I. Готовность к уроку.
II. Отсутствующие. (музыка)
Представьте, что за окном не снежная зима, а солнечное лето. И самая обычная черная ворона отложила в своём гнезде самые обычные яйца. Через несколько недель из них вылупились самые обычные птенцы. Они ничем не отличались друг от друга и от птенцов других ворон. Но вдруг, уже после того как птенцы оперились, один из них не захотел жить так, как все. Как вы думаете, почему это произошло?
(Толи ему было скучно, то ли он вообразил себя необыкновенным и решил выделиться среди других…)
Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. В чем причины и сущность данного отклонения? Является ли оно естественным условием развития отдельного человека или жизни всего общества? В чём «+» и «-» девиантного поведения?
На эти и другие вопросы мы ответим в ходе сегодняшнего урока, тема которого «Отклоняющееся (девиантное) поведение». ? Что мы называем процессом социализации? (процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества)
В процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение ? Что мы называем девиантным поведением? (это различные формы поведения человека, не соответствующие установившимся в обществе нормам поведения). ? Всегда ли отклоняющееся поведение носит негативный характер? (следует различать девиантное поведение, которое носит социально-творческий характер, является порождением или отражением социальной инновации)
Задание.На оси социализации распределите негативные и позитивные формы девиантного поведения.
Спорт
Национальный героизм
Меценатство
Новаторство
Чудачество
Инициатива
Реформаторство
По подсчетам социологов в нормально развивающихся обществах на каждую из этих групп придется примерно по 10-15%.
В чем причины, сущность и последствия негативного дивиантного поведения для общества? Давайте постараемся ответить на эти вопросы в ходе презентаций проектов, которые вы самостоятельно подготовили. Обратите внимание на рабочие листы на ваших столах (Приложение №1). Во время выступления групп вы должны их заполнять, выражая свое отношение к поднимаемой проблеме. «Мой выбор»
Аргументы «за»
Аргументы «против»
1 гр. Курение
- О вреде курения сказано немало. В современном обществе люди привыкли к человеку с сигаретой, с рекламных щитов табачных кампаний на нас смотрят юноши и девушки цветущего вида. И это ни у кого не вызывает удивления. Считаете ли вы курение дивиантным поведением? (отвечает класс). - Теперь послушаем мнение ребят, которые достаточно глубоко исследовали данный вопрос.
-Учитывая масштабы продаж табачных изделий, скажите, можно ли считать курение опаснейшим из всех наркотиков? 2 гр. Алкоголь- В глубокой древности познакомился человек с необычным веселящим действием некоторых напитков. Самое обычное молоко, мед, соки плодов, постояв на солнце, меняли не только свой внешний вид, вкус, но приобретали способность возбуждать, вселять ощущение легкости, беззаботности, благополучия. Разумеется, наши далекие предки и догадываться не могли о том, какого страшного врага они приобретают.
- Парадоксальный факт: повсюду пропагандируется здоровый образ жизни, но при этом в России самая мощная торговая сеть продажи спиртных напитков. Выходит, что государство само толкает людей к алкоголизму? (отвечает класс).
3 гр. Наркомания
- 8 января 1998 года президентом Российской Федерации Ельциным Б.Н. был подписан Федеральный закон о наркотических средствах и психотропных веществах ( № 3 ФЗ). Он устанавливает правовые основы государственной политики в данной сфере. - Можно ли поставить знак равенства между наркоманией и чумой? - В чем существенная разница между этими одинаково ужасными явлениями? (Чумой специально люди себя не заражали, а наркотики начинают принимать практически добровольно; чума – результат отсутствия гигиены, неосторожности людей, поэтому ее назвали «гневом Божьим»; наркомания – вид самоубийства. Общее у них смертельный исход).
4 гр. Преступность
- Преступность – самое опасное проявление отклоняющегося поведения. Обратите внимание на словарь урока. Совокупность противоправных поступков или преступлений в социологии получило название делинквентного поведения. Эту проблему исследовали ребята из 4 группы. Им слово.
- Существует ли, на ваш взгляд, различие между девиантным и делинквентным поведением? Если да, то в чём оно?
5 гр. Проституция
- В связи с искажением представлений о морали в современном обществе, среди молодёжи проституция является одним из престижных занятий. В чём причины и последствия данной социальной болезни?
- Отсутствие жесткой цензуры на современном телевидении привело к появлению на экранах достаточно откровенных сцен в рекламных роликах и телесериалах. Считаете ли вы популярное среди молодёжи ток – шоу «Дом 2» пропагандой проституции?
- Мы выслушали презентации всех творческих групп. О негативном девиантном поведении человека. Как вы относитесь к проблемам затронутым на уроке? На основе заполненных рабочих листов выскажите свое мнение.
ВЫВОДЫ УРОКА: • Итак, мы определили, что девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам.
• Девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен. (различные виды девиантного поведения могут быть нормой в одной ситуации и отклонением от нее в другой.)
•Однако, криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм, табакокурение и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов.
Обратите внимание на эпиграф урока (слова Е. Евтушенко)
Пусть нам не дано Изменить все немедля, как хочется,- Когда изменяемся мы, Изменяется мир.
Мне очень хочется, чтобы каждый из вас постарался избавиться от негативных отклоняющихся привычек и изменил мир. ТЕСТИРОВАНИЕ (Приложение №2)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Формирование групп для проведения исследований – 1 урок
Выдвижение гипотезы, определение творческого названия проекта – 1 урок
Обсуждение плана работы учащимися в группах – 1 урок
Обсуждение источников информации – 1 урок
Самостоятельная работа учащихся – домашнее задание
Подготовка отчета учащихся – домашнее задание
Защита, обсуждение и оценка проекта – 2 урок
Аннотация проекта Проект посвящен исследованию девиантного поведения в обществе. Изучая факты публицистической литературы, анкеты, делая наблюдения, учащиеся 10 класса знакомятся с отклоняющимся поведением, показывают социальную сущность пьянства, наркомании, проституции, курения, доказывают пагубность влияния «социальных болезней» на здоровье человека. Ребята сопоставят полученные сведения и сделают вывод об опасности девиантного поведения на развитие общества.
Основополагающий вопрос: Свобода или зависимость. Полет или падение?»
Вопрос учебной темы: Отклоняющееся и противоправное поведение. Учебные предметы: обществознание.
Участники проекта: Учащиеся 10 класса.
Дидактические цели проекта:
Развитие творческих коммуникативных, креативных способностей и логического мышления учащихся.
Формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности школьников, умений увидеть проблему и предложить пути ее решения.
Методические задачи:
Активизировать познавательную деятельность учащихся.
Учить анализировать и оценивать факты, устанавливать связь событий, фактов
Познакомить учащихся с основными понятиями темы.
Ход урока:
Этап урока
Ход урока
Форма, метод работы
1. орг. момент
I. Готовность к уроку. II. Отсутствующие. (музыка) Представьте, что за окном не снежная зима, а солнечное лето. И самая обычная черная ворона отложила в своём гнезде самые обычные яйца. Через несколько недель из них вылупились самые обычные птенцы. Они ничем не отличались друг от друга и от птенцов других ворон. Но вдруг, уже после того как птенцы оперились, один из них не захотел жить так, как все. Как вы думаете, почему это произошло? (Толи ему было скучно, то ли он вообразил себя необыкновенным и решил выделиться среди других…) Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. В чем причины и сущность данного отклонения? Является ли оно естественным условием развития отдельного человека или жизни всего общества? В чём «+» и «-» девиантного поведения? На эти и другие вопросы мы ответим в ходе сегодняшнего урока, тема которого «Отклоняющееся (девиантное) поведение». ? Что мы называем процессом социализации? (процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества) В процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение ? Что мы называем девиантным поведением? (это различные формы поведения человека, не соответствующие установившимся в обществе нормам поведения). ? Всегда ли отклоняющееся поведение носит негативный характер? (следует различать девиантное поведение, которое носит социально-творческий характер, является порождением или отражением социальной инновации)
Задание.На оси социализации распределите негативные и позитивные формы девиантного поведения.
Спорт Национальный героизм Меценатство Новаторство Чудачество Инициатива Реформаторство
По подсчетам социологов в нормально развивающихся обществах на каждую из этих групп придется примерно по 10-15%. В чем причины, сущность и последствия негативного дивиантного поведения для общества? Давайте постараемся ответить на эти вопросы в ходе презентаций проектов, которые вы самостоятельно подготовили. Обратите внимание на рабочие листы на ваших столах (Приложение №1). Во время выступления групп вы должны их заполнять, выражая свое отношение к поднимаемой проблеме. «Мой выбор»
Аргументы «за»
Аргументы «против»
1 гр. Курение - О вреде курения сказано немало. В современном обществе люди привыкли к человеку с сигаретой, с рекламных щитов табачных кампаний на нас смотрят юноши и девушки цветущего вида. И это ни у кого не вызывает удивления. Считаете ли вы курение дивиантным поведением? (отвечает класс). - Теперь послушаем мнение ребят, которые достаточно глубоко исследовали данный вопрос. -Учитывая масштабы продаж табачных изделий, скажите, можно ли считать курение опаснейшим из всех наркотиков? 2 гр. Алкоголь- В глубокой древности познакомился человек с необычным веселящим действием некоторых напитков. Самое обычное молоко, мед, соки плодов, постояв на солнце, меняли не только свой внешний вид, вкус, но приобретали способность возбуждать, вселять ощущение легкости, беззаботности, благополучия. Разумеется, наши далекие предки и догадываться не могли о том, какого страшного врага они приобретают. - Парадоксальный факт: повсюду пропагандируется здоровый образ жизни, но при этом в России самая мощная торговая сеть продажи спиртных напитков. Выходит, что государство само толкает людей к алкоголизму? (отвечает класс).
3 гр. Наркомания - 8 января 1998 года президентом Российской Федерации Ельциным Б.Н. был подписан Федеральный закон о наркотических средствах и психотропных веществах ( № 3 ФЗ). Он устанавливает правовые основы государственной политики в данной сфере. - Можно ли поставить знак равенства между наркоманией и чумой? - В чем существенная разница между этими одинаково ужасными явлениями? (Чумой специально люди себя не заражали, а наркотики начинают принимать практически добровольно; чума – результат отсутствия гигиены, неосторожности людей, поэтому ее назвали «гневом Божьим»; наркомания – вид самоубийства. Общее у них смертельный исход).
4 гр. Преступность - Преступность – самое опасное проявление отклоняющегося поведения. Обратите внимание на словарь урока. Совокупность противоправных поступков или преступлений в социологии получило название делинквентного поведения. Эту проблему исследовали ребята из 4 группы. Им слово. - Существует ли, на ваш взгляд, различие между девиантным и делинквентным поведением? Если да, то в чём оно?
5 гр. Проституция - В связи с искажением представлений о морали в современном обществе, среди молодёжи проституция является одним из престижных занятий. В чём причины и последствия данной социальной болезни? - Отсутствие жесткой цензуры на современном телевидении привело к появлению на экранах достаточно откровенных сцен в рекламных роликах и телесериалах. Считаете ли вы популярное среди молодёжи ток – шоу «Дом 2» пропагандой проституции?
- Мы выслушали презентации всех творческих групп. О негативном девиантном поведении человека. Как вы относитесь к проблемам затронутым на уроке? На основе заполненных рабочих листов выскажите свое мнение.
ВЫВОДЫ УРОКА: • Итак, мы определили, что девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам. • Девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен. (различные виды девиантного поведения могут быть нормой в одной ситуации и отклонением от нее в другой.) •Однако, криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм, табакокурение и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов. Обратите внимание на эпиграф урока (слова Е. Евтушенко)
Пусть нам не дано Изменить все немедля, как хочется,- Когда изменяемся мы, Изменяется мир.
Мне очень хочется, чтобы каждый из вас постарался избавиться от негативных отклоняющихся привычек и изменил мир. ТЕСТИРОВАНИЕ (Приложение №2)
Словарь урока
Социализация- процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Девиантное поведение- это различные формы поведения человека, не соответствующие установившимся в обществе нормам поведения.
Делинквентное поведение - ДЕЛИНКВЕНТ (от лат. delinquens — совершающий проступок), правонарушитель; в праве термин, используемый для обозначения лиц с социально-отклоняющимся поведением (преступников и др.).
ПРОСТИТУЦИЯ(от лат. prostituo — позорю, бесчещу), продажа своего тела (главным образом женщинами). Возникла в античном обществе. В некоторых современных странах запрещена, в ряде стран легализована.
НАРКОМАНИЯ(от греч. narke — оцепенение и мания), болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам (напр., морфину), вызывающим в малых дозах эйфорию, в больших — оглушение, наркотический сон. Систематическое употребление наркотика вызывает потребность в увеличении доз. При наркомании поражаются внутренние органы, возникают неврологические и психические расстройства, развивается социальная деградация.
КУРЕНИЕ - вдыхание дыма некоторых тлеющих растительных продуктов (табак, опиум и др.). Курение табака — одна из наиболее распространенных вредных привычек (в Европе с 16 в., в России с 17 в.), отрицательно влияющая на здоровье курильщика и окружающих его людей; способствует развитию болезней сердца, сосудов, желудка, легких. Табачный дым содержит канцерогенные вещества.
ПРЕСТУПНОСТЬ - социально-правовое явление, включающее сумму преступлений, совершенных в данном обществе в данный период времени, и характеризующееся количественными (динамика, состояние) и качественными (структура, характер) показателями.
АЛКОГОЛИЗМхроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков. Проявляется физической и психической зависимостью от алкоголя, психической и социальной деградацией, патологией внутренних органов, обмена веществ, центральной и периферической нервной системы.
СУИЦИД (англ., франц. suicide, от лат. sui — себя и caedere — убить), самоубийство.
ИНИЦИАТИВА (франц. initiative, от лат. initium — начало), почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость; руководящая роль в каких-либо действиях.
МЕЦЕНАТСТВО покровительство науке и искусству; какому–нибудь делу, начинанию.