kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Формы государства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

сформировать представление учащихся о формах государственного устройства.сформировать 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Формы государства"»

Цель: сформировать представление учащихся о формах государственного устройства.

Задачи:

Когнитивные: сформировать представление о формах государственного правления и территориального устройства; познакомить с сущностью понятия «гражданство»;

Операционные: развивать умения учащихся по поиску, обработке и структурированию информации; работать с обществоведческими понятиями, формулировать собственные суждения и аргументы, применять знания в решении познавательных задач;

Аксиологические: воспитывать политическую культуру учащихся.

Планируемые результаты:

  1. уметь отличать форму государственного устройства от формы правления, знать их основные виды; дать определение понятию «гражданство»;

  2. извлекать информацию в источниках различного типа;

  3. переводить информацию из одной знаковой системы в другую;

  4. иметь собственное суждение по теме урока;

Оборудование:

  • компьютер; мультимедийный проектор;

  • презентация Power Point;

  • учебник: Л.Н.Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др. «Обществознание. 9 кл.».- М., «Просвещение», 2013.;

  • раздаточный материал – карточки с заданиями для каждого ученика, которые они выполняют по мере изучения материала.

Основные понятия: монархия ( ограниченная, абсолютная), республика, (парламентская, президентская, смешенная), унитарное государство, федерация, конфедерация, гражданин.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах, фронтальная.

План урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания (понятие «Государство», признаки и функции государства, основные теории происхождения государства).

  3. Изучение новой темы.

  1. Формы правления (монархия, республика)

  2. Формы территориального устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация)

  3. Понятие «гражданство»

  1. Закрепление.

  2. Итог.

  3. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  • На уроке слушайте, думайте, говорите внятно, отвечайте грамотно.

II. Проверка домашнего задания. Повторение изученного.

(Раздаточный материал – тест (теории происхождения государства и его функции. (Приложение №1). ( После выполнения собрать работы).

- На прошлом занятии мы изучили признаки государства. У вас на столе лежит текст (Приложение №2) прочитайте и ответьте на вопрос является ли Фракийский племенной союз государством.

(Ответ учащихся: Фракийский племенной союз нельзя назвать государством, т.к. отсутствуют основные признаки государства).

- Назовите основные признаки государства. (Единство территории - государство распространяет свою власть на население, живущее в пределах определенной территории

Создание законов - только государство обладает исключительным правом издавать законы

Публичная власть - специальный аппарат, включающий органы принуждения. Ее особенность - распространяется на все население страны.

Суверенитет - верховенство государственной власти внутри страны, независимость от других на международной арене.

Налоговые сборы — обязательные платежи в пользу государства.)

III. Изучение нового материала. (Слайд 1-2)

1. Мы с вами продолжаем изучать тему государство. И сегодня узнаем еще одну основу политической жизни любого государства. Эта основа является методом осуществления государственной власти. И для начала я вам предлагаю послушать небольшую притчу. (Слайд 3)

«Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения, Конфуций слушал её рыдания, а затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил её:

- Вы так убиваетесь, похоже, что скорбите не впервой?

- Так оно и есть, - ответила женщина. – Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор, после от них же погиб мой муж, а теперь вот от них погиб и мой сын.

- Отчего же вы не покинете эти места? – спросил ученик.

- Здесь нет жестокой власти, - ответила женщина.

После услышанного ученик вернулся к Конфуцию и, рассказав о том, что он услышал от женщины спросил Конфуция: «Почему женщина сравнила власть с тигром?» Конфуций ответил: «Запомни, ученик, жестокая власть свирепее тигра».

- И, действительно, во все времена с самого начала проявления признаков государства, общество искало самую идеальную форму государственной власти, ведь именно от того каким способом осуществляется власть в обществе, зависит многое. Понятие «формы государства» относится к важнейшим характеристикам государства.

Схема «Формы государства». (Слайд 4 )

- Используя схему, объясните, что такое формы государства.

(Ответы учащихся, при затруднении помощь учителя. Оно позволяет установить, как устроено государство, какие высшие органы власти и как они формируются, какова территориальная организация государственной власти и какими методами она осуществляется).

- Заполнение таблицы учащимися в ходе объяснения учителя.

-По форме правления различают два вида государств: монархия и республика. (Слайд 5 ).

- Что такое монархия? (ответы учеников) Монархия – форма государственного правления, при которой власть принадлежит монарху

и передается по наследству. Существует 4 вида монархий: ограниченная, абсолютная, теологическая и дуалистическая. Мы остановимся на двух основных видах монархии: ограниченная и абсолютная. (Слайд 6).

- Как вы понимаете, что такое абсолютная монархия? (Власть монарха ничем не ограничена).(слайд )

- Абсолютная монархия - это форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого бы то ни было.

- Назовите когда и где существовали абсолютные монархии? (например, Российская Империя времен Петра I, французская монархия времен Людо­вика XIV).

- Как вы считаете, есть ли сегодня абсолютные монархии? (Пример абсолютной монархии в современном мире – Саудовская Аравия). (Слайд 7)

- Однако, абсолютная монархия является на сегодняшний день архаичным видом монархий.

- Ограниченная монархия, это пример монархии, где власть правителя ограничена чем-либо.

- Как вы думаете, чем может быть ограниченна власть? ( конституцией, парламентом). (Слайд 8)

- Какой пример современной парламентской монархии вы можете привести? (Великобритания) (Слайд 9)

- Как вы думаете, если монарх не выполняет важных функций в государстве, зачем в современных государствах существует этот титул? (Монарх – идеологический стержень государства). (Слайд 10 )

- Итак, подводя итоги, давайте выделим основные признаки монархии.

  • Единоличное правление

  • Властвует пожизненно

  • Власть передается по наследству

  • Неподсудность монарха (Слайд 11 )


- На современной карте мира всего порядка 30 монархий не считая доминионов, а значит основной формой правления является республика.

- Что такое республика? (ответы учащихся, при затруднении помощь учителя.)

- Республикой называется форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок - парламентом, президентом. Само слово происходит от латинского словосочетания respublicum, которое означает «общее дело».

Существует 3 основных вида республики: парламентская, смешанная и президентская. (Слайд 12 )

Объяснение отличительных черт по таблице. (Слайд 13)

 

Президентская

Парламентская

Порядок избрания президента

Избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь)

Избирается на заседании парламента

Порядок образования правительства

Президент формирует правительство при определенном парламентском контроле

Правительство формируется парламентом из лидеров победивших на выборах партии

Ответственность правительства

Перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству

Перед парламентом. Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечет за собой отставку правительства

Наличие поста главы правительства

Отсутствует

Существует

Объем полномочий президента

Полномочия президента большие, он не только глава государства, но и глава исполнительной власти

Президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает по рекомендации правительства, которое и несет за них ответственность

Современные государства

США, страны Латинской Америки

Италия, Индия, ФРГ


- Как вы думаете, к какому виду республик относится РФ? (рассуждают, используя материалы таблицы).

- Современные ученные относят РФ к смешанной республике. В некоторых государствах существует республиканская форма правления, носящая смешанный характер, сочетающая черты парламентской и президентской республики. Смешанная (полу президентская) республика – такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентарной и президентской республики. (Слайд 14)

Особенности этой формы правления отличались тем, что, как и в остальных формах республики, президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает правительство, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную – перед парламентом. В смешанной республике президент может назначить премьер-министра и министров, независимо от партийного состава и сил. Назначение премьер-министра происходит по-разному, например, Франция и Казахстан – самостоятельно, а в России и на Украине назначается с согласия парламента.

Итак, подводя итоги, давайте выделим основные признаки республики.

  • Власть принадлежит народу

  • Принцип коллегиальности

  • Президент (парламент) избираются на ограниченный срок

  • Власть носит выборный характер

  • Власть несет ответственность перед народом

  • Принцип разделения властей (Слайд 15)

Вывод: каждая страна проходит свой, уникальный путь исторического развития, на основании которого и формируются формы государственного правления.

2. Второй вопрос «Формы территориально-государственного устройства» изучают на основе учебника стр. 16-17. Заранее класс разделён на две группы. 1 группа – раскрыть сущность понятия федерация и назвать основные признаки федеративного государства.

2 группа - раскрыть сущность понятия унитарное государство и назвать основные признаки унитарного государства. (Слайд 16)

ПРОВЕРЯЕМ (Слайд 17 )

- Есть еще один вид территориально-государственного устройства – конфедерация. Конфедерация — союз суверенных государств для достижения конкретных целей, при котором объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. (Слайд 18)

- Исторический опыт показывает, что конфедерация весьма неустойчива: она либо распадается, либо преобразуется в федерацию.

-Какой пример современной конфедерации вы можете привести? ( ЕС, СНГ)

3. Люди, проживающие в каком-либо государстве, являются гражданами этого государства. (Слайд 19)

- А что значит быть гражданином своей страны? (Быть гражданином, значит пользоваться определенными правами и нести обязанности по отношению к своему государству.)

Учащиеся изучают статью 6 Конституции РФ и выполняют задание 4 рубрики «В классе и дома». (Слайд 20)

IV. Закрепление.

Учащиеся получают раздаточный материал.

  1. Схема «Формы правления и территориально-государственного устройства». Внести соответствующие термины, руководствуясь приведёнными примерами государств. Приложение №3

  2. Определи понятие. Приложение №4

  3. Реши задачу. Приложение №5

После выполнения работы, учащиеся обмениваются тетрадями и проводят взаимопроверку под руководством учителя.

V. Итог.

- Мы сегодня хорошо поработали на уроке, закрепили свои знания и узнали много нового. Главный результат – это ваше умение применять полученные знания на практике. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

§2, записи в тетради, рубрика «Проверьте себя». Задание по выбору написать небольшое эссе на тему одного из высказываний, представленных в рубрике «Говорят мудрые».



Список используемой литературы:

  1. Боголюбов Л.Н. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразовательных организаций – М.: Просвещение, 2014.

  2. Симонишвили Л.Р. Формы правления: история и современность – М.,2007.

  3. Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию –М.: «Экзамен», 2013.

  4. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь –М. Просвещение, 2011.

  5. Махоткин А.В., Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах – М.: Эксмо, 2012.




6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Методическая разработка урока "Формы государства"

Автор: Деева Светлана Владимировна

Дата: 10.09.2018

Номер свидетельства: 477491

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Методическая разработка урока по истории Отечества по теме «Правление Ярослава Мудрого» в 7 классе VIII вида "
    ["seo_title"] => string(120) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-istorii-otiechiestva-po-tiemie-pravlieniie-iaroslava-mudrogho-v-7-klassie-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "120134"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413625168"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе «Понятие и признаки государства. Формы государства»"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_po_obshchiestvoznaniiu_v_9_klassie_poniatiie_i"
    ["file_id"] => string(6) "357440"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478786221"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Методическая разработка урока по ОБЖ в 7 классе "
    ["seo_title"] => string(53) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-obzh-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "133615"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416556962"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Методическая разработка урока истории в 6 классе в технологии развития критического мышления по теме "Город и горожане". "
    ["seo_title"] => string(137) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-istorii-v-6-klassie-v-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-po-tiemie-gorod-i-ghorozhanie"
    ["file_id"] => string(6) "220672"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434741633"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Методическая разработка урока по административному праву"
    ["seo_title"] => string(55) "mietodichieskaiarazrabotkaurokapoadministrativnomupravu"
    ["file_id"] => string(6) "282403"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453701319"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства