Урок направлен на формирование у учащихся представления о ксенофобии, причинах ее проявления и распространения; толерантности, уважения к своим правам и правам других людей, развитию критического мышления, навыков групповой работы, умения слушать и слышать собеседника. Направлен на воспитание способности учащихся поставить себя на место другого человека, сочувственного отношения к социально уязвимым группам общества; толерантного отношения к людям другой национальной, религиозной или иной принадлежности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1) формирование у учащихся представления о ксенофобии, причинах ее проявления и распространения; толерантности, уважения к своим правам и правам других людей;
2) способствовать развитию критического мышления, навыков групповой работы, умения слушать и слышать собеседника; продолжить формирование навыков работы с текстом, анализа, сравнения, обобщения;
3) воспитание способности учащихся поставить себя на место другого человека, сочувственного отношения к социально уязвимым группам общества; толерантного отношения к людям другой национальной, религиозной или иной принадлежности.
Оборудование: Конституция ДНР, Декларация ООН прав человека, раздаточный материал, мультимедиа.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Прослушайте стихотворение и определите, о чем будет идти речь на уроке.
Одержимые
Одержимые ненавистью Всюду видят врагов, Всюду борются с «нечистью». И с упрямством ослов.
Доказать всем пытаются Чуть не с пеной у рта: Кто от них отличается — Ну там, раса не та,
Или вера неверная, Или гадкий народ — Тот опасность безмерную Этим самым несёт.
Одержимые злобою Рады вешать собак, Не заботясь особо там, Так ли это, не так —
На любого, кто как-нибудь Да на них не похож. Очернить да заляпать бы, Да воткнуть в спину нож!
Одержимые дьяволом Всюду видят врагов, И играют по правилам Сатаны и бесов…
Арина Забавина
На доске записываются все варианты ответов. Выделяя общее, схожесть, определяем, что - это не восприятие массами тех, кто отличается от них.
Сообщается тема урока: "Ксенофобия".
Изучение нового материала.
1). Прочитайте отрывок. Используя метод "прес" (по структуре: позиция, обоснование, пример, вывод), аргументируйте свою позицию по вопросу: "Что такое ксенофобия и почему она считается иррациональной формой мышления?"
Писатель А. Дж. Риддл словами своего героя сказал: " Мы атакуем всякую инакость, все, чего не понимаем, все, что может изменить мир, нашу среду обитания, снизить наши шансы на выживание. Расизм, классовая вражда, сексизм, Восток и Запад, Север и Юг, капитализм и коммунизм, демократия и диктатура, ислам и христианство, Израиль и Палестина – все это разные лица одной и той же войны: войны за гомогенность человеческого рода, за искоренение наших различий. Это война, которую мы затеяли уже давно, и с тех пор не прекращавшаяся ни на миг. Война, воздействующая на каждый человеческий ум на подсознательном уровне, как компьютерная программа, постоянно работающая в фоновом режиме, подталкивающая нас к некой возможности."
Ксенофобия(от греческих слов Xenos — «чужой» и Phobos — «страх») — это навязчивый страх перед другими людьми, а также враждебность, ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, иностранному, незнакомому, непривычному.
Восприятие чужого как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного, возведённое в ранг мировоззрения, которое может стать причиной вражды на почве национального, религиозного или социального деления.
Психологический механизм ксенофобии основан на стремление человека делить мир на "мы" и "они".Факторы порождающие ксенофобию имеют социальную природу. Исторически было выработано недоверие к чужакам: 1) может захватить территорию, 2) обокрасть или разорить, 3) убить или захватить в плен и др. Происходит трансформация слова "чужак" в посторонний, чужеродный. Не похожих избегают, не принимают, их считают виновниками всех проблем и бедствий, врагами, а потому ненавидят.
Учащиеся работают в 5 группах, проводят анализ прочитанного, отвечают на вопросы, делают выводы. Один представитель группы должен войти в положение своего героя и рассказать историю от его имени, обратиться за помощью к окружающим.
1. Какой вид ксенофобии отображен в тексте, на фото?
2. Объясните, чем вызвана данная фобия. Является ли она состоятельной?
3.Остальные участники группы должны предложить решение его проблемы.
"Когда они пришли за коммунистами,
Я не протестовал-
Я не был коммунистом.
Когда они пришли за евреями,
Я не протестовал-
Я не был евреем.
Когда они пришли за профсоюзниками,
Я не протестовал-
Я не был членом профсоюза.
Когда они пришли за католиками,
Я не протестовал-
Я не был католиком.
Когда они пришли за мной,
Протестовать было некому."
Пастор Мартин Нимеллер (Германия)
Обсуждение.
- Какие чувства Вы испытали, оказавшись в роли вашего героя? Насколько трудно было войти в его роль?
- Быстро Ваша группа нашла решение проблемы? Как Вы считаете, будет ли окончательно решена проблема, предложенным вами способом или Вы сомневаетесь?
- Может ли интолерантное поведение быть оправданным? Если да, то в каких случаях?
- Какие группы людей особенно нуждаются в сочувствии, поддержке и понимании?
V. Итог урока.
Закончи следующие предложения. Вставь слово на место пропуска:
1. Между дончанами, представителями разных рас, языков, вер и т.д. могут быть любые отношения, кроме ________________________________________.
2. В стране могут быть замечательные законы, могут исчезнуть многие проблемы, связанные с межнациональными и межконфессиональными отношениями, но выбор модели поведения в каждой конкретной ситуации всегда будет зависеть только от _____________________________________
3. Необходимо, чтобы любой человек, независимо от его вероисповедания, национальности, языка и т.д. чувствовал себя в ДНР полноправным ______________________________ и всегда соблюдались его__________ _____________________________________________ .
VI. Инструктаж домашнего задания.
Сформулируем Вашу "Памятку о борьбе с ксенофобией в школе" из 4-5 пунктов.
Приложение.
1. Задание.
Группа № 1.
"Эта история случилась на рейсе компании British Airways из Йоханнесбурга (ЮАР) в Лондон. Белая женщина, на вид около пятидесяти лет, сидит рядом с чернокожим мужчиной. Невооружённым глазом видно, что её это раздражает, и в итоге, не в состоянии более выносить эту «ужасную муку», она вызывает стюардессу.
— Что-то не так, мадам? — спрашивает стюардесса.
— Как, разве вы не видите сами? — удивляется женщина. — Вы посадили меня рядом с чернокожим… Я совершенно не могу терпеть ни одной секунды рядом с одним из этих дикарей. Дайте мне другое место!
— Успокойтесь, пожалуйста, — говорит стюардесса, — Практически все места на этом рейсе заняты, но я посмотрю, что можно сделать.
После этого она удаляется и, вернувшись через несколько минут, говорит даме:
— Мадам, как я и предполагала, в экономическом классе свободных мест нет. Я также говорила с капитаном, и в бизнес-классе мест также нет. Тем не менее, у нас есть одно свободное место в первом классе.
И еще до того, как дама успевает сказать хоть одно слово, стюардесса продолжает:
— Строго говоря, это абсолютно противоречит правилам нашей авиакомпании — пересаживать людей из экономического класса в первый. Однако, учитывая ситуацию, капитан считает, что это было бы слишком скандально заставлять человека находиться рядом со столь неприятной личностью, — и, обращаясь к чернокожему пассажиру, стюардесса добавляет:
— Так что, сэр, если желаете, возьмите ваш багаж и я провожу вас до вашего кресла в первом классе.
Говорят, что все пассажиры, которые наблюдали эту сцену, встали с мест и зааплодировали."
Группа № 2.
"Нельзя быть либеральным человеком в Европе, не будучи врагом России. Либерализм и благорасположение к славянам — понятия несовместимые. Покуда так будет — Россия, хоть распинайся за цивилизацию и всеобщий мир, — она ничего другого не получит в ответ, кроме merde (грязи)", - из письма от 25 августа 1876 года Павла Анненкова Ивану Тургеневу.
"Русские – это не народ в общепринятом смысле слова, а сброд, обнаруживающий ярко выраженные животные черты. Это можно с полным основанием отнести как к гражданскому населению, так и к армии," – Йозеф Геббельс.
Группа № 3.
1.Национальная Ассоциация против женского избирательного права. 2. Реклама.
Группа № 4.
„Мы подумали, что будет не совсем честно, если в будущем школьники, которые придут сюда, к этому мемориалу, уйдут, так и не поняв, что Рузвельт руководил страной в годы Великой депрессии и привел ее к победе во Второй мировой войне, сидя в инвалидной коляске“, – говорит президент Национальной организации по делам инвалидов Майкл Деланд.
Группа № 5.
Андре Сервье, историк, живший во французском Алжире в начале XX века:
"Подводя итог, можно сказать: арабы позаимствовали все у других народов — литературу, искусство, науку и даже свои религиозные идеи. Они пропустили все это через сито своего узкого ума и, будучи неспособными подняться до высоких философских концепций, исказили, изуродовали и иссушили все. Это разрушительное воздействие объясняет упадок мусульманских наций и их бессилие вырваться из варварства."
"Я читал Лоуренса, прежде чем приехать сюда, - заявил один британский офицер в 2003 г. – Столетие тому назад он понимал, что нечестность внутренне присуща арабскому обществу. Сегодня мы наблюдаем ту же картину. Они не делают ничего такого, за что заслуживали бы любви".
Американская администрация заговорила о "деарабизации" Ближнего Востока – воплощении мечты о марионеточных арабских государствах. Базары этих государств будут похоронены под супермаркетами, а на смену арабскому гостеприимству (мало пригодному для бизнеса) придет западная корпоративная этика.
"Иракцы – самые отпетые в мире воры и мошенники, они – прямые потомки Али-Бабы", - говорит полковник Кевин Харнли.
2. Задание.
Группа № 1.
Мохаммед Али: "После Олимпийских игр я вернулся обратно в Луисвилл со своей блестящей золотой медалью. Зашел в закусочную «только для белых». Думал, поставлю их на место. Я сел за столик и хотел чего-нибудь заказать. Олимпийский чемпион, золотая медаль! А мне говорят: «Ниггерам не подаем». Я говорю: «Все в порядке, я не нищий». Но меня все равно выгнали на улицу. Тогда я пошел на берег, на реку Огайо, и выбросил свою золотую медаль в воду".
Группа № 2.
Ты – девочка, тебе 15 лет, твои родители беженцы из Сирии. Ты ходишь в школу, но у тебя нет настоящих друзей. Тебе кажется, что одноклассники относятся к тебе ровно: не очень хорошо и не плохо. Тебя обижает то, что одноклассники собираются часто на вечеринки, а тебя не зовут. Отговариваются, что в следующий раз позовут. Никто тебя не обижает, но тебе кажется, что все это из-за твоей национальности, внешности.
Группа № 3.
Вы – смертельно больной пациент, испытывающий мучительные боли. Вам не к кому обратиться с просьбой проявить человеколюбие и избавить вас от страданий. Родственники всеми силами пытаются вам помочь, но они не понимают, что надежды на излечения нет, остался только месяц.
Группа № 4.
Вы – представитель сексменьшинств. В одном из жилых районов города находится кафе, где вы с друзьями собираетесь, не причиняя особого беспокойства окружающим, ведете себя спокойно, тихо. Но жители района считают, что сам факт нахождения такого заведения там, где гуляют дети, не допустим. Они хотят запретить собираться в кафе представителям сексменьшинств или закрыть его полностью.
Группа № 5.
Родители Олега работают в фирме, в которой предполагается часто ездить в командировки за границу. На это время Олег переезжает жить к бабушке и ходит в другую школу. В новом классе дети из более бедных семей. Он замечает, что кто-то из подтишка портит ему вещи – порезали сумку, облили краской тетради, пропадают ручки, карандаши. После каждого такого случая весь класс с лидером притворно, а это видно, сочувствуют ему.