kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конституция РФ. Права и обязанности гражданина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок подготовлен с применением интернет-ресурса (http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875) по учебнику Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 9 класса. Ч. II – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011 с целью изучения сущности Основного закона страны, по­знакомиться с правовым статусом гражданина РФ, сформировать ува­жительное отношение к правам и обязанностям человека и гражданина. Как дополнительную литературу можно использовать Любимова А.П. Конституция Российской Федерации в таблицах и схемах. – М.: Издательство «Экзамен», 2006

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конституция РФ. Права и обязанности гражданина»

Пояснительная записка


Класс


9

Название модуля


Человек и его права

Автор программы

Кравченко А.И.

Автор и название учебника

Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 9 класса. Ч. II – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011

Тема урока

Конституция РФ. Права и обязанности человека и гражданина

Количество часов


1

Цель урока:

изучить сущность Основного закона страны, по­знакомиться с правовым статусом гражданина РФ, сформировать ува­жительное отношение к правам и обязанностям человека и гражданина.

Задачи:



образовательная:

рассмотреть с учащимися основные права и обязанности граждан России, зафиксированные в Конституции РФ.

воспитательная:

продолжать формировать основы правовой культуры; содействовать воспитанию гражданственно­сти, патриотизма, уважения к социальным и правовым нормам.

развивающая:

развивать навыки работы с норма­тивно-правовыми актами и практического применения их в жизни.

УУД

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты

- знать структуру Конституции РФ;

- понимать сущность правового статуса личности;

- знать реализацию своих прав и исполнения обязанностей в конкретных жизненных ситуациях;

- давать определения понятиям: Конституция, пра­вовой статус человека.

Методы обучения

Устный опрос. Практическая работа. Рассказ учителя. Беседа. Объяснение.

Технологии обучения

Информационно-коммуникационные.

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная и групповая.

Технические средства

ПК и проектор.

Наглядность

Конституция Российской Федерации.

Используемая литература

Любимов А.П. Конституция Российской Федерации в таблицах и схемах. – М.: Издательство «Экзамен», 2006

Интернет-ресурсы

http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875


Эпиграф к уроку: Право существует для пользы человечества.

Латинское изречение


Ход урока


I. Проверка домашнего задания.

Предложить учащимся письменное задание (можно в фор­ме диктанта) по основным понятиям предыдущего урока или провести письменный фронтальный опрос по заготовленным индиви­дуальным карточкам или по вариантам.

Во время проведения опроса учитель может проверить рабочие тетради учащихся.


II. Изучение нового материала.


План урока:

1. Что такое Конституция?

2. Правовой статус человека. Что означает быть гражданином России?

3. Основные права и обязанности человека и гражданина, за­фиксированные в Конституции РФ.


1. Что такое Конституция?

На уроке необходим текст Конституции РФ. При необходимости можно скачать и распечатать на сайте «КонсультантПлюс» http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875


Конституция (от лат. «устройство») – это основной закон страны, определяющий ее общественное и государственное уст­ройство, порядок и принципы образования представительных орга­нов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан (Слайд 4).

Конституция – это как бы договор граждан с государством.

Конституция любой страны имеет высшую юридическую си­лу. Что это значит?

Во-первых, то, что ее нормы выше любых других правовых норм, законов. То есть в государстве не может быть принят закон, который противоречил бы положениям конституции.

Во-вторых, сами законы и иные юридические акты принимаются только теми органами и только в том порядке, который ус­тановлен конституцией.

Таким образом, конституция как бы закрепляет обществен­ный договор граждан, то есть оформляет его юридически.

Далее учитель дает краткую историческую справку о конститу­циях, принятых в нашем Отечестве за всю историю его существования (этот материал подробнее изложен в учебнике на с. 92).

Затем учитель демонстрирует учащимся последнюю по времени принятия Конституцию РФ от 12 декабря 1993 года. Предлагает ознакомиться с содержанием Конституции РФ и постараться выделить ее структуру. В ходе обсуждения учитель дополняет и совместно с учащимися схематически выделяют структуру Конституции РФ (Слайд 5).

Зачитывает преамбулу и дает краткую характеристику особенностей этой конституции.



Учитель. Конституция РФ 1993 года – это конституция демократического государства; она принята самим народом в ре­зультате всеобщего голосования. Это значит, что люди сами опре­деляют свою судьбу.


Далее учитель обращает внимание учащихся на сле­дующую схему и комментирует ее. Ученики делают заметки в тетради (Слайд 6).







2. Правовой статус человека. Что означает быть гражда­нином России?

Учитель. Для чего человеку нужна конституция? Прежде всего для того, чтобы не чувствовать себя чужим в собственной стране, то есть ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями.

Конституция Российской Федерации закрепляет правовой статус человека как гражданина России.

Правовой статус человека составляет совокупность его прав и обязанностей.

Что значит быть гражданином России?

- Это значит иметь права, установленные юридическими нормами.

- Получая от государства гарантии соблюдения прав, быть ему в чем-то обязанным. Более подробно см. с. 93 учебника.


3. Основные права и обязанности человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ.

Таким образом, если человек является гражданином Россий­ской Федерации, то он имеет определенные права и обязанности.

Основные права, зафиксированные в Конституции Россий­ской Федерации, можно классифицировать на личные (право на жизнь), политические (свободу слова, совести, мысли), граждан­ские (избирательное право), социально-экономические (на труд, отдых, образование, экологически чистую окружающую среду) и культурные (на свою национальную культуру, язык).


Групповая практическая работа. Работа с тек­стом главы II Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» (заполнение таблицы) с комментариями учителя (Слайд 7-12).

Класс делится на 5 групп, каждой группе дается задание выписать отдельные группы прав человека и гражданина. Представитель группы представляет проделанную работу. В совокупности заполняется данная таблица.


Основные права человека и гражданина


(гражданские) личные (их защищает гос-во)

Политические

(записаны в Конституции)

Экономические (ими обладают все в равной степени)

Социальные (ими обладают все в равной степени)

Культурные (ими обладают все в равной степени)

- право на жизнь (ст. 20);

- право на защиту чести и достоинства (ст. 21);

- право на свободу и личную неприкосновенность(ст. 22);

- право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23, 24);

- право на неприкосновенность жилища (ст. 25);

- право на национальную принадлежность (ст. 26)

- право на свободу передвижения и выбор места жительства (ст. 27);

- свобода совести и вероисповедания (ст. 28);

- свобода мысли и слова (ст. 29).

- право на информацию (ст. 29).

- право на объединение, свобода союзов (ст. 30)

- собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и т.д. (ст. 31);

- право на участие в управлении делами государства (ст. 32);

- право избирать и быть избранными (ст. 32);

- равное право доступа к любым должностям (ст. 32);

- право обращения в государственные и муниципальные органы (ст. 33).

- свобода предпринимательской деятельности (ст. 34);

- право на частную собственность (ст. 35);

- свобода труда, право на труд в нормальных условиях (ст. 37).

- право на отдых (ст. 37);

- право на социальное обеспечение (ст. 39);

- право на жилище (ст. 40);

- право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);

- право на благоприятную окружающую среду (ст. 42);

- право на образование (ст. 43).

- свобода творчества и преподавания (ст. 44);

- право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям (ст. 44).


Учитель. Конституция РФ закрепила также основопола­гающие обязанности граждан.

Учитель предлагает учащимся прочитать их по тексту учебника (с. 95-96). После прочитывания каждой обязанности проводится обсуждение, дискуссия, дается комментарий (Слайд 13).



В заключение учитель объясняет учащимся, как необходи­мо действовать и куда обращаться в случае нарушения прав человека и гражданина. Порядок подачи жалоб также зафиксирован в Конституции РФ. Там же записано, что президент страны является гарантом Конститу­ции РФ.

Президенту Российской Федерации посвящается 4-я глава Консти­туции РФ. В ней говорится о том, кто и как может быть избран президен­том, каковы его полномочия, как он может быть отстранен от должности.


III. Закрепление изученного.


1. Вопросы для обсуждения (Слайд 14):

- Как вы понимаете идею общественного договора?

- Что такое конституция страны, какова ее роль в жизни общества?

- Что означает высшая юридическая сила конституции?

- Для чего нужна конституция?

- Каковы основные обязанности государства по отношению к своим гражданам?


2. Работа с понятиями (Слайд 15).

Конституция (от лат. «устройство») – это основной закон страны, определяющий ее общественное и государственное уст­ройство, порядок и принципы образования представительных орга­нов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

Правовой статус человека составляет совокупность его прав и обязанностей.


Домашнее задание (Слайд 16):

- прочитать § 11, ответить на вопросы, стр. 96;

- выполнить практикум, стр. 96;

- написать ми­ни-сочинение на тему эпиграфа к уроку.

7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конституция РФ. Права и обязанности гражданина

Автор: Петрушкин Георгий Васильевич

Дата: 21.02.2016

Номер свидетельства: 296516

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конституционные права и обязанности гражданина РФ"
    ["seo_title"] => string(52) "konstitutsionnye_prava_i_obiazannosti_grazhdanina_rf"
    ["file_id"] => string(6) "497856"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1548865401"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок по теме: "Защита Отечества - долг и обязанность гражданина" "
    ["seo_title"] => string(70) "urok-po-tiemie-zashchita-otiechiestva-dolgh-i-obiazannost-ghrazhdanina"
    ["file_id"] => string(6) "103735"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402613747"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока по теме :"Конституция - основной закон страны" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-po-tiemie-konstitutsiia-osnovnoi-zakon-strany"
    ["file_id"] => string(6) "100688"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402389645"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Презентация к уроку по теме:"Конституция - основной закон страны"/ "
    ["seo_title"] => string(69) "priezientatsiia-k-uroku-po-tiemie-konstitutsiia-osnovnoi-zakon-strany"
    ["file_id"] => string(6) "101874"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402463231"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Презентация к уроку по теме:"Конституция - основной закон страны". "
    ["seo_title"] => string(71) "priezientatsiia-k-uroku-po-tiemie-konstitutsiia-osnovnoi-zakon-strany-1"
    ["file_id"] => string(6) "101889"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402464334"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства