kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конституционные права и обязанности гражданина РФ

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: Конституционные права и обязанности гражданина РФ.

Цели:

- обучающая: подвести обучающихся к пониманию сути содержания главыII Конституции РФ, её соответствия международным документам по правам человека.

- развивающая: способствовать развитию у ребят умений анализа прочитанного, формированию навыков самостоятельной работы с текстом Конституции и других источников информации,  способности высказать собственное мнение по прочитанному, умения дать оценку правовому документу.

-воспитательная : воспитание активной гражданской позиции, чувства патриотизма, интереса к теме.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: Конституция РФ, фрагменты международных документов, Презентация «Основные права и свободы»

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя:

Конституционные права и свободы. Одно из ведущих мест в Конституции РФ занимает глава 2 — «Права и свободы человека и гражданина». Она содержит 48 статей. Это са­мый большой по объему раздел Основного Закона.

Каждое право и каждая свобода важны для нас, но особенно следует остановить внимание, знакомясь с этим разделом, на тех правах, которые составляют как бы костяк этого важнейшего правового материала. К та­ким нормам относятся: право на свободу и личную непри­косновенность (ст. 22), право на свободу передвижения внутри страны, на выезд из нее и возвращение в нее ст. 27), право на свободу совести, вероисповедания (ст. 28), право на свободу мысли и слова (ст. 29), право участво­вать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32), право ча­стной собственности (ст. 35), право свободно распоряжать­ся своими способностями к труду (ст. 37), право на образование (ст. 43), гарантия судебной защиты прав в свобод (ст. 46).

Реализация прав и свобод человека и гражданина га­рантирована, как правило, в странах с устойчивым демокра­тическим политическим режимом в нормальные, спокойные периоды их существования. В случае же различных экстре­мальных ситуаций некоторые права могут подвергнуться ог­раничениям. В статье 56 отмечается, что такое может про­изойти в условиях чрезвычайного положения. Но даже  в этом случае не подлежат ограничению такие права, как право на жизнь, запрет пыток, унижения человеческого до­стоинства, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и т. д.

Сегодня на уроке мы попытаемся  проанализировать статьи IIглавы Конституции РФ, выслушаем выступления ребят, которым заранее были даны статьи , чтобы они смогли подготовиться к ответу в любой форме, которая им покажется интересной и, главное, высказать аргументированное мнение по сути этих статей.

Вниманию учащихся предлагается Презентация « Права и свобода граждан».(Приложение)

В ходе работы все ученики заполняют таблицу, за которую получают оценку.(прилагается)

2.Изучение нового материала.

1) выступления учащихся.

Задания в ходе работы:

Ст.20 ваше отношение к смертной казни(обсуждение)

Ст 26. Национальная принадлежность. Возможность пользоваться родным языком.(обсуждение)

Ст.28.Свобода вероисповедания.

Ст32. Право участвовать в управлении государством

Ст 37 свободный труд

Ст41 охрана здоровья и т. д.

В ходе дискуссий по статьям учащимся в качестве закрепления предлагаются

Задания:

1.При подготовке Декларации прав человека и гражданина один из деятелей Французской революции Э.-Ж. Сьейес (Сиейес) предложил такую формули­ровку в Декларацию: «Если люди не равны в средствах, т. е. по богатству, по уму, по силе и т. д., то из этого не следует, что они не равны в правах». Согласны ли вы с этой формулировкой? Реально ли полное равенство между людьми? Реально ли (осуществимо ли) равенство в правах?

2. Познакомьтесь с содержанием цитат.

«Очень трудно говорить о правах человека и проповедовать мораль в тех стра­нах, где люди страдают от голода. Вначале надо дать им поесть, а потом уже нужно обсуждать эти вопросы» (К. В. Кофман, немецкий священник).

«Права человека имеют абсолютную ценность и должны в одинаковой степе­ни обсуждаться и исполняться вне зависимости от того, богата страна или бед­на, могуча или слаба» (X. Старки, английский ученый).

Какая из этих мыслей представляется вам более правильной? Аргументируйте свой ответ.

3. Выберите из следующих высказываний те, которые соответствуют идее прав человека:

свобода есть возможность делать все, что мне хочется;

свобода есть право делать все, что дозволено законом;

свобода есть независимость от норм, установленных людьми; свобода есть независимость от заветов Бога;

свобода одного человека ограничена пределами свободы других.

4. Существует по меньшей мере два понимания законности:

— законность как показатель юридической защищенности человека от произ­вола аппарата власти;

— законность как средство государственного руководства, требование стро­гого и неукоснительного соблюдения законов всеми органами, организациями, гражданами и т. д.

Какое понимание, с вашей точки зрения, ближе к идеологии прав человека? Аргументируйте свой ответ.

5.Прочитайте приведенные ниже статьи Всеобщей декла­рации прав человека, сопоставьте их с нормами Конституции РФ. Какие положения Всеобщей декларации прав человека нашли отражение в Конституции РФ?

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 1948 г. (Извлечение)

Статья 1

Все люди рождаются свободными и равными в своем до­стоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 2

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Статья 3

Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Статья 4

Никто не должен содержаться в рабстве или подневоль­ном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Статья 5

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конституционные права и обязанности гражданина РФ»

ТЕМА: Конституционные права и обязанности гражданина РФ.

Цели:

- обучающая: подвести обучающихся к пониманию сути содержания главыII Конституции РФ, её соответствия международным документам по правам человека.

- развивающая: способствовать развитию у ребят умений анализа прочитанного, формированию навыков самостоятельной работы с текстом Конституции и других источников информации, способности высказать собственное мнение по прочитанному, умения дать оценку правовому документу.

-воспитательная : воспитание активной гражданской позиции, чувства патриотизма, интереса к теме.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: Конституция РФ, фрагменты международных документов, Презентация «Основные права и свободы»

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя:

Конституционные права и свободы. Одно из ведущих мест в Конституции РФ занимает глава 2 — «Права и свободы человека и гражданина». Она содержит 48 статей. Это са­мый большой по объему раздел Основного Закона.

Каждое право и каждая свобода важны для нас, но особенно следует остановить внимание, знакомясь с этим разделом, на тех правах, которые составляют как бы костяк этого важнейшего правового материала. К та­ким нормам относятся: право на свободу и личную непри­косновенность (ст. 22), право на свободу передвижения внутри страны, на выезд из нее и возвращение в нее ст. 27), право на свободу совести, вероисповедания (ст. 28), право на свободу мысли и слова (ст. 29), право участво­вать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32), право ча­стной собственности (ст. 35), право свободно распоряжать­ся своими способностями к труду (ст. 37), право на образование (ст. 43), гарантия судебной защиты прав в свобод (ст. 46).

Реализация прав и свобод человека и гражданина га­рантирована, как правило, в странах с устойчивым демокра­тическим политическим режимом в нормальные, спокойные периоды их существования. В случае же различных экстре­мальных ситуаций некоторые права могут подвергнуться ог­раничениям. В статье 56 отмечается, что такое может про­изойти в условиях чрезвычайного положения. Но даже в этом случае не подлежат ограничению такие права, как право на жизнь, запрет пыток, унижения человеческого до­стоинства, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и т. д.

Сегодня на уроке мы попытаемся проанализировать статьи IIглавы Конституции РФ, выслушаем выступления ребят, которым заранее были даны статьи , чтобы они смогли подготовиться к ответу в любой форме, которая им покажется интересной и, главное, высказать аргументированное мнение по сути этих статей.

Вниманию учащихся предлагается Презентация « Права и свобода граждан».(Приложение)

В ходе работы все ученики заполняют таблицу, за которую получают оценку.(прилагается)

2.Изучение нового материала.

1) выступления учащихся.

Задания в ходе работы:

Ст.20 ваше отношение к смертной казни(обсуждение)

Ст 26. Национальная принадлежность. Возможность пользоваться родным языком.(обсуждение)

Ст.28.Свобода вероисповедания.

Ст32. Право участвовать в управлении государством

Ст 37 свободный труд

Ст41 охрана здоровья и т. д.

В ходе дискуссий по статьям учащимся в качестве закрепления предлагаются

Задания:

1.При подготовке Декларации прав человека и гражданина один из деятелей Французской революции Э.-Ж. Сьейес (Сиейес) предложил такую формули­ровку в Декларацию: «Если люди не равны в средствах, т. е. по богатству, по уму, по силе и т. д., то из этого не следует, что они не равны в правах». Согласны ли вы с этой формулировкой? Реально ли полное равенство между людьми? Реально ли (осуществимо ли) равенство в правах?

2. Познакомьтесь с содержанием цитат.

«Очень трудно говорить о правах человека и проповедовать мораль в тех стра­нах, где люди страдают от голода. Вначале надо дать им поесть, а потом уже нужно обсуждать эти вопросы» (К. В. Кофман, немецкий священник).

«Права человека имеют абсолютную ценность и должны в одинаковой степе­ни обсуждаться и исполняться вне зависимости от того, богата страна или бед­на, могуча или слаба» (X. Старки, английский ученый).

Какая из этих мыслей представляется вам более правильной? Аргументируйте свой ответ.

3. Выберите из следующих высказываний те, которые соответствуют идее прав человека:

свобода есть возможность делать все, что мне хочется;

свобода есть право делать все, что дозволено законом;

свобода есть независимость от норм, установленных людьми; свобода есть независимость от заветов Бога;

свобода одного человека ограничена пределами свободы других.

4. Существует по меньшей мере два понимания законности:

— законность как показатель юридической защищенности человека от произ­вола аппарата власти;

— законность как средство государственного руководства, требование стро­гого и неукоснительного соблюдения законов всеми органами, организациями, гражданами и т. д.

Какое понимание, с вашей точки зрения, ближе к идеологии прав человека? Аргументируйте свой ответ.

5.Прочитайте приведенные ниже статьи Всеобщей декла­рации прав человека, сопоставьте их с нормами Конституции РФ. Какие положения Всеобщей декларации прав человека нашли отражение в Конституции РФ?

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 1948 г. (Извлечение)

Статья 1

Все люди рождаются свободными и равными в своем до­стоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 2

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Статья 3

Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Статья 4

Никто не должен содержаться в рабстве или подневоль­ном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Статья 5

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию.

Приложение.

В Основном документе нашей страны – Конституции Российской Федерации, в ст.28, закреплён принцип свободы вероисповедания, то есть у каждого гражданина есть право исповедовать и практиковать любую религию. В настоящее время свобода вероисповедания понимается также как право не исповедовать и не практиковать никакой религии.В связи с этим возникает естественный вопрос о том, как выглядит по своему составу конфессиональная принадлежность жителей России? В рамках реализации проекта по изучению общественного мнения специалисты лаборатории прикладной политологии и социологии Челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ решили выяснить, к какому вероисповеданию причисляют себя жители Челябинской области. С этой целью 10-15 августа 2011 года был проведен инициативный социологический опрос на территории Челябинской области. Опрошено 1500 респондентов. Статистическая погрешность в выборке составила +2,5%.

Респондентам был задан вопрос: «К КАКОМУ ВЕРОИСПОВЕДАНИЮ ВЫ СЕБЯ ПРИЧИСЛЯЕТЕ?» Ответы даны в процентах от числа опрошенных в сравнении с результатами опроса, проведённого в 2007 году.

Православный - 67,8 (2011), 61,3 (2007);

Мусульманин 9,8 (2011), 6,5 (2007);

Протестант 0,5 (2011), 0,2 (2007);

Буддист, конфуцианец 0,4 (2011), 0,2 (2007);

Католик 0,3 (2011), 1,0 (2007);

Иудей 0.0 (2011), 0,1 (2007);

Неверующий 0.0 (2011), – (2007);

Атеист 14,3 (2011), 24,2 (2007);

Другое 1,1 (2011), 6,5 (2007);

затрудняюсь ответить 5,9 (2011), 0.0 (2007).

Более половины опрошенных (67,8%) ответили, что относят себя к православным. Чаще так отвечают на вопрос женщины (59,9%, что на 5,2% больше, чем в среднем по выборке).

К мусульманам относят себя 9,8% опрошенных. Это, в большинстве своём, респонденты в возрасте от 18 до 30 лет (28,6%, что на 3,9% больше, чем в среднем по выборке).



