Тема урока: Гражданин — Отечества достойный сын.
Тип урока: изучение нового материала
Цели:
Образовательные: -Способствовать формированию у учащихся четких представлений о гражданине, его социальном статусе, конституционных правах и обязанностях;
Воспитательные: Способствовать воспитанию патриотизма, гражданской позиции;
Развивающие: Способствовать формировании речевых умений (вести рассуждения и аргументировать свою точку зрения),— умения работать с учебником, с раздаточным материалом, умение работать с иллюстрациями.
Задача: - Развивать представление об истинном гражданине и патриоте, познакомить с примерами активной гражданской позиции, людьми у которых «горячее сердце»
Учащиеся должны знать:
• Кто такой гражданин? Что значит быть гражданином?
• Гражданин неразрывно связан со своей страной
• Гражданин – человек, который любит свою родину, переживает её беды и проблемы как свои собственные.
Учащиеся должны понимать:
• Нет прав без обязанностей
• Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Учащиеся должны уметь:
• Объяснять смысл понятий: права, обязанности, гражданин, патриот.
Формы организации работы детей: работа в группах, беседа, игра, самостоятельная работа с раздаточным материалом, индивидуальные предварительные задания
Используемое оборудование: учебник Боголюбова Л.Н. Обществознания. 6 класс, Просвещение, 2008. - 174с., раздаточный материал (статьи конституции РФ), экран и проектор
Ход урока
Организационный момент (2-3 минуты)
Изучение нового материала
План изучения нового материала.
1.Гражданин.
2. Права и обязанности граждан России.
3. Гражданский поступок
Приветствие
Постановка целей урока ( Тема нашего урока сегодня Гражданин – Отечества достойный сын. Войдя в кабинет вы обратили внимание на необычное оформление класса; давайте вместе попробуем определить цели урока, - как вы думаете о чем мы будем с вами говорить?)
Ученики: ставят цели: кто такой гражданин, какими качествами он должен обладать. Какие у него есть права и обязанности
Актуализация
Я бы хотела начать с небольшой сказочной истории о городе мастеров, но ведь сказка ложь, да в ней намек… вот и вы прослушав ее ответите на вопрос- в какой ситуации и каким образом жители этого города проявили себя как граждане
«Давным-давно существовал на земле город Добрых Мастеров. Много жило в нем умелых людей — каменщиков и кровельщиков, гончаров и столяров, портных и башмачников... Даже обыкновенные подметальщики улиц были в этом городе Мастерами. Они так здорово вычищали улицы и дворы, что нельзя было не залюбоваться их работой. Но самое главное — все эти Мастера были людьми добрыми, отзывчивыми, умеющими дружить, помогать друг другу. Так бывает, когда люди заняты своим делом, живут достойно и в достатке. И еще они очень любили свой город, гордились им, с добрым сердцем приглашали к себе в гости таких же тружеников, как они сами. Они были поистине добрыми горожанами.
Но вот однажды на город напали черные рыцари, промышлявшие разбоем, налетами на города и селения. Их вожак — старый хромой воин — объявил себя правителем города Добрых Мастеров, потребовал в жены самую красивую девушку, а жителей города сделал своими рабами. Не сразу осознали горожане, какая беда приключилась с ними. Некоторое время они надеялись, что рыцари возьмут, что им нужно, и уйдут. Но когда все горожане были объявлены рабами, в них проснулись граждане. Вооружившись кто чем смог, они дружно напали на захватчиков, перебили самых жестоких из них, а остальных выгнали из города.»
— Каким образом жители города Добрых Мастеров проявили себя не только как горожане, но и как граждане?
Но конечно, гражданские добродетели люди обретают не только в бою. Существует много способов превращения мирных обывателей в настоящих граждан.
Работа с понятийным аппаратом
Все мы граждане России и нам не безразлична судьба государства, в котором мы проживаем. Давайте вместе попытаемся дать определения понятий гражданин, гражданственность.
— Знакомы ли вы с понятием «гражданин»?
- Давайте вспомним Древнюю Грецию и Древний Рим, кого считали в этих странах гражданином? (свободные люди, которые могли голосовать на народном голосовании). А теперь посмотрим какое значение сейчас имеет это понятие работать будем с несколькими источниками
а)интернет в) словарь Ожегова словарь Даля
.ученики :.высказывают найденные варианты
Гражданин - это "лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей
Гражданин это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.
Каждый гражданин имеет определённые права и обязанности,
А как мы вообще понимаем понятия права и обязанности?
- Что такое права? ( мера свободы человека, охраняемая государством , узаконенная возможность человека что-то делать, осуществлять) (запись на доске и в тетради)
Имеем право мы иметь права, Но ведь моралью люди связаны. Поэтому, чтобы достойно жить, Мы очень многое обязаны.
- Что такое обязанность? (мера ответственности человека перед другими людьми, обществом и государством, узаконенная необходимость человека поступать определённым образом) (запись на доске и в тетради) .
Наши права и обязанности прописаны в главном документе нашей страны.
– В каком документе? (в конституции РФ)
Работа с Конституцией, с Главой 2 .
Сейчас я предлагаю вам просмотреть вторую главу конституции РФ (с 17-64) и вспомнить какими правами и обязанностями обладают граждане работать мы будем в парах .. у всех у вас на столах есть листочки с заданиями в которых вы найдете номера тех статей с которыми вам необходимо поработать, и на это работу я даю вам 2-3 минутки после чего вы назовете мне права и обязанности
- Сравните права и обязанности, чего больше?(Прав)
- Ребята, на самом деле, это только кажется, что прав больше. На самом деле прав ровно столько же, сколько и обязанностей, не бывает прав без обязанностей. Обязанности и права взаимосвязаны. Каждый из нас имеет право на жизнь, это значит, что все окружающие обязаны вести себя так, чтобы наше право не нарушить. Каждый из нас имеет право на свободу, это значит, что все окружающие обязаны вести себя так, чтобы не нарушить нашу свободу. Каждый из нас имеет право на образование, это значит, что все окружающие обязаны вести себя так, чтобы не мешать нам становиться образованными людьми. Право для одного становится обязанностью для других.
Иногда мы, как сказочные герои, сами того не замечая, нарушаем права других людей, например, обижаем младших, мешаем учителю вести урок, грубим старшим. Но точно также могут нарушаться и наши права. Давайте подумаем, как сделать, чтобы ничьи права не нарушались? (высказывания детей)
- Я предлагаю записать вам памятку в брошуру.
Памятка «Чтобы твои права не нарушались»
1. Твои права не должны ущемлять права других людей;
2. Заявляя о своих правах, помни, что у других они тоже есть;
3. Уважай права других так, как ты хочешь, чтобы уважали твои.
- Всё-таки, получив столько прав, человек обязан стать гражданином, достойным общества, давшего ему столько прав. Вы согласны со мной?
Мы рассмотрели понятия гражданин, разбирая его права и обязанности, но оно тесно связано с понятием гражданственности, охватывающие комплекс морально- нравственных качеств гражданина. Как по вашему мнению что это такое?
Гражданственность – правовая ответственность, активная гражданская позиция, понимание высоких нравственных ориентиров.
Давайте вспомним из истории прошлого или современности достойных граждан своего Отечества
Приведите пример гражданского поступка (рассказ о человеке – гражданине
Дети приводят примеры из истории (7-8 м.)
Эти люди определенно не остались в стороне , они были чутки к проблемам общества, человека, ратовали за свое дело, их нельзя назвать холодными и равнодушными, у них поистине горячие сердца. Но не только те, люди которых мы знаем из истории, которые, например, возглавляли войско, совершают истинно гражданские поступки, но и в повседневной жизни их не мало
Давайте подумаем где мы можем проявить свою гражданскую позицию?, как мы можем узнать человека с горячим сердцем.? (ответы детей) памятка о гражданине
Но к сожалению есть люди, которых не интересуют события, которые происходят в обществе. Их волнует только собственное благополучие.
Вот послушайте рассказ об осторожном карасике…
Жил-был осторожный карасик. Жил, уютно прячась в тине, где его с трудом находили и сородичи, не говоря уж о страшных щуках и окунях. Иногда кто-нибудь говорил ему: «Высунись, родимый, погуляй по белу свету, разомни свои косточки, покажи свою силу-удаль». «Нет, — отвечал им карасик, — там, без тины, как-то неуютно, страшно как-то. А ну щука нагрянет. Как с ней управиться?»
«Чудак ты, — говорили ему, — если такие, как ты, будут вечно отсиживаться в своей уютной тине, щуки так расплодятся, что и нам, смелым рыбешкам, житья от них не будет. Вышел бы, принял участие в общественной жизни... Пошел бы голосовать...»
«А что, — подумал карасик, — может быть, и впрямь мне себя показать? Стать этаким народным трибуном, глашатаем светлого будущего. Глядишь, и другие карасики за мной пойдут. Затем в парламент выберут, а там и президентом над всеми рыбешками выдвинут...» Совсем уж было собрался вылезти из тины, да решил чайку попить на дорожку. И пока он чай этот пил, весь пыл его словно куда-то выветрился. «Президентом могут и не выдвинуть, а вот с щуками дело иметь придется, это уж точно», — подумал карасик. Забрался подальше в тину и уснул сладким сном...
— Как ведет себя по жизни «осторожный карасик»?
— Чем гражданин отличается от «осторожного карасика»? (тем что у него горячее сердце, и он не может оставаться равнодушным, занимает активную гражданскую позицию)
И Можно с уверенностью сказать, что счастлива та страна, которая состоит из граждан в самом высоком смысле этого слова.
Название урока «Гражданин — отечества достойный сын» и я утверждаю что эта фраза означает, что любой человек, имеющий гражданство, является достойным сыном Отечества, т.е. патриотам своей Родины. Вы согласны со мной?
( «Быть гражданином»- это не просто запись в паспорте, это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и её процветание.)
III. Итог+ Закрепление
Кейс Ребята а сейчас я предлагаю подвести итог и сделать это в следующей форме.. у вас на партах вы видите конверты в котором вы найдете различные вырезки, высказывания, стихи, фотографии, так вот вам необходимо составить коллаж на тему нашего урока в котором вы должны выразить как вы понимаете кто же такой Отечества достойный сын, настоящий гражданин вам на эту работу я даю 4 минуты после чего желающие смогут представить нам свои работы
— Так кого мы можем назвать достойным сыном Отечества?
— Какие качества присущи гражданину?
Ученики: представляют несколько работ
Вы абсолютно правы, Гражданин это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.
А сейчас я предлагаю записать домашнее задание
IV. Домашнее задание (Слайд 17)
§17, мини-сочинение «Что полезного для страны могут сделать дети» (10-15 предложений),
«Что значит быть достойным гражданином?»
2) составить синквейн на тему «гражданин – отечества достойный сын»
Оценивание , выставление оценок
Ну а закончить урок я хотела бы строками стихотворения Некрасова
Поэт и гражданин. ( на слайде)
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будит гражданин достойный
К Отчизне холоден душой…
Н. Некрасов.
Давайте попробуем составить синквейн. Напоминаю вам его структуру:
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Например: Россия!
Славная, красивая.
Процветает, помогает, преобразует.
Триединством символов овенчанна.
Мощь!
1. Просмотрите статьи 2 главы конституции РФ (ст. 17-20) и определите что относиться к правам , а что к обязанностям в указанных статьях… приведите примеры
2. Просмотрите статьи 2 главы конституции РФ (ст. 21-25) и определите что относиться к правам , а что к обязанностям в указанных статьях… приведите примеры
3. Просмотрите статьи 2 главы конституции РФ (ст. 26-29) и определите что относиться к правам , а что к обязанностям в указанных статьях… приведите примеры
4. Просмотрите статьи 2 главы конституции РФ (ст. 30-34) и определите что относиться к правам , а что к обязанностям в указанных статьях… приведите примеры
5. Просмотрите статьи 2 главы конституции РФ (ст. 35-38) и определите что относиться к правам , а что к обязанностям в указанных статьях… приведите примеры
6. Просмотрите статьи 2 главы конституции РФ (ст. 39-42) и определите что относиться к правам , а что к обязанностям в указанных статьях… приведите примеры
7. Просмотрите статьи 2 главы конституции РФ (ст. 43-46) и определите что относиться к правам , а что к обязанностям в указанных статьях… приведите примеры
8. Просмотрите статьи 2 главы конституции РФ (ст. 47-50) и определите что относиться к правам , а что к обязанностям в указанных статьях… приведите примеры
9. Просмотрите статьи 2 главы конституции РФ (ст. 51-55) и определите что относиться к правам , а что к обязанностям в указанных статьях… приведите примеры
10. Просмотрите статьи 2 главы конституции РФ (ст. 56-61) и определите что относиться к правам , а что к обязанностям в указанных статьях… приведите примеры
11. Просмотрите статьи 2 главы конституции РФ (ст. 62-64) и определите что относиться к правам , а что к обязанностям в указанных статьях… приведите примеры