ТЕМА: Конституционные права и обязанности гражданина РФ.
Цели:
- обучающая: подвести обучающихся к пониманию сути содержания главыII Конституции РФ, её соответствия международным документам по правам человека.
- развивающая: способствовать развитию у ребят умений анализа прочитанного, формированию навыков самостоятельной работы с текстом Конституции и других источников информации, способности высказать собственное мнение по прочитанному, умения дать оценку правовому документу.
-воспитательная : воспитание активной гражданской позиции, чувства патриотизма, интереса к теме.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: Конституция РФ, фрагменты международных документов, Презентация «Основные права и свободы»
Ход урока:
Вступительное слово учителя:
Конституционные права и свободы. Одно из ведущих мест в Конституции РФ занимает глава 2 — «Права и свободы человека и гражданина». Она содержит 48 статей. Это самый большой по объему раздел Основного Закона.
Каждое право и каждая свобода важны для нас, но особенно следует остановить внимание, знакомясь с этим разделом, на тех правах, которые составляют как бы костяк этого важнейшего правового материала. К таким нормам относятся: право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на свободу передвижения внутри страны, на выезд из нее и возвращение в нее ст. 27), право на свободу совести, вероисповедания (ст. 28), право на свободу мысли и слова (ст. 29), право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32), право частной собственности (ст. 35), право свободно распоряжаться своими способностями к труду (ст. 37), право на образование (ст. 43), гарантия судебной защиты прав в свобод (ст. 46).
Реализация прав и свобод человека и гражданина гарантирована, как правило, в странах с устойчивым демократическим политическим режимом в нормальные, спокойные периоды их существования. В случае же различных экстремальных ситуаций некоторые права могут подвергнуться ограничениям. В статье 56 отмечается, что такое может произойти в условиях чрезвычайного положения. Но даже в этом случае не подлежат ограничению такие права, как право на жизнь, запрет пыток, унижения человеческого достоинства, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и т. д.
Сегодня на уроке мы попытаемся проанализировать статьи IIглавы Конституции РФ, выслушаем выступления ребят, которым заранее были даны статьи , чтобы они смогли подготовиться к ответу в любой форме, которая им покажется интересной и, главное, высказать аргументированное мнение по сути этих статей.
Вниманию учащихся предлагается Презентация « Права и свобода граждан».(Приложение)
В ходе работы все ученики заполняют таблицу, за которую получают оценку.(прилагается)
2.Изучение нового материала.
1) выступления учащихся.
Задания в ходе работы:
Ст.20 ваше отношение к смертной казни(обсуждение)
Ст 26. Национальная принадлежность. Возможность пользоваться родным языком.(обсуждение)
Ст.28.Свобода вероисповедания.
Ст32. Право участвовать в управлении государством
Ст 37 свободный труд
Ст41 охрана здоровья и т. д.
В ходе дискуссий по статьям учащимся в качестве закрепления предлагаются
Задания:
1.При подготовке Декларации прав человека и гражданина один из деятелей Французской революции Э.-Ж. Сьейес (Сиейес) предложил такую формулировку в Декларацию: «Если люди не равны в средствах, т. е. по богатству, по уму, по силе и т. д., то из этого не следует, что они не равны в правах». Согласны ли вы с этой формулировкой? Реально ли полное равенство между людьми? Реально ли (осуществимо ли) равенство в правах?
2. Познакомьтесь с содержанием цитат.
«Очень трудно говорить о правах человека и проповедовать мораль в тех странах, где люди страдают от голода. Вначале надо дать им поесть, а потом уже нужно обсуждать эти вопросы» (К. В. Кофман, немецкий священник).
«Права человека имеют абсолютную ценность и должны в одинаковой степени обсуждаться и исполняться вне зависимости от того, богата страна или бедна, могуча или слаба» (X. Старки, английский ученый).
Какая из этих мыслей представляется вам более правильной? Аргументируйте свой ответ.
3. Выберите из следующих высказываний те, которые соответствуют идее прав человека:
свобода есть возможность делать все, что мне хочется;
свобода есть право делать все, что дозволено законом;
свобода есть независимость от норм, установленных людьми; свобода есть независимость от заветов Бога;
свобода одного человека ограничена пределами свободы других.
4. Существует по меньшей мере два понимания законности:
— законность как показатель юридической защищенности человека от произвола аппарата власти;
— законность как средство государственного руководства, требование строгого и неукоснительного соблюдения законов всеми органами, организациями, гражданами и т. д.
Какое понимание, с вашей точки зрения, ближе к идеологии прав человека? Аргументируйте свой ответ.
5.Прочитайте приведенные ниже статьи Всеобщей декларации прав человека, сопоставьте их с нормами Конституции РФ. Какие положения Всеобщей декларации прав человека нашли отражение в Конституции РФ?
ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 1948 г. (Извлечение)
Статья 1
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Статья 2
Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Статья 3
Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Статья 4
Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.
Статья 5
Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конституционные права и обязанности гражданина РФ»
ТЕМА: Конституционные права и обязанности гражданина РФ.
Цели:
- обучающая: подвести обучающихся к пониманию сути содержания главыII Конституции РФ, её соответствия международным документам по правам человека.
- развивающая: способствовать развитию у ребят умений анализа прочитанного, формированию навыков самостоятельной работы с текстом Конституции и других источников информации, способности высказать собственное мнение по прочитанному, умения дать оценку правовому документу.
-воспитательная : воспитание активной гражданской позиции, чувства патриотизма, интереса к теме.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: Конституция РФ, фрагменты международных документов, Презентация «Основные права и свободы»
Ход урока:
Вступительное слово учителя:
Конституционные права и свободы. Одно из ведущих мест в Конституции РФ занимает глава 2 — «Права и свободы человека и гражданина». Она содержит 48 статей. Это самый большой по объему раздел Основного Закона.
Каждое право и каждая свобода важны для нас, но особенно следует остановить внимание, знакомясь с этим разделом, на тех правах, которые составляют как бы костяк этого важнейшего правового материала. К таким нормам относятся: право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на свободу передвижения внутри страны, на выезд из нее и возвращение в нее ст. 27), право на свободу совести, вероисповедания (ст. 28), право на свободу мысли и слова (ст. 29), право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32), право частной собственности (ст. 35), право свободно распоряжаться своими способностями к труду (ст. 37), право на образование (ст. 43), гарантия судебной защиты прав в свобод (ст. 46).
Реализация прав и свобод человека и гражданина гарантирована, как правило, в странах с устойчивым демократическим политическим режимом в нормальные, спокойные периоды их существования. В случае же различных экстремальных ситуаций некоторые права могут подвергнуться ограничениям. В статье 56 отмечается, что такое может произойти в условиях чрезвычайного положения. Но даже в этом случае не подлежат ограничению такие права, как право на жизнь, запрет пыток, унижения человеческого достоинства, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и т. д.
Сегодня на уроке мы попытаемся проанализировать статьи IIглавы Конституции РФ, выслушаем выступления ребят, которым заранее были даны статьи , чтобы они смогли подготовиться к ответу в любой форме, которая им покажется интересной и, главное, высказать аргументированное мнение по сути этих статей.
Вниманию учащихся предлагается Презентация « Права и свобода граждан».(Приложение)
В ходе работы все ученики заполняют таблицу, за которую получают оценку.(прилагается)
2.Изучение нового материала.
1) выступления учащихся.
Задания в ходе работы:
Ст.20 ваше отношение к смертной казни(обсуждение)
Ст 26. Национальная принадлежность. Возможность пользоваться родным языком.(обсуждение)
Ст.28.Свобода вероисповедания.
Ст32. Право участвовать в управлении государством
Ст 37 свободный труд
Ст41 охрана здоровья и т. д.
В ходе дискуссий по статьям учащимся в качестве закрепления предлагаются
Задания:
1.При подготовке Декларации прав человека и гражданина один из деятелей Французской революции Э.-Ж. Сьейес (Сиейес) предложил такую формулировку в Декларацию: «Если люди не равны в средствах, т. е. по богатству, по уму, по силе и т. д., то из этого не следует, что они не равны в правах». Согласны ли вы с этой формулировкой? Реально ли полное равенство между людьми? Реально ли (осуществимо ли) равенство в правах?
2. Познакомьтесь с содержанием цитат.
«Очень трудно говорить о правах человека и проповедовать мораль в тех странах, где люди страдают от голода. Вначале надо дать им поесть, а потом уже нужно обсуждать эти вопросы» (К. В. Кофман, немецкий священник).
«Права человека имеют абсолютную ценность и должны в одинаковой степени обсуждаться и исполняться вне зависимости от того, богата страна или бедна, могуча или слаба» (X. Старки, английский ученый).
Какая из этих мыслей представляется вам более правильной? Аргументируйте свой ответ.
3. Выберите из следующих высказываний те, которые соответствуют идее прав человека:
свобода есть возможность делать все, что мне хочется;
свобода есть право делать все, что дозволено законом;
свобода есть независимость от норм, установленных людьми; свобода есть независимость от заветов Бога;
свобода одного человека ограничена пределами свободы других.
4. Существует по меньшей мере два понимания законности:
— законность как показатель юридической защищенности человека от произвола аппарата власти;
— законность как средство государственного руководства, требование строгого и неукоснительного соблюдения законов всеми органами, организациями, гражданами и т. д.
Какое понимание, с вашей точки зрения, ближе к идеологии прав человека? Аргументируйте свой ответ.
5.Прочитайте приведенные ниже статьи Всеобщей декларации прав человека, сопоставьте их с нормами Конституции РФ. Какие положения Всеобщей декларации прав человека нашли отражение в Конституции РФ?
ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 1948 г. (Извлечение)
Статья 1
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Статья 2
Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Статья 3
Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Статья 4
Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.
Статья 5
Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию.
Приложение.
В Основном документе нашей страны – Конституции Российской Федерации, в ст.28, закреплён принцип свободы вероисповедания, то есть у каждого гражданина есть право исповедовать и практиковать любую религию. В настоящее время свобода вероисповедания понимается также как право не исповедовать и не практиковать никакой религии.В связи с этим возникает естественный вопрос о том, как выглядит по своему составу конфессиональная принадлежность жителей России? В рамках реализации проекта по изучению общественного мнения специалисты лаборатории прикладной политологии и социологии Челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ решили выяснить, к какому вероисповеданию причисляют себя жители Челябинской области. С этой целью 10-15 августа 2011 года был проведен инициативный социологический опрос на территории Челябинской области. Опрошено 1500 респондентов. Статистическая погрешность в выборке составила +2,5%.
Респондентам был задан вопрос: «К КАКОМУ ВЕРОИСПОВЕДАНИЮ ВЫ СЕБЯ ПРИЧИСЛЯЕТЕ?» Ответы даны в процентах от числа опрошенных в сравнении с результатами опроса, проведённого в 2007 году.
Православный - 67,8 (2011), 61,3 (2007);
Мусульманин 9,8 (2011), 6,5 (2007);
Протестант 0,5 (2011), 0,2 (2007);
Буддист, конфуцианец 0,4 (2011), 0,2 (2007);
Католик 0,3 (2011), 1,0 (2007);
Иудей 0.0 (2011), 0,1 (2007);
Неверующий 0.0 (2011), – (2007);
Атеист 14,3 (2011), 24,2 (2007);
Другое 1,1 (2011), 6,5 (2007);
затрудняюсь ответить 5,9 (2011), 0.0 (2007).
Более половины опрошенных (67,8%) ответили, что относят себя к православным. Чаще так отвечают на вопрос женщины (59,9%, что на 5,2% больше, чем в среднем по выборке).
К мусульманам относят себя 9,8% опрошенных. Это, в большинстве своём, респонденты в возрасте от 18 до 30 лет (28,6%, что на 3,9% больше, чем в среднем по выборке).
Атеистами себя называют 14,3% жителей Челябинской области. Как правило, так отвечают мужчины (58,9%, что на 13,6% больше, чем в среднем по выборке), по социальному положению чаще специалисты с высшим образованием (58,9%, что на 13,6% больше, чем в среднем по выборке), а также руководители предприятия, учреждения (5,6%, что на 3,6% больше, чем в среднем по выборке), оценивающие собственное материальное положение оценочной позицией «денег на жизнь хватает, особо не экономим» (15%, что на 4,2% больше, чем в среднем по выборке). Велика в этой группе доля респондентов с высшим образованием (31,3%, что на 6,6% больше, чем в среднем по выборке).
Социально-демографические характеристики респондентов, относящих себя к приверженцам таких религиозных течений, как протестантизм, буддизм, конфуцианство и католицизм, не репрезентативны. Поскольку для обеспечения необходимого уровня репрезентативности применён метод квотной случайной выборки, среди респондентов оказались не представлены сторонники иудаизма, а также неверующие. Последние, видимо, посчитали, что они атеисты.
По данным социологического опроса, проведенного в 2007 году , 61,6% опрошенных респондентов исповедовали православие, 6,5% – ислам, 5,9% – другие религии. Практически четверть опрошенных (26%) назвали себя атеистами. Таким образом, можно отметить, что доля православных увеличилась на 6,5%, а мусульман на 3,3%. Вместе с тем, значительно сократилось число респондентов, считающих себя атеистами, на 9,9%.
В марте 2010 года Всероссийский центр общественного мнения провел социологический опрос на тему: «Верим ли мы в Бога?» , который в общероссийском масштабе отразил данные, схожие с результатами опроса по Челябинской области.
Православия - 75
Ислама - 5
Католицизма - 1
Протестантизма (ЕХБ, пятидесятничества, адвентизма, лютеранства, баптизма и т. д.) - больше 1
Иудаизма больше - 1
Буддизма - 1
Являюсь верующим, но к какой-либо конкретной конфессии не принадлежу - 3
Неверующим - 8
Колеблюсь между верой и неверием - 5
Другого вероисповедания больше - 1
Затрудняюсь ответить - 1
К последователям православия в России себя относят 75% респондентов, ислама – 5%, к другим конфессиям чуть более, или чуть менее одного процента. Ещё 3% считают себя верующими, но к какой-либо из предложенных в анкете конфессии не принадлежат, 5% колеблются между верой и неверием, и 8 % причисляют себя к неверующим.Для выявления глубины религиозных верований, жителям Челябинской области в ходе опроса в августе 2011 года был задан вопрос: «СОБЛЮДАЕТЕ ЛИ ВЫ ОСНОВНЫЕ КАНОНЫ СВОЕЙ ВЕРЫ (ПОСЕЩЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ЦЕРКОВЬ, МЕЧЕТЬ И ДР.), СОБЛЮДЕНИЕ ПОСТОВ, И Т. П.)?» Ответы даны в процентах от числа опрошенных.
Полностью соблюдаю - 6,0
По большей части соблюдаю - 29,3
По большей части не соблюдаю - 26,6
Совершенно не соблюдаю - 13,9
Затрудняюсь ответить - 24,2
Как видно из данных таблицы, полностью соблюдают каноны своей веры лишь 6% респондентов. Большинство опрошенных (29,3%) соблюдают их по большей части. Ещё 26,6% ответили, что по большей части каноны веры не соблюдают, а 13,9% совершенно их не соблюдают.При наложении этого вопроса на вопрос о вероисповедании, мы получим такую картину. Полностью соблюдают каноны своей веры больше, чем в среднем по выборке мусульмане (на 20,5%), протестанты (4,5%, что на 4% больше, чем в среднем по выборке), буддисты и представители конфуцианства (3,4%, что на 3% больше, чем в среднем по выборке). По большей части соблюдают каноны веры респонденты, чаще относящие себя к православным (81,8%, что на 14% больше, чем в среднем по выборке) и мусульмане (16,6%, что на 6,8% больше, чем в среднем по выборке). Вместе с тем, представители православия чаще других выбирали варианты ответа «по большей части не соблюдаю» (92,4%, что на 24,6% больше, чем в среднем по выборке) и «совершенно не соблюдаю» (87,7%, что на 20% больше, чем в среднем по выборке).По результатам опроса можно также утверждать, что вера в Бога влияет на жизненную судьбу человека. В ходе нашего социологического исследования при ответе на вопрос «Можете ли Вы сказать, что Ваша жизнь складывается в целом удачно?», ответ «определённо да» выбрало в целом по массиву 11,3% респондентов. Среди верующих мусульман довольны жизнью уже 15,6%, протестантов – 28,6% , буддистов, конфуцианцев – 33,3%, католиков – 25,0%. А вот среди атеистов оказалось больше тех, кто считает, что жизнь складывается «определённо неудачно» – 15,4%. В среднем по массиву таких людей только 8,4%.В заключении можно отметить, что Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях», принятый в 1997 году в преамбуле зафиксировал «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры». Многими это рассматривалось как позиция, несовместимая с принципом свободы вероисповедания, как он провозглашён в ст. 28 Конституции РФ. Между тем, результаты проведённых опросов фиксируют, что подавляющая часть населения (и региона, и страны в целом) относит себя именно к православной ветви христианства.
Аналитическая группа Челябинского филиала РАНХиГС
Приложение№1
Прочитайте приведенные ниже статьи Всеобщей декларации прав человека, сопоставьте их с нормами Конституции РФ. Какие положения Всеобщей декларации прав человека нашли отражение в Конституции РФ?
ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 1948 г. (Извлечение)
Статья 1
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Статья 2
Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Статья 3
Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Статья 4
Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.
Статья 5
Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию.
Прочитайте приведенные ниже статьи Всеобщей декларации прав человека, сопоставьте их с нормами Конституции РФ. Какие положения Всеобщей декларации прав человека нашли отражение в Конституции РФ?
ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 1948 г. (Извлечение)
Статья 1
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Статья 2
Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Статья 3
Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Статья 4
Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.
Статья 5
Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию.
Приложение №2
При подготовке Декларации прав человека и гражданина один из деятелей Французской революции Э.-Ж. Сьейес (Сиейес) предложил такую формулировку в Декларацию: «Если люди не равны в средствах, т. е. по богатству, по уму, по силе и т. д., то из этого не следует, что они не равны в правах». Согласны ли вы с этой формулировкой? Реально ли полное равенство между людьми? Реально ли (осуществимо ли) равенство в правах?
2. Познакомьтесь с содержанием цитат.
«Очень трудно говорить о правах человека и проповедовать мораль в тех странах, где люди страдают от голода. Вначале надо дать им поесть, а потом уже нужно обсуждать эти вопросы» (К. В. Кофман, немецкий священник).
«Права человека имеют абсолютную ценность и должны в одинаковой степени обсуждаться и исполняться вне зависимости от того, богата страна или бедна, могуча или слаба» (X. Старки, английский ученый).
Чакая из этих мыслей представляется вам более правильной? Аргументируйте свой ответ.
3. Выберите из следующих высказываний те, которые соответствуют идее прав человека:
свобода есть возможность делать все, что мне хочется;
свобода есть право делать все, что дозволено законом;
свобода есть независимость от норм, установленных людьми; свобода есть независимость от заветов Бога;
свобода одного человека ограничена пределами свободы других.
4. Существует по меньшей мере два понимания законности:
— законность как показатель юридической защищенности человека от произвола аппарата власти;
— законность как средство государственного руководства, требование строгого и неукоснительного соблюдения законов всеми органами, организациями, гражданами и т. д.
Какое понимание, с вашей точки зрения, ближе к идеологии прав человека? Аргументируйте свой ответ.
Рабочий лист
Классификация конституционных прав
№ статей и их краткое содержание
Примеры положительной реализации прав
Примеры нарушений прав
Гражданские
(личные)
Экономические
Политические
Культурные
социальные
Приложение №4
В Основном документе нашей страны – Конституции Российской Федерации, в ст.28, закреплён принцип свободы вероисповедания, то есть у каждого гражданина есть право исповедовать и практиковать любую религию. В настоящее время свобода вероисповедания понимается также как право не исповедовать и не практиковать никакой религии.В связи с этим возникает естественный вопрос о том, как выглядит по своему составу конфессиональная принадлежность жителей России? В рамках реализации проекта по изучению общественного мнения специалисты лаборатории прикладной политологии и социологии Челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ решили выяснить, к какому вероисповеданию причисляют себя жители Челябинской области. С этой целью 10-15 августа 2011 года был проведен инициативный социологический опрос на территории Челябинской области. Опрошено 1500 респондентов. Статистическая погрешность в выборке составила +2,5%.
Респондентам был задан вопрос: «К КАКОМУ ВЕРОИСПОВЕДАНИЮ ВЫ СЕБЯ ПРИЧИСЛЯЕТЕ?» Ответы даны в процентах от числа опрошенных в сравнении с результатами опроса, проведённого в 2007 году.
Православный - 67,8 (2011), 61,3 (2007);
Мусульманин 9,8 (2011), 6,5 (2007);
Протестант 0,5 (2011), 0,2 (2007);
Буддист, конфуцианец 0,4 (2011), 0,2 (2007);
Католик 0,3 (2011), 1,0 (2007);
Иудей 0.0 (2011), 0,1 (2007);
Неверующий 0.0 (2011), – (2007);
Атеист 14,3 (2011), 24,2 (2007);
Другое 1,1 (2011), 6,5 (2007);
затрудняюсь ответить 5,9 (2011), 0.0 (2007).
Более половины опрошенных (67,8%) ответили, что относят себя к православным. Чаще так отвечают на вопрос женщины (59,9%, что на 5,2% больше, чем в среднем по выборке).
К мусульманам относят себя 9,8% опрошенных. Это, в большинстве своём, респонденты в возрасте от 18 до 30 лет (28,6%, что на 3,9% больше, чем в среднем по выборке).
Атеистами себя называют 14,3% жителей Челябинской области. Как правило, так отвечают мужчины (58,9%, что на 13,6% больше, чем в среднем по выборке), по социальному положению чаще специалисты с высшим образованием (58,9%, что на 13,6% больше, чем в среднем по выборке), а также руководители предприятия, учреждения (5,6%, что на 3,6% больше, чем в среднем по выборке), оценивающие собственное материальное положение оценочной позицией «денег на жизнь хватает, особо не экономим» (15%, что на 4,2% больше, чем в среднем по выборке). Велика в этой группе доля респондентов с высшим образованием (31,3%, что на 6,6% больше, чем в среднем по выборке).
Социально-демографические характеристики респондентов, относящих себя к приверженцам таких религиозных течений, как протестантизм, буддизм, конфуцианство и католицизм, не репрезентативны. Поскольку для обеспечения необходимого уровня репрезентативности применён метод квотной случайной выборки, среди респондентов оказались не представлены сторонники иудаизма, а также неверующие. Последние, видимо, посчитали, что они атеисты.
По данным социологического опроса, проведенного в 2007 году , 61,6% опрошенных респондентов исповедовали православие, 6,5% – ислам, 5,9% – другие религии. Практически четверть опрошенных (26%) назвали себя атеистами. Таким образом, можно отметить, что доля православных увеличилась на 6,5%, а мусульман на 3,3%. Вместе с тем, значительно сократилось число респондентов, считающих себя атеистами, на 9,9%.
В марте 2010 года Всероссийский центр общественного мнения провел социологический опрос на тему: «Верим ли мы в Бога?» , который в общероссийском масштабе отразил данные, схожие с результатами опроса по Челябинской области.
Православия - 75
Ислама - 5
Католицизма - 1
Протестантизма (ЕХБ, пятидесятничества, адвентизма, лютеранства, баптизма и т. д.) - больше 1
Иудаизма больше - 1
Буддизма - 1
Являюсь верующим, но к какой-либо конкретной конфессии не принадлежу - 3
Неверующим - 8
Колеблюсь между верой и неверием - 5
Другого вероисповедания больше - 1
Затрудняюсь ответить - 1
К последователям православия в России себя относят 75% респондентов, ислама – 5%, к другим конфессиям чуть более, или чуть менее одного процента. Ещё 3% считают себя верующими, но к какой-либо из предложенных в анкете конфессии не принадлежат, 5% колеблются между верой и неверием, и 8 % причисляют себя к неверующим.Для выявления глубины религиозных верований, жителям Челябинской области в ходе опроса в августе 2011 годабыл задан вопрос: «СОБЛЮДАЕТЕ ЛИ ВЫ ОСНОВНЫЕ КАНОНЫ СВОЕЙ ВЕРЫ (ПОСЕЩЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ЦЕРКОВЬ, МЕЧЕТЬ И ДР.), СОБЛЮДЕНИЕ ПОСТОВ, И Т. П.)?» Ответы даны в процентах от числа опрошенных.
Полностью соблюдаю - 6,0
По большей части соблюдаю - 29,3
По большей части не соблюдаю - 26,6
Совершенно не соблюдаю - 13,9
Затрудняюсь ответить - 24,2
Как видно из данных таблицы, полностью соблюдают каноны своей веры лишь 6% респондентов. Большинство опрошенных (29,3%) соблюдают их по большей части. Ещё 26,6% ответили, что по большей части каноны веры не соблюдают, а 13,9% совершенно их не соблюдают.При наложении этого вопроса на вопрос о вероисповедании, мы получим такую картину. Полностью соблюдают каноны своей веры больше, чем в среднем по выборке мусульмане (на 20,5%), протестанты (4,5%, что на 4% больше, чем в среднем по выборке), буддисты и представители конфуцианства (3,4%, что на 3% больше, чем в среднем по выборке). По большей части соблюдают каноны веры респонденты, чаще относящие себя к православным (81,8%, что на 14% больше, чем в среднем по выборке) и мусульмане (16,6%, что на 6,8% больше, чем в среднем по выборке). Вместе с тем, представители православия чаще других выбирали варианты ответа «по большей части не соблюдаю» (92,4%, что на 24,6% больше, чем в среднем по выборке) и «совершенно не соблюдаю» (87,7%, что на 20% больше, чем в среднем по выборке).По результатам опроса можно также утверждать, что вера в Бога влияет на жизненную судьбу человека. В ходе нашего социологического исследования при ответе на вопрос «Можете ли Вы сказать, что Ваша жизнь складывается в целом удачно?», ответ «определённо да» выбрало в целом по массиву 11,3% респондентов. Среди верующих мусульман довольны жизнью уже 15,6%, протестантов – 28,6% , буддистов, конфуцианцев – 33,3%, католиков – 25,0%. А вот среди атеистов оказалось больше тех, кто считает, что жизнь складывается «определённо неудачно» – 15,4%. В среднем по массиву таких людей только 8,4%.В заключении можно отметить, что Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях», принятый в 1997 году в преамбуле зафиксировал «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры». Многими это рассматривалось как позиция, несовместимая с принципом свободы вероисповедания, как он провозглашён в ст. 28 Конституции РФ. Между тем, результаты проведённых опросов фиксируют, что подавляющая часть населения (и региона, и страны в целом) относит себя именно к православной ветви христианства.