kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок в 8 классе по теме "Семья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Семья, типы семей. Психологический климат в семье.

Цели: обучающие

           - дать представление о ценности семейных отношений в обществе;

           - раскрыть содержание понятий «семья», «психологический климат в  

             семье», «семейный долг»;

          - выяснить от чего зависит психологический климат в семье.

        развивающие-

          - развивать творческие способности учащихся в ходе выполнения

            познавательных заданий;

          - развивать познавательный интерес к изучаемой проблеме;

         воспитательные-

          - воспитание чувства уважительного отношения к семье и семейным  

           отношениям.

Основные понятия: семья, психологический климат, семейный долг. 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 8 классе по теме "Семья" »

Конспект урока по обществознанию для учащихся 8 класса


Тема: Семья, типы семей. Психологический климат в семье.

Цели: обучающие

- дать представление о ценности семейных отношений в обществе;

- раскрыть содержание понятий «семья», «психологический климат в

семье», «семейный долг»;

- выяснить от чего зависит психологический климат в семье.

развивающие-

- развивать творческие способности учащихся в ходе выполнения

познавательных заданий;

- развивать познавательный интерес к изучаемой проблеме;

воспитательные-

- воспитание чувства уважительного отношения к семье и семейным

отношениям.

Основные понятия: семья, психологический климат, семейный долг.

Тип урока: урок изучения нового материала.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, друзья. Я рада приветствовать вас на уроке обществознания.

Давайте поприветствуем друг друга. Я предлагаю вам повернуться к вашему соседу и подарить ему свою улыбку. Отлично, теперь можем начинать работу.

2. Определение темы урока.

Прежде чем определить тему сегодняшнего урока, я прошу вас отгадать загадку:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит нас, друзья?

Наша дружная... (семья)

- Молодцы, тема нашего урока – «Семья, типы семей. Психологический климат в семье».

Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.

- Какие цели поставим перед собой?

(Вспомнить, что такое семья? Что такое психологический климат в семье? Какие типы семей существуют? Какие функции выполняет семья?)

- Отлично, цели урока определены.

- Можно ли найти универсальный секрет семейного счастья?

Наверное, нет, но благополучные семьи – основа процветания нашего общества. В них заложены нравственные добродетели: супружеская верность, почитание родителей, любовь к детям.

Слово «семья», если вы заметили, состоит из семи Я. Это значит, что семья это большая группа людей. В нашем современном обществе большие семьи становятся редкостью, а родственники бывают едва знакомы. Сегодняшняя семья, это как правило малая группа, состоящая из родителей и детей.

- Давайте вспомним, что в обществознании называют малой группой?

Малая группа -

Так что же такое семья? Чтобы сформулировать определение данного понятия мы используем

упражнение «паучок» - (на доске слово «семья»). Каждый ученик подойдет и подпишет слово, с которым у него ассоциируется понятие «семья»). Начну я – малая группа людей.

- Молодцы, давайте попробуем сформулировать определение, после запишем его в тетрадь.

Семья – это малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве, объединенная общностью быта и правовыми отношениями.

Записывают определение в тетрадь.

- Хорошо, определение понятия «семья» сформулировали.

У каждого из вас было домашнее задание – составить краткий рассказ о своей семье. Давайте послушаем, что у вас получилось.

(рассказы детей)

- Спасибо, ребята. Послушав ваши рассказы, можно сделать вывод – нет одинаковых семей. В некоторых семьях один ребенок, в некоторых – два, три, а существуют семьи, где вообще нет детей. У одних ребят есть мама и папа, у других – только мама, у третьих – только папа.

В обществознании существует специальная классификация – типология семей. С ней мы сейчас и познакомимся.

Какие типы семей вам уже известны?

По количеству детей – бездетная (инфертильная), малодетная (1-2 детей), среднедетная(3-4 ребенка), многодетная (5 и более). Но сейчас многодетной считается семья с тремя и более несовершеннолетними детьми.

По наличию одного или обоих родителей: полная (оба родителя), неполная (один из родителей).

По составу: нуклеарная или простая-наиболее распространенный тип. Состоит из одного поколения, представленного родителями или родителем с детьми.

сложная-большая (многополколенная) семья из нескольких поколений, может включать бабушек и дедушек, братьев и их жен, сестер и их мужей, племянниц и племянников.

В зависимости от места человека в семье:
-родительская-это семья, в которой человек рождается.
-репродуктивная-семья, которую человек создаёт сам.

По типу взаимотношений:
-патриархальная-где главой семьи, является мужчина.
-матриархальная-где главой семьи, является женщина,
-партнерский тип-семейная жизнь основана на доверии и равноправии.

Вот такие типы семей существуют в обществоведении.

- Скажите, а зачем человеку семья? (ответы детей)

- Сегодня мы должны определить, какие функции выполняет семья? Для этого вы должны выполнить следующее задание.

Задание: какие функции семьи иллюстрируют данные ситуации:

  1. Мать с отцом распределили в семье обязанности, связанные с повседневным обслуживанием: приготовление еды, стирка белья, уборка, приобретение продуктов. При этом некоторые посильные обязанности достались детям. (слайд 7)

  2. В зимние выходные дни вся семья выходит на лыжные прогулки. И младшему трехлетнему сыну приобрели лыжи и стали брать его с собой.

  3. Отец много времени проводит в гараже с машиной: меняет масло, подкачивает колеса, заменяет вышедшие из строя детали новыми... Дети сначала просто наблюдали за работой, потом понемногу стали помогать.

  4. В семье Ивановых пополнение: родился второй ребенок, девочка. Этому событию больше всех рада Катя – у нее появилась младшая сестренка.

Проверка задания.

Итак, совокупность всех функций, которые выполняет современная семья, можно свести к следующим:

  • репродуктивная (детородная) - воспроизводство потомства — главная функция семьи;

  • воспитательная — первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;

  • хозяйственно-бытовая - ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

  • экономическая - материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

  • функция первичного социального контроля — регламентация моральной ответственности в отношениях между членам и семьи:

  • духовно-нравственная - развитие личности каждого члена семьи;

  • социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

  • досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

  • эмоциональная - оказание психологической поддержки членам семьи.




В каждой семье, как и в малой группе, у каждого участника есть свои роли.

Вопрос: кому сейчас принадлежит главная роль в семье?


Часто в современной семье роль лидера принадлежит тому, чей вклад в семейное благополучие признается всеми членами семьи. Вдумайтесь, какой психологический климат складывается в семье, где на повестке дня всегда стоит вопрос: кто в доме хозяин?

Психологический климат - качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих совместной продуктивной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.


Именно психологический климат определяет самочувствие человека в семье. Забота, внимание, сотрудничество делает семейный климат теплым и приятным. Напротив, неуважительное отношение, безразличие делает климат неприятным.


Задание: Ролевая игра «Счастливые и несчастливые семьи».

Учащиеся работают по группам, распределяют между собой роли (мама, папа, дети, дедушка, бабушка и др.)

Группам необходимо дать описание счастливой и несчастливой семьи с определением психологического климата. Далее подводятся итоги.


Учитель зачитывает притчу: «Трое толкают груженую тачку. Мудрец, повстречавший их, задает вопрос: «Что же вы делаете?» Первый отвечает, что везет драгоценный материал, из которого будет построен храм. Второй говорит, что зарабатывает на жизнь себе и своей семье. А третий – что он прикован к этой тяжелой тачке».

Так и в семье – одни родители хотят вырастить и воспитать из своих детей духовно красивых, всесторонне развитых людей. Другие ставят задачу поскромнее: лишь бы были здоровы, накормлены одеты. А третьи – равнодушны к детям, будто прикованы к семье цепями.

В современной психологии семейных отношений выделяют три стиля семейных взаимоотношений – таблица 2.


попустительский



авторитарный

Стили








демократический


Вопрос: попытайтесь объяснить, как вы понимаете эти стили? - ответы.


Задание: расскажите о своих семейных легендах и преданиях, сделайте вывод, какой психологический климат и стиль общения отражают эти рассказы?


Существует долг семьи перед обществом, его будущим. Он состоит в том, что именно семья в первую очередь влияет на воспитание детей. Вспомним замечательные слова немецкого гуманиста XV в. С. Бранта:

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому:

Родители пример ему…

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.


Пользуясь учебником (стр. 92) заполните таблицу «Права и обязанности родителей» 1 гр., 2гр – сформулировать права и обязанности детей.






Права и обязанности родителей


Воспитывать детей, заботиться об их здоровьем и развитием.

Обеспечить ребенку возможность получить основное общее образование.

Защищать права и интересы ребенка.

Содержать ребенка.

Понятие «семейный долг» не исчерпывается долгом родителей перед обществом и детьми. Дети также имеют долг.

Вопрос: что это за долг?

- должны заботиться о своих родителях, особенно став взрослыми.


Заключение

Заканчивается наш урок, и мне хотелось бы чтобы, знания, полученные на уроке, использовались вами и в жизни. Придя домой, проведите психологический эксперимент: подойдите к зеркалу скажите: «Я должен улыбаться! У меня хорошее настроение!» Помогите своим родителям по дому и обратите внимание на психологический климат вашей семьи в этот день.

Закрепление.

Выполнение заданий на листе самоконтроля.


Домашнее задание

Используя знания, полученные на уроке, опишите психологический климат своей семьи.





II. Эпиграф: «Не надобен и клад, коли в семье лад» (народная пословица).


Ребята, очень часто мы слышим эту народную пословицу, как вы думаете, какой смысл заложен в нее?

- ответы учащихся.

Объявляется тема урока.

Можно ли найти универсальный секрет семейного счастья?

.


Далее учитель обращается к домашнему заданию – нарисовать генеалогическое древо своей семьи. Подтверждается, что сегодня семья – это малая группа, в сравнении с семьями прошлого времени.

Но эта группа имеет свои отличия. Рассмотрим эти отличия.


(таблица 1)


Семья – это родственный союз, в основе которого лежит любовь.

В семье осуществляется важнейшая функция биологического и социального воспроизводства населения.

В семье осуществляется воспитание.


В каждой семье, как и в малой группе, у каждого участника есть свои роли.

Вопрос: кому сейчас принадлежит главная роль в семье?


Часто в современной семье роль лидера принадлежит тому, чей вклад в семейное благополучие признается всеми членами семьи. Вдумайтесь, какой психологический климат складывается в семье, где на повестке дня всегда стоит вопрос: кто в доме хозяин?

Психологический климат - качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих совместной продуктивной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.


Именно психологический климат определяет самочувствие человека в семье. Забота, внимание, сотрудничество делает семейный климат теплым и приятным. Напротив, неуважительное отношение, безразличие делает климат неприятным.


Задание: Ролевая игра «Счастливые и несчастливые семьи».

Учащиеся работают по группам, распределяют между собой роли (мама, папа, дети, дедушка, бабушка и др.)

Группам необходимо дать описание счастливой и несчастливой семьи с определением психологического климата. Далее подводятся итоги.


Учитель зачитывает притчу: «Трое толкают груженую тачку. Мудрец, повстречавший их, задает вопрос: «Что же вы делаете?» Первый отвечает, что везет драгоценный материал, из которого будет построен храм. Второй говорит, что зарабатывает на жизнь себе и своей семье. А третий – что он прикован к этой тяжелой тачке».

Так и в семье – одни родители хотят вырастить и воспитать из своих детей духовно красивых, всесторонне развитых людей. Другие ставят задачу поскромнее: лишь бы были здоровы, накормлены одеты. А третьи – равнодушны к детям, будто прикованы к семье цепями.

В современной психологии семейных отношений выделяют три стиля семейных взаимоотношений – таблица 2.


попустительский



авторитарный

Стили








демократический


Вопрос: попытайтесь объяснить, как вы понимаете эти стили? - ответы.


Задание: расскажите о своих семейных легендах и преданиях, сделайте вывод, какой психологический климат и стиль общения отражают эти рассказы?


Существует долг семьи перед обществом, его будущим. Он состоит в том, что именно семья в первую очередь влияет на воспитание детей. Вспомним замечательные слова немецкого гуманиста XV в. С. Бранта:

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому:

Родители пример ему…

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.


Пользуясь учебником (стр. 92) заполните таблицу «Права и обязанности родителей» 1 гр., 2гр – сформулировать права и обязанности детей.






Права и обязанности родителей


Воспитывать детей, заботиться об их здоровьем и развитием.

Обеспечить ребенку возможность получить основное общее образование.

Защищать права и интересы ребенка.

Содержать ребенка.

Понятие «семейный долг» не исчерпывается долгом родителей перед обществом и детьми. Дети также имеют долг.

Вопрос: что это за долг?

- должны заботиться о своих родителях, особенно став взрослыми.


Заключение

Заканчивается наш урок, и мне хотелось бы чтобы, знания, полученные на уроке, использовались вами и в жизни. Придя домой, проведите психологический эксперимент: подойдите к зеркалу скажите: «Я должен улыбаться! У меня хорошее настроение!» Помогите своим родителям по дому и обратите внимание на психологический климат вашей семьи в этот день.

Закрепление.

Выполнение заданий на листе самоконтроля.


Домашнее задание

Используя знания, полученные на уроке, опишите психологический климат своей семьи.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Открытый урок в 8 классе по теме "Семья"

Автор: Белорукова Екатерина Вячеславовна

Дата: 25.05.2015

Номер свидетельства: 215062

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Открытый урок  "Вместе-дружная семья"  посвященный Дню языков народов Казахстана. "
    ["seo_title"] => string(90) "otkrytyi-urok-vmiestie-druzhnaia-siem-ia-posviashchiennyi-dniu-iazykov-narodov-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "168390"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423231084"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Конспект урока по теме "Моя семья" "
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt-uroka-po-tiemie-moia-siem-ia"
    ["file_id"] => string(6) "147079"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419320413"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конструкт урока на тему "Семья и государство" "
    ["seo_title"] => string(47) "konstrukt-uroka-na-tiemu-siem-ia-i-ghosudarstvo"
    ["file_id"] => string(6) "199111"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428512866"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "открытый урок на тему "Праздник Наурыз" (6-класс)"
    ["seo_title"] => string(46) "otkrytyi-urok-na-tiemu-prazdnik-nauryz-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "300757"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456776869"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект открытого урока на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-otkrytogho-uroka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "222400"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436264958"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства