Урок подготовлен с применением интернет-ресурса (http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875)по учебнику Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 9 класса. Ч. II – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011 с целью изучения сущности Основного закона страны, познакомиться с правовым статусом гражданина РФ, сформировать уважительное отношение к правам и обязанностям человека и гражданина. Как дополнительную литературу можно использовать Любимова А.П. Конституция Российской Федерации в таблицах и схемах. – М.: Издательство «Экзамен», 2006
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конституция РФ. Права и обязанности гражданина»
Пояснительная записка
Класс
9
Название модуля
Человек и его права
Автор программы
Кравченко А.И.
Автор и название учебника
Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 9 класса. Ч. II – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011
Тема урока
Конституция РФ. Права и обязанности человека и гражданина
Количество часов
1
Цель урока:
изучить сущность Основного закона страны, познакомиться с правовым статусом гражданина РФ, сформировать уважительное отношение к правам и обязанностям человека и гражданина.
Задачи:
образовательная:
рассмотреть с учащимися основные права и обязанности граждан России, зафиксированные в Конституции РФ.
воспитательная:
продолжать формировать основы правовой культуры; содействовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным и правовым нормам.
развивающая:
развивать навыки работы с нормативно-правовыми актами и практического применения их в жизни.
УУД
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты
- знать структуру Конституции РФ;
- понимать сущность правового статуса личности;
- знать реализацию своих прав и исполнения обязанностей в конкретных жизненных ситуациях;
- давать определения понятиям: Конституция, правовой статус человека.
Методы обучения
Устный опрос. Практическая работа. Рассказ учителя. Беседа. Объяснение.
Технологии обучения
Информационно-коммуникационные.
Формы организации познавательной деятельности
Фронтальная и групповая.
Технические средства
ПК и проектор.
Наглядность
Конституция Российской Федерации.
Используемая литература
Любимов А.П. Конституция Российской Федерации в таблицах и схемах. – М.: Издательство «Экзамен», 2006
Эпиграф к уроку: Право существует для пользы человечества.
Латинское изречение
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Предложить учащимся письменное задание (можно в форме диктанта) по основным понятиям предыдущего урока или провести письменный фронтальный опрос по заготовленным индивидуальным карточкам или по вариантам.
Во время проведения опроса учитель может проверить рабочие тетради учащихся.
II. Изучение нового материала.
План урока:
1. Что такое Конституция?
2. Правовой статус человека. Что означает быть гражданином России?
3. Основные права и обязанности человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ.
1. Что такое Конституция?
На уроке необходим текст Конституции РФ. При необходимости можно скачать и распечатать на сайте «КонсультантПлюс»http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875
Конституция (от лат. «устройство») – это основной закон страны, определяющий ее общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан (Слайд 4).
Конституция – это как бы договор граждан с государством.
Конституция любой страны имеет высшую юридическую силу. Что это значит?
Во-первых, то, что ее нормы выше любых других правовых норм, законов. То есть в государстве не может быть принят закон, который противоречил бы положениям конституции.
Во-вторых, сами законы и иные юридические акты принимаются только теми органами и только в том порядке, который установлен конституцией.
Таким образом, конституция как бы закрепляет общественный договор граждан, то есть оформляет его юридически.
Далее учитель дает краткую историческую справку о конституциях, принятых в нашем Отечестве за всю историю его существования (этот материал подробнее изложен в учебнике на с. 92).
Затем учитель демонстрирует учащимся последнюю по времени принятия Конституцию РФ от 12 декабря 1993 года. Предлагает ознакомиться с содержанием Конституции РФ и постараться выделить ее структуру. В ходе обсуждения учитель дополняет и совместно с учащимися схематически выделяют структуру Конституции РФ (Слайд 5).
Зачитывает преамбулу и дает краткую характеристику особенностей этой конституции.
Учитель. Конституция РФ 1993 года – это конституция демократического государства; она принята самим народом в результате всеобщего голосования. Это значит, что люди сами определяют свою судьбу.
Далее учитель обращает внимание учащихся на следующую схему и комментирует ее. Ученики делают заметки в тетради (Слайд 6).
2. Правовой статус человека. Что означает быть гражданином России?
Учитель. Для чего человеку нужна конституция? Прежде всего для того, чтобы не чувствовать себя чужим в собственной стране, то есть ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями.
Конституция Российской Федерации закрепляет правовой статус человека как гражданина России.
Правовой статус человека составляет совокупность его прав и обязанностей.
Что значит быть гражданином России?
- Это значит иметь права, установленные юридическими нормами.
- Получая от государства гарантии соблюдения прав, быть ему в чем-то обязанным. Более подробно см. с. 93 учебника.
3. Основные права и обязанности человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ.
Таким образом, если человек является гражданином Российской Федерации, то он имеет определенные права и обязанности.
Основные права, зафиксированные в Конституции Российской Федерации, можно классифицировать на личные (право на жизнь), политические (свободу слова, совести, мысли), гражданские (избирательное право), социально-экономические (на труд, отдых, образование, экологически чистую окружающую среду) и культурные (на свою национальную культуру, язык).
Групповая практическая работа. Работа с текстом главы II Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» (заполнение таблицы) с комментариями учителя (Слайд 7-12).
Класс делится на 5 групп, каждой группе дается задание выписать отдельные группы прав человека и гражданина. Представитель группы представляет проделанную работу. В совокупности заполняется данная таблица.
Основные права человека и гражданина
(гражданские) личные (их защищает гос-во)
Политические
(записаны в Конституции)
Экономические (ими обладают все в равной степени)
Социальные (ими обладают все в равной степени)
Культурные (ими обладают все в равной степени)
- право на жизнь (ст. 20);
- право на защиту чести и достоинства (ст. 21);
- право на свободу и личную неприкосновенность(ст. 22);
- право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23, 24);
- право на неприкосновенность жилища (ст. 25);
- право на национальную принадлежность (ст. 26)
- право на свободу передвижения и выбор места жительства (ст. 27);
- свобода совести и вероисповедания (ст. 28);
- свобода мысли и слова (ст. 29).
- право на информацию (ст. 29).
- право на объединение, свобода союзов (ст. 30)
- собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и т.д. (ст. 31);
- право на участие в управлении делами государства (ст. 32);
- право избирать и быть избранными (ст. 32);
- равное право доступа к любым должностям (ст. 32);
- право обращения в государственные и муниципальные органы (ст. 33).
- свобода предпринимательской деятельности (ст. 34);
- право на частную собственность (ст. 35);
- свобода труда, право на труд в нормальных условиях (ст. 37).
- право на отдых (ст. 37);
- право на социальное обеспечение (ст. 39);
- право на жилище (ст. 40);
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);
- право на благоприятную окружающую среду (ст. 42);
- право на образование (ст. 43).
- свобода творчества и преподавания (ст. 44);
- право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям (ст. 44).
Учитель. Конституция РФ закрепила также основополагающие обязанности граждан.
Учитель предлагает учащимся прочитать их по тексту учебника (с. 95-96). После прочитывания каждой обязанности проводится обсуждение, дискуссия, дается комментарий (Слайд 13).
В заключение учитель объясняет учащимся, как необходимо действовать и куда обращаться в случае нарушения прав человека и гражданина. Порядок подачи жалоб также зафиксирован в Конституции РФ. Там же записано, что президент страны является гарантом Конституции РФ.
Президенту Российской Федерации посвящается 4-я глава Конституции РФ. В ней говорится о том, кто и как может быть избран президентом, каковы его полномочия, как он может быть отстранен от должности.
III. Закрепление изученного.
1. Вопросы для обсуждения (Слайд 14):
- Как вы понимаете идею общественного договора?
- Что такое конституция страны, какова ее роль в жизни общества?
- Что означает высшая юридическая сила конституции?
- Для чего нужна конституция?
- Каковы основные обязанности государства по отношению к своим гражданам?
2. Работа с понятиями (Слайд 15).
Конституция (от лат. «устройство») – это основной закон страны, определяющий ее общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
Правовой статус человека составляет совокупность его прав и обязанностей.
Домашнее задание (Слайд 16):
- прочитать § 11, ответить на вопросы, стр. 96;
- выполнить практикум, стр. 96;
- написать мини-сочинение на тему эпиграфа к уроку.