kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Личность

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • значение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность», «социализация», «мировоззрение», «убеждения»;

основные этапы и агентов социализации.

  • различать биологическое и социальное в человеке;
  • работать в группе;

презентовать результаты своей деятельности.

  • видеоурок «Личность»;
  • мультимедиаустановка для демонстрации видеоурока;
  • учебник «Обществознание» для 8 класса / Под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой;

листы бумаги, маркеры, карандаши.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Личность »

Учитель истории и обществознания

Гибадуллина Гульчачак Хайдаровна


Тема: Личность

Форма проведения: урок изучения нового материала

Продолжительность: 45 минут

Целевая аудитория: учащиеся 8 класса

Связь со знаниями, полученными ранее:

  • в курсе обществознания 6 класса изучались понятия: «человек как биологическое существо», «личность», «индивидуальность».

Цели урока

Учащиеся

должны знать:

должны уметь:

  • значение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность», «социализация», «мировоззрение», «убеждения»;

  • основные этапы и агентов социализации.

  • различать биологическое и социальное в человеке;

  • работать в группе;

  • презентовать результаты своей деятельности.


Материалы и оборудование:

  • видеоурок «Личность»;

  • мультимедиаустановка для демонстрации видеоурока;

  • учебник «Обществознание» для 8 класса / Под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой;

  • листы бумаги, маркеры, карандаши.

Описание урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный

  • называет тему урока

  • просит учащихся ответить на вопрос: «Кого можно назвать личностью?», кратко фиксирует ответы


  • отвечают на поставленный вопрос

Изучение нового материала

  • формулирует ключевые вопросы перед просмотром видеоурока

  • демонстрирует видеоурок

  • организует обсуждение ключевых вопросов

  • после просмотра видеоурока отвечают на ключевые вопросы:

  1. Что означают понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»?

  2. Назовите основные этапы социализации человека?

  3. Назовите основных агентов социализации.

  4. Какую роль в жизни человека играет мировоззрение?

Работа в группах

  • делит учащихся на группы любым способом, объясняет правила работы в группах

  • ставит задачу: изобразить человека, обозначить его биологические и социальные качества

  • организует презентацию результатов работы

  • работают в группах над выполнением задания

  • презентуют результаты работы

  • в ходе рефлексии называют возникшие в процессе работы затруднения

Домашнее задание

  • читать §1 (пункты 1, 3)

  • выполнить в тетради задание 4

  • *написать эссе на тему, обозначенную в разделе «Говорят мудрые» (по желанию)

  • *провести анкетирование одноклассников (задание 3) – готовят 2 учащихся в паре


Объяснение нового материала

Что значит быть личностью? Когда человек становится личностью? Что для этого необходимо? На эти вопросы мы постараемся ответить на этом уроке.

Вы уже знаете, что человек является существом биосоциальным. С одной стороны, он – часть природы. Как и другие живые существа, человек нуждается в пище и кислороде. Организм человека растет, стареет и умирает, как и все живое. В основе передачи признаков нашего вида по наследству лежат универсальные для всех генетические закономерности.

С другой стороны, чтобы быть человеком в полном смысле этого слова, мало им родиться. Родившийся ребенок должен усвоить то великое наследие предыдущих поколений, которое называют культурой: язык, правила поведения и общения, способы трудовой деятельности, верования, знания об окружающем мире. Все это не может быть получено по каналам биологического наследования. Только в обществе себе подобных, социуме, человек может развиваться.

В биологическом плане все люди на Земле похожи: две руки, две ноги, одинаковое строение внутренних органов и систем, способность к прямохождению … Все мы относимся к одному биологическому виду: “Homo sapiens” – «Человек разумный». То есть являемся индивидами. Индивид – человек как представитель биологического вида.

Однако уже при рождении мы отличаемся друг от друга: полом, цветом кожи и волос, типом темперамента, отпечатками пальцев или, например, наличием музыкального слуха. И число этих различий растет вместе с нами. На нас накладывает отпечаток историческая эпоха, в которую мы живем, усвоенные нами нравственные принципы, род занятий, образование и многое другое. Уникальный набор физиологических, психологических и социальных качеств, отличающих одного индивида от другого, называют индивидуальностью.

Для каждого из нас очень важно развивать свою индивидуальность, чтобы самореализоваться. Американский психолог Абрахам Маслоу, который расположил все потребности человека в виде пирамиды, относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Развиваясь сами, люди способствуют развитию общества, в котором они живут.

Но для социума особое значение имеют те качества человека, которые характеризуют его как общественного деятеля. Кто ты: альтруист или эгоист; герой или трус; этичный, порядочный человек или прожженный циник?

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! будет с нас купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!


Так писал виднейший русский поэт Николай Алексеевич Некрасов.

Совокупность социально значимых свойств и качеств человека, характеризующих его как члена общества, называют личностью.

Итак, личностью не рождаются, ею становятся.

Процесс усвоения человеком совокупности знаний, норм поведения, привычек, позволяющих ему быть полноценным членом общества, называют социализацией. Можно сказать, что социализация – это приучение человека к жизни в обществе.

Процесс этот достаточно длительный, он проходит через несколько этапов.

Первый из них называют адаптацией. Маленький человек перенимает, те нормы, образцы поведения, которые приняты в его социальном окружении. То, что он видит, принимается им как данность. Эти образцы дети примеряют на себя во время игр. Да вы и сами, наверняка, играли в дочки-матери или казаки-разбойники.

Второй этап социализации – индивидуализация. Ребенок начинает выделять себя из окружающего его социума, осознавать свою «особость». Существующие в обществе нормы, правила, принципы подвергаются критике: справедливы ли они? подходят ли они для меня? может они уже устарели? Происходит развитие индивидуальных способностей, формируется собственное отношение к миру.

Третий этап – интеграция. Осознавая свое место в социуме, человек учиться координировать свои действия с деятельностью других людей, других индивидуальностей для достижения личного и общего успеха.

На становление личности оказывают влияние многие факторы. Ученые называют их агентами социализации. В первую очередь, это семья. Именно родители воспитывают в детях первоначальные представления о том, «что такое хорошо, и что такое плохо». Нет, конечно, лучше, когда процесс воспитания происходит по-другому.

Большое влияние на формирование социальных качеств оказывают сверстники. В дружеской компании, классе, спортивной команде роли заранее не определены, отношения не заданы. Это в семье с самого начала кто-то родители, кто-то дети, кто-то бабушка с дедушкой. А общаясь со сверстниками, надо самому научиться добиваться лидерства или подчиняться другим, налаживать отношения после ссоры, быть дипломатом и миротворцем, отстаивать свое «Я», то есть быть самостоятельным.

И наконец, на становление личности влияют общественные организации и учреждения. Например, школа, армия, правовая система. Многие нормы, правила поведения, устанавливаемые ими, являются обязательными для всех, часто не подлежащими обсуждению. Например, Министерство образования и науки ввело обязательный деловой стиль одежды для школьников; военнослужащие обязаны выполнять команды вышестоящих офицеров; улицу необходимо переходить на зеленый свет светофора, долги нужно отдавать и так далее.

Что бы действовать и добиваться успеха, человек должен понять, что эти ограничения личной свободы – залог стабильности и порядка в общественных отношениях, и научиться сознательно выполнять эти правила.

В процессе становления человека как личности формируется его мировоззрение, то есть система его взглядов на природу, общество, свое место в окружающем мире. Мировоззрение состоит из важнейших убеждений личности.

Убеждения - это твердые, осознанные и обдуманные взгляды, верования, выполняющие роль подсказок либо жизненного ориентира для человека. Опираясь, на свои убеждения, человек выстраивает отношения с окружающими, определяет смысл своей жизни, выделяет в ней важное и второстепенное, то есть строит собственную иерархию ценностей.

Подведем итоги урока.

Личность – это совокупность социально значимых свойств и качеств человека.

Личностью нельзя родиться. Ею человек становится в процессе социализации, то есть усвоения знаний, норм, привычек, позволяющих ему быть полноценным членом общества.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Личность

Автор: Гибадуллина Гульчачак Хайдаровна

Дата: 21.10.2014

Номер свидетельства: 121070

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Тема урока: «Петр I – правитель и личность» "
    ["seo_title"] => string(40) "tiema-uroka-pietr-i-pravitiel-i-lichnost"
    ["file_id"] => string(6) "136339"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417092670"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Классный час «Человек- Личность- Гражданин». "
    ["seo_title"] => string(44) "klassnyi-chas-chieloviek-lichnost-grazhdanin"
    ["file_id"] => string(6) "242280"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445434121"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Психология личности"
    ["seo_title"] => string(23) "psikhologhiia_lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "399121"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489209825"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Воспитание личности школьника - важнейшее условие оптимизации образовательного процесса "
    ["seo_title"] => string(99) "vospitaniie-lichnosti-shkol-nika-vazhnieishieie-usloviie-optimizatsii-obrazovatiel-nogho-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "125993"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415104700"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Быть личностью "
    ["seo_title"] => string(15) "byt-lichnost-iu"
    ["file_id"] => string(6) "237333"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444297830"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства