Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 8 классе по теме "Семья" »
Конспект урока по обществознанию для учащихся 8 класса
Тема: Семья, типы семей. Психологический климат в семье.
Цели: обучающие –
- дать представление о ценности семейных отношений в обществе;
- раскрыть содержание понятий «семья», «психологический климат в
семье», «семейный долг»;
- выяснить от чего зависит психологический климат в семье.
развивающие-
- развивать творческие способности учащихся в ходе выполнения
познавательных заданий;
- развивать познавательный интерес к изучаемой проблеме;
воспитательные-
- воспитание чувства уважительного отношения к семье и семейным
отношениям.
Основные понятия: семья, психологический климат, семейный долг.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте, друзья. Я рада приветствовать вас на уроке обществознания.
Давайте поприветствуем друг друга. Я предлагаю вам повернуться к вашему соседу и подарить ему свою улыбку. Отлично, теперь можем начинать работу.
2. Определение темы урока.
Прежде чем определить тему сегодняшнего урока, я прошу вас отгадать загадку:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит нас, друзья?
Наша дружная... (семья)
- Молодцы, тема нашего урока – «Семья, типы семей. Психологический климат в семье».
Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.
- Какие цели поставим перед собой?
(Вспомнить, что такое семья? Что такое психологический климат в семье? Какие типы семей существуют? Какие функции выполняет семья?)
- Отлично, цели урока определены.
- Можно ли найти универсальный секрет семейного счастья?
Наверное, нет, но благополучные семьи – основа процветания нашего общества. В них заложены нравственные добродетели: супружеская верность, почитание родителей, любовь к детям.
Слово «семья», если вы заметили, состоит из семи Я. Это значит, что семья это большая группа людей. В нашем современном обществе большие семьи становятся редкостью, а родственники бывают едва знакомы. Сегодняшняя семья, это как правило малая группа, состоящая из родителей и детей.
- Давайте вспомним, что в обществознании называют малой группой?
Малая группа -
Так что же такое семья? Чтобы сформулировать определение данного понятия мы используем
упражнение «паучок» - (на доске слово «семья»). Каждый ученик подойдет и подпишет слово, с которым у него ассоциируется понятие «семья»). Начну я – малая группа людей.
- Молодцы, давайте попробуем сформулировать определение, после запишем его в тетрадь.
Семья – это малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве, объединенная общностью быта и правовыми отношениями.
Записывают определение в тетрадь.
- Хорошо, определение понятия «семья» сформулировали.
У каждого из вас было домашнее задание – составить краткий рассказ о своей семье. Давайте послушаем, что у вас получилось.
(рассказы детей)
- Спасибо, ребята. Послушав ваши рассказы, можно сделать вывод – нет одинаковых семей. В некоторых семьях один ребенок, в некоторых – два, три, а существуют семьи, где вообще нет детей. У одних ребят есть мама и папа, у других – только мама, у третьих – только папа.
В обществознании существует специальная классификация – типология семей. С ней мы сейчас и познакомимся.
Какие типы семей вам уже известны?
По количеству детей – бездетная (инфертильная), малодетная (1-2 детей), среднедетная(3-4 ребенка), многодетная (5 и более).Но сейчас многодетной считается семья с тремя и более несовершеннолетними детьми.
По наличию одного или обоих родителей: полная (оба родителя), неполная (один из родителей).
По составу:нуклеарная или простая-наиболее распространенный тип. Состоит из одного поколения, представленного родителями или родителем с детьми.
сложная-большая (многополколенная) семья из нескольких поколений, может включать бабушек и дедушек, братьев и их жен, сестер и их мужей, племянниц и племянников.
В зависимости от места человека в семье: -родительская-это семья, в которой человек рождается. -репродуктивная-семья, которую человек создаёт сам.
По типу взаимотношений: -патриархальная-где главой семьи, является мужчина. -матриархальная-где главой семьи, является женщина, -партнерский тип-семейная жизнь основана на доверии и равноправии.
Вот такие типы семей существуют в обществоведении.
- Скажите, а зачем человеку семья? (ответы детей)
- Сегодня мы должны определить, какие функции выполняет семья? Для этого вы должны выполнить следующее задание.