Атеистами себя называют 14,3% жителей Челябинской области. Как правило, так отвечают мужчины (58,9%, что на 13,6% больше, чем в среднем по выборке), по социальному положению чаще специалисты с высшим образованием (58,9%, что на 13,6% больше, чем в среднем по выборке), а также руководители предприятия, учреждения (5,6%, что на 3,6% больше, чем в среднем по выборке), оценивающие собственное материальное положение оценочной позицией «денег на жизнь хватает, особо не экономим» (15%, что на 4,2% больше, чем в среднем по выборке). Велика в этой группе доля респондентов с высшим образованием (31,3%, что на 6,6% больше, чем в среднем по выборке).

Социально-демографические характеристики респондентов, относящих себя к приверженцам таких религиозных течений, как протестантизм, буддизм, конфуцианство и католицизм, не репрезентативны. Поскольку для обеспечения необходимого уровня репрезентативности применён метод квотной случайной выборки, среди респондентов оказались не представлены сторонники иудаизма, а также неверующие. Последние, видимо, посчитали, что они атеисты.

По данным социологического опроса, проведенного в 2007 году , 61,6% опрошенных респондентов исповедовали православие, 6,5% – ислам, 5,9% – другие религии. Практически четверть опрошенных (26%) назвали себя атеистами. Таким образом, можно отметить, что доля православных увеличилась на 6,5%, а мусульман на 3,3%. Вместе с тем, значительно сократилось число респондентов, считающих себя атеистами, на 9,9%.

В марте 2010 года Всероссийский центр общественного мнения провел социологический опрос на тему: «Верим ли мы в Бога?» , который в общероссийском масштабе отразил данные, схожие с результатами опроса по Челябинской области.

Православия - 75

Ислама - 5

Католицизма - 1

Протестантизма (ЕХБ, пятидесятничества, адвентизма, лютеранства, баптизма и т. д.) - больше 1

Иудаизма больше - 1

Буддизма - 1

Являюсь верующим, но к какой-либо конкретной конфессии не принадлежу - 3

Неверующим - 8

Колеблюсь между верой и неверием - 5

Другого вероисповедания больше - 1

Затрудняюсь ответить - 1

К последователям православия в России себя относят 75% респондентов, ислама – 5%, к другим конфессиям чуть более, или чуть менее одного процента. Ещё 3% считают себя верующими, но к какой-либо из предложенных в анкете конфессии не принадлежат, 5% колеблются между верой и неверием, и 8 % причисляют себя к неверующим.Для выявления глубины религиозных верований, жителям Челябинской области в ходе опроса в августе 2011 года был задан вопрос: «СОБЛЮДАЕТЕ ЛИ ВЫ ОСНОВНЫЕ КАНОНЫ СВОЕЙ ВЕРЫ (ПОСЕЩЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ЦЕРКОВЬ, МЕЧЕТЬ И ДР.), СОБЛЮДЕНИЕ ПОСТОВ, И Т. П.)?» Ответы даны в процентах от числа опрошенных.

Полностью соблюдаю - 6,0

По большей части соблюдаю - 29,3

По большей части не соблюдаю - 26,6

Совершенно не соблюдаю - 13,9

Затрудняюсь ответить - 24,2

Как видно из данных таблицы, полностью соблюдают каноны своей веры лишь 6% респондентов. Большинство опрошенных (29,3%) соблюдают их по большей части. Ещё 26,6% ответили, что по большей части каноны веры не соблюдают, а 13,9% совершенно их не соблюдают.При наложении этого вопроса на вопрос о вероисповедании, мы получим такую картину. Полностью соблюдают каноны своей веры больше, чем в среднем по выборке мусульмане (на 20,5%), протестанты (4,5%, что на 4% больше, чем в среднем по выборке), буддисты и представители конфуцианства (3,4%, что на 3% больше, чем в среднем по выборке). По большей части соблюдают каноны веры респонденты, чаще относящие себя к православным (81,8%, что на 14% больше, чем в среднем по выборке) и мусульмане (16,6%, что на 6,8% больше, чем в среднем по выборке). Вместе с тем, представители православия чаще других выбирали варианты ответа «по большей части не соблюдаю» (92,4%, что на 24,6% больше, чем в среднем по выборке) и «совершенно не соблюдаю» (87,7%, что на 20% больше, чем в среднем по выборке).По результатам опроса можно также утверждать, что вера в Бога влияет на жизненную судьбу человека. В ходе нашего социологического исследования при ответе на вопрос «Можете ли Вы сказать, что Ваша жизнь складывается в целом удачно?», ответ «определённо да» выбрало в целом по массиву 11,3% респондентов. Среди верующих мусульман довольны жизнью уже 15,6%, протестантов – 28,6% , буддистов, конфуцианцев – 33,3%, католиков – 25,0%. А вот среди атеистов оказалось больше тех, кто считает, что жизнь складывается «определённо неудачно» – 15,4%. В среднем по массиву таких людей только 8,4%.В заключении можно отметить, что Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях», принятый в 1997 году в преамбуле зафиксировал «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры». Многими это рассматривалось как позиция, несовместимая с принципом свободы вероисповедания, как он провозглашён в ст. 28 Конституции РФ. Между тем, результаты проведённых опросов фиксируют, что подавляющая часть населения (и региона, и страны в целом) относит себя именно к православной ветви христианства.



Аналитическая группа Челябинского филиала РАНХиГС



Приложение№1


Прочитайте приведенные ниже статьи Всеобщей декла­рации прав человека, сопоставьте их с нормами Конституции РФ. Какие положения Всеобщей декларации прав человека нашли отражение в Конституции РФ?

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 1948 г. (Извлечение)

Статья 1

Все люди рождаются свободными и равными в своем до­стоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 2

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Статья 3

Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Статья 4

Никто не должен содержаться в рабстве или подневоль­ном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Статья 5

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию.

----------------------------------------------------------------------------------------

Прочитайте приведенные ниже статьи Всеобщей декла­рации прав человека, сопоставьте их с нормами Конституции РФ. Какие положения Всеобщей декларации прав человека нашли отражение в Конституции РФ?

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 1948 г. (Извлечение)

Статья 1

Все люди рождаются свободными и равными в своем до­стоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 2

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Статья 3

Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Статья 4

Никто не должен содержаться в рабстве или подневоль­ном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Статья 5

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию.



Приложение №2

  1. При подготовке Декларации прав человека и гражданина один из деятелей Французской революции Э.-Ж. Сьейес (Сиейес) предложил такую формули­ровку в Декларацию: «Если люди не равны в средствах, т. е. по богатству, по уму, по силе и т. д., то из этого не следует, что они не равны в правах». Согласны ли вы с этой формулировкой? Реально ли полное равенство между людьми? Реально ли (осуществимо ли) равенство в правах?


2. Познакомьтесь с содержанием цитат.

«Очень трудно говорить о правах человека и проповедовать мораль в тех стра­нах, где люди страдают от голода. Вначале надо дать им поесть, а потом уже нужно обсуждать эти вопросы» (К. В. Кофман, немецкий священник).

«Права человека имеют абсолютную ценность и должны в одинаковой степе­ни обсуждаться и исполняться вне зависимости от того, богата страна или бед­на, могуча или слаба» (X. Старки, английский ученый).

Чакая из этих мыслей представляется вам более правильной? Аргументируйте свой ответ.



3. Выберите из следующих высказываний те, которые соответствуют идее прав человека:

свобода есть возможность делать все, что мне хочется;

свобода есть право делать все, что дозволено законом;

свобода есть независимость от норм, установленных людьми; свобода есть независимость от заветов Бога;

свобода одного человека ограничена пределами свободы других.






4. Существует по меньшей мере два понимания законности:

— законность как показатель юридической защищенности человека от произ­вола аппарата власти;

— законность как средство государственного руководства, требование стро­гого и неукоснительного соблюдения законов всеми органами, организациями, гражданами и т. д.

Какое понимание, с вашей точки зрения, ближе к идеологии прав человека? Аргументируйте свой ответ.



Рабочий лист

Классификация конституционных прав

№ статей и их краткое содержание

Примеры положительной реализации прав

Примеры нарушений прав

Гражданские

(личные)








Экономические








Политические










Культурные









социальные








Приложение №4

В Основном документе нашей страны – Конституции Российской Федерации, в ст.28, закреплён принцип свободы вероисповедания, то есть у каждого гражданина есть право исповедовать и практиковать любую религию. В настоящее время свобода вероисповедания понимается также как право не исповедовать и не практиковать никакой религии.В связи с этим возникает естественный вопрос о том, как выглядит по своему составу конфессиональная принадлежность жителей России? В рамках реализации проекта по изучению общественного мнения специалисты лаборатории прикладной политологии и социологии Челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ решили выяснить, к какому вероисповеданию причисляют себя жители Челябинской области. С этой целью 10-15 августа 2011 года был проведен инициативный социологический опрос на территории Челябинской области. Опрошено 1500 респондентов. Статистическая погрешность в выборке составила +2,5%.

Респондентам был задан вопрос: «К КАКОМУ ВЕРОИСПОВЕДАНИЮ ВЫ СЕБЯ ПРИЧИСЛЯЕТЕ?» Ответы даны в процентах от числа опрошенных в сравнении с результатами опроса, проведённого в 2007 году.

Православный - 67,8 (2011), 61,3 (2007);

Мусульманин 9,8 (2011), 6,5 (2007);

Протестант 0,5 (2011), 0,2 (2007);

Буддист, конфуцианец 0,4 (2011), 0,2 (2007);

Католик 0,3 (2011), 1,0 (2007);

Иудей 0.0 (2011), 0,1 (2007);

Неверующий 0.0 (2011), – (2007);

Атеист 14,3 (2011), 24,2 (2007);

Другое 1,1 (2011), 6,5 (2007);

затрудняюсь ответить 5,9 (2011), 0.0 (2007).

Более половины опрошенных (67,8%) ответили, что относят себя к православным. Чаще так отвечают на вопрос женщины (59,9%, что на 5,2% больше, чем в среднем по выборке).

К мусульманам относят себя 9,8% опрошенных. Это, в большинстве своём, респонденты в возрасте от 18 до 30 лет (28,6%, что на 3,9% больше, чем в среднем по выборке).



Атеистами себя называют 14,3% жителей Челябинской области. Как правило, так отвечают мужчины (58,9%, что на 13,6% больше, чем в среднем по выборке), по социальному положению чаще специалисты с высшим образованием (58,9%, что на 13,6% больше, чем в среднем по выборке), а также руководители предприятия, учреждения (5,6%, что на 3,6% больше, чем в среднем по выборке), оценивающие собственное материальное положение оценочной позицией «денег на жизнь хватает, особо не экономим» (15%, что на 4,2% больше, чем в среднем по выборке). Велика в этой группе доля респондентов с высшим образованием (31,3%, что на 6,6% больше, чем в среднем по выборке).

Социально-демографические характеристики респондентов, относящих себя к приверженцам таких религиозных течений, как протестантизм, буддизм, конфуцианство и католицизм, не репрезентативны. Поскольку для обеспечения необходимого уровня репрезентативности применён метод квотной случайной выборки, среди респондентов оказались не представлены сторонники иудаизма, а также неверующие. Последние, видимо, посчитали, что они атеисты.

По данным социологического опроса, проведенного в 2007 году , 61,6% опрошенных респондентов исповедовали православие, 6,5% – ислам, 5,9% – другие религии. Практически четверть опрошенных (26%) назвали себя атеистами. Таким образом, можно отметить, что доля православных увеличилась на 6,5%, а мусульман на 3,3%. Вместе с тем, значительно сократилось число респондентов, считающих себя атеистами, на 9,9%.

В марте 2010 года Всероссийский центр общественного мнения провел социологический опрос на тему: «Верим ли мы в Бога?» , который в общероссийском масштабе отразил данные, схожие с результатами опроса по Челябинской области.

Православия - 75

Ислама - 5

Католицизма - 1

Протестантизма (ЕХБ, пятидесятничества, адвентизма, лютеранства, баптизма и т. д.) - больше 1

Иудаизма больше - 1

Буддизма - 1

Являюсь верующим, но к какой-либо конкретной конфессии не принадлежу - 3

Неверующим - 8

Колеблюсь между верой и неверием - 5

Другого вероисповедания больше - 1

Затрудняюсь ответить - 1

К последователям православия в России себя относят 75% респондентов, ислама – 5%, к другим конфессиям чуть более, или чуть менее одного процента. Ещё 3% считают себя верующими, но к какой-либо из предложенных в анкете конфессии не принадлежат, 5% колеблются между верой и неверием, и 8 % причисляют себя к неверующим.Для выявления глубины религиозных верований, жителям Челябинской области в ходе опроса в августе 2011 годабыл задан вопрос: «СОБЛЮДАЕТЕ ЛИ ВЫ ОСНОВНЫЕ КАНОНЫ СВОЕЙ ВЕРЫ (ПОСЕЩЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ЦЕРКОВЬ, МЕЧЕТЬ И ДР.), СОБЛЮДЕНИЕ ПОСТОВ, И Т. П.)?» Ответы даны в процентах от числа опрошенных.

Полностью соблюдаю - 6,0

По большей части соблюдаю - 29,3

По большей части не соблюдаю - 26,6

Совершенно не соблюдаю - 13,9

Затрудняюсь ответить - 24,2

Как видно из данных таблицы, полностью соблюдают каноны своей веры лишь 6% респондентов. Большинство опрошенных (29,3%) соблюдают их по большей части. Ещё 26,6% ответили, что по большей части каноны веры не соблюдают, а 13,9% совершенно их не соблюдают.При наложении этого вопроса на вопрос о вероисповедании, мы получим такую картину. Полностью соблюдают каноны своей веры больше, чем в среднем по выборке мусульмане (на 20,5%), протестанты (4,5%, что на 4% больше, чем в среднем по выборке), буддисты и представители конфуцианства (3,4%, что на 3% больше, чем в среднем по выборке). По большей части соблюдают каноны веры респонденты, чаще относящие себя к православным (81,8%, что на 14% больше, чем в среднем по выборке) и мусульмане (16,6%, что на 6,8% больше, чем в среднем по выборке). Вместе с тем, представители православия чаще других выбирали варианты ответа «по большей части не соблюдаю» (92,4%, что на 24,6% больше, чем в среднем по выборке) и «совершенно не соблюдаю» (87,7%, что на 20% больше, чем в среднем по выборке).По результатам опроса можно также утверждать, что вера в Бога влияет на жизненную судьбу человека. В ходе нашего социологического исследования при ответе на вопрос «Можете ли Вы сказать, что Ваша жизнь складывается в целом удачно?», ответ «определённо да» выбрало в целом по массиву 11,3% респондентов. Среди верующих мусульман довольны жизнью уже 15,6%, протестантов – 28,6% , буддистов, конфуцианцев – 33,3%, католиков – 25,0%. А вот среди атеистов оказалось больше тех, кто считает, что жизнь складывается «определённо неудачно» – 15,4%. В среднем по массиву таких людей только 8,4%.В заключении можно отметить, что Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях», принятый в 1997 году в преамбуле зафиксировал «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры». Многими это рассматривалось как позиция, несовместимая с принципом свободы вероисповедания, как он провозглашён в ст. 28 Конституции РФ. Между тем, результаты проведённых опросов фиксируют, что подавляющая часть населения (и региона, и страны в целом) относит себя именно к православной ветви христианства.



Аналитическая группа Челябинского филиала РАНХиГС

Тэги: Социоско


10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конституционные права и обязанности гражданина РФ

Автор: Черненко Тамара Викторовна

Дата: 30.01.2019

Номер свидетельства: 497856

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Парламентский урок "Конституционные права и обязанности гражданина""
    ["seo_title"] => string(71) "parlamientskii_urok_konstitutsionnyie_prava_i_obiazannosti_ghrazhdanina"
    ["file_id"] => string(6) "381018"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484761178"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Рабочая программа по дисциплине "Конституционное право" "
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia-proghramma-po-distsiplinie-konstitutsionnoie-pravo"
    ["file_id"] => string(6) "134306"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416733644"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока "Права и обязанности граждан РФ" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-prava-i-obiazannosti-ghrazhdan-rf"
    ["file_id"] => string(6) "122092"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414150432"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока по обществознанию "Права и обязанности граждан РФ" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-prava-i-obiazannosti-ghrazhdan-rf"
    ["file_id"] => string(6) "122095"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414151126"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Открытое занятие по спецкурсу "Казахстанское право". Тема: Конституция – главный закон страны."
    ["seo_title"] => string(88) "otkrytoiezaniatiiepospietskursukazakhstanskoiepravotiemakonstitutsiiaghlavnyizakonstrany"
    ["file_id"] => string(6) "285058"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454082206"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства