что же такое личность? «Личность» – очень многозначное слово. В этом понятии выражается самое главное, что присуще данному человеку, – совокупность его внутренних свойств как существа общественного, таких, как черты разума, души, поведения: что любит, ценит, как относится к другим, умеет ли твёрдо держать своё слово, самостоятелен он или податлив чужой воле. Человек и личность – это не синонимы. Человек ещё не может быть личностью (например, новорождённый), но личность – это всегда человек, и личностью не может быть никто, кроме человека. Личность неповторима, как и человек. Личность – это человек как носитель сознания. Личностью не рождаются, а становятся в определённых общественных условиях. В зависимости от многих жизненных обстоятельств человек может стать цельной, уважаемой в обществе личностью, а может ею и не стать. Какими же качествами должен обладать человек, которого можно назвать цельной, гармоничной личностью?что же такое личность? «Личность» – очень многозначное слово. В этом понятии выражается самое главное, что присуще данному человеку, – совокупность его внутренних свойств как существа общественного, таких, как черты разума, души, поведения: что любит, ценит, как относится к другим, умеет ли твёрдо держать своё слово, самостоятелен он или податлив чужой воле. Человек и личность – это не синонимы. Человек ещё не может быть личностью (например, новорождённый), но личность – это всегда человек, и личностью не может быть никто, кроме человека. Личность неповторима, как и человек. Личность – это человек как носитель сознания. Личностью не рождаются, а становятся в определённых общественных условиях. В зависимости от многих жизненных обстоятельств человек может стать цельной, уважаемой в обществе личностью, а может ею и не стать. Какими же качествами должен обладать человек, которого можно назвать цельной, гармоничной личностью?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час «Человек- Личность- Гражданин». »
7
Классный час «Человек- Личность- Гражданин».
Цели: воспитывать уважение к себе, к другим людям, формировать гражданскую позицию.
Задачи:
Познакомить детей с понятиями: человек- индивид, человек-организм, человек-индивидуальность, человек-я, человек-личность, человек-гражданин;
Развивать устную речь через полные ответы на вопросы
Воспитывать чувство ответственности.
Оборудование: высказывания о человеке, кнопки или булавки, листы «социальные роли человека», распечатанные кроссворды, кроссворд на ватмане, ручки, анкеты.
Ход классного часа
Учитель: когда появился человек, он был награждён разумом, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища и т. д., и сегодня наша задача разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете Земля. И в начале XXI века эти философские вопросы волнуют нас. Известно: сколько людей, столько и мнений. Хочется выяснить вашу позицию в этом вопросе.
Учитель:
Живя в двадцатом веке
В отечестве своём,
Хочу о человеке
Поговорить простом.
Раскрыв листы газеты,
Раздумываю зло:
Определенье это
Откуда к нам пришло?
Учитель: Человек на свет уже рождается человеком! Банальная истина?
Учитель:Так что же такое человек? Какие понятия включает в себя это слово? Но, во-первых… (показывает на схему).
человек
индивид организм индивидуальность я личность гражданин
Все эти понятия относятся к каждому человеку. Попробуем разобраться сначала с понятиями «индивид», «организм», «индивидуальность» и «я».
1-я. человек-индивид. Единичное, природное существо, принадлежность к роду человеческому.
2-я. Человек-организм. Голова, руки, ноги, сердце, система кровообращения, система пищеварения.
4-я. человек-я. Реальное представление о себе самом, самоуважение. Себялюбие, завоевание симпатий, каким хочет быть, каким хочет казаться окружающим.
Учитель: Спасибо
Учитель:Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
в сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До основанья, до корней,
До сердцевины.
Всё время схватывая нить
Судеб, событий.
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья. (Б. Пастернак.)
Учитель:Каждый родившийся человек естественно включается в жизнь общества. Общество – это все человечество в его истории и перспективе. В обществе между людьми складываются отношения. В разных жизненных ситуациях один и тот же человек играет в обществе разные социальные роли. Какие социальные роли играете вы?
Учитель:Мы назвали далеко не все социальные роли. Большинство из нас выступают в одинаковых социальных ролях. Но каждый выделяется из группы людей своей неповторимостью, своими особенными качествами, каждый из нас личность.
Учитель:что же такое личность? «Личность» – очень многозначное слово. В этом понятии выражается самое главное, что присуще данному человеку, – совокупность его внутренних свойств как существа общественного, таких, как черты разума, души, поведения: что любит, ценит, как относится к другим, умеет ли твёрдо держать своё слово, самостоятелен он или податлив чужой воле. Человек и личность – это не синонимы. Человек ещё не может быть личностью (например, новорождённый), но личность – это всегда человек, и личностью не может быть никто, кроме человека. Личность неповторима, как и человек. Личность – это человек как носитель сознания. Личностью не рождаются, а становятся в определённых общественных условиях. В зависимости от многих жизненных обстоятельств человек может стать цельной, уважаемой в обществе личностью, а может ею и не стать. Какими же качествами должен обладать человек, которого можно назвать цельной, гармоничной личностью? На этот вопрос вам поможет ответить кроссворд.
Кроссворд
В о п р о с ы к кроссворду:
1. Ум легкомыслен и упорен.
В суждениях скор и слишком смел.
Нет, человек не так-то бел,
Да и, опять, не так-то чёрен.
2. Если люди тебя уважают,
Часто просят дать им совет,
И тебя очень многие знают,
Значит, завоевал ...
3. Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
4. Владеет собой среди толпы смятенной,
Ответственность несёт всегда за тех,
Кто верит вновь, наперекор Вселенной,
В тебя и в твой в делах успех.
5. сравнима любовь твоя
С чем в настоящем?
Сравнима с огнём она,
Вечно горящим.
6. Можно жить безмятежно, условясь
Зло считать для удобства добром.
Но что делать тому, чья совесть
Всё нежданно поставит ребром?
7. Оттенков множество для глаз:
Нет в людях краски безусловной,
Добра не чужд иной виновный,
И праведник грешит сто раз.
8. Всегда бывает счастлив тот человек.
Кто цель благородную в жизни поставит.
Кто живёт для людей свой недолгий век,
Тот след глубокий на земле оставит.
О т в е т ы: 1. смелость; 2. авторитет; 3. творчество; 4. ответственность; 5. любовь; 6. совесть; 7. доброта; 8. цель.
Учитель: (после заполнения кроссворда). Согласны ли вы, что именно эти черты присущи цельной, гармоничной личности? Особым авторитетом пользуются люди, которые отказываются от своих интересов ради общества, других людей, проявляют целеустремлённость и силу духа. Таких людей называют сильными людьми, сильными личностями. Именно благодаря им происходит развитие общества. И не всегда сильные личности являются людьми известными
Каждый из нас личность, каждому присущи свои положительные качества, и если бы каждый смог применить их в полной мере, то наше общество усовершенствовалось бы в нравственном отношении.
Учитель:молодость! возьми с собой в дорогу
Самую заветную мечту;
За людей душевную тревогу,
сердца жар и мыслей красоту,
мудрость чувства,
Стойкость в бурях жизни,
Мужество во всём и до конца,
верность другу,
Преданность отчизне,
Имя гражданина и борца.
Учитель: Гражданин – это человек, владеющий правами. Слово «гражданин» употребляется в различных смыслах: во-первых, это жители какой-то страны, имеющие право гражданства. Во-вторых, начиная с античных времён и до наших дней, оно имеет и более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью. в Древней Греции быть гражданином могли не многие, это было почётно. Гражданином называли не всякого свободного человека, не говоря уже о рабах. Гражданин обладал важными правами как в личной, так и в политической жизни. Но у него были и серьёзные обязанности: прежде всего, соблюдать законы и защищать отечество.
Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране?
Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Каждый человек общества должен иметь свою гражданскую позицию. А гражданская позиция невозможна без политической, нравственной и правовой культуры. Я хочу предложить вам несколько ситуаций, которые нужно обсудить с точки зрения гражданской позиции всех действующих лиц и вас.
Ситуация 1. Учитель обсуждает с учеником вопрос о его курении за пределами школы.
Вопросы:
1. Личное ли это дело каждого? Почему?
2. Имеет ли право курить в общественном месте? Почему?
3. Наносит ли вред окружающим и себе? Каким образом?
4. Какую гражданскую позицию он занимает? Какие законы, права нарушает?
5. Какой вред он наносит государству?
6. Какой должна быть гражданская позиция в этом вопросе?
Ситуация 2. Два ученика во время перемены о чём-то беседуют. Один раскачивается на учительском стуле и ломает его. Друзья договариваются никому об этом не говорить. Учитель замечает, что стул сломан, начинает расспрашивать о случившемся. Не добившись ответа от класса, собирает деньги на новый стул.
Вопросы:
1. Имел ли ученик право брать стул учителя? Почему?
2. Какое право здесь нарушено?
3. Должен ли человек, если он добропорядочный гражданин, сознаться в содеянном? Если должен, то как и с какими последствиями?
4. Как мы видим на этом простом примере, наказывается не один человек, а целый класс. Получается наказание невиновных, способно ли оно пробудить совесть?
5. Какое отношение будет к этому человеку в классе, если одноклассники потом всё-таки узнают, кто истинный виновник?
6. что должен сделать данный школьник, чтобы исправить сложившееся положение?
Заключение.
Учитель:Я надеюсь, что наш разговор о гражданской позиции каждого школьника не закончен, и вы ещё раз задумаетесь над этим, оказавшись в других, скорее всего, более сложных жизненных ситуациях. И пусть каждый из вас выберет своё правильное решение. И пусть каждый чаще задаёт себе такие вопросы: