы как шерсть коз, овец, зайцев – робость;
– жёсткие волосы как у льва и кабанов – храбрость.
Иогренн Лафатер – (наиболее известная система) считал основным путём познания человеческого характера строением головы, конфигурацией черепа, мимики и т.д.
«Гениальность» Гёте, по его мнению, заключалось в его носе, который «знаменует вкус и любовь – словом поэзию».
Физиономисты использовали в качестве определяющих самые разнообразные признаки:
Например Делестр отмечал степень сжимания губ прямо пропорциональных твёрдости характера;
расслабленные губы – признак обладания «женских» черт характера (мягкость, любезность);
у глупого человека рот вообще открыт.
Однако самым важным показателем характера являлись глаза человека.
Аристотель указывал, что большие добродушные, но выпуклые глаза – признак глупости.
Толстой Л.Н. писал: «Есть люди, у которых одни глаза смеются – эти люди хитрые и эгоистичные. Есть люди, у которых рот смеётся без глаз – эти люди слабые, нерешительные, и оба эти смеха неприятны».
Этот взгляд актуален и сейчас.
Американские психологи Глайв и Клерн провели множество экспериментов, после пятилетнего изучения (10 тыс. детей), они доказали огромное влияние цвета глаз на характер человека: дети с тёмными глазами – обладают большой инициативой, боле неспокойным характером, чем дети со светлыми глазами;