- способствовать развитию информационно-коммуникативных компетенций:
- выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог,
- владеть навыками работы с различными источниками информации: учебниками, результатами соц. опроса, Интернет-ресурсами;
Воспитательная задача:
– формирование экономической культуры учащихся, адекватного отношения к жизненным ценностям, воспитание интереса к исследовательской деятельности, интереса к произведениям советского кинематографа.
Тип урока: формирование новых знаний и умений
Формы работы учащихся: фронтальная в сочетании с индивидуальной, групповая, парная.
УМК: Боголюбов Л.Н. Городецкая Н.И. Обществознание: Учебник 8 класса для общеобразовательных учреждений – Издательство «Просвещение»
Ход урока:
Этап 1. Мотивация. Целеполагание.
Добрый день. Прошу вас садитесь. Внимание, прислушайтесь. Звук монет. Что вы услышали? Деньги. Для чего нужны деньги? Для покупки товара
Наш сегодня урок посвящен тому, чем мы с вами регулярно пользуемся и не представляем себе жизни без них. Речь пойдет о товарах, и деньгах.
Запись темы в тетрадь.
Обдумывайте задачи.
Предлагаю познакомиться с задачами, соотнести их с планом изучения темы и сделать вывод: сможем ли мы реализовать образовательные задачи, работая по такому плану?
(1, 2 задачи будут рассматриваться в пункте Товары и услуги. Что такое деньги и каковы их свойства в пунктах 2 и 3. В плане не отражены функций денег. Основной закон бизнеса, как будущим предпринимателям вам предлагается освоить дома)
На столах у вас есть лист самоконтроля. Подпишите его, отмечайте в нем свои успехи, которые после урока могут быть превращены в оценку. Переходим к изучению нового материала.
1. Товары и услуги.
Откройте учебники на с.70. Используя схему, выделите структурные компоненты в этом определении «товар». Назовите 1 компонент – товар – это? (Товар - любой продукт, который можно продавать и покупать.)
На с. 70 учебника рассказывается об услугах. Используя схему, сформулируйте определение. Для справившихся есть дополнительное задание на экране.
Проверка: Что такое услуга? (Услуги – это полезная деятельность, выполняемая за деньги.) Приведите пример услуг, приобретаемой за деньги. (Стоматолог - лечит зубы, юрист консультирует клиента.)
В чем разница между товаром и услугой? (Разница – товар – это продукт, он материален. А услуга нематериальна, мы не можем к ней прикоснуться, переместить ее в пространстве.)
В чем сходство товара и услуги? (Сходство – они нужны другим людям; за услуги и товары платят деньги.)
2.Деньги, роль денег.
Что такое деньги мы знаем с вами с детства. Кто может сформулировать определение понятия «деньги»?
Если сложно:. Можно начать со второй части, т.е. с признака этого понятия. Для чего нужны деньги? (чтобы купить необходимые товары) Выделяем признак: то, что необходимо для торговли.
Значит, деньги – это что? (средство, необходимое для осуществления торговых сделок)
Используется другое определение – всеобщий эквивалент, т.е. равноценно заменяющий.
Это понятие ключевое в этой теме, запишите его в тетради.
Какова роль денег в обществе? (польза) (Способствуют развитию торговли.)
А какова роль товаров и услуг? (Удовлетворяем потребности. С тех пор когда появилась удобная форма денег, продукты, которые производит 1 человек стало легко обменивать на другие товары. Появилась возможность специализироваться на производстве только одного вида товара, доводить свои умения до совершенства. В конечном итоге товары и деньги способствуют развитию экономики и благосостояния общества.)
Деньги существовали не всегда. В древности роль денег выполняли различные товары.
На экране вы видите товары, которые у разных народов, в разное время выполняли роль посредника при обмене. Постепенно на смену им в качестве всеобщего эквивалента пришли золото, серебро, медь. Со временем появились бумажные деньги. Сегодня распространены пластиковые карточки. Это один из видов электронных денег.
3. Свойства денег.
Чтобы эффективно выполнять роль посредника при обмене товаров, деньги должны обладать определенными свойствами. Человечество на протяжении истории искало наиболее удобную форму денег. Сегодня этот процесс продолжается.
Задание в микро-группах предполагает самостоятельное знакомство со свойствами денег, анализ некоторых форм денег. Возьмите голубые карточки, познакомьтесь с инструкцией, Обратите внимание: 1 этап выполняется индивидуально. Далее работаете совместно. Заполняете таблицу в карточке. Совместно формулируете вывод.
Фронтально проверяться будет только 3 задание. Работа в микро-группах
Фронтальная проверка: Выступление представителей групп.
Выступление ученика с результатами мини-исследования об использовании электронных денег среди учеников и их родителей.
Задание: Слушая выступление ребят, сформулируйте им вопрос, который вы зададите после их выступления.
Что бы ты посоветовал будущим пользователям электронных кошельков? (Подумать, зачем они вам нужны, записать пароль доступа к элект кошельку, путь, как заходить в электронный кошелек; оперировать суммами, которые вам не страшно потерять)
Есть ли недостатки у электронных денег? (Не обеспечены силой государства, имеют хождение только в Интернете; нужны усилия, чтобы научиться ими пользоваться)
Вывод: Человек должен учиться обращаться с деньгами. Уважать трудовые деньги. это деньги родителей Нужно учиться ограничивать себя.
4) Функции денег. Роль денег не только в том, что они облегчают обмен, способствуют развитию торговли, деньги выполняют и другие важные функции в экономике. На с. 71 они перечислены.
Для работы в парах, возьмите инструкцию.
Задание: Каждый человек изучает содержание 2 функций денег, кратко объясняет содержание каждой функции товарищу. Дополнительное задание: придумайте пример.
Проверка: В чем содержание функции денег как меры стоимости?
В чем содержание функции денег как средства накопления?
В чем содержание функции денег как средства обмена (обращения)?
В чем ее отличие от функции денег как средства платежа?
Для закрепления предлагаю посмотреть отрывки из фильма «Двенадцать стульев», экранизация одноименного романа Ильфа и Петрова.
Задание: определить, какие функции денег проиллюстрированы в каждом из 3 отрывков. Напомню сюжет: 2 главных герои, один из них – Остап Бендер, ищут 12 стульев, в одном из которых спрятаны сокровища.
Проверка после каждого отрывка (1-мера стоимости, 2- обращения, 3- платежа)
Объяснение учителя.
Валюта нескольких стран выполняет еще одну функцию – «мировые деньги», т.е. деньги, применяемые в расчетах между странами.
Сегодня российский рубль не выполняет функции мировых денег, сегодня эту функцию выполняют доллар, евро, еще национальные валюты некоторых стран.
У меня в руках купюры, выпуска 1905 года. 100 лет назад российский рубль был одной из самых твёрдых валют и охотно принимался в международных расчётах., т.е. выполнял функцию мировых денег и банки свободно обменивали на чистое золото. Можете на перемене прикоснуться к истории.
Демонстрация купюры.
5) Инфляция. Фронтальная беседа.
Каждый человек рано или поздно себе задает: Почему правительство не напечатает столько денег, чтобы хватило на все? И на достойные пенсии, и на образование, и медицину.
Потому что бумажные деньги – это только та вещь, которая нужна для обслуживания сделки купли-продажи, т.е. условно говоря, бумажных денег должно быть столько, сколько товаров продается в стране. Экономисты используют термин «покупательная способность» денег. Допустим на 500 рублей можно купить пакет продуктов. Если в 2 раза напечатать больше денег, а товаров останется столько же - цены вырастут. Деньги обесценятся. И начнется инфляция.
Инфляция – это обесценивание денег, снижение их покупательной способности.
Рефлексия: Перейдем к проверке усвоения знаний. В тетрадях выполните тест.
Самопроверка по ключу.
Поднимите руки, кто выполнил без ошибок? Молодцы. У кого есть ошибки, подумайте, почему ошибки появились? Что нужно сделать, что их больше не было.
Докажите, что вы не просто теряли время на уроке, а учились.
Подведение итогов:Итак, сегодня мы с вами выясняли, что все, что покупается и продается, является товаром. Средством, облегчающим обмен товаров и услуг, являются деньги. Ученые называют их всеобщим эквивалентом. Товар и деньги способствуют развитию экономики, и в конечном счете, росту благосостояния людей.
