Представлена разработка урока обществознания на тему "Наука о власти".
План конспект урока составлен с учетом требований ФГОС. Ученик 5 класса должен иметь начальные представления о том что такое власть, как она существует в нашей стране. Знать сколько ветвей власти существует и какие, а также знать какие вопросы жизни изучает политология, что она делает для тоно чтобы разрешать политические конфликты.
Формулирование и истользование учебных действий.
1. Формулирование определения понятия.
2. Сравнение.
3. Выделение главного.
4. Установление взаимосвязи.
5. Преобразование информации.
6. Формулирование обобщения и вывода.
7. Определение своего отношения к социальным явлениям
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Умение понимать связи между людьми в обществе – представление о том, какие важные для жизни общества вопросы изучает политология.
Умение занимать свою позицию и строить отношения с людьми – понимание того, как наука политология помогает разрешать политические конфликты.
Умение действовать в рамках закона и нравственных норм – осознание важности соблюдения законов при решении политических конфликтов.
2. Содержание урока
Элементы необходимого минимума содержания
Формируемые и используемые учебные действия
Политология.
Образование и развитие государственной власти.
Причины возникновения политических конфликтов.
Законы.
1. Формулирование определения понятия.
2. Сравнение.
3. Выделение главного.
4. Установление взаимосвязи.
5. Преобразование информации.
6. Формулирование обобщения и вывода.
7. Определение своего отношения к социальным явлениям.
3. План проведения урока
Проблема урока:
Зачем нужна наука политология, как она может помочь в жизни?
Поиск решения проблемы:
что такое политология;
какие вопросы она изучает;
как политология может помочь в разрешение конфликтов.
Освоение знаний и формирование (применение) учебных действий:
формулирование определения понятия «политология»;
выявление вопросов, изучаемых политологией, через выделение главного и установление взаимосвязей;
определение способов разрешения конфликтов через преобразование информации и формулирование обобщения и вывода.
Вывод по проблеме урока:
Наука политология изучает то, как образуется и развивается государственная власть, объясняет причины возникновения конфликтов между государствами, между властью и обществом, между отдельными гражданами.
Комментирование домашнего задания.
Понятие – слово (словосочетание), в которое вкладывается определённое содержание, отражающее его родовую принадлежность и специфические признаки (черты).
Учащиеся 5-го класса обычно хорошо умеют формулировать определения, но для повторения (закрепления) этого учебного действия в Рабочей тетради предложено поработать над таким понятием, как дружба. Оно выбрано не случайно – во-первых, близко ребятам, во-вторых, в дополнительных материалах к параграфу размещено несколько разных текстов, тематически объединённых одним словом – дружба, так что понимание сути именно этого термина окажется весьма кстати.
Поскольку два из дополнительных текстов, с которыми предстоит работать учащимся, это притчи, учитель тоже может предложить поработать над какой-нибудь притчей о дружбе, чтобы с её помощью раскрыть смысл понятия. Например, это может быть притча «Песок и камень»:
В какой-то момент друзья поспорили, и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Они продолжали идти и нашли оазис, в прохладных водах которого решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, но друг спас его. Когда он пришёл в себя, то написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, который дал ему пощёчину, а потом спас жизнь, спросил его: «Почему, когда я тебя обидел, ты написал об этом на песке, а когда я тебя спас, ты написал об этом на камне?» Друг ответил: «Нужно уметь прощать нанесённые обиды, но о хороших делах стоит помнить вечно».
Поскольку учащиеся уже достаточно хорошо знакомы с правилами формулирования определения понятий, в Рабочей тетради им предложен простой алгоритм выполнения данного учебного действия:
определи наиболее общее (родовое) понятие, в которое включается данное понятие;
выдели качества, свойства, которыми обладает данное понятие и не обладают другие понятия, входящие в родовое понятие;
сформулируй определение понятия.
Учитель на уроках может больше внимания уделить различным способам организации работы с понятиями, используя, например, такие:
раскрыть смысл понятия через высказывание;
составить определение понятия из разрозненных слов;
назвать обобщающее понятие для нескольких других;
определить по тексту, суть какого понятия в нём отражена;
составить словосочетания или предложение с понятием и др.
5. Ход урока
Этап урока: создание проблемной ситуации и формулирование проблемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Используемая информация и форма работы
Применяемые учебные действия
Предлагает ребятам прочитать проблемный диалог и определить содержащееся в нём противоречие.
Записывает мнения Антошки и Елены Ивановны на доске.
Читают диалог, выделяют мнение Елены Ивановны:
– политология помогает сторонам конфликта договариваться между собой;
и мнение Антошки:
– политика не имеет к нам никакого отношения.
Учебник, с. 111; фронтальная.
Формулирование суждений.
– Ребята, скажите, что вы узнали о влиянии политики на каждого из вас на предыдущем уроке.
Записывает мнение ребят на доске.
– Подумайте и попробуйте объяснить, почему Антошка считает, что политика не имеет к нему никакого отношения?
Вспоминают, что политические решения могут коснуться каждого.
Могут предположить:
– в ситуации с учителем физкультуры речь не идёт о политическом решении;
– решая конфликт, ребята не думали о политике;
– Антошка не знает, как решаются политические конфликты;
– Антошка не понимает, что общего между их конфликтом и политикой.
Имеющиеся знания;
фронтальная.
Соотнесение информации, построение объяснения.
Предлагает учащимся определить основное противоречие между рассмотренными мнениями.
Записывает противоречие на доске.
Определяют, что, по их мнению и мнению Елены Ивановны, политология имеет отношение к повседневной жизни, поэтому о ней нужно знать, а по мнению Антошки – не имеет отношения, поэтому и знать о ней не нужно.
Мнения ребят, Антошки и Елены Ивановны, записанные на доске;
фронтальная.
Определение противоречий.
– А теперь сформулируйте проблему, которую вы будете решать в ходе урока.
Формулируют проблему, например, так:
Нужна ли политология в повседневной жизни.
Или так:
Для чего нужно изучать политологию.
Выделенное противоречие;
фронтальная.
Формулирование проблемы.
Этап урока: выдвижение гипотез, актуализация знаний,
планирование собственной деятельности
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Используемая информация и форма работы
Применяемые учебные действия
Предлагает ребятам вспомнить, что им уже известно о политике из курса истории.
Выполняют задание или отвечают на вопросы, выделяют признаки монархии и республики, вспоминают о том, чем политическая власть отличается от любой другой.
Учебник, с. 111, вопросы для повторения; или Рабочая тетрадь, задание 1;
индивидуальная или в парах.
Формулирование суждений, выполнение сравнения.
Обобщает ответы ребят, обращая их внимание на то, что они уже знают: есть разные формы власти, разные способы её получения и использования.
– Подумайте, могут ли эти вопросы изучаться политологией и если да, то почему вы так считаете?
Могут объяснить, что вопросы о власти имеют отношение к политике, а значит, могут изучаться политологией.
Могут доказать, что управление государством относится к политике, а значит, может изучаться политологией.
Имеющиеся знания;
фронтальная.
Построение объяснения и доказательства.
Предлагает ученикам подумать над тем, какие ещё вопросы может изучать политология и что ещё им нужно узнать, чтобы решить проблему урока.
Записывает гипотезы.
Выдвигают различные гипотезы, исходя из уже установленной связи: власть – политика – политология.
Имеющиеся знания;
фронтальная.
Выдвижение гипотез.
– Определите на основе выдвинутых вами предположений план действий по решению проблемы.
Составляют возможный план действий:
– что изучает наука политология;
– какие вопросы она решает;
– как политология может помочь в повседневной жизни.
Записывают план действий в тетради.
Гипотезы, записанные на доске;
фронтальная.
Планирование собственной деятельности.
Этап урока: открытие нового знания и формулирование вывода
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Используемая информация и форма работы
Применяемые учебные действия
– Для выполнения первого пункта плана вам необходимо вспомнить такое учебное действие, как формулирование определение понятия.
Предлагает учащимся выполнить задание.
Повторяют правила формулирования определения понятия, выполняют задание, записывают в тетрадь определение понятия «политология».
Учебник, с. 111–112, Рабочая тетрадь, задание 2;
работа в парах.
Выделение главного, формулирование определения понятия.
Чтобы определить вопросы, изучаемые политологией, поработайте с текстом учебника и выполните предложенные задания.
Предлагает ребятам сравнить выдвинутые ими предположения о вопросах, изучаемых политологией с полученным знанием.
Определяют, какие важные для жизни общества вопросы изучает политология, и узнают, как наука политология помогает разрешать политические конфликты.
Записывают новое знание в тетради: политология изучает вопросы возникновения государств и способы управления ими, помогает разрешать политические конфликты.
Учебник, с. 113–114, Рабочая тетрадь, задание 3 – работа в парах или 4 – работа в малых группах.
Вопросы политологии, записанные на доске.
Установление взаимосвязи, формулирование обобщения и вывода, установление взаимосвязи.
Для организации работы учащихся с последним пунктом плана можно обсудить с ними вопрос:
какие из советов политологов могли бы пригодиться вам для разрешения спора с учителем физкультуры.
Могут назвать, например, следующие советы:
– аргументировать свои просьбы;
– выдвигать предложения;
– критиковать недостатки;
– постараться выслушать и понять друг друга.
Выявляют и записывают в тетради новое знание: политология вырабатывает определённые правила для решения конфликтов, которые могут пригодиться и в повседневной жизни.