Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по избирательному праву»
Методическая разработка урокапо избирательному праву и избирательному процессу.
Урок проводится в форме интеллектуальной игры « Что? Где? Когда?» знатоков избирательного права для обучающихся 10-11 классов.
Цели и задачи: познакомить обучающихсяс принципами и основными понятиями избирательного права.
Планируемые результаты:
предметные: научиться объяснять значение понятий «человек» и «гражданин», формировать правовые знания и умения;
личностные:способствовать формированию правовой культуры, активной жизненной позиции молодого избирателя;
метапредметные:организовать учебное взаимодействие в группе, определять собственное отношение к политическим явлениям в современной жизни.
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Мотивационно-целевой этап
Учитель: Ребята! Я предлагаю вам попытаться самостоятельно определить тему нашего урока, вспомнив, что в курсах обществознания и права принято разделять такие понятия, как «человек» и «гражданин». На первый взгляд эти слова кажутся похожими по значению, но если вдуматься, то они имеют разный смысл. Чтобы выяснить, в чём заключается разница между словами, необходимо разобраться в их значении.
Вопросы к классу
- В чем разница между этими двумя понятиями?
(Ответы учеников)
Индивид относится к биологической группе. Его основное право — это право на жизнь. Он не связан правовыми отношениями с государством и не получает от него услуги и защиту.
Для получения политических свобод надо иметь гражданство. Определение «гражданин» включает в себя юридическую и правовую сторону жизни. Часто это понятие подразумевает под собой чувство патриотизма и гордости за государство и народ, работу на благо общества и своей страны, уважение её законов.
-Предположите, о чем мы будем говорить?
-На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения, определяя цель и задачи урока.
III. Введение в новый материал
У каждого из нас есть права, которые мы получаем при рождении. Но есть права, которые мы приобретаем по достижении определенного возраста. Это право участия в выборах государственных органов власти. Каждый гражданин обязан принимать активное участие в жизни страны, а сделать это можно путём формирования современной правовой и политической культуры, путём участия в выборах.
Сегодня мы проводим интеллектуальную игру « Что? Где? Когда?» знатоков избирательного права (тема на доске). Наша задача закрепить знания, полученные вами на уроках обществознания по избирательному праву, а также знания об основных принципах участия граждан в политической жизни страны.
IV. Работа по теме урока
Молодость – это пора, когда каждый должен сам определить свою судьбу, найти единственный, верный путь, который позволит максимально реализовать свои способности и таланты. Отдать свой голос, сделать правильный выбор совсем не просто, особенно для молодёжи. Ведь современное молодое поколение хочет быть независимым, самостоятельно ориентироваться в современной политической жизни.
За игровым столом собрались участники игры. Они должны будут проявить смекалку, эрудицию, сообразительность, быть взаимно вежливыми, соблюдать правила игры. Желаю всем удачи и победы!
В игре принимают участие 2 команды: «Эрудиты» и «Знатоки». Судят игру жюри в составе трех человек. Игра включает 5 заданий и конкурс болельщиков. Пожелаем участникам удачи и начинаем игру.
1. Конкурс «Разминка»:
В данном конкурсе каждой из команд задаётся по 5 вопросов, за правильный ответ на каждый из которых команда получает 1 балл.
Вопросы команде «Эрудиты»
1. Согласно Конституции высшим органом законодательной власти в нашей стране является…
Федеральное Собрание Российской Федерации (парламент)
2 Всенародное голосование граждан по законопроектам и другим вопросам государственного значения называется…
референдум.
3. С какого возраста гражданин обладает активным избирательным правом?
( с 18 лет)
4. С какого возраста вы можете стать депутатом законодательного собрания?
( с 21 года)
5. Сколько депутатов работает в нижней палате Парламента РоссийскойФедерации? (450)
Вопросы команде «Знатоки»
1.Как часто проходят выборы депутатов Парламента? ( один раз в 5 лет)
2. Кандидат на пост Президента должен постоянно проживать вРоссии, т.е быть ее гражданином не менее… ( 10 лет)
3. В каком возрасте вы можете стать кандидатом на пост Президента
Российской Федерации? (в 35 лет)
4. Что необходимо иметь при себе для получения избирательного
бюллетеня? (паспорт)
5. Исполнительная власть в Российской Федерации принадлежит…
(Правительству)
Конкурс закончен. Жюри подводит итоги.
Задание 2. «Что я знаю об избирательном праве?»
Условия игры: командам раздаются карточки с вопросами. Время обсуждения каждого вопроса – 1 мин. Конкурс оценивается 3 баллами.
Вопросы команде «Эрудиты»:
- почему граждане заинтересованы в том, чтобы выборы были признаны состоявшимися после первого тура голосования?
- путём референдума нельзя решить: вопрос о помиловании; вопрос о принятии Конституции; вопрос о пересмотре действующего закона?
- кто является гарантом Конституции в Российской Федерации?
Вопросы команде «Знатоки»:
- какие выборы называются всеобщими?
- какие два из перечисленных условия говорят о том, что человек не имеет права голосовать: двойное гражданство; признание его судом недееспособным; долгое пребывание за границей; нахождение в местах лишения свободы; необразованность.
- перечислите принципы избирательного права
Конкурс закончен. Жюри подводит итоги.
Задание 3. «Правовая культура». 5 баллов
Представьте, что такое правовая культура. Для этого на листе бумаги нарисуйте схематически дом в три этажа. На каждом этаже расположена одна из характеристик правовой культуры:
- правовые знания и умения ими пользоваться
- положительное отношение к праву
- правомерное поведение.
Расположите эти характеристики по этажам по своему усмотрению. Затем дорисуйте фундамент дома (т.е. то, на что опирается правовая культура).
Поместите в него всё, что Вам покажется существенным из следующего перечня, составляющих общей культуры: нравственная культура, художественная культура, политическая культура, техническая культура, сельскохозяйственная культура, физическая культура, информационная культура.
Итак, дом готов! Предлагаем Вам выступить в роли архитектора. Объясните свой выбор – прокомментируйте схему дома под названием «Правовая культура».
Творческий конкурс. 5 баллов
Напишите лозунг-обращение к молодым избирателям, направленный на привлечение к активному участию в выборах. Плакат формата А-4
Конкурс закончен. Жюри подводит итоги.
Задание 4. Игра в термины. 6 баллов
… это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (гражданство)
… порядок выборов государственных органов и органов местного самоуправления, некоторых должностных лиц, избираемых непосредственно гражданами (избирательная система)
… непосредственное участие граждан в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления с помощью голосования ( выборы)
… форма правления, при которой полномочия верховной власти осуществляются выборными на определённый срок государственными органами (республика)
… лицо, выдвинутое в установленном настоящим Федеральным законом в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность в органах государственной власти или местного самоуправления (кандидат в депутаты)
… обладающий верховенством и высшей юридической силой нормативный правовой акт, который закрепляет основы конституционного строя России, правового статуса личности (конституция)
Жюри подводит итоги
Задание 5. Разгадать кроссворд. За каждый правильный ответ 1 балл.
Всего 20 баллов
6
3
10
5
9
8
2
4
1
19
7
14
16
12
13
15
11
17
20
18
По горизонтали:
1. Один из существенных элементов демократии в ее общепринятом понимании.
7. Система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов по избирательному округу, где они баллотируются.
11. Форма государственного правления, при которой все высшие органы власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами).
13. Ведущий деятель политической партии.
15. Основной Закон государства.
17. Главный избирательный орган РФ, который обеспечивает подготовку и проведение выборов депутатов... (аббревиатура).
18. Избирательный документ для тайного голосования утвержденной формы.
20. Документ, удостоверяющий законность и объем полномочий депутата.
По вертикали:
Термин, означающий неучастие в голосовании на выборах граждан, обладающих активным избирательным правом.
Глава государства в странах с республиканской формой правления.
Законность, правомерность.
Аппарат комплексной обработки избирательных бюллетеней.
Деятельность граждан и общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей проголосовать за или против тех или иных кандидатов
8. Опрос граждан, в некоторых странах (напр., во Франции) считается синонимом референдума.
9. Существование в конкретном государстве развитой и эффективной системы партий,
представляющих весь спектр социальных и политических интересов.
10. Лицо, избранное в законодательный или иной представительный орган государства или местного самоуправления, представитель определенной части населения.
12. Способ формирования органов государства и местного самоуправления с помощью голосования.
14. Гражданин государства, обладающий избирательным правом.
16. Группа лиц в парламенте, ведущая политику противодействия, сопротивления большинству.
19. Круг избирателей, голосующих за какую-либо партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах.
Конкурс болельщиков:
Конкурс «PR-акция»: Подготовить небольшое выступление на тему «Почему я должен участвовать в выборах». Во время выступления можно использовать стихотворный и музыкальный материал, фото- и видеоматериалы. Максимальный балл – 5 баллов
Жюри подводит итоги 5 задания и конкурса болельщиков.
Конкурс закончен. Жюри подводит итоги.
V.Рефлексия. Составьте синквейны со словами «выборы», «молодежь», «свобода».
VI.Подведение итогов урока
Наша интеллектуальная викторина подошла к концу. Мы можем подвести итоги. Ребята, вы - будущие избиратели, и от вас зависит, будут ли продолжены те позитивные изменения, которые начались в последние годы в нашей стране. Не надо думать, что за вас кто-то сделает правильный шаг. Ведь каждый голос имеет свое значение. Вы – молодое поколение России, и от вашего выбора будет зависеть будущее нашей страны.