Задание:какие функции семьи иллюстрируют данные ситуации:
Мать с отцом распределили в семье обязанности, связанные с повседневным обслуживанием: приготовление еды, стирка белья, уборка, приобретение продуктов. При этом некоторые посильные обязанности достались детям. (слайд 7)
В зимние выходные дни вся семья выходит на лыжные прогулки. И младшему трехлетнему сыну приобрели лыжи и стали брать его с собой.
Отец много времени проводит в гараже с машиной: меняет масло, подкачивает колеса, заменяет вышедшие из строя детали новыми... Дети сначала просто наблюдали за работой, потом понемногу стали помогать.
В семье Ивановых пополнение: родился второй ребенок, девочка. Этому событию больше всех рада Катя – у нее появилась младшая сестренка.
Проверка задания.
Итак, совокупность всех функций, которые выполняет современная семья, можно свести к следующим:
репродуктивная (детородная) - воспроизводство потомства — главная функция семьи;
воспитательная — первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;
хозяйственно-бытовая - ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
экономическая - материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
функция первичного социального контроля — регламентация моральной ответственности в отношениях между членам и семьи:
духовно-нравственная - развитие личности каждого члена семьи;
социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
эмоциональная - оказание психологической поддержки членам семьи.
В каждой семье, как и в малой группе, у каждого участника есть свои роли.
Вопрос: кому сейчас принадлежит главная роль в семье?
Часто в современной семье роль лидера принадлежит тому, чей вклад в семейное благополучие признается всеми членами семьи. Вдумайтесь, какой психологический климат складывается в семье, где на повестке дня всегда стоит вопрос: кто в доме хозяин?
Психологический климат - качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих совместной продуктивной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.
Именно психологический климат определяет самочувствие человека в семье. Забота, внимание, сотрудничество делает семейный климат теплым и приятным. Напротив, неуважительное отношение, безразличие делает климат неприятным.
Задание: Ролевая игра «Счастливые и несчастливые семьи».
Учащиеся работают по группам, распределяют между собой роли (мама, папа, дети, дедушка, бабушка и др.)
Группам необходимо дать описание счастливой и несчастливой семьи с определением психологического климата. Далее подводятся итоги.
Учитель зачитывает притчу: «Трое толкают груженую тачку. Мудрец, повстречавший их, задает вопрос: «Что же вы делаете?» Первый отвечает, что везет драгоценный материал, из которого будет построен храм. Второй говорит, что зарабатывает на жизнь себе и своей семье. А третий – что он прикован к этой тяжелой тачке».
Так и в семье – одни родители хотят вырастить и воспитать из своих детей духовно красивых, всесторонне развитых людей. Другие ставят задачу поскромнее: лишь бы были здоровы, накормлены одеты. А третьи – равнодушны к детям, будто прикованы к семье цепями.
В современной психологии семейных отношений выделяют три стиля семейных взаимоотношений – таблица 2.
попустительский
авторитарный
Стили
демократический
Вопрос: попытайтесь объяснить, как вы понимаете эти стили? - ответы.
Задание: расскажите о своих семейных легендах и преданиях, сделайте вывод, какой психологический климат и стиль общения отражают эти рассказы?
Существует долг семьи перед обществом, его будущим. Он состоит в том, что именно семья в первую очередь влияет на воспитание детей. Вспомним замечательные слова немецкого гуманиста XV в. С. Бранта:
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому:
Родители пример ему…
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Пользуясь учебником (стр. 92) заполните таблицу «Права и обязанности родителей» 1 гр., 2гр – сформулировать права и обязанности детей.
Права и обязанности родителей
Воспитывать детей, заботиться об их здоровьем и развитием.
Обеспечить ребенку возможность получить основное общее образование.
Защищать права и интересы ребенка.
Содержать ребенка.
Понятие «семейный долг» не исчерпывается долгом родителей перед обществом и детьми. Дети также имеют долг.
Вопрос: что это за долг?
- должны заботиться о своих родителях, особенно став взрослыми.
Заключение
Заканчивается наш урок, и мне хотелось бы чтобы, знания, полученные на уроке, использовались вами и в жизни. Придя домой, проведите психологический эксперимент: подойдите к зеркалу скажите: «Я должен улыбаться! У меня хорошее настроение!» Помогите своим родителям по дому и обратите внимание на психологический климат вашей семьи в этот день.
Закрепление.
Выполнение заданий на листе самоконтроля.
Домашнее задание
Используя знания, полученные на уроке, опишите психологический климат своей семьи.
II. Эпиграф: «Не надобен и клад, коли в семье лад» (народная пословица).
Ребята, очень часто мы слышим эту народную пословицу, как вы думаете, какой смысл заложен в нее?
- ответы учащихся.
Объявляется тема урока.
Можно ли найти универсальный секрет семейного счастья?
.
Далее учитель обращается к домашнему заданию – нарисовать генеалогическое древо своей семьи. Подтверждается, что сегодня семья – это малая группа, в сравнении с семьями прошлого времени.
Но эта группа имеет свои отличия. Рассмотрим эти отличия.
(таблица 1)
Семья – это родственный союз, в основе которого лежит любовь.
В семье осуществляется важнейшая функция биологического и социального воспроизводства населения.
В семье осуществляется воспитание.
В каждой семье, как и в малой группе, у каждого участника есть свои роли.
Вопрос: кому сейчас принадлежит главная роль в семье?
Часто в современной семье роль лидера принадлежит тому, чей вклад в семейное благополучие признается всеми членами семьи. Вдумайтесь, какой психологический климат складывается в семье, где на повестке дня всегда стоит вопрос: кто в доме хозяин?
Психологический климат - качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих совместной продуктивной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.
Именно психологический климат определяет самочувствие человека в семье. Забота, внимание, сотрудничество делает семейный климат теплым и приятным. Напротив, неуважительное отношение, безразличие делает климат неприятным.
Задание: Ролевая игра «Счастливые и несчастливые семьи».
Учащиеся работают по группам, распределяют между собой роли (мама, папа, дети, дедушка, бабушка и др.)
Группам необходимо дать описание счастливой и несчастливой семьи с определением психологического климата. Далее подводятся итоги.
Учитель зачитывает притчу: «Трое толкают груженую тачку. Мудрец, повстречавший их, задает вопрос: «Что же вы делаете?» Первый отвечает, что везет драгоценный материал, из которого будет построен храм. Второй говорит, что зарабатывает на жизнь себе и своей семье. А третий – что он прикован к этой тяжелой тачке».
Так и в семье – одни родители хотят вырастить и воспитать из своих детей духовно красивых, всесторонне развитых людей. Другие ставят задачу поскромнее: лишь бы были здоровы, накормлены одеты. А третьи – равнодушны к детям, будто прикованы к семье цепями.
В современной психологии семейных отношений выделяют три стиля семейных взаимоотношений – таблица 2.
попустительский
авторитарный
Стили
демократический
Вопрос: попытайтесь объяснить, как вы понимаете эти стили? - ответы.
Задание: расскажите о своих семейных легендах и преданиях, сделайте вывод, какой психологический климат и стиль общения отражают эти рассказы?
Существует долг семьи перед обществом, его будущим. Он состоит в том, что именно семья в первую очередь влияет на воспитание детей. Вспомним замечательные слова немецкого гуманиста XV в. С. Бранта:
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому:
Родители пример ему…
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Пользуясь учебником (стр. 92) заполните таблицу «Права и обязанности родителей» 1 гр., 2гр – сформулировать права и обязанности детей.
Права и обязанности родителей
Воспитывать детей, заботиться об их здоровьем и развитием.
Обеспечить ребенку возможность получить основное общее образование.
Защищать права и интересы ребенка.
Содержать ребенка.
Понятие «семейный долг» не исчерпывается долгом родителей перед обществом и детьми. Дети также имеют долг.
Вопрос: что это за долг?
- должны заботиться о своих родителях, особенно став взрослыми.
Заключение
Заканчивается наш урок, и мне хотелось бы чтобы, знания, полученные на уроке, использовались вами и в жизни. Придя домой, проведите психологический эксперимент: подойдите к зеркалу скажите: «Я должен улыбаться! У меня хорошее настроение!» Помогите своим родителям по дому и обратите внимание на психологический климат вашей семьи в этот день.
Закрепление.
Выполнение заданий на листе самоконтроля.
Домашнее задание
Используя знания, полученные на уроке, опишите психологический климат своей семьи.