Мы знаем, что деньги нужны каждый день. Деньги определяют достаток семьи и благополучие государства. Но все же, за деньгами мы не должны забывать человеческие отношения, вряд ли мы сможем купить дружбу, уважение, любовь, семью, здоровье.
Сегодня мне хочется вам дать совет: не преувеличивать роль денег, не превращать их в главную цель в жизни.
Д/З: §10, в.1-4
Изучив самостоятельно в рамках учебника основной закон бизнеса, подготовьте
Аргументированное суждение: (оформите письменно)
Легко ли быть бизнесменом?
Дополнительное задание:
Что лучше в условиях высокой инфляции выполняет функцию сбережения: деньги или картины великих художников? Разобраться в этом вопросе вам поможет учебник, Интернет. Выясните мнение родителей. С обсуждения предложений ваших родителей мы начнем следующий наш урок.
Всем спасибо за работу. Рекомендую посмотреть фильм полностью.
Карточка для работы в микро-группе
Задание 1. Выполняется индивидуально.
Познакомьтесь на с.71, 2 абзац со свойствами денег и их объяснением.
Задание 2. Выполняется совместно.
Проанализируйте формы денег с точки зрения наличия или отсутствия данных свойств. Заполните таблицу, отмечая знаком + наличие данного свойства, знаком – отсутствие. Посчитайте общее количество +.
Таблица
Порта
тивность
Одноро
дность
Стабиль
ность
Узнавае
мость
Дели
мость
Долгове
чность
Всего «+»
Скот
Золотые слитки
Бумажные деньги
Задание 3. Сделайте вывод: Какой вид денег самый эффективный? Почему вы пришли к такому выводу?
Время выполнения – 1,5 минуты.
Карточка для работы в микро-группе
Задание 1. Выполняется индивидуально.
Познакомьтесь на с.71, 2 абзац со свойствами денег и их объяснением.
Задание 2. Выполняется совместно.
Проанализируйте формы денег с точки зрения наличия или отсутствия данных свойств. Заполните таблицу, отмечая знаком + наличие данного свойства, знаком – отсутствие. Посчитайте общее количество +.
Таблица
Порта
тивность
Одноро
дность
Стабиль
ность
Узнавае
мость
Дели
мость
Долгове
чность
Всего «+»
Скот
Золотые слитки
Бумажные деньги
Задание 3. Сделайте вывод: Какой вид денег самый эффективный? Почему вы пришли к такому выводу?
Время выполнения – 1,5 минуты.
Карточка для работы в парах. 1 вариант
Задание 1. Выполняется индивидуально.
Познакомьтесь с содержанием функции денег как меры стоимости и средства накопления. Текст: учебник с.72, 1-2 абзацы.
Задания выполняется в парах.
Задание 2. Объясните содержание изученных вами функций соседу.
Задание 3. Выслушайте объяснение соседа.
Время выполнения – 2 минуты.
Карточка для работы в парах. 2 вариант
Задание 1. Выполняется индивидуально.
Познакомьтесь с содержанием функции денег как средство обмена и средство платежа .
Текст: дополнительная карточка.
Задания выполняется в парах.
Задание 2. Выслушайте объяснение соседа.
Задание 3. Объясните содержание изученных вами функций соседу.
Время выполнения – 2 минуты.
Дополнительная карточка
Функция денег как средства обмена. Деньги выступают в роли посредника при обмене. Деньги помогают избежать бартера. Например, совершая покупки в магазине, люди используют именно функцию денег как средство обмена. В роли посредника при обмене деньги выступают мимолётно. Тут же происходит обменденег на товар.
Функция денег как средства платежа. Платеж означает, что расчет осуществляется или до, или после получения того или иного товара или услуги. Примером может служить оплата коммунальных платежей, интернета, мобильной связи, покупки по интернету. Как средство платежа деньги используются, например, при выплате заработной платы работникам, пенсии, при продаже товара в кредит, при оплате штрафов и др. Таким образом, функция денег как средства платежа проявляется, когда обмен денег на товар происходит не сразу, а существует разрыв во времени между оплатой и получением товара или услуги.