kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка открытого урока по УД "Право" по теме: «Основные конституционные права и обязанности граждан России. Избирательное право»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого урока 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока по УД "Право" по теме: «Основные конституционные права и обязанности граждан России. Избирательное право»»

ГБОУ СПО (ССУЗ)











Открытый урок

«Основные конституционные права и обязанности граждан России. Избирательное право»























Тема: «Основные конституционные права и обязанности граждан России. Избирательное право»

Цели:

  • сформировать представление у студентов об основных конституционных прав и свобод гражданина РФ, в том числе и об избирательном праве; 

  • воспитывать правовую культуру у студентов, умение защищать свои права. 



Основные понятия:

Основные права граждан РФ, обязанности граждан, избирательное право, избирательная система, избирательный процесс, выборы.



Оборудование: нормативно – правовые акты, компьютер, проектор..

Ход Урока:

  1. Орг. момент ______ (2мин.)



  1. Объяснение нового материала (60мин.)

Учитель.:

- Откройте тетради, запишите тему сегодняшнего занятия «Основные конституционные права и обязанности граждан России. Избирательное право».

- Запишите план нашей работы:

План:

  1. Определение видов основных прав, свобод и обязанностей граждан РФ;

  2. Избирательное право: понятие, виды;

  3. Выборы: юридическая природа;

  4. Избирательный процесс: понятие, принципы, формы и процедуры;

  5. Избирательная система России.





Учитель:

  - Власть и право тесно связаны между собой, значит, неправовых государств нет, так как в каждом государстве свои законы, своя система права.

Под правовым государством понимается такое государство, в котором все подчиняется закону, правители этого государства тоже выбираются по закону и исполняют предписанные нормы.

На вопрос о сущности правового государства можно ответить так: это государство, в котором господствует право. Но давайте прочитаем ст.2 Конституции  РФ «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Итак, что является высшей ценностью правового государства? (Ответ: обеспечить права человека и гражданина.)

Какова должна быть позиция государственной власти по отношению к правам человека? Ответ: признавать, соблюдать и защищать права человека.

Но выполнить такую обязанность по силам лишь государству, которое основано на праве, т.е. следует необходимость поставить её в рамки закона.

-Прочитайте ст. 15. Конституции РФ

- В каких пунктах этой статьи непосредственно закреплено верховенство права в нашей стране? (Ответ: 2,4)



1. Определение видов основных прав, свобод и обязанностей граждан РФ;


Основные права граждан РФ

Личные
Являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека. К личным правам обычно относят:

  1. Право на жизнь

  2. Право на свободу и личную неприкосновенность

  3. Право на достоинство личности

  4. Право на неприкосновенность частной жизни

  5. Право на неприкосновенность жилища

  6. Право на национальную и культурную самоидентификацию

  7. Свобода совести и свобода мысли

  8. Свобода передвижения и выбора местожительства;

  9. Свобода выбора национальности и языка общения

  10. Право на судебную защиту

  11. Свобода вероисповедания (каждый человек может придерживаться любой религии, или создать свою собственную)

  12. Право собственности (некоторыми правоведами относится к экономическим; во Франции признано одним из основных личных прав со времён Великой французской революции[2])


Политические

Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны. К политическим правам, как правило, причисляются:

  1. Свобода слова (свобода информации)

  2. Право обращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления)

  3. Право на объединение (свобода союзов)

  4. Свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия)

  5. Право на участие в управлении делами государства (Избирательные права) и на равный доступ к государственной службе

  6. Право на участие в отправлении правосудия


Социально-экономические
К социально-экономическим правам относятся:

  1. Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность)

  2. Право на частную собственность

  3. Трудовые права (право на труд и свободу труда)

  4. Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства

  5. Право на социальное обеспечение

  6. Право на жилище

  7. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

  8. Право на справедливое взимание налогов




Культурные
Культурные права обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся:

  1. Право на образование

  2. Свобода творчества (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания)

  3. Право на участие в культурной жизни

  4. Академические свободы

  5. Право на благоприятную окружающую среду


ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДИ САМЫЕ ОСНОВНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАНИНА РФ.


Обязанности граждан РФ

Обязанности - составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл. 2 Конституции России ("Права и свободы человека и гражданина"). Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.

Равенство обязанностей
Этот принцип, установленный ч. 2 ст. 6 Конституции, касается каждого гражданина России и непосредственно связан с равенством прав и свобод. В практическом плане он означает, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан.

Однако в России проживает много лиц, не являющихся гражданами. Конституция не освобождает их от некоторых обязанностей (платить налоги, сохранять природу), коль скоро за ними закреплены многие права и свободы. Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только гражданам (защищать Отечество и др.).

Соблюдение Конституции и законов
Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15 Конституции России. По сути, она распространяется и на лиц не являющихся гражданами РФ, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Конституции и законов - всеобщее правило, не знающее исключений.

Данную конституционную обязанность не следует ограничивать только Конституцией Российской Федерации и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить, как законопослушание. А это значит, что граждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы.

Уважение прав и свобод других лиц

Часть 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных. Конституция предлагает единственно возможный путь избежать этого - закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной саморегуляции и разумного баланса собственных и чужих прав.


Забота о детях и нетрудоспособных родителях
В ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции закреплены две конституционные обязанности граждан. Во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их .воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Наряду с правовым закреплением высокоморального содержания этих конституционных предписаний государством предусмотрены соответствующие обязанности граждан, в частности материальное обеспечение. Гражданское и семейное законодательство регламентирует правоотношения, вытекающие из рассматриваемых конституционных обязанностей, обеспечивая охрану соответствующих им прав.

Получение основного общего образования
Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.

Установление обязанности родителей носит более конкретный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людям о необходимости получения их детьми основного общего образования, без чего их жизненная адаптация окажется затрудненной.

Забота о памятниках истории и культуры
Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции). Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.

Уплата налогов и сборов
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества.

Однако обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными в законе (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Сохранение природы и окружающей среды
Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты. Конституция РФ гласит: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам" (ст. 58).

Конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных актов. За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность.

Защита Отечества
Конституция РФ объявляет защиту Отечества "долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации" (ст. 59). В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым, образуя непреложный закон гражданского поведения. Но защита Отечества и несение военной службы - это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина "встать под ружье" в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.

Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных Сил РФ, в которых они несут службу, направляются за пределы территории РФ для участия в миротворческой деятельности. Федеральный закон "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности" от 23 июня 1995 г. предусматривает, что военный персонал, направляемый для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (ст. 8).

Граждане несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Закон о воинской обязанности и военной службе от 11 февраля 1993 г. установил, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Предусматривается возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту. За уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность. Указом Президента РФ от 25 января 1996 г. отдельным представителям талантливой молодежи (до 500 человек ежегодно) предоставляется право на отсрочку от призыва на военную службу

За нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина следует уголовная ответственность: УК РФ Глава 19. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина. Такие преступления находиться в компетенции конституционного суда.

ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДИ ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНИНА РФ.

. Итак, мы рассмотрели все личные права и свободы граждан, опираясь на полученные знания, скажите мне:

- какими правами обладает только что родившийся человек?

- Уголовное право. УК РФ ст. 130 Оскорбление. Какое конституционное право лежит в основе этой статьи?

Вот такая ситуация, скажите какие конституционные права нарушены:

-Гр- ка Н. в своей квартире обнаружила подслушивающее устройство. Она обратилась в полицию с соответствующим заявлением. В ходе следствия было установлено, что мастер по установки спутниковой антенны, которого месяц назад она вызывала, по просьбе бывшего мужа гр. Н. установил это устройство.

- Гр-н К подал документы в ВУЗ, при заполнении анкеты его просили указать вероисповедание. Пройдя все испытательные туры положительно, гр. К, в списках поступивших себя не обнаружил. Написал заявление на апелляцию результатов испытания, где ему было сказано, что его не приняли в университет потому, что он исповедует буддизм.



Учитель:

- Вот это основные конституционные права и свободы человека и гражданина. Но среди них мне особо хочется выделить избирательное право граждан РФ как Право на участие в управлении делами государства.

    1. Избирательное право: понятие, виды;

(докладчик) ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО.

Пишем определение избирательного право в тетради.

    1. Выборы: юридическая природа;


Выборы (пишем определение в тетради)

(По слайду)

    1. Избирательный процесс: понятие, принципы, формы и процедуры;

Принципы избирательного права (пишем определение в тетради)

ПО СЛАЙДУ(!!!)

    1. Избирательная система России.

Учитель:

- Избирательная система современной России, претерпевала существенные изменения, что определялось во многом складывающейся политической ситуацией. Политическая элита находится в поиске наиболее эффективных избирательных технологий, эффективных в смысле реализации стоящих перед ней политических задач. Поэтому и на сегодняшний день говорить об окончательно сложившейся избирательной системе в России вряд ли правомерно.

На текущий момент в России действуют, по крайней мере, четыре избирательные системы, т.е. четыре способы организации прямых выборов: мажоритарная система абсолютного большинства в два тура (так мы избираем Президента РФ); мажоритарная система относительного большинства (при ней бывает только один тур), которая используется на выборах половины депутатов законодательных органов субъектов РФ и в некоторых муниципальных образованиях; смешанная избирательная система (места делятся пополам между партийными списками и кандидатами в одномандатных избирательных округах) и полностью пропорциональная система, которая будет применяться для выборов Государственной Думы по закону 2005 г.

Ничего оригинального в этом нет. Такая ситуация существует во многих зарубежных странах, когда по-разному избираются разные органы, в том числе, во Франции, в Бразилии и некоторых других странах.

Оригинальное в нашем законодательстве - это крайняя усложненность, длинноты, забюрократизированность и запутанность. Два примера. Наш закон о выборах Президента РФ примерно в 35 раз пространнее, чем французский закон. Французы читают свой закон. Наши избиратели-россияне свой закон читать не будут. Наш закон о выборах в Государственную Думу примерно в 20 раз пространнее немецкого, в котором кроме выборов в бундестаг говорится еще и о референдуме, и о народной законодательной инициативе, которой у нас нет. Понимаете, нельзя их прочитать рядовому избирателю -500 страниц. А вот, скажем, немцу свои 20 все-таки осилить можно.

В свое время наши советские законы были крайне скупы. Теперь количество слов приводит к ухудшению качества и степени знакомства населения с законами. Но ведь такие законы - это не государственный бюджет, они адресованы именно гражданам.

Важно соблюдать меру, мы этому еще в избирательном законотворчестве не научились. Избирательные законы становятся не законами, а инструкциями. Но многие вопросы можно решать не законом, а подзаконными актами, например, инструкциями Центральной избирательной комиссии. Так делается во многих зарубежных странах.

Однако, не смотря на существование ряда проблем, законодательство (федеральное и региональное) позволяет определить использование той или иной избирательной системы при формировании конкретных органов политической власти.

4 декабря – выборы депутатов в государственную думу.

(докладчик)

4.Работа в группах. (20 мин)

Разделились на 4 группы:

Составьте памятку избирателя….. (на слайде)

Итак, наш урок подошел к концу. Мы выяснили какие основные конституционные права и обязанности есть у граждан РФ. Среди них особо выделили избирательное право. Думаю, поставленные цели мы выполнили.

  1. Д/з и оценки за урок: (5 мин.)

Продолжаем работу по исследовательскому проекту. Группа №4 приносит всю дополнительную информацию в среду в 2ч. На консультацию, а остальные группы приносим папки с материалами – будем оформлять.

























Использованная литература:

  1. Конституция РФ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мингазова Нурзия Нуриахметовна

Дата: 22.03.2017

Номер свидетельства: 402529


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1850 руб.
2640 руб.
1860 руб.
2660 руб.
1710 руб.
2440 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства