9 класс
Практическая работа по теме «Конституция РФ»
Задачи:
- составить общее представление о Конституции РФ;
- познакомиться со структурой документа;
- объяснить новые понятия;
- научиться работать с документом и использовать его в необходимых ситуациях;
- показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, дать общую характеристику основного закона РФ;
- развивать умение анализировать статьи Конституции, высказывать собственную точку зрения, отстаивать ее;
- воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства.
Оборудование урока: учебник, тексты Конституции, карточки с заданиями,
Справочный материал
В переводе с латинского понятие «Конституция» означает установление, учреждение, устройство.
Конституцию принято называть основным законом страны, поскольку только этот закон имеет высшую юридическую силу. Это значит, что все иные законы, правовые акты, принимаемые в государстве, должны ориентироваться на Конституцию и не могут ей противоречить.
Конституция – это юридический документ, который принимают в современном обществе, чтобы установить и закрепить:
- отношения между властью и гражданином;
- устройство государственной власти;
- устройства государства.
Первые попытки создать Конституцию в России принадлежат декабристам П. Пестелю и Н. Муравьеву. Следующая попытка создания Конституции была предпринята в период правления Александра II – царя-реформатора. Во время его правления было отменено крепостное право, проведены земская, военная, судебная реформы. В те же годы комиссией под руководством графа М. Лорис - Меликова был разработан конституционный проект, который так и не был принят.
Следующий крупный шаг на пути к Конституции в России был сделан уже в XX в. 17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», по которому народ получал политические и гражданские права и свободы, а страна – новый законодательный орган – Государственную думу.
Этот документ фактически принято считать первой русской Конституцией.
Потом были четыре советские Конституции:
1918 г. – Конституция РСФСР
1924 г. – Конституция СССР
1936 г. – «сталинская» Конституция
1977 г. – «брежневская» Конституция.
Но многие положения этих законов не работали, оставались лишь на бумаге. Все изменилось только после распада СССР в 1991 году. Тогда в стране начались коренные преобразования. А 12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации – первая Конституция демократической России.
Содержание Конституции РФ:
Преамбула (вступление);
Первый раздел (9 глав, 137 статей)
Второй раздел (заключение и переходные предложения)
Ход работы
Задание 1. Прочтите преамбулу к Конституции РФ и определите основные ценности, провозглашаемые в ней.
Задание 2 . Используя ст.10 Конституции РФ определите, в чьих руках находится законодательная, исполнительная и судебная власть?
Задание 3. Используя текст Конституции РФ (Глава 2) заполните таблицу.
Виды прав | Примеры | Номер статьи Конституции РФ. |
Гражданские(личные) | | |
Политические | | |
Социально-экономические | | |
Культурные | | |
Задание 4.Используя ст.44,57,58,59 допишите конституционные обязанности граждан РФ:
- уважение прав и свобод других лиц;
- соблюдение Конституции и закона;
- забота о детях и нетрудоспособных родителях;…
Задание 5. Конституция – это основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека. Конституция в переводе с латинского – устройство.
Используя ст.80 Конституции РФ составьте кластер.
Задание 6.Прочитайте ст. 81,82 Конституции РФ и ответьте на вопросы:
а) Кто может быть избран Президентом РФ?
б) На какой срок избирается Президент РФ?
в) Какие ограничения предусматриваются в Конституции относительно срока пребывания Президента в должности?
Задание 7.Используя представленные портреты политических деятелей, определите Ф.И.О., статус(ы), период нахождения в указанном статусе.
Задание 8. Используя ст.83-89 определите полномочия Президента РФ:
А) при формировании правительства;
Б) по отношению к Государственной думе;
В) при проведении внешней политики.
Задание 9. Используя ст. 95,96,102,103 заполните схему
Федеральное собрание
Палаты
полномочия
Домашнее задание .Составить синквейны к следующим понятиям: конституция, президент.
Правила составление синквейна:
1.Термин (существительное)
2.Два прилагательных (по смыслу)
3.Три глагола (по смыслу)
4.Ключевая фраза, отражающая смысл понятия
5.Слово – синоним к основному термину.
http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2014/03/16/prakticheskaya-rabota-konstitutsiya-rf
http://www.prodlenka.org/metodichka/viewlink/6130.html
http://ru.wikipedia.